Основы алгоритмики
методическая разработка по информатике (подготовительная группа)
Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.
С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для детей старшего и подготовительного возраста
«ОСНОВЫ АЛГОРИТМИКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа
Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.
С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы алгоритмики» ориентирована на развитие логического и инженерного мышления посредствам знакомства с языками программирования, в основе которых лежит четкая последовательность действий, оперирование визуальными образами (знаками, символами, языковыми шаблонами) и понимание итогового результата. В рамках программы дети учатся ставить и последовательно отвечать на такие вопросы: «в чем проблема?», «каков желаемый результат?», «каким путем его достигнуть?», «как автоматизировать данный процесс?».
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Алгоритм – это совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи. Код – это текстовое воплощение алгоритма, представленный в определенной программной символике. Знакомство с этими базовыми понятиями закладывает у дошкольников мыслительный базис для дальнейшего технического развития в данном направлении.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики» имеет техническую направленность.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Актуальность программы
Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.
Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.
Развитие данного направления позволяет развивает мышление обучающихся, способствует формированию логики и основных мыслительных операций (анализ, синтез, группировка и пр.), а так же развивает творческое мышление при решении неординарных проблем, способность мыслить за рамками данного, искать нестандартные подходы к решению проблем.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия
Практическая значимость
Программа разработана на основе педагогических практик использования множества настольных и напольных алгоритмических наборов («Робо-мышь», «Bee-Bot», «ЛогоРобот КВАК», а так же программ по обучению кодирования и алгоритмики дошкольников Scratch Junior , Cargo-Bot, CodeMonkey. Данная программа направлена на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста. Для того, чтобы научиться создавать собственные алгоритмы, ребенку необходимо освоить:
- общие принципы функционирования роботов и платформ для кодинга,
- освоить основные команды и блоки алгоритмизации,
- уметь анализировать и сопоставлять цели построения алгоритма с достигнутым результатом.
Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать наименее важные детали.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики» технической направленности позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с алгоритмическими наборами и платформами для развития навыков кодирования.
Принципы отбора содержания образовательной программы
- Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с
учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на
максимальное развитие его способностей):
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Форма работы: групповая. Занятия по данной программе состоят из теоретической, практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.
Отличительные особенности образовательной программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие мягких навыков. Реализация программы позволит сформировать конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность детей, познакомиться с азами программирования, развить творческие способности, создать игры и интерактивные анимации, а также общаться между собой, изучать и использовать проекты друг друга.
Цель образовательной программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементам алгоритмики, кодирования и программирования.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию системы знаний, умений и навыков в области технического конструирования и моделирования.
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки начального программирования.
- Учить видеть алгоритм построения действий, анализировать его основные части, видеть различные способы достижения поставленной цели.
Развивающие:
- Развивать умения самостоятельной творческой и проектно-исследовательской деятельности.
- Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их программированию через создание различных алгоритмов и кодов.
- Развитие когнитивых навыков и логического мышления.
- Развитие навыков индивидуального планирования и группового взаимодействия.
Воспитательные:
- Воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
- Воспитывать умение взаимодействовать при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 5-7 лет
Особенности организации образовательного процесса Специального отбора для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не предусмотрено. Программа предусматривает занятия с детьми 5-7 лет.
Набор в группы осуществляется на свободной основе, по желанию детей заниматься программированием и алгоритмизацией. Для обучения принимаются воспитанники МАДОУ д/с № 78 и все желающие.
Количество детей в группе – 10-15 человек.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 8 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы 1 месяц. На полное освоение программы требуется 8 часов.
Основные методы обучения
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению пройденного материала. Условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие.
Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:
- практический (различные упражнения с игровым материалом множества алгоритмических наборов напольных, настольных, робототехнических («Робо-мышь», «Bee-Bot», «ЛогоРобот КВАК»)
- наглядный (показ правил работы с наборами, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации, работа с технологическими картами);
- словесный (беседы, разъяснения).
Формы деятельности:
- дидактические игры; проведение итоговых мероприятий, проектная групповая деятельность
Планируемые результаты
- Будут сформированы навыки начального программирования.
- Познакомятся с технологиями, которые позволят различными способами развивать навыки элементарного программирования и алгоритмики;
- Смогут продемонстрировать свои знания, умения, навыки и через практические результаты осмыслить и улучшить процесс обучения.
- Овладеют базовыми знаниями об особенностях современных технологий, способностью делать выбор, на основе приобретенного опыта.
- Разовьются психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
- Будут вносить конструктивный вклад в коллективную деятельность, брать на себя различные роли и обязанности.
- Будут владеть стремлениями к достижению желаемого результата.
Механизм оценивания образовательных результатов
Применяется педагогическая диагностика.
Отслеживаются: ребенок
- творчески мыслит;
- понимает принцип построения алгоритми и кодирования, выполняет последовательно действия;
- понимает инструкции педагога и может действовать самостоятельно;
- умеет взаимодействовать с другими детьми во время занятий (проявляет коммуникативные навыки).
Оценка осуществляется по 5-балльной системе педагогом.
Уровни сформированности теоретических и практических знаний воспитанников в различных видах деятельности | |
Высокий уровень 4-5 баллов | Ребенок самостоятельно, без ошибок справляется с заданием |
Средний уровень 2-3 балла | Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки. Ребенок выполняет задания с помощью взрослого |
Низкий уровень 0- 1 балл | Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания |
Формы проведения итогов реализации образовательной программы:
Формой подведения итогов реализации программы и контроля
деятельности является совместная деятельность детей и родителей, проведение итогового соревнования.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы
обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников.
1) Материально-технические условия реализации образовательной
программы
№ п/п | Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения | Количество |
1 | Напольный программируемый мини-робот «ЛогоРобот КВАК» | 2 |
2 | Настольный программируемый мини-робот «Робот-мышь» (расширенный набор) | 5 |
3 | Напольный программируемый мини-робот «BeeBot» | 2 |
4 | Алгоритмический набор «Робот Семён» | 2 |
5 | Столы | 6 |
6 | Стулья | 15 |
7 | Ноутбук | 1 |
8 | Тематические поля по темам: «Золотое кольцо России», «30 чудес России», «Москва-столица России», «Красная книга России», «Путешествие по зоопарку» | 5 |
9 | Расходный материал (Канцелярские принадлежности, бумага, карандаши, фломастеры, ножницы) | 15 |
2)Учебно-методическое и информационное обеспечение
Предметно-пространственная среда (наглядные пособия, образцы)
Информационные материалы на сайте, посвященные данной ополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
3) Кадровые условия
Педагог дополнительного образования, владеющий навыками работы по программе.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего | Форма аттестации |
1 | Понятие алгоритм. Упражнения на алгоритмической напольной игре «Давайте кодировать! Набор действий» Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на настольном алгоритмическом наборе «Робо-Мышь» | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа Игра, наблюдения, Упражнения, практические задания |
2 | Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на напольных наборах «BeeBot» и «ЛогоРобот Квак» | 0,5 | 0,5 | 1 | Упражнения, практические задания |
3 | Знакомство с мини-роботом «TaleBot». Составление линейных алгоритмов при помощи мини-робота. | 0,5 | 0,5 | 1 | Упражнения, практические задания |
4 | Построение алгоритмов с заданным условием: «Куда приведёт этот путь», «Какого действия не хватает в алгоритме», «Построй путь до заданной точки, обходя препятствия» | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ выполненного задания |
5 | Тематической занятие «30 чудес России с Робо-мышью» | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ выполненного задания |
6 | Тематической занятие «Путешествие по Москве с Робо-мышью» | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ выполненного задания |
7 | Тематической занятие «Экскурсия по зоопарку с BeeBot и ЛогоРобот КВАК» | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ выполненного задания |
8 | Итоговое занятие по проверке усвоенных знаний | 0 | 1 | 1 | Анализ выполненного задания в форме соревнования |
Итого | 3,5 | 4,5 | 8 |
Содержание образовательной программы
Тема 1. Понятие алгоритм. Упражнения на алгоритмической напольной игре «Давайте кодировать! Набор действий». Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на настольном алгоритмическом наборе «Робо-Мышь».
Теория: Ознакомление с настольным робототехническим набором «Робо-Мышь». Введение понятий «алгоритм», «код», «программа», «программирование».
Практика: знакомство с базовыми концепциями программирования через кинестетическое обучение, физические упражнения с помощью напольной алгоритмической игры. Выстраивание элементарных алгоритмов из трех действий.
Тема 2. Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на напольных наборах
Теория: Ознакомление с напольными робототехническими наборами «BeeBot» и «ЛогоРобот Квак». Введение понятия длина шага мини-робота.
Практика: Выполнение игр и упражнений на выстраивание более сложных алгоритмов с помощью мини-роботов.
Тема 3. Знакомство с мини-роботом «TaleBot». Составление линейных алгоритмов при помощи мини-робота.
Теория: обсудить виды кодирования, из уже предлагаемых. Как описывается код, из чего он состоит и как его можно записать.
Практика: Выполнение упражнений с помощью тематических ковриков TaleBot (составление истории, рассказа), практическая отработка навыков выстраивания простых линейных алгоритмов. Запись кода детьми с помощью символов.
Тема 4. Построение алгоритмов с заданным условием: «Куда приведёт этот путь», «Какого действия не хватает в алгоритме», «Построй путь до заданной точки, обходя препятствия», «Найди ошибку в алгоритме».
Теория: Повторение ранее изученного материала.
Практика: Отработка практических навыков программирования: умение мысленно представить, простроить алгоритм, найти в алгоритме ошибку, определить, какая карточка пропущена в алгоритме.
Тема 5. Тематической занятие «30 чудес России с Робо-мышью»
Теория: Знакомство с достопримечательностями России, просмотр презентации, фото и видеоматериалов по теме.
Практика: составление «поездки-алгоритма» по достопримечательностям России с помощью тематического коврика и Робо-мыши
Тема 6. Тематической занятие «Путешествие по Москве с Робо-мышью»
Теория: Знакомство с достопримечательностями Москвы, просмотр презентации, фото и видеоматериалов по теме.
Практика: составление «экскурсии-алгоритма» по памятным местам Москвы с помощью тематического коврика и Робо-мыши.
Тема 7. Тематической занятие «Экскурсия по зоопарку с BeeBot и ЛогоРобот КВАК»
Теория: презентация и фотоматериалы по теме «Зоопарк Калининграда».
Практика: Выполнение заданий в парах с двумя мини-роботами на тематическом напольном коврике «Дойди до вальера с животным..».
Тема 8. Итоговое занятие по проверке усвоенных знаний
Практика: выполнение практических заданий в игровой форме для отработки и закрепления навыков кодирования на различных платформах и различном игровом оборудовании.
Календарный учебный график
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Кодирование на «Раз, два, три» |
1. | Начало учебных занятий | 17 марта |
2. | Продолжительность учебного периода | 4 учебных недели |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 2 раза в неделю |
5. | Количество часов | 8 часов |
6. | Окончание учебного года | 17 апреля |
7. | Период реализации программы | 17.03.2025 - 17.04.2025 |
Рабочая программа воспитания
Цель: гармоничное воспитание ребенка в развитии личности посредством
обучения основам совместной работы над проектной деятельностью в процессе кодирования
Особенности организации воспитательного процесса:
- занятие по интересам детей одного возраста в одной группе;
- воспитание социально-коммуникативных навыков взаимодействия с другими детьми, развитие чувства взаимопомощи, поддержки друг друга;
- представление опыта работы родительской общественности и коллегам,
вовлечение в совместную деятельность;
- организация отчетных мероприятий по воспитательной работе.
Формы и содержание деятельности
Используемые формы воспитательной работы:
- выступление,
- беседа,
- мастер-класс.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Планируемый результат: повышение мотивации к развитию когнитивных навыков, мышления и интереса к программированию; развитые навыки взаимодействия с другими детьми; сформированность настойчивости в достижении цели.
Принципы:
От простого к сложному, означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитания, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне, воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой в воспитании и обучении. Формирование мировоззрения как системы знаний и отношение личности к окружающей действительности.
Доступность. Объяснять простым, доступным языком, излагать новое, связывая его с известным. Изучая новый материал, начинать рассматривать его на примерах, близких опыту ребенка.
Системность знаний. Выработать у воспитанников систему знаний и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью всех воспитателей. Отсюда требование преемственности в деятельности воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.
Воспитывающая и развивающая направленность. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, без учета индивидуальности воспитанников. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы – все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым воспитанников.
Активность и самостоятельность воспитанников в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности по их приобретению.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название/мероприятие/ событие | Направление воспитательной работы | Формы проведения | Сроки проведения |
1 | Инструктаж по технике безопасности При работе компьютерами робототехническим набором, правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Март |
2. | Игры на знакомство и командообразование | Нравственное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Март |
3. | Знакомство с достопримечательностями России, её столицы. | Воспитание интеллектуально- познавательных интересов | В рамках занятий | Март |
4. | «День космонавтики», 12 апреля | Воспитание интеллектуально-познавательных интересов | В рамках занятий | 7-11 апреля |
Список литературы
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
3.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
4.Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
5.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 2022 года № 629 «Об утверждении осуществления образовательной деятельности общеобразовательным программам».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении дополнительного образования детей до 2030 года».
10. Приказ Министерства образования от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области».
Для педагога дополнительного образования:
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006
- Вордерман Кэрол, Вудкок Джон, Макаманус Шон. «Программирование для детей», 2019.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
- Что нам стоит Scratch построить? http://scratch.ucoz.net/publ/5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Основы алгоритмики"
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе для развития у дошкольников логического мышления....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Основы алгоритмики. Пиктомир"
Свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками....

Воркшоп для педагогов ДОУ на тему: «Основы алгоритмики»
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам алгоритмики в старшей группе на тему «Поможем Робомышке»
Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики.Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о линейных алгоритмах, закреплять умение ориентироваться ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам алгоритмики и программирования в старшей группе в среде ПиктоМир на тему: «Собиратели созвездий»
Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики и элементарного программирования.Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о роботах, учить управлять роб...