Сообщение на РМО учителей-логопедов "Использование педагогической песочницы в развитии связной речи у детей с ОНР"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ситухина Надежда Васильевна

При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Одним из новейших и перспективных методов в работе учителя- логопеда является использование песочной терапии в работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МУНИЦЫПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 11 «УЛЫБКА»

Выступление на РМО учителей-логопедов

по теме:

        «Использование педагогической песочницы

        в развитии связной речи у детей с ОНР»

                                                                           Учитель-логопед: Ситухина Н.В

28 ноября 2017г

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Карл Густав Юнг

   Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является обучение дошкольников родному языку. Особенно остро эта проблема стоит в ДОУ, где всякая практическая работа, направленная на речевое развитие и укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты (слайд2).

 Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения

дошкольников родному языку,  так же имеет важнейшее значение для подготовки ребенка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

   Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике

показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к

увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика

категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

    Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Вопросы развития связной монологической речи изучали в разных аспектах многие педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ж.М. Флерова, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.; психологи С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; логопеды: А.Я. Ястребова, Т.Б. Филичева и др. (слайд3).

   Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная (сл.4).

Связная речь осуществляется в двух основных формах в диалоге и монологе (сл.5).

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющихся друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знания того, о чем идет речь.

 Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи.

 К монологической речи относится: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентации на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее определено говорящим и предварительно планируется.

     На сегодняшний день в арсенале всех логопедов,  имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии (слайд 6).

В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами по развитию связной речи в дополнение к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие (слайд 7)

Благодаря им, в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия, к этим методам относятся (слайд 8)

· Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

· Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

· Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

· Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

· Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

· Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Одним из новейших и перспективных методов в работе учителя- логопеда является использование песочной терапии в работе с дошкольниками (слайд9).

· Пескотерапия (sand-play) - игра с песком, как способ развития ребенка.

Хочу сегодня остановиться на использовании педагогической песочницы («юнгианской песочницы» или пескотерапии)  в работе с детьми  при развитии связной речи у детей с ОНР.

Песок—  прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

 Впервые идея использования песка в терапии была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах, она  назвала свою методику — техника «построения мира». 
В 1950-х годах швейцарский психоаналитик Дора Калфф, глубоко изучив методику «построения мира», начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Калфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К. Г. Юнга. Основная цель песочной терапии — достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного (слайд 10).

Таким образом, использование игр с песком на этапе развития связной  речи является  актуальным и в наши дни.

Применение пескотерапии, как метода коррекции, нельзя рассматривать самостоятельным  и самодостаточным, его использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

   Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения (слайд11).

 Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

На песке мы можем использовать следующие вид наглядных опор (слайд 12):

- изображение (зарисовывание) пунктов плана при обучении пересказу;

- изображение детьми графических схем, используемых при составлении описательного рассказа;

- изображение пиктограммами фрагментов рассказа.

        Так на занятиях при обучении составлению описательного рассказа (слайд 13) логопед учит детей описывать объект, опираясь на нарисованные ими наглядные опоры, которые помогают ребенку определить последовательность высказывания. Сначала логопед с детьми устно проговаривают план рассказа-описания и обозначают каждый пункт плана соответствующей картинкой-символом, изображая его на песке. А затем ребенок самостоятельно, опираясь на изображенный им план, составляет рассказ. К примеру, при составлении описательного рассказа на тему «Птицы» дети изображают следующие наглядные опоры: «знак вопроса» - название птицы, «птица с отставленными в пространстве частями тела» - части тела, «птица,  летящая» - как передвигается, клюв – какие звуки издает, «крошки» - чем питается данная птица.

Составление описательного рассказа (рисование на песке), (слайд 14).

Составление описательного рассказа (рисование  песком), (слайд 15).

Составление сравнительного описательного рассказа (рисование на песке), (слайд 16).

Составление (рисование на песке) плана описательного рассказа по словесному описанию (слайл17).

Составление (рисование  песком) плана описательного рассказа по словесному описанию (слайд18).

Перенос наглядного моделирования на песок отлично подходит и в процессе обучения пересказу текста (слайд 19). При подготовке к пересказу логопед задает детям вопросы, касающиеся содержания прочитанного текста, стимулируя их тем самым к самостоятельному составлению вербального, а потом и зрительного плана. Ребенок, определив «ключевые» фрагменты текста, обозначает их на песке соответствующим графическим символом, что способствует правильной передаче последовательности событий в тексте. Так при пересказе текста «Осень» дети с помощью логопеда последовательно называют и изображают символом опорные слова, обозначающие определенные смысловые части текста:

  • изменения в природе
  • изменения в жизни животных
  • как одеваются люди осенью
  • какие развлечения есть у детей

   Используя технологию пескотерапии можно обучать детей творческому придумыванию (слайд 20), к примеру, окончания или продолжения рассказа. После составления плана пересказа логопед вопросами направляет внимание детей на то, чтобы рассказать и нарисовать конец истории или ее продолжение. Так у ребенка появляется дополнительная наглядно-действенная опора, позволяющая ребенку не только выстроить и удержать все части предлагаемого текста, но и помимо этого активизировать прогностические функции мышления и речи.

В процессе обучения рассказыванию ребенок учится самостоятельно выбирать необходимые наглядные опоры и строить с их помощью связное высказывание.

Занятия с использованием приемов пескотерапии целесообразно проводить в форме индивидуальных занятий или малыми группами, что позволяет каждому ребенку стать активным участником творческого процесса создания связного высказывания. Помимо самостоятельного схематического изображения наглядных опор также можно использовать готовые формочки, мелкие игрушки, например, при обозначении героев сказки, картинки (слайд21).

Активизируя межфункциональное взаимодействие, использование приемов пескотерапии значительно повышает качество усвоения детьми принципов построения связного высказывания, поскольку позволяет представить задания не только в наглядном, но и в действенном плане. Таким образом, оказывая стимулирующее влияние на протекание познавательных процессов, использование технологии пескотерапии позволяет повысить эффективность обучения детей приемам построения связного высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»

Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...

«Использование педагогической песочницы в развитии связной речи у детей с ОНР» презентация

При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Од...

Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему «По дорогам сказок»

  Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему: «По дорогам сказок» Актуальность проекта: В наше в...

Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения.   Основная ф...

Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. П...