Основы алгоритмики
методическая разработка по информатике (подготовительная группа)

Алиева Людмила Борисовна

Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.

С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_algoritmiki.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей старшего и подготовительного возраста

«ОСНОВЫ АЛГОРИТМИКИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа

Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.

С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы алгоритмики» ориентирована  на развитие логического и инженерного мышления посредствам знакомства с языками программирования, в основе которых лежит четкая последовательность действий, оперирование визуальными образами (знаками, символами, языковыми шаблонами) и понимание итогового результата. В рамках программы дети учатся ставить и последовательно отвечать на такие вопросы: «в чем проблема?», «каков желаемый результат?», «каким путем его достигнуть?», «как автоматизировать данный процесс?».

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Алгоритм – это совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи. Код – это текстовое воплощение алгоритма, представленный в определенной программной символике. Знакомство с этими базовыми понятиями закладывает у дошкольников мыслительный базис для дальнейшего технического развития в данном направлении.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики» имеет техническую направленность.

Уровень освоения программы – ознакомительный.

 Актуальность программы

Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.

Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.
         Развитие данного направления позволяет
 развивает мышление обучающихся, способствует формированию логики и основных мыслительных операций (анализ, синтез, группировка  и пр.), а так же развивает творческое мышление при решении неординарных проблем, способность мыслить за рамками данного, искать нестандартные подходы к решению проблем.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия

Практическая значимость

Программа разработана на основе педагогических практик использования множества настольных и напольных алгоритмических  наборов («Робо-мышь», «Bee-Bot», «ЛогоРобот КВАК», а так же программ по обучению кодирования и алгоритмики дошкольников Scratch Junior , Cargo-Bot, CodeMonkey.   Данная программа направлена на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста. Для того, чтобы научиться создавать собственные алгоритмы, ребенку необходимо освоить:

  • общие  принципы функционирования роботов и платформ для  кодинга,
  • освоить основные команды и блоки алгоритмизации,
  • уметь  анализировать и сопоставлять цели построения алгоритма с достигнутым результатом.

Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать наименее важные детали.

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики» технической направленности позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с  алгоритмическими наборами и платформами для развития навыков кодирования.

Принципы отбора содержания образовательной программы

- Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с

учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на

максимальное развитие его способностей):

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Форма работы: групповая. Занятия по данной программе состоят из теоретической, практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Отличительные особенности образовательной программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие мягких навыков. Реализация программы позволит сформировать  конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность детей, познакомиться с азами программирования, развить творческие способности, создать игры и интерактивные анимации, а также общаться между собой, изучать и использовать проекты друг друга.

Цель образовательной программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементам  алгоритмики, кодирования и программирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию системы знаний, умений и навыков в области технического конструирования и моделирования.
  2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки начального программирования.
  3. Учить видеть алгоритм построения действий, анализировать его основные части, видеть различные способы достижения поставленной цели.

Развивающие:

  1. Развивать умения самостоятельной творческой и проектно-исследовательской деятельности.
  2. Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их программированию через создание различных алгоритмов и кодов.
  3. Развитие когнитивых навыков и логического мышления.
  4. Развитие навыков индивидуального планирования и группового взаимодействия.

 Воспитательные:

  1. Воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
  2. Воспитывать умение взаимодействовать при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 5-7 лет

Особенности организации образовательного процесса Специального отбора для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не предусмотрено. Программа предусматривает занятия с детьми 5-7 лет.

Набор в группы осуществляется на свободной основе, по желанию детей заниматься программированием и алгоритмизацией. Для обучения принимаются воспитанники МАДОУ д/с № 78 и все желающие.

Количество детей в группе – 10-15 человек.

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 8 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут.

Объем и срок освоения программы:

Срок освоения программы 1 месяц. На полное освоение программы требуется 8 часов.

Основные методы обучения

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению пройденного материала. Условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие.

Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:

  • практический (различные упражнения с игровым материалом множества алгоритмических  наборов напольных, настольных, робототехнических («Робо-мышь», «Bee-Bot», «ЛогоРобот КВАК»)
  • наглядный (показ правил работы с наборами, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации, работа с технологическими картами);
  • словесный (беседы, разъяснения).

Формы деятельности:

  • дидактические игры; проведение итоговых мероприятий, проектная групповая деятельность

Планируемые результаты

  1. Будут сформированы навыки начального программирования.
  2. Познакомятся с технологиями, которые позволят различными способами развивать навыки элементарного программирования и алгоритмики;
  3.  Смогут продемонстрировать свои знания, умения, навыки и через практические результаты осмыслить и улучшить процесс обучения.
  4. Овладеют базовыми знаниями об особенностях современных технологий, способностью делать выбор, на основе приобретенного опыта.
  5. Разовьются психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
  6. Будут вносить конструктивный вклад в коллективную деятельность, брать на себя различные роли и обязанности.
  7. Будут владеть стремлениями к достижению желаемого результата.

Механизм оценивания образовательных результатов

Применяется педагогическая диагностика.

Отслеживаются: ребенок

- творчески мыслит;

- понимает принцип построения алгоритми и кодирования, выполняет последовательно действия;

- понимает инструкции педагога и может действовать самостоятельно;

- умеет взаимодействовать с другими детьми во время занятий (проявляет коммуникативные навыки).

Оценка осуществляется по 5-балльной системе педагогом.

 

Уровни сформированности теоретических и практических знаний воспитанников в различных видах деятельности

Высокий уровень

4-5 баллов

Ребенок самостоятельно, без ошибок справляется с заданием

Средний уровень

2-3 балла

Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки. Ребенок выполняет задания с помощью взрослого

Низкий уровень

0- 1 балл

Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания

Формы проведения итогов реализации образовательной программы:

Формой подведения итогов реализации программы и контроля

деятельности является совместная деятельность детей и родителей, проведение итогового соревнования.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на

обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы

обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного

процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде

сверстников.

1) Материально-технические условия реализации образовательной

программы

п/п

Наименование объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обучения

Количество

1

Напольный программируемый мини-робот «ЛогоРобот КВАК»

2

2

Настольный программируемый мини-робот «Робот-мышь» (расширенный набор)

5

3

Напольный программируемый мини-робот «BeeBot»

2

4

Алгоритмический набор «Робот Семён»

2

5

Столы

6

6

Стулья

15

7

Ноутбук

1

8

Тематические поля по темам: «Золотое кольцо России», «30 чудес России», «Москва-столица России», «Красная книга России», «Путешествие по зоопарку»

5

9

Расходный материал (Канцелярские принадлежности, бумага, карандаши, фломастеры, ножницы)

15

2)Учебно-методическое и информационное обеспечение

Предметно-пространственная среда (наглядные пособия, образцы)

Информационные материалы на сайте, посвященные данной  ополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
                  3) Кадровые условия

Педагог дополнительного образования, владеющий навыками работы по программе.

Учебный план

Наименование раздела

Теория

Практика

Всего

Форма аттестации

1

Понятие алгоритм. Упражнения на алгоритмической напольной игре «Давайте кодировать! Набор действий»

Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на настольном алгоритмическом наборе «Робо-Мышь»

0,5

0,5

1

Беседа

Игра, наблюдения,

Упражнения,

практические

задания

2

Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на напольных наборах «BeeBot» и  «ЛогоРобот Квак»

0,5

0,5

1

Упражнения,

практические

задания

3

Знакомство с мини-роботом «TaleBot». Составление линейных алгоритмов при помощи мини-робота.

0,5

0,5

1

Упражнения,

практические

задания

4

Построение алгоритмов с заданным условием: «Куда приведёт этот путь», «Какого действия не хватает в алгоритме», «Построй путь до заданной точки, обходя препятствия»

0,5

0,5

1

Анализ выполненного задания

5

Тематической занятие «30 чудес России с Робо-мышью»

0,5

0,5

1

Анализ выполненного задания

6

Тематической занятие «Путешествие по Москве с Робо-мышью»

0,5

0,5

1

Анализ выполненного задания

7

Тематической занятие «Экскурсия по зоопарку с BeeBot и ЛогоРобот КВАК»

0,5

0,5

1

Анализ выполненного задания

8

Итоговое занятие по проверке усвоенных знаний

0

1

1

Анализ выполненного задания в форме соревнования

Итого

3,5

4,5

8

Содержание образовательной программы

Тема 1. Понятие алгоритм. Упражнения на алгоритмической напольной игре «Давайте кодировать! Набор действий». Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на настольном алгоритмическом наборе «Робо-Мышь».

Теория: Ознакомление с настольным робототехническим набором «Робо-Мышь». Введение  понятий «алгоритм», «код», «программа», «программирование».

Практика: знакомство с базовыми концепциями программирования через кинестетическое обучение, физические упражнения с помощью напольной алгоритмической игры. Выстраивание элементарных алгоритмов из трех действий.

Тема 2. Освоение базовых действий при создании элементарных алгоритмов на напольных наборах

Теория: Ознакомление с напольными робототехническими наборами «BeeBot» и  «ЛогоРобот Квак». Введение понятия длина шага мини-робота.

Практика: Выполнение игр и упражнений на выстраивание более сложных алгоритмов с помощью мини-роботов.

Тема 3. Знакомство с мини-роботом «TaleBot». Составление линейных алгоритмов при помощи мини-робота.

Теория: обсудить виды кодирования, из уже предлагаемых. Как описывается код, из чего он состоит и как его можно записать.

Практика: Выполнение упражнений с помощью тематических ковриков TaleBot (составление истории, рассказа), практическая отработка навыков выстраивания простых линейных алгоритмов. Запись кода детьми с помощью символов.

Тема 4. Построение алгоритмов с заданным условием: «Куда приведёт этот путь», «Какого действия не хватает в алгоритме», «Построй путь до заданной точки, обходя препятствия», «Найди ошибку в алгоритме».

Теория: Повторение ранее изученного материала.

Практика: Отработка практических навыков  программирования: умение мысленно представить, простроить алгоритм, найти в алгоритме ошибку, определить, какая карточка пропущена в алгоритме.

Тема 5. Тематической занятие «30 чудес России с Робо-мышью»

Теория: Знакомство  с достопримечательностями России, просмотр презентации, фото и видеоматериалов по теме.

Практика: составление «поездки-алгоритма» по достопримечательностям России с помощью тематического коврика и Робо-мыши

Тема 6. Тематической занятие «Путешествие по Москве с Робо-мышью»

Теория: Знакомство  с достопримечательностями Москвы, просмотр презентации, фото и видеоматериалов по теме.

Практика: составление «экскурсии-алгоритма» по памятным местам Москвы с помощью тематического коврика и Робо-мыши.

Тема 7. Тематической занятие «Экскурсия по зоопарку с BeeBot и ЛогоРобот КВАК»

Теория: презентация и фотоматериалы по теме «Зоопарк Калининграда».

Практика: Выполнение заданий в парах с двумя мини-роботами на тематическом напольном коврике  «Дойди до вальера с животным..».

Тема 8. Итоговое занятие по проверке усвоенных знаний

Практика: выполнение практических заданий в игровой форме для отработки и закрепления навыков кодирования на различных платформах и различном игровом оборудовании.

Календарный учебный график

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Кодирование на «Раз, два, три»

1.

Начало учебных занятий

17 марта

2.

Продолжительность учебного периода

4 учебных недели

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Количество часов

8 часов

6.

Окончание учебного года

17 апреля

7.

Период реализации программы

17.03.2025 - 17.04.2025

Рабочая программа воспитания

Цель: гармоничное воспитание ребенка в развитии личности посредством

обучения основам совместной работы над проектной деятельностью в процессе кодирования

Особенности организации воспитательного процесса:

- занятие по интересам детей одного возраста в одной группе;

- воспитание социально-коммуникативных навыков взаимодействия с другими детьми, развитие чувства взаимопомощи, поддержки друг друга;

- представление опыта работы родительской общественности и коллегам,

вовлечение в совместную деятельность;

- организация отчетных мероприятий по воспитательной работе.

Формы и содержание деятельности

Используемые формы воспитательной работы:

- выступление,

- беседа,

- мастер-класс.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Планируемый результат: повышение мотивации к  развитию когнитивных навыков, мышления и интереса к программированию; развитые навыки взаимодействия с другими детьми; сформированность настойчивости в достижении цели.
Принципы:

От простого к сложному, означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитания, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне, воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой в воспитании и обучении. Формирование мировоззрения как системы знаний и отношение личности к окружающей действительности.

Доступность. Объяснять простым, доступным языком, излагать новое, связывая его с известным. Изучая новый материал, начинать рассматривать его на примерах, близких опыту ребенка.

Системность знаний. Выработать у воспитанников систему знаний и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью всех воспитателей. Отсюда требование преемственности в деятельности воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.

Воспитывающая и развивающая направленность. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, без учета индивидуальности воспитанников. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы – все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым воспитанников.

Активность и самостоятельность воспитанников в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности по их приобретению.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название/мероприятие/

событие

Направление воспитательной работы

Формы проведения

Сроки проведения

1

Инструктаж по технике безопасности

При  работе компьютерами

робототехническим

набором, правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый

образ жизни

В рамках

занятий

Март

2.

Игры на знакомство и

командообразование

Нравственное воспитание;

формирование

коммуникативной культуры

В рамках

занятий

Март

3.

Знакомство с достопримечательностями России, её столицы.

Воспитание

интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках

занятий

Март

4.

«День космонавтики», 12 апреля

Воспитание

интеллектуально-познавательных интересов

В рамках занятий

7-11 апреля

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

3.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

4.Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

5.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

6. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 2022 года № 629 «Об утверждении осуществления образовательной деятельности общеобразовательным программам».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении дополнительного образования детей до 2030 года».

10. Приказ Министерства образования от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области». 

Для педагога дополнительного образования:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Вордерман Кэрол, Вудкок Джон, Макаманус Шон. «Программирование для детей», 2019.
  3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
  4. Что нам стоит Scratch построить? http://scratch.ucoz.net/publ/5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Основы алгоритмики"

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе для развития у дошкольников логического мышления....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Основы алгоритмики. Пиктомир"

Свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками....

Воркшоп для педагогов ДОУ на тему: «Основы алгоритмики»

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам алгоритмики в старшей группе на тему «Поможем Робомышке»

Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики.Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о линейных алгоритмах, закреплять умение ориентироваться ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам алгоритмики и программирования в старшей группе в среде ПиктоМир на тему: «Собиратели созвездий»

Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики и элементарного программирования.Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о роботах, учить управлять роб...