Таблица Общее недоразвитие речи (описание всех уровней речевого развития)
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная таблица включает в себя подробное описание особенностей развития всех сторон речи ребёнка с общим недоразвитием речи. Системное недоразвитие всех уровней предполагает недостаточное формирование всех компонетов развития речи ребёнка. Предложенная таблица поможет Вам ориентироваться в данном речевом нарушении и возможность дифференцировать уровни речевого развития. Безусловно, каждый ребёнок - индивидуальность, но ярко выраженные особенности того или иного уровня представлены в таблице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onr.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристики уровней ОНР
Заключение | ОНР (I уровень) | ОНР (II уровень) | ОНР (III уровень) | ||
В состоянии орального праксиса | Чаще пытается повторить движения за педагогом; нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания. | Нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий. | Незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком. | ||
В состоянии просодики и динамической стороны речи | Темп | Медленный, реже – быстрый или нормальный. | Медленный, быстрый или нормальный. | Нормальный, медленный или быстрый. | |
Ритм | Доступно воспроизведение ритма 1, 2, много. | Ритм до 3-х. | Ритм до 5. | ||
Интонация | Монотонная. | Снижена интонационная выразительность. | Норма или незначительное снижение интонационной выразительности. | ||
Дыхание | Низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». | Снижен объём речевого дыхания. | Без особенностей. | ||
Голос | Нередко снижена сила голоса. | Чаще – без особенностей. | Без особенностей. | ||
В состоянии звукопроизношения | Полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия. | Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков). | Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков). | ||
В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз | Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения. | Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов). | Нарушение или затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз. | ||
В состоянии фонематического восприятия | Фонематическое восприятие в зачаточном состоянии. | Недоразвитие фонематического восприятия. | Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах. | ||
В состоянии звукослогового анализа и синтеза | Отсутствие и сложных и простых форм фонематического анализа. | Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм). | Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов в слове \ предложении). | ||
В состоянии импрессивной речи | Понимание грамматических изменений слов | Отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов. | Различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных. | Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов.
| |
Понимание фраз | При восприятии речи доминирует лексическое значение. Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций. | Морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение: развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже. | Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. | ||
В состоянии экспрессивной речи | Фраза | Фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой быть не может. | Произвольная фраза простая, из 2-3, редко 4 слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки. | Фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко. | |
Диалог | Диалогическая речь больше пассивна, чем активна. | Диалогическая речь в основном развита. | Диалогическая речь развита. | ||
Автоматизированная форма речи | Нарушена. | Затруднена. Нарушена дезавтоматизированная форма речи. | Сформирована. | ||
Сопряжённая форма речи | Нарушена. | Затруднена. | Сформирована. | ||
Отражённая форма речи | Нарушена. | Затруднена. | Сформирована. | ||
Номинативная форма речи | Нарушена. | Неустойчива. | Сформирована. | ||
Связная речь | Не сформирована. | Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии. | Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность). | ||
В состоянии пассивного и активного словаря | Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звукокомплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного. | Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного. | Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного. | ||
В состоянии грамматических процессов | Словообразование | Отсутствует. | Сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах). | Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного. | |
Словоизменение | Отсутствует. | Значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами. | Незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами. | ||
В состоянии общей и мелкой моторики | Моторика развита слабо. Латерализация часто не установлена. | Моторика развита недостаточно. Латерализация чаще уже установлена (правосторонняя или левосторонняя). | Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки. |
ОНР IV уровня: характеризуется частичными (незначительными) затруднениями в фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороне речи (на малоупотребительном лексическом материале).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1, 2 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) СРЕДСТВАМИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной дошкольной педагогики Росси. Острота проблемы состоит в том, что в настоящее время выявл...
Коррекция устной речи детей при общем недоразвитии речи II-III уровня речевого развития
Логопедическая работа по формированию у ребенка грамотного произношения звука Ч на лексическом материале....
Сценарий НОД по образовательной области "Речевое развитие" с применением ИКТ для детей старшей группы компенсирующей направленности с тнр: общее недоразвитие речи 3-го уровня речевого развития "Путешествие в страну вежливости"
Сценарий по развитию речи с применением ИКТ "Путешествие в страну Вежливости" (приуроченному к Дню Толерантности)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА» Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"
Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...