Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Коваленко Валентина Сергеевна

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи».

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается мышление, воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника - в игре.

Умственное развитие является важной стороной в становлении личности в частности, ее познавательной сферы. С помощью мышления осуществляется поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

Вопросом развития мышления у детей занимались зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Бюлер, А. Бине) и отечественные педагоги - психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.).

Развитие мышления в дошкольном возрасте происходит параллельно с развитием речи. Проблема развития речи была рассмотрена и изучена многими учёными в различных науках, в таких как языкознание (В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и др.), психолингвистика (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Р.М. Фрумкина, А.П. Клименко, А.Е. Супрун, Ю.А. Сорокин, Л.В.Сахарный и др.), психология (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).

Проблемой теоретического обоснования общего недоразвития речи занимались Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.

В целом ряде исследований (Л.И. Божович; Л.С. Выготский; А.Н. Гвоздев; М.И. Лисина; А.К. Маркова; Г.Л. Розергард-Пупко; Н.Х. Швачкин; Д.Б. Эльконин) указывается, что развитие речи на разных возрастных этапах зависит от ведущей деятельности ребенка в данный период, потребности которой обусловливают появление новых функций речи и языковых средств.

Существует связь речевых нарушений с аномальным развитием понятийного мышления, операций сравнения, обобщения и абстракции (О.Н. Усанова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Василенко). Эти данные согласуются с представлениями Л.С. Выготского о системном, опосредованном строении высших психических функций. Преобладание одной какой-либо речевой недостаточности у ребёнка закономерно определяет общую картину недоразвития его речевой и учебно-познавательной деятельности.

Чаще всего общее недоразвитие речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

В связи с тем, что более 70% детей пятилетнего возраста имеют различные функциональные отклонения в развитии речи и в развитии мышления, можно считать необходимостью включать упражнения, дидактические игры и задания на развитие словесно-логического мышления в содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. 

В процессе выполнения упражнений, дидактических игр и заданий по развитию словесно-логического мышления у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

В своей работе я всегда стремилась найти новые, более действенные, методы развития речи и мышления. И вот познакомившись с пособиями таких авторов как И.А. Барташникова, А.А. Барташников «Учусь играя»; А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»; Е.А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» я осознала, что использование дидактических игр и упражнений в коррекционной работе может помочь развитию словесно-логического мышления дошкольников.

Проанализировав свою деятельность и опыт коллег, я пришла к выводу, что дидактические игры и упражнения для развития логического мышления и речи мало используются в работе логопеда, а между тем, как оказалось, это прекрасное средство в коррекционной практике.

Опросы родителей показали, что практически не знают игр для развития словесно-логического мышления, соответственно не могут научить играть и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют только головоломки и пазлы.

А ведь развитие словесно-логического мышления способствует:

  • глубокому, последовательному анализу проблем и ситуаций, умению выделять в них главное;
  • способности синтезировать информацию;
  • умению планировать;
  • способности отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
  • с легкостью формулировать план логической операции, ее ход и результат.

Уникальность этого метода в том, что используемый материал не требует дополнительных финансовых затрат, помогает развить словесно-логическое мышление и творческий потенциал всех участников педагогического процесса.

Этим и обусловлен выбор темы моей работы «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи».

Цель работы: повысить профессионально-значимые знания, умения организации работы по словесно-логическому мышлению у детей с общим недоразвитием речи, выработать игровые технологии и применить их на практике.

Для достижения этой цели я поставила перед собой задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
  2. Выявить уровень знаний и умений детей (разными диагностическими методами).
  3. Провести диагностическую работу с родителями.
  4. Создать методический банк.
  5. Использовать на практике.
  6. Сделать выводы, обобщить опыт.

Прежде всего мною были подобраны и проведены тесты для выявления уровня развития у детей логического мышления. Результаты тестирования показали низкий уровень развития мышления, операций анализа, обобщения и сравнения. Однако, внедряя логические игры и задания на фронтальных и индивидуальных занятиях и коррекционном часе, мы отследили повышение результативности мыслительных операций (результаты диагностики ЗУН детей подготовительной логопедической группы за первое полугодие 2010-2011 учебного года: высокий уровень – 10%, средний уровень – 50%, низкий уровень – 40%; за второе полугодие 2010-2011 учебного года составил – высокий уровень - 40%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 20%).

Следующий этап моей работы: разработка и проведение анкетирования родителей на тему: «Словесно-логические игры в жизни вашего ребенка». После проведения анкетирования результаты были обработаны. Судя по результатам анкетирования, родителям нужна была консультация специалиста. Было принято решение подготовить и провести консультации на тему: «Словесно-логическое мышление у детей дошкольного возраста», «Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста», «Упражнение на развитие словесно-логического мышления» (приложение). Для того чтобы у детей развивались и закреплялись навыки мыслительных операций при коррекции речи необходима систематическая работа с родителями детей.

Для родителей разработаны методические рекомендации, картотека стендовой информации о значении словесно-логического мышления.

Мною были приобретены дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста: «Истории в картинках», «Что получится?», «Что перепутал художник?», «Лабиринты», и др.

Составила картотеку игр по развитию мышления для детей с общим недоразвитием речи.

В заключение, считаю, что систематическое использование разнообразных упражнений, дидактических игр и заданий на логику в коррекционной работе способствует эффективному развитию словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста и развитию в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи....

Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей«Формирование пространственного мышления у детей собщим недоразвитием речи"Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умстве...

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ  СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС....

Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»

Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ре...

Пирамида описания как прием, активизирующий мышление у детей с общим недоразвитием речи

С помощью загадки дети учатся любить художественное слово, пополняют свой словарный запас, уточняется смысл известных слов, расширяется запас синонимов, антонимов и т.д....