Оригами в дошкольном воспитании.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Виноградова Людмила Евгеньевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Origami_v_doshkolnom_obrazovanii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами в дошкольном воспитании.

        Корни возникновения оригами уходят в глубокое прошлое и связаны с изобретением в Китае бумаги. В VII веке (ок. 610 г.) секрет изготовления бумажных фигур стал известен в Японии. Первые упо минания об оригами встречаются в средневе ковой японской литературе. На гравюрах XVIII века можно увидеть кимоно, украшенные бумажными птичками. Бумажными фигурка ми украшали прически; использовались они и на праздниках, в религиозных церемониях. Ро дители делали для своих детей игрушки из бу маги. В течение многих веков традиция скла дывания бумажных фигур передавалась из по коления в поколение. Напомним: в переводе с японского оригами означает «складывание бу маги». В XVIII веке появились и первые посо бия по оригами. В наше время искусство ори гами распространилось по всему миру, суще ствуют многочисленные ассоциации оригами.

        Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада применяется давно. Еще основоположник детского сада Фридрих Фребель отмечал позитивные моменты влияния таких занятий на ма леньких детей. Раньше у нас подобно го рода занятия назывались конструи рованием из бумаги. Сейчас в практи ку входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполне ния определенных действий с бума гой — оригами.

        Возможности оригами в воспита тельном процессе нельзя недооцени вать.

        Во-первых, это продуктивная дея тельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по ис течении длительного времени. Это очень важно, так как у малышей дол гое ожидание результата приводит к потере интереса.

        Во-вторых, результат — полученное изделие — всегда может быть приме нен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.

        В-третьих, сам процесс изготовле ния бумажных фигурок способствует ре шению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде все го, это влияние на развитие мелкой мо торики. Все мы знаем, насколько труд но ребенку овладевать письмом в шко ле, особенно если в дошкольном воз расте не было соответствующей подго товки. То, что оригами развивает кисти рук, — бесспорный факт, который из года в год я наблюдаю у своих воспи танников, сравнивая то, насколько не легки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушают ся, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. За нятия оригами способствуют и разви тию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, вообра жение.

        • Без внимания невозможно сло жить изделие; ведь в оригами нуж но точно выполнять действия, со блюдая определенную их последо вательность. Поэтому ребенку не обходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога.

        • На занятиях дети запоминают на звания заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу — заготовку, или, как принято называть в оригами, базо вую форму. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь вы полнять, желательно по памяти. Иногда на занятиях вводится зада ние, специально направленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о пред стоящей задаче и пытаются запом нить действия и порядок их выпол нения, чтобы потом самостоятель но сложить фигурку.

        • При знакомстве с техникой орига ми, чтобы объяснение было более доходчивым, приводятся ассоциа ции: сказочные отступления, сход ство получаемой фигуры с реаль ными предметами. Так, например, многие базовые формы носят на звания предметов, на которые они похожи: «Дверь», «Дом», «Катама ран», «Воздушный змей». К тому же при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему?  Как? Что будет, если?.. т.е. мыслить.

        •    В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участника ми процесса перевоплощения бу мажного листа, у некоторых воспи танников появляется желание со здать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, создан ный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть ре зультатом складывания одного квадрата или соединения несколь ких деталей, сложенных в технике оригами. Таким образом, условно определенное первое направление творчества детей связано с созда нием самих фигурок.

        Другое направление связано с при менением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный вы бор решения.

        Есть в оригами и еще одно направ ление — связанное с развитием речи ребенка и выражающееся в обыгрыва нии готовых фигурок по сюжетам изве стных детских произведений, а также в сочинении своих диалогов и сказок. Возможно и сочинение «оригамских» сказок в ходе складывания фигурок (Жил-был уголок, стало ему скучно, от правился он в гости к братцу...).

        

        Занятия оригами влияют и на форми рование личностных качеств ребенка:

        — дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);

        — целеустремленности (начатое должно быть завершено);

        — самостоятельности (каждый ста рается сделать свою фигурку сам);

        — активности (работать с желани ем, предлагать свои идеи, проявлять знания);

        — любознательности (нужно спра шивать о том, что интересно).

        Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

        — чувства причастности к общему делу, ответственности;

        — умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мне ние);

        — заботливости и доброжелатель ности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать по мощь, никого при этом не обидеть).

        

        Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения круго зора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

        °    Прежде всего, это культурологи ческие знания Освоение орига ми предполагает знакомство с не которыми традициями Японии, ко торая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знаком ство с международной культурой, потому что оригами давно вышло за пределы родной страны и стало одним из направлений мировой культуры. Некоторые занятия могут быть посвящены отечественным событиям, праздникам, что способ ствует формированию зачатков патриотизма.

        ° Информация экологического характера связана с изготовлени ем фигурок животных и растений. Здесь уместно будет рассказать о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среде обитания.

        ° Сведения о геометрических по нятиях напрямую связаны с про цессом складывания. Дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают гео метрические фигуры в ходе склады вания.

        

        Способствует оригами и решению некоторых социальных проблем:

        —  приучает детей к созидательной деятельности;

        —  заполняет досуг, отвлекая от за манчивого влияния улицы;

        — становится хобби для тех, у кого нет материальных возможностей для более «дорогой» деятельности;

        —  может стать началом пути к бу дущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами в дошкольном воспитании.

Консультация для воспитателей...

Методическая разработка по теме: «Оригами в дошкольном возрасте»

Методическая разработка по теме: «Оригами в дошкольном возрасте»...

Викторина по оригами старший дошкольный возраст 5-7 лет «Что? Где? Когда?»

Закрепить и уточнить знания детей об изготовлении поделок в технике оригами; повышать интерес детей к работе с бумагой через игру....

Оригами в дошкольном воспитании

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Хуннээрек» с.Нарын Эрзинского кожууна ВоспитательЧыпсымаа Н.У.Нарын- 2014Тема: Оригами в дошкольном...

Оригами в дошкольном образовании

Консультация для воспитателей....

Дополнительная образовательная программа «Мир оригами» старший дошкольный возраст 5-7 лет.

Дополнительная образовательная программа «Мир оригами» старший  дошкольный  возраст 5-7 лет....

Программа кружка «В стране оригами» (старший дошкольный возраст)

Данная программа предполагает ознакомление детей с техникой "Оригами"...