Главные вкладки

    Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"
    календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является развитие мелкой моторики рук. Дети готовятся к школе, а значит и к письму. Эффективным и увлекательным способом развития мелкой моторики рук является конструирование из бумаги. В данном материале представляю вашему вниманию программу дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой", в которой дети познакомятся с такими технологиями как: модульное оригами, квиллинг, бумагопластика, салфетография. Все эти технологии направлены не только на развитие мелкой моторики рук, но и на развитие творческого потенциала дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon planirovanie_bumaga.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №27»

    Г. АЧИНСК

                                                 

    ПЛАНИРОВАНИЕ

    дополнительного образования старших дошкольников

    «Современные технологии работы с бумагой»

    Воспитатель: Долидудо Татьяна Александровна

    Пояснительная записка

    Является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н., Ханны Линд, Джун Джексон, О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

    Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

    Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

    Содержание кружковой программы «Чудеса из бумаги» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

    Занятия направлены на всестороннее  интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

    Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Чудеса из бумаги»:

    1. формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
    2. интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
    3. способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
    4. разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
    5. совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

    При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Комплекс мероприятий данной программы позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

    Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

    1. активизация и индивидуализация обучения;
    2. игры и игровые ситуации;
    3. творческие работы и т.д.

    Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

    Задачи программы кружка:

    Обучающие:

    1. формировать умения следовать устным инструкциям;
    2. обучать различным приемам работы с бумагой;
    3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т.д.;
    4. обогащать словарь ребенка специальными терминами;
    5. создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

    Развивающие:

    1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
    2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
    3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
    4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
    5. развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
    2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
    3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    Методы, используемые на занятиях кружка:

    1. беседа, рассказ, сказка;
    2. рассматривание иллюстраций;
    3. показ образца выполнения последовательности работы.

    Форма мероприятий – тематическая совместная деятельность.

    В результате обучения по данной программе дети:

    1. научаться различным приемам работы с бумагой;
    2. научаться следовать устным инструкциям;
    3. будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
    4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
    5. разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
    6. разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
    7. познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
    8. овладеют навыками культуры труда;
    9. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

    Формы подведения итогов освоения программы:

    1. составление альбома лучших работ;
    2. проведение выставок детских работ.

    Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

    Программа рассчитана на 1 год (с детьми подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.

    Количество занятий

    Количество детей в подгруппе

    В месяц

    В год

    4

    34

    10

    Перспективный план программы

    месяц

    тема

    содержание


    сентябрь


    «Волшебные свойства бумаги»

    Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.


    сентябрь

    «Объемные фигуры простым взмахом ножниц»

    Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания.



    сентябрь



    «Фантазии с листом бумаги»

    Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.



    сентябрь


    «Симметричное вырезание»

    Знакомство с явлениями лучевой (радиальной) симметрии.

    Развитие пространственного мышления. Формирование умения планировать свои действия.


    октябрь


    «Довольный котяра»

    Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.


    октябрь


    «Мотыльки»

    Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе.




    октябрь




    «Аквариум»

    Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.


    октябрь


    «Нарядные открытки»

    Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой формы);

    Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».



    ноябрь



    «Стены домов»

    Научить детей создавать постройки из готовых коробочек; Развивать воображение, фантазию; Учить предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной цели.




    ноябрь




    «Крыши домов»

    Продолжать работу по конструированию из готовых коробочек, усложняя элементы построек. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать интерес к конструированию из коробочек.



    ноябрь



    «Двери и окна»

    Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.




    ноябрь




    «Лестницы. Балконы. Этажи»

    Учить создавать дополнительные композиционные детали из бумаги, которые бы совершенствовали ранее сделанные образы и постройки; учить видеть недостатки в собственной работе, воспитывать желание совершенствовать свои работы, доводить начатое дело до конца.




    декабрь




    «Вращающаяся елочка»

    Познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.




    декабрь




    «Снежинки»

    Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.





    декабрь





    «Снеговик-артист»

    Повторить и обобщить понятия об объемных фигурах; совершенствовать навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы цилиндр; развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.



    декабрь



    «Лесной олень»

    Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.




    январь




    «Детская площадка»

    Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.



    январь



    «Многоэтажный дом»

    Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.




    февраль




    «Мышка-коробочка»

    Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги




    февраль




    «Мышиный пир»

    Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.






    февраль




    «Бумажный бант»

    Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.




    февраль




    «Шкатулка»

    Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.



    март



    «Сирень»

    Применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы






    март






    «Гвоздики»

    Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники



    март



    «Каллы»

    Применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.




    март




    «Одуванчики»

    Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.





    апрель




    «Вертушки»

    Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками



    апрель



    «Абажуры»

    Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.


    апрель


    «Шторы»

    Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук




    апрель




    «Коллаж»

    Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу



    май



    «Гусеница»

    Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение.



    май



    Открытка «Божья коровка»

    Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.



    май



    «Пчелка на сотах»

    Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление


    май


    «Бумагоград»

    Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка.

    Методическое обеспечение программы

    I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

    1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
    2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
    3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
    4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
    5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
    6. http:/stranamasterov.ru

    II. Материалы из опыта работы педагога

    1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
    2. Инструкционные карты сборки изделий
    3. Образцы изделий
    4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
    5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование дополнительного образования с детьми дошкольного возраста "Уроки безопасности"

    Раскрыта актуальность выбранной темы, цели и задачи работы с детьми по формированию основ безопасности, сохранения  и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Да...

    Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)

    Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....

    План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)

    План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)...

    Программа дополнительного образования детей 5-6 лет «Волшебница-бумага»

    Кружковая работа "Волшебница -бумага" для детей 5-6 лет....

    Методическая разработка "Современные образовательне технологии в учреждениях дополнительного образования детей. Игровые технологии"

    Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание малышей в учреждениях дополнител...

    Перспективное планирование дополнительного образования Говорушки в старшей группе на 2018-2019 год

    В работе с старшими до школьниками применяется мнемотехника- искусство запоминания...