Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Елизавета Михайловна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_may_2017.odt28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР

 Термин «общее недоразвитие речи» применяется к патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики (Р.Е.Левина). Обучение детей дошкольного возраста с ОНР, позволяющее устранить речевые нарушения и подготовить их к обучению в школе, должно проводиться в специализированной группе. Но дети с ОНР посещают и общеобразовательные детские сады. Причина может заключаться в нехватке свободных мест в коррекционных учреждениях и специализированных группах, а так же в нежелании родителей менять коллектив, в котором ребёнок себя чувствует комфортно, либо в неудобном расположении ДОУ, которое мог бы посещать ребёнок. Поэтому возникает необходимость обратить особое внимание на этих детей и максимально помочь им устранить речевые нарушения.

  Основная задача коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

   Определяя содержание работы,  необходимо четкое представление о структуре основного дефекта формирования речи детей с ОНР – т.е. о дефицитарности  языковой способности детей.

    В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

     В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и Г.В.Чиркина выделяют 4 уровня речевого развития.

1 уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Для таких детей характерно длительное отсутствие речевого подражания, инертность в овладении новыми для него словами. Ребёнок может пользоваться отдельными звуками и звукоподражаниями, обрывками лепетных слов («кока» - петушок, «дада» - дай). Нередко свои «высказывания» ребёнок подкрепляет мимикой и жестами.

     2  уровень развития речи характеризуется наличием двух-, трёх-, а иногда даже и четырёхсловной фразы: «Дай пить моко» - дай пить молоко; «дадай гать» - давай играть т.д. У детей грубо нарушен грамматический строй речи («Игаю мятику»); ограничен словарный запас, слова употребляются в узком значении («муха» - муравей, жук, паук); звуковая сторона речи значительно отстаёт от возрастной нормы; речь малопонятна из-за выраженных нарушений слоговой структуры слова и звуконаполняемости («Дандас» - карандаш, «виписед» - велосипед).

    3 уровень развития речи характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Недостаточно сформирована связная речь (дети затрудняются самостоятельно составлять  предложения, рассказы, пересказывать тексты). Сохраняются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

    К 4 уровню развития речи отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико - фонематических компонентов языковой системы. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углублённое обследование позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

    Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.

    Воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

    Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. Заметив ошибку, воспитатель, прежде чем исправлять её, должен подумать: сможет ли ребёнок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова? На занятиях это происходит успешнее, вне их обстановка не всегда благоприятна: когда ребёнок находится в состоянии эмоционального подъёма или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. При исправлении ошибки не следует повторять её – нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал  неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

     Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания можно закрепить точные названия предметов одежды, их качеств (цвет, материал, фактура), а во время умывания – названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т.д.

    Чем младше дети, тем чаще  воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Однако речь, которая изобилует сложными, непонятными для ребёнка словами, отсутствующими в его лексиконе, а так же длинными, пространными объяснениями, может отрицательно сказаться на его речевом развитии.

    Воспитатель должен не только сам называть предметы и действия, но и задавать вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т. д. Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова.

    На утренней гимнастике воспитатель, кроме общеразвивающих движений, планирует работу  над развитием дыхания (физиологического и  речевого), темпо – ритмических способностей (как с использованием музыки, так и  словесным  сопровождением). Здесь же возможно и развитие мимики, жестовой речи и эмоций. Все вышеперечисленное можно адресовать  так же  музыкальным и физкультурным занятиям.

    Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.  Воспитатель может поупражнять детей в различении рода притяжательных местоимений (- Это чья шапка? – Моя. - Это чей шарф? – Мой.)

    Во время еды воспитатель уточняет названия блюд, обращает внимание на аромат и вкус еды, на способы её приготовления (аппетитный, ароматный, горячий, рисовая; варить, жарить и т.д.).

    Воспитатель может проводить артикуляционную гимнастику, которая выполняет  функцию подготовительного этапа к логопедическим занятиям по произношению, либо выступает в роли тренинга, способствующего укреплению мышц речевого аппарата. Соответственно, пальчиковая гимнастика укрепляет мелкую моторику  пальцев рук и влияет на развитие речевой моторики мышц органов артикуляции.

    На занятиях по формированию элементарных математических представлений и по изобразительной деятельности  воспитателю представляются большие возможности для обогащения речи детей «сенсорной лексикой» и   практическому усвоению грамматических форм согласования и падежного управления, для обучения их умению составлять рассказы от элементарных высказываний и до развития  творческого рассказа. Для детей с ОНР и алалией важен  прием развернутой речи  во время операции счета, как первоначального этапа формирования связного последовательного логического высказывания, т.к. «объяснительная речь» не сформирована достаточно у детей с ОНР еще и в 6-7 летнем возрасте.

    Развитию речи способствуют и игры. В прогулку можно включать игры с речевым сопровождением. Дети быстро заучивают  короткие стихи и затем охотно повторяют их в самостоятельных играх.

    Сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше. Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребёнка, нужно вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями.

    Прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении.

    Таким образом благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты.

    Во время организованной деятельности с детьми и в повседневной жизни воспитатель  должен создать базу для  целенаправленной коррекционной работы по овладению моделями словоизменения  и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также, с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным  материалом происходит во время организованной деятельности по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счету и простейшим счетным операциям (±1) происходит  практическое  усвоение детьми форм  именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных, например, пять картинок, от двух яблок, к флажкам  и т. п.). 

    Существует определенный круг задач, в решении которых главную роль выполняет воспитатель.  Для полноценного формирования понятия необходима сенсорная база, и воспитатель использует для этого общеобразовательные занятия и ситуации повседневной жизни. Именно он располагает этой возможностью.

    Например, при формировании как лексического, так и грамматического значения числительных ведущую роль играет воспитатель. Это обусловлено тем, что данный материал органично вписывается в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений. Обучая навыкам счета, целесообразно максимально развернуть объяснительную речь ребенка (при счете каждый раз необходимо называть предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров), этот прием следует использовать до полного исчезновения у ребенка ошибок в согласовании числительных с существительными.

    Во время организованной деятельности с детьми педагог, прежде всего, решает воспитательные и общеобразовательные задачи. Вместе с тем в процессе отработки программного материала воспитатель создает речевую базу для логопедических занятий, тренирует навыки правильной речи.

    В работе по формированию связной речи можно использовать графические схемы, помогающие выстраивать фразы; мнемотаблицы, наглядный план помогут научить детей составлению рассказов. После занятия полезно помещать эти схемы, таблицы в книжный уголок для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно составить фразы, повторить рассказ, составленный на занятии.

    Следует строго соблюдать последовательный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным, от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

    Занятия по обучению рассказыванию проводятся воспитателем и логопедом. Логопедом, при необходимости, даются рекомендации воспитателям по организации образовательной деятельности с применением речевых заданий и упражнений, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.

    Таким образом, речевое развитие детей с ОНР можно обеспечить только при условии тесного взаимодействия в работе логопеда и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....

Сообщение на РМО учителей-логопедов "Использование педагогической песочницы в развитии связной речи у детей с ОНР"

При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Од...

Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста методом сказкатерапии»

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки в...

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Основная задача коррекционной работы логопеда и воспитателей с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Определяя содержание работы, сп...