Пирамида описания как прием, активизирующий мышление у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

С помощью загадки дети учатся любить художественное слово, пополняют свой словарный запас, уточняется смысл известных слов, расширяется запас синонимов, антонимов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piramida_opisaniya.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пирамида описания как прием, активизирующий мышление у детей

с общим недоразвитием речи

Загадка в самых разных видах всегда используется в обучении.

Для чего нужна загадка:

- воспитывает эстетическое восприятие;

- умение слушать, анализировать;

- умение создавать в воображении зрительные образы.

С помощью загадки дети учатся любить художественное слово, пополняют свой словарный запас, уточняется смысл известных слов, расширяется запас синонимов, антонимов и т.д.

 Загадки хороши тем, что их можно связать с любыми видами деятельности и с любой темой.

 Загадки бывают разные. К загадкам я отношу и используемый мною в работе с детьми прием, который называется «Пирамида описания»

Пирамида описания – это очень интересная и своеобразная загадка. Отгадка может прийти на любой ступени. Действуем снизу вверх. Но сначала изготовим пирамиду Она может быть любой: похожей на настоящую пирамиду, или не похожей, например, сделанной из прямоугольников или треугольной. Конечно, должна быть разноцветной и яркой, чтобы привлекать детей.

Итак, вопросы идут снизу вверх. На этапе обучения пользования пирамидой, загадку загадывает педагог, затем дети. Расскажу на примере собаки при изучении темы «Домашние животные». Итак, я загадала собаку.

1. Что? Кто? Где? Когда? Сколько?

Описываю: где и при каких обстоятельствах загаданный мною объект встречается. Можно историческую справку. Его численное количество. Сообщаю детям: «Можно встретить дома, на улице, в лесу, в поле. Утром, вечером, днем. Иногда много, иногда мало, можно встретить один объект».

2. Какие?

Признаки предмета/объекта. Его форма, цвет, базовые характеристики. «Бывают черные, белые, рыжие, разноцветные, большие, средние, маленькие»

3. Почему? Зачем?

С какой целью предмет/объект используется в повседневной жизни человека. Друг, охранник.

4. Как?

Каким образом осуществляется его эксплуатация. Живет с человеком.

5. А что если?

Здесь необходимо подумать, что могло бы быть при отсутствии этого предмета/объекта, а возможно его иного использования. «Если вдруг объект исчезнет, человек лишится друга, защитника, и т.д.

С каждым разом описания становятся более сложным, с описанием деталей, которые помогут воспроизвести облик предмета/объекта.

 Загадки могут быть более или менее сложными, дополнятся различными подробностями в зависимости от возрастной категории детей, но остается основа - это образность доносимой информации.

Уже сейчас я могу смело утверждать, что детям интересно работать с пирамидой описания. При постоянном применении дети быстро и легко справляются с описаниями, строя свою загадку. Их описания становятся более образными, интересными, расширяется словарный запас.

  Использование этого приема внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемым темам, что подтвердило правильность моего выбора.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр в формировании словесно – логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для воспитателейГБОУ детский сад № 994 г. Москва Подготовил учитель –логопед Султанова Наталия Витальевна 2014 годЦель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формированиясловес...

ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

Таблица Общее недоразвитие речи (описание всех уровней речевого развития)

Данная таблица включает в себя подробное описание особенностей развития всех сторон речи ребёнка с общим недоразвитием речи. Системное недоразвитие всех уровней предполагает недостаточное формирование...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ РАССКАЗУ – ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определе...

Рекомендации для развития словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы на занятия с детьми с общим недоразвитием речи

Толстые и тонкие вопросы» — это отличный  способ организации взаимоопроса детей по тексту или по зпдпнию, по картинке и т.д., при котором «тонкий» вопр...