Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Молчанова Анастасия Анатольевна

Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Детский сад №991

Педагогический проект

 «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»

Выполнила:

 Воспитатель Молчанова А. А.

Москва 2013 – 2014

1.Ф.И.О.  воспитателя : Молчанова  Анастасия Анатольевна

2.Тема самообразования:  Коммуникация - развитие связной речи у детей младшей группы

3. Работа начата с 14.10.2013г.

4. Предполагается закончить 30.05.2014г.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • развивать связную речь в игровой деятельности.
  •  развивать словесно-логическое мышление, речевого внимания, голосового аппарата.
  •  поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Содержание работы

Сентябрь: подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Октябрь-Ноябрь: дидактические и словесные игры.        Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп». Оформление речевой коробочки

Декабрь-Январь: работа по составлению логопедической полянки с целью развития мелкой моторики рук, составление мешочка с геометрическими фигурами для развития образного мышления

Март-Апрель: работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) .        Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.        Практический показ. (театральная неделя)

Май: разучивание стихов, считалочек. Пальчиковые игры.        Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.         

Практический выход

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел  устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание.

  • Это обучение родному языку
  • правильной речи
  • развитию речевого общения
  • расширению словаря
  • обучение пересказу

 Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых  увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей.  Насыщенная предметно-развивающая среда:

  • уголок  книги
  • театральный уголок
  • речевой уголок
  • сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с  познавательными материалами  для определенной возрастной группы (3 -4 года). Знакомлю детей с  историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает. Объясняю, что   необходимо бережно  пользоваться книгами, каким образом осуществляется чтение (слева направо, сверху – вниз (водим пальчиками по строчкам))

Овладение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Мы с детками стараемся составлять рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры:

  • Раз, два, три, четыре, пять буду пальчики считать (разучили стих и движения пальчиков);
  • Носит одуванчик желтый сарафанчик ;
  • В небе звездочки горят;
  • Ладушки – ладушки испечем оладушки;
  • с элементами оригами (дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:  «Пять помощников у нас  есть в резерве каждый раз.  Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают.  Шляпками накрою я,  пальцы- все мои друзья).

Мы совместно с нашими детишками сделали тренажер для ножек, необходимый для правильной постановки стопы при хождении, для координации движения, а также делаем массаж стоп для активации рефлекторных точек .

Особое значение имеют литературно-речевые театрализованные сценки и праздники. Сценки мы посвящаем творчеству детских  писателей.   А главная задача проводимых праздников  -  не только дарить   радость  от встречи с  родителями и получении подарков ,  но и решать   речевые задачи.

Дети учат стихи. Так же дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам  доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность.  

Провожу такие игры:

  • «Какой формы»
  • «Какого цвета»
  • «Узкое -  широкое»
  • «Высоко - низко»
  • «Съедобное - несъедобное»
  • «Назови одним словом»  
  • «Что лишнее»
  • «Послушай звуки»  
  • «Подбери  прилагательные»
  • «Скажи наоборот»

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь.  Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов - это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: нарисуй стихотворение. Зарисовка стихов - это прекрасный помощник   для решения многих  образовательных задач.  На каждое слово или  маленькое словосочетание  придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит  текстовую информацию        

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать  речь, зрительное  восприятие, образное  и логическое  мышление,  внимание,  наблюдательность,  интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

 В нашей группе есть интересный мешочек в котором находятся предметы различной  геометрической формы. Доставая какой либо предмет , дети находят предметы такой же формы и называют их названия.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам.  Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.

Речевое развитие детей к трем годам определяется степенью форсированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию связной речи во второй младшей группе «Рассказывание детям народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Конспект по развитию связной речи "Рассказывание детям народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"....

Дидактические карточки по развитию связной речи у детей младшей группы

Дидактические карточки по развитию связной речи у детей младшей группы...

Сообщение на РМО учителей-логопедов "Использование педагогической песочницы в развитии связной речи у детей с ОНР"

При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Од...

«Использование педагогической песочницы в развитии связной речи у детей с ОНР» презентация

При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Од...

Педагогический проект: Использование нетрадиционных технологий в развитии связной речи для детей старшей группы по теме "Времена года"

Цель исслевования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий....

Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему «По дорогам сказок»

  Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему: «По дорогам сказок» Актуальность проекта: В наше в...