Рекомендации для развития словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии на тему

Погорелова Анна Николаевна

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №31 «Буратино» станицы Юго-Северной МО Тихорецкий район

Рекомендации

для развития словесно-логического мышления у детей с ОНР

                                                                           Подготовила:

                                                                           учитель-логопед Погорелова А.Н.

        

2017год

Как известно, у большинства детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты все мыслительные операции, что создает трудности для перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

Поэтому одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы - это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребенка. Для реализации этой задачи необходимо включать дидактические игры и задания на развитие словесно-логического мышления не только в содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, но использовать их на занятиях, которые проводит воспитатель, а также в различных режимных моментах (например, при наблюдении за явлениями природы или поведением животных во время прогулок, при чтении детской художественной литературы, в свободное время, в ходе бесед с детьми, при подготовке ко сну и т.п.)

На фронтальных логопедических занятиях логопед может использовать указанные задания и упражнения по своему усмотрению на любом этапе: начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов. Так, например, на этапе организационного момента можно использовать игры типа «Что лишнее и почему?», “Третий - лишний”, “Четвёртый - лишний”, “Продолжи цепочку”, “Назови одним словом”, “Наоборот” и т.д. Следует заметить, что в начале обучения некоторые игры необходимо проводить с опорой на наглядность, позже от нее следует отказаться.

На этапе сообщения темы занятия целесообразно использовать загадки, отгадывание которых не только будет способствовать развитию мыслительных операций, но и привнесет элемент новизны, повысит познавательную активность детей. Однако при подборе загадок педагог должен учесть, что некоторые из них, хорошо всем известные, (например, “зимой и летом одним цветом”) не побуждают ребенка думать, а лишь заставляют давать ответ автоматически. Другие же, заинтересуют не только ребенка, но и взрослого: в воде родится, а воды боится (соль).

Естественно, что для детей с ОНР отгадывание таких загадок без предварительной разъяснительной работы может оказаться затруднительным. Но взрослый должен помочь ребенку подумать, проанализировать вместе с ним ситуацию или характерные признаки предмета, дать подсказку обобщающим понятием, первым звуком в слове-отгадке, показать несколько картинок, на одной из которых и есть отгадка. Помогая ребенку таким образом, взрослый стимулирует умственную работу малыша, поддерживает его интерес к заданию.

Часто на логопедических занятиях используются не только общеизвестные или авторские загадки, но и загадки, составленные самим педагогом или даже детьми (такой вид работы часто применяется на занятиях по составлению описания предметов):

- маленький, беленький, в лесу живет. (заяц)

- круглый, оранжевый, ароматный, состоит из долек. (апельсин)

Как показывает опыт работы, наиболее трудно детям с ОНР даже в подготовительной группе дается объяснение смысла пословицы или поговорки. Поэтому такой вид заданий для развития словесно-логического мышления следует использовать лишь на втором году обучения. На начальном этапе логопед предлагает детям несколько вариантов объяснения смысла пословицы, из которых дети должны выбрать наиболее на их взгляд подходящий. Затем можно пересказать две-три ситуации, передающие смысл пословицы, а дети должны определить, какая из них больше соответствует истине.

Для того, чтобы научить воспитанников понимать и объяснять пословицы и поговорки, необходимо использовать их в хорошо знакомой и понятной детям ситуации. Это может делать воспитатель в ходе различных режимных моментов. Например, ребенку, который спешит поскорее выполнить свою работу и при этом не старается, можно сказать: “Поспешишь – людей насмешишь”.

Игры и упражнения, развивающие высшие психические функции, в том числе и словесно-логическое мышление, на некоторых занятиях могут выступать как отдельный самостоятельный этап. Причем за основу проведения этих игр и упражнений можно взять тот наглядный или речевой материал, который используется на занятии в качестве основного. Например, на занятии по формированию правильного звукопроизношения предметные картинки на изучаемый звук можно взять для проведения игры “Четвёртый- лишний”, “Сравнения”, “Назови одним словом” и т. п.

На этапе сообщения и закрепления нового материала необходимо учить детей самостоятельно делать выводы, умозаключения. Например: “При произношении звука (Ш) воздушная струя во рту встречает преграду. Сделайте вывод”

Во время физкультминутки возможно использовать разнообразные игры с мячом. Например, такие игры, как “Съедобное-несъедобное”, “Летает-не летает” и т.п., не только позволят детям активно отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой, но и параллельно будут способствовать активизации мыслительных процессов, формированию лексико-грамматических представлений.

На занятиях по формированию фонетической стороны речи одним из обязательных этапов является проведение звукового, звукослогового и звукобуквенного анализа. Этот вид работы также способствует развитию и совершенствованию аналитико-синтетической деятельности.

На занятиях по развитию связной речи большое место отводится работе по серии сюжетных картин. В содержание этих занятий также необходимо включать вопросы, способствующие развитию словесно-логического мышления. Например, тема: “Составление рассказа по серии сюжетных картин “Весной”. На данном занятии целесообразно задать детям вопросы, которые помогут актуализировать знания о временах года, будут способствовать установлению причинно-следственных связей, помогут детям разобраться в последовательности событий (“Какое время года было до весны? А что будет после весны?”, “Почему зимой в солнечную погоду снег не тает, а весной тает?” и т.п.)

Кроме того, в план занятий по развитию связной речи можно включать работу над картинами с проблемным сюжетом. Необычный сюжет картин пробуждает интерес к учебной деятельности, повышает мотивацию детей, стимулирует ребенка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы, находить нестандартное объяснение изображенной ситуации.

Хочется также отметить, что любое занятие, как логопеда, так и воспитателя должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей. Взрослый должен так задавать вопрос или ставить перед ребенком какую-либо задачу, проблему, чтобы включалось как можно больше мыслительных операций (“Почему?”, “Так ли это?”, “Правильно ли ответил Саша?”, “Как ты считаешь?”).

Совершенствование словесно-логического мышления является одной из важнейших задач, реализуемой не только на логопедических занятиях. Это направление должно отражаться и в работе воспитателя. В своей работе воспитатель выступает для ребенка в роли помощника, он дает работу для мозга малыша, помогает осмысливать события и явления, устанавливать причинно-следственные закономерности. Вопросы, стимулирующие мыслительные процессы, можно задавать во время игры, прогулки, умывания и других режимных моментов. Важно приучать детей задумываться над явлениями окружающего мира, которые они наблюдают сами, над тем, что узнают из бесед с взрослыми. Воспитатель не должен все сразу же объяснять детям, даже в случае затруднения с их стороны. Сначала нужно задать ребенку наводящий вопрос, дать подсказку, помочь найти ответ самому, и только потом приступать к объяснениям.

Богатую пищу для развития словесно-логического мышления дают любимые всеми детьми сказки (“Почему Снегурочка летом грустила, а зимой нет?”, “Можно ли сказать, что одна мышка вытянула репку?” т.п.).

К работе по развитию мышления и других психических процессов необходимо привлекать и родителей. На родительском собрании или на индивидуальной встрече нужно рассказать об особенностях развития психических процессов детей с речевыми нарушениями, разъяснить, каким образом родители в домашних условиях, играя и занимаясь с ребенком, могут развить его психические процессы, в том числе и мышление.

Таким образом, только планомерная систематическая работа, совместные усилия педагогов и родителей могут дать положительные результаты, повысить уровень интеллектуального развития ребенка и подготовить его к дальнейшему обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...

Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...

ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...