Виды педагогической диагностики, критерии результативности.
консультация по информатике

Чабалина Елена Михайловна

В процессе работы с детьми открывается следующая проблема: педагоги, которые  думают о развитии детей, о собственном профессиональном росте, о создании эффективных образовательных систем, серьезно задумываются о том, а на каком рубеже они находятся и куда, к чему двигаться дальше, во имя каких целей работать.

И тут на помощь им должна прийти диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diognostika.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Виды педагогической   диагностики, критерии результативности.

В процессе работы с детьми открывается следующая проблема: педагоги, которые  думают о развитии детей, о собственном профессиональном росте, о создании эффективных образовательных систем, серьезно задумываются о том, а на каком рубеже они находятся и куда, к чему двигаться дальше, во имя каких целей работать.

И тут на помощь им должна прийти диагностика. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

  • медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
  • психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
  • педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы.)
  • управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

1. Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.

2. Тарифные – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение  – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

диагностическая работа с детьми;

- диагностическая работа с родителями;

- диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Методика проведения диагностической работы.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов  его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).

Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Для педагогической диагностики результативности образовательного процесса рекомендуется использовать следующие методы:

1. Метод экспертной оценки.

2. Анкетирование.

3. Метод стандартизированного наблюдения

4. Тесты достижений.

В качестве критериев педагогической диагностики результативности реализации образовательной программы используются:

- уровень овладения ЗУН, предусмотренной программой;

- умение применять  ЗУН в решении других ситуациях и проблемах;

- устойчивость интереса детей к предмету;

- уровень творческой активности детей (выявление позиции, отношения, желания ребенка, в различных видах деятельности);

- творческие достижения детей;

- воспитательные результаты ( характер отношений между педагогами, детьми, характер ориентации и мотивов каждого ребенка и всего коллектива в целом, состоянии микроклимата коллектива)

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Педагогическая диагностика по видам деятельности для детей дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по видам деятельности) Уважаемые коллеги! Предлагаемые таблицы разработаны с целью оптимизации образовательного ...

Педагогическая диагностика как инструментарий отслеживания и коррекции образовательного процесса, направленный на повышение результативности работы инструктора по физической культуре в ДОУ

Презентация выступления на научно- практической конференции "Оценка физической подготовленности дошкольников: проблемы и пути решения"....

Результаты психолого-педагогической диагностики по выявлению способностей и склонностей к определенным видам деятельности

Описаны результаты психолого-педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста по выявлению способностей и склонностей к определенным видам деятельности, а также перспективные направления...

показатели и критерии результативности и эффективности деятельности педагогических работников Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

педагогические работники (педагог – психолог, учитель – логопед, учитель-дефектолог)  № п\пКритерииПоказатели критериевПроцент  по каждому показателю критериев1.Общие показатели ...

Возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам (критерии результативности)

Описаны возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам....

Критерии мониторинга педагогической диагностики «Планируемые результаты по музыкально-оздоровительному образовательному процессу» (Стартовый и итоговый)

Критерии мониторинга педагогической диагностики «Планируемые результаты по музыкально-оздоровительному образовательному процессу» (Стартовый и итоговый)...

на 1 категорию Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогической диагностики)

Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки  индивидуального развития детей ...