Статья «Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»
статья по информатике (подготовительная группа)

Поляницына ЮлияПетровна

Согласно Л.С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий».

В современном мире все большая роль отводится процессам цифровизации -это  преобразование информации в цифру и перехода на электронную систему образования;  развитию цивилизации в этом направлении, на  сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования, в организации взаимодействия педагога и  родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья663.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Теремок»

с.Бичура (ноябрь) 2021г.

воспитатель первой квалификационной

категории: Поляницына Юлия Петровна

Согласно Л.С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий».

В современном мире все большая роль отводится процессам цифровизации -это  преобразование информации в цифру и перехода на электронную систему образования;  развитию цивилизации в этом направлении, на  сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования, в организации взаимодействия педагога и  родителей. (1)

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь. (2)

Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. (2)

У детей необходимо развивать творческие способности, умение  анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать  логические и алгоритмические задачи.  Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, проектирование и многое другое – вот что теперь интересует современных детей. Ребенок овладевая основами алгоритмики , проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности (3); учится составлять программы  управления виртуальным роботом из простых пиктограмм, на компьютере; расширяются  начальные знания  и элементарные  представления об алгоритмике, компьютерной среде, графический язык, создает алгоритмы их действий на компьютере; способен выбрать технические решения, участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет  запускать программы на планшете для роботов - исполнителей; знакомится  с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами.(4)

C:\Users\User\Desktop\111.jpg

У детей развита устная речь, способны объяснить техническое решение, могут  использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе планшета и условными моделями – исполнителями. 

В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются: творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.(5)

Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующей возрастным особенностям дошкольников в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.(5)

 «ПиктоМир» - самая первая часть курса Программирования, платформа для конструирования практикумов по изучению алгоритмики дошкольниками. «ПиктоМир» позволяет ребенку "собрать" из пиктограмм на экране планшета несложную программу, управляющую виртуальными роботами-исполнителями. На занятиях используются реальные роботы, управляемые из «ПиктоМира». (5, 6)

«ПиктоМир» идеальная среда для пропедевтики изучения алгоритмических языков.(7)

При работе с «ПиктоМиром» программа в материальном мире может составляться из свободно перемещаемых ребенком материальных объектов.(7)

C:\Users\User\Desktop\22.jpg

Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в детском саду, необходимо, чтобы педагоги прошли повышение квалификации  «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников  в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Только при условии, что педагоги подготовлены и могут вести работу с детьми по алгоритмизации и программированию в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», будет достигнут успех в повышении интеллектуального развития детей.

МБДОУ Детский сад «Теремок» - присвоен статус  «Федеральная сетевая инновационная площадка «ПиктоМир» Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», МИНОБРНАУКИ России, Федеральное государственное учреждение «Федеральный научный центр научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук», Приказ Минобрнауки РФ. От 17.05.2021г № П-95.

В нашем детском саду дети осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием – робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.

C:\Users\User\Desktop\44.jpg

Большой популярностью пользуются игры, в которых один ребенок изображает Капитана, отдающего команды, а другой – выполняющего их Робота,  строят различные лабиринты для Робота, запускают двух Роботов, которые могут передавать друг другу важные сообщения, устраивают различные соревнования, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т.д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах или экранах ноутбука.  «ПиктоМир» определяет следующие формы реализации образовательной среды в ДОУ - интеграционная форма организации инновационной деятельности; и   с детьми – это образовательная деятельность, соревнования, досуговая, игровая и другие виды детской деятельности.(5)

C:\Users\User\Desktop\33.jpg

Внедряя цифрую  образовательную среду в ДОУ  - обновляется  содержание образовательного процесса  с учётом современных информационных и телекоммуникационных технологий. У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОУ. Курс обучения программированию влечет за собой развитие важнейших навыков, таких как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также развитие математических способностей,  абстрактного  и алгоритмического мышления. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Данная перспектива и стала основополагающим мотивом внедрения  в работу основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». 

Необходимо продолжать организовывать в образовательном пространстве предметную игровую техносреду с основами алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир, адекватную современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС ДО;
   - Развивать методическую компетентность педагогов в области IT-творчества детей дошкольного возраста;
    - Формировать основы IT-грамотности и IT-компетентности воспитанников как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с пропедевтикой и использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
      - Обеспечивать освоение детьми начального опыта работы в цифровой образовательной среде ПиктоМир (на основе игрового оборудования);
         - Тиражировать и распространять опыт инновационной педагогической деятельности.

Список литературы, интернет-ресурсов:

  1. Бастрыкина А.Ю «Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий» Тамбов, 2019г.
  2. Бревнова Ю.А, Коч Л.А «Дошколенок + компьютер»
  3. Рогожкина И.Б, Кушниренко А.Г «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011г
  4. Кушниренко А.Г. «ПиктоМир: опыт использования и новые платформы», 2011
  5. https://www.piktomir.ru/
  6. А.Левенчук «Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» https://ailev.livejournal.com/98015
  7. Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Собакинских О.В «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»

внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «Пиктомир» в соответствии с ФГОС ДО....

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир

Проект цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций и начальной школе цифро...

Инновационная площадка "Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир".

  Основной целью кружка является знакомство детей дошкольного возраста с азами алгоритмической грамотности средствами  цифровой образовательной среды ПиктоМир.   Поэтап...

Доклад «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир»

Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были  успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке инф...

«Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»

На сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования.Основной вид деятельности дошкольника – игра. А самая распространенная цифровая игра &nda...

Первые шаги по апробации и внедрению основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир

Первые шаги по апробации и внедрению основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир...