Проект "Оригами"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Биксалеева Анастасия Нуримановна

 

 

Оригами- искусство складывания бумаги.

Автор – разработчик:  воспитатель  Биксалеева А.Н. (2кв.кат.)

МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

Образовательная область: информационная справка, изобразительная деятельность.

Актуальность темы:

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувствительное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя наиболее полно могут  родители и педагоги. А также создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях. У дошкольников

Всегда возникает много вопросов: «Зачем бумагу собирают?», «Что с ней будет дальше?», «Куда девают отходы?»…..

Вид проекта: творческий.

Продолжительность : долгосрочный .

Цель проекта: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой  цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Задачи:

·       Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.

·       Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

·       Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.

·       Активизировать личностную позицию ребенка.

 

Возраст участников проекта: 6-7 лет.

 

Основные формы реализации проекта:

занятия, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.

Обеспечение: методическая литература, методические рекомендации, памятки, консультации.

Предполагаемый результат:

1.Овладение детей различными приемами работы с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

2.Развитие  у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 

 

                                                                                                           

 

 

Методические рекомендации.

Тема: «Условные обозначения и выполняемые операции».

МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

 

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. (Приложение 9)

 

 

 

 

Методические рекомендации.

         Тема: Базовые формы.

 

МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм. (Приложение 10)

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга.

Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты

Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

Дверь - базовая форма дверь получается из книги.

Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

Из базовой формы “Журавлик” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…

Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

 

Методические рекомендации.

         Тема: «Техника складывания бумаги».

         МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.

При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует сгибаемые стороны плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

 

В помощь воспитателю.

        Тема: Варианты изделий оригами.

        МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентрированны или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: “Бумажный змей”, ”подушка”, ”Створки двери” и т.п. Эти простейшие формы и изделия из них можно использовать на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости.

В схемах, начинающихся с какой-либо базовой формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы с ней в процессе изготовления фигурки. Например, из базовых форм “Журавлик” ”Верблюд” можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техникой выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же.

В некоторых работах, особенно в комбинированной форме оригами, при выполнении отдельных деталей, составляющих изделие, базой для них служит какой-либо этап выполнения основной части изделия.

При изготовлении изделий, состоящих из нескольких отдельных деталей, модулей или готовых изделий (гирлянды, шары, рамки и т.п.), следует обратить внимание на стандартность и аккуратность их выполнения. Пренебрежение этим приводит к невозможности состыковки частей или к плохому внешнему виду готовой работы. При изготовлении такого типа изделий следует для всей работы выбирать один сорт бумаги (имеются в виду толщина, плотность, эластичность).

 

 

 

 

                                                   

Консультация для родителей.

        Тема: Варианты изделий оригами.

 

        МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентрированны или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: “Бумажный змей”, ”подушка”, ”Створки двери” и т.п. Эти простейшие формы и изделия из них можно использовать на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости.

В схемах, начинающихся с какой-либо базовой формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы с ней в процессе изготовления фигурки. Например, из базовых форм “Журавлик” ”Верблюд” можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техникой выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же.

В некоторых работах, особенно в комбинированной форме оригами, при выполнении отдельных деталей, составляющих изделие, базой для них служит какой-либо этап выполнения основной части изделия.

При изготовлении изделий, состоящих из нескольких отдельных деталей, модулей или готовых изделий (гирлянды, шары, рамки и т.п.), следует обратить внимание на стандартность и аккуратность их выполнения. Пренебрежение этим приводит к невозможности состыковки частей или к плохому внешнему виду готовой работы. При изготовлении такого типа изделий следует для всей работы выбирать один сорт бумаги (имеются в виду толщина, плотность, эластичность).

 

 

 

 

                                      

Методические рекомендации и сообщение по оригами.

                                        Тема: организация работы.

 

        МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

 

 

Воспитанники , которые просто механически копируют процесс складывания, не получат никакой пользы от этого.

Кажется, что очень просто сложить фигурку из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

Современные стандартные формы бумаги для оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равно-бедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, эллипс, полукруг. Как правило, вогнутые многоугольники, такие, например, как звезда, не используются.

При выполнении изделия нужно быть уверенным, что исходный лист соответствует формату, который нужен. Если это не проверить, то во время складывания будут возникать перекосы и наложения отдельных элементов. Загибать или складывать лист аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно и точно.

Существуют 4 подготовленных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе (как книжку) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях.

Когда все эти вопросы отработаны можно переходить к выполнению несложных фигурок или орнамента. Естественно, необходимо знать достаточно много о выполняемом предмете.

Очень важно мысленно сделать набросок изделия, а затем уже переносить его на бумагу. Эти эскизы и зарисовки помогут в дальнейшей работе над выбранной фигуркой. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.

Есть определенная точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать оригами как искусство возможно только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделия, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.

Трудно понять это искусство, не занимаясь рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу требуется холст, скульптору необходимо пространство для оригами нужен только лист бумаги. Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности, в нем содержится множество ”невидимых” линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера. Для создания новой фигурки, человек должен быть с достаточным воображением, чтобы увидеть линии, по которым можно было бы сложить хоть что-нибудь.

В то время как другие виды искусства зависят от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент - пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных фигур оригами (таких как клюв, лапа, голова, нога) и простых базовых форм.

Усложнение заданий при изготовлении работ в традиционной форме возможно за счет постепенного отказа от схем складывания, выполнения сложных изделий только по готовому изделию (образцу). Хорошие результаты дает форма обучения, когда по собственному сценарию из одного листа бумаги последовательно выполняются все персонажи и необходимые предметы.

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей.

Тема: Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей.

        МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

 

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868-1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется поиску новых методик обучения. В решении этой задачи, важнейшая роль принадлежит начальному звену обучения - дошкольникам.

Искусство оригами как нельзя лучше позволяет использовать возрастные особенности детей дошкольников, создавать разнообразные программы курса математики, исходя из их возможностей. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей. В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в начальных классах, но и в средней и высшей школах. Какие же основные пункты могут войти в курс изучения геометрии при помощи оригами в начальной школе?

1. Определение знаний по геометрии на начальной стадии обучения по данным заданиям и подбор соответствующих изделий оригами для исправления ошибок:

- определить горизонтальные, вертикальные и наклонные линии (Приложение 11, рис.1);

-дать названия изображениям;

- найти на изображении все треугольники (Приложение 11, рис. 2);

-найти на изображении все квадраты;

-сложить квадрат, смежные стороны, диагональ.

При помощи этих заданий, а также изготовления несложных базовых форм (”Подушка”, ”Бумажный змей”, ”Шляпа”, ”Квадрат”, ”Рыба”, ”Пони”, ”Створки двери”, ”Шлем”) и фигурок оригами (“Зайчонок”, ”Зверята”, ”Голубь”, ”Зайчик”, ”Бульдог”, ”Стаканчик”, ”Гусь”, ”Птичка”), в которых присутствуют данные понятия, определяем, какими знаниями обладают учащиеся.

2. Определив уровень знания геометрии у детей и устранив с помощью простейших заданий ошибки и неточности, можно перейти к более сложным изделиям, включающим другие геометрические формы (ромб, трапеция, прямоугольник, варианты различных треугольников). Для этого можно использовать следующие изделия оригами: базовые формы “Журавлик”, ”Лягушка”, ”Катамаран”, ”Динозавр”, и фигурки ”Коршун”, ”Медуница”, ”Ракета”, ”Щенок”, ”Снегирь”, ”Звезда”, ”Лебедь”.

После выполнения этих работ можно задать следующие вопросы:

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Где и какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в д/с,  на улице?

- Можно ли из геометрических фигур составить какое-либо животное или птицу?

- Можно ли найти животное, рыбу или птицу, похожих на геометрическую фигуру или группу фигур?

- Из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб, прямоугольник, ?

В процессе работы воспитанников  над фигурками оригами следует обратить их внимание на те геометрические фигуры, которые получаются на каждом отдельном этапе работы. Так как первые работы довольно просты, особое внимание нужно обратить на технику выполнения элементов и приемы, используемые в отдельных технологических операциях. Особенность этих приемов в том, что они дают возможность детям закрепить основные геометрические понятия.

При проведении первых занятий следует обращать особое внимание на ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон и линий перегибов, неравенства углов при их делении пополам. Подобные ошибки не позволят выполнить сложные изделия, где много разнообразных перегибов с несколькими слоями бумаги. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движения детей. Но основным недочетом младших школьников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

3. После 10 - 15 занятий оригами, на которых выполняются уже более сложные изделия (”Цыпленок”, ”Домик”, ”Морской котик”, ”Попугай”, ”Пилотка”, ”Бабочка”, ”Тюлень” и т.п.), нужно проверить степень продвижения дошкольников в овладении геометрическими понятиями и способность ими оперировать. Для этого можно предложить им следующие задания:

- раскрась все квадраты (Приложение 12);

- раскрасить все треугольники;

- Раскрасить все геометрические фигуры в соответствующие цвета (Приложение 13);

- подобрать необходимые геометрические фигуры и из них составить изображение лисенка;

- изображение какого-либо животного, рыбы или птицы преобразить в геометрическую фигуру и разделить ее на ряд более простых и знакомых геометрических фигур. Из цветной бумаги вырезать эти элементы и сложить изображение заданного животного;

- подобрать подходящую базовую форму и сложить фигурку ранее предложенного животного, рыбы или птицы.

Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, интересов. Особенно эффективно можно использовать геометрические основы оригами во время внеклассной работы по математике.

При выполнении оригами строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже без помощи воспитателя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами - обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что оригами обладает следующими особенностями: Во-первых, возможностью контролирования процесса создания модели на каждом этапе. Во-вторых, оно развивает вербализацию (своего рода рефлексию собственной работы). В-третьих, предполагает фиксацию основных моментов работы. В-четвертых, использует все основные геометрические понятия. В-пятых, позволяет сочетать планометрию и симметрию.

 

 

 

Консультация для родителей.

Тема: Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей.

 

        МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

 

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868-1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется поиску новых методик обучения. В решении этой задачи, важнейшая роль принадлежит начальному звену обучения - дошкольникам.

Искусство оригами как нельзя лучше позволяет использовать возрастные особенности детей дошкольников, создавать разнообразные программы курса математики, исходя из их возможностей. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей. В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в начальных классах, но и в средней и высшей школах. Какие же основные пункты могут войти в курс изучения геометрии при помощи оригами в начальной школе?

1. Определение знаний по геометрии на начальной стадии обучения по данным заданиям и подбор соответствующих изделий оригами для исправления ошибок:

- определить горизонтальные, вертикальные и наклонные линии (Приложение 11, рис.1);

-дать названия изображениям;

- найти на изображении все треугольники (Приложение 11, рис. 2);

-найти на изображении все квадраты;

-сложить квадрат, смежные стороны, диагональ.

При помощи этих заданий, а также изготовления несложных базовых форм (”Подушка”, ”Бумажный змей”, ”Шляпа”, ”Квадрат”, ”Рыба”, ”Пони”, ”Створки двери”, ”Шлем”) и фигурок оригами (“Зайчонок”, ”Зверята”, ”Голубь”, ”Зайчик”, ”Бульдог”, ”Стаканчик”, ”Гусь”, ”Птичка”), в которых присутствуют данные понятия, определяем, какими знаниями обладают учащиеся.

2. Определив уровень знания геометрии у детей и устранив с помощью простейших заданий ошибки и неточности, можно перейти к более сложным изделиям, включающим другие геометрические формы (ромб, трапеция, прямоугольник, варианты различных треугольников). Для этого можно использовать следующие изделия оригами: базовые формы “Журавлик”, ”Лягушка”, ”Катамаран”, ”Динозавр”, и фигурки ”Коршун”, ”Медуница”, ”Ракета”, ”Щенок”, ”Снегирь”, ”Звезда”, ”Лебедь”.

После выполнения этих работ можно задать следующие вопросы:

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Где и какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в д/с,  на улице?

- Можно ли из геометрических фигур составить какое-либо животное или птицу?

- Можно ли найти животное, рыбу или птицу, похожих на геометрическую фигуру или группу фигур?

- Из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб, прямоугольник, ?

В процессе работы воспитанников  над фигурками оригами следует обратить их внимание на те геометрические фигуры, которые получаются на каждом отдельном этапе работы. Так как первые работы довольно просты, особое внимание нужно обратить на технику выполнения элементов и приемы, используемые в отдельных технологических операциях. Особенность этих приемов в том, что они дают возможность детям закрепить основные геометрические понятия.

При проведении первых занятий следует обращать особое внимание на ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон и линий перегибов, неравенства углов при их делении пополам. Подобные ошибки не позволят выполнить сложные изделия, где много разнообразных перегибов с несколькими слоями бумаги. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движения детей. Но основным недочетом младших школьников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

3. После 10 - 15 занятий оригами, на которых выполняются уже более сложные изделия (”Цыпленок”, ”Домик”, ”Морской котик”, ”Попугай”, ”Пилотка”, ”Бабочка”, ”Тюлень” и т.п.), нужно проверить степень продвижения дошкольников в овладении геометрическими понятиями и способность ими оперировать. Для этого можно предложить им следующие задания:

- раскрась все квадраты (Приложение 12);

- раскрасить все треугольники;

- Раскрасить все геометрические фигуры в соответствующие цвета (Приложение 13);

- подобрать необходимые геометрические фигуры и из них составить изображение лисенка;

- изображение какого-либо животного, рыбы или птицы преобразить в геометрическую фигуру и разделить ее на ряд более простых и знакомых геометрических фигур. Из цветной бумаги вырезать эти элементы и сложить изображение заданного животного;

- подобрать подходящую базовую форму и сложить фигурку ранее предложенного животного, рыбы или птицы.

Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, интересов. Особенно эффективно можно использовать геометрические основы оригами во время внеклассной работы по математике.

При выполнении оригами строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже без помощи воспитателя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами - обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что оригами обладает следующими особенностями: Во-первых, возможностью контролирования процесса создания модели на каждом этапе. Во-вторых, оно развивает вербализацию (своего рода рефлексию собственной работы). В-третьих, предполагает фиксацию основных моментов работы. В-четвертых, использует все основные геометрические понятия. В-пятых, позволяет сочетать планометрию и симметрию.

 

 

Консультация для родителей

 

Тема: «поделки из бумаги»

 

МДОУ  детский сад общеразвивающего вида  № 15 «Ёлочка»

 

Перед многими родителями часто встает вопрос: чем занять ребенка в дороге (например, в поезде), дома или на даче в дождливый день или в долгой очереди перед дверью врача. Конечно, поделками из бумаги! Ведь найти кусок бумаги можно практически везде. К сожалению, зачастую максимум, что могут сделать родители из бумаги, — это сложить самолетик или кораблик, а ведь из бумаги можно сделать так много простых и забавных вещей. Делать поделки из бумаги настолько просто, что заниматься можно уже с годовалым ребенком. Такие занятия развивают не только фантазию, но и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику и усидчивость. К тому же здесь не требуется аккуратности и строгой четкости линий, как в оригами.
Листы бумаги, карандаш и ножницы — вот и все, что нужно для работы. Да, пожалуй, еще не помешает немного фантазии и творческой смекалки. Но все это быстро появляется с первым опытом.
Одна из самых простых поделок из бумаги — любимая игра нашего детства — бумажная кукла. Для нее можно вырезать бумажную одежду и аксессуары (шляпу, сумочку и т. д.) А можно вырезать несколько кукол и устроить бумажный театр.
Для куклы просто необходим бумажный домик. Маленькие дети очень любят открывать двери и окошки и смотреть, кто спрятался под ними. Чем больше окошек, тем лучше. Можно сделать волшебный замок с принцессами и привидениями, или зоомагазин, и искать за закрытыми окнами кошечек, собачек и попугаев, а можно сделать школу, в каждом окне которой ребенок может нарисовать своих одноклассников.
Освоив двухмерные поделки, можно смело переходить к вырезанию трехмерных миниатюр. Делать их гораздо проще, чем кажется. Нарисуйте на листе бумаги фигурку, например собаку, так, как будто она лежит на земле, вытянув голову, лапы и хвост. Затем вырежьте ее и согните по линиям сгиба. Нарисуйте глаза, нос, усы и т. д.
Много забавных фигурок можно сделать, используя прием «гармошка». Возьмите две длинных полоски бумаги. Сложите их в форме буквы L.
Складывайте одну полоску на другую поочередно, пока не получится длинная упругая гармошка. Добавьте страшную рожицу и лапки — и перед вами совсем не страшная, а смешная гусеница.
А если набить старыми газетами несколько бумажных пакетов и приклеить к ним такие гармошки вместо ручек и ножек, то получится целая семья забавных человечков.
Можно создать на листке бумаги маленький мультфильм. Главное — нарисовать на сложенном листке два одинаковых лица на каждой стороне. Измените только одну деталь во втором лице. Например, нарисуйте подмигивающий глаз. Туго оберните часть верхнего листа бумаги вокруг карандаша. Быстро водя карандашом вверх-вниз, увидим, как девочка нам подмигивает.
«Двигающееся лицо». Нарисуйте на лице бумаги забавную рожицу. На уровне глаз по бокам сделайте прорези и протяните через них полоску бумаги с нарисованными глазами. Двигайте полоску вправо-влево, лицо на картинке будет также двигать глазами. Если хотите, чтобы рожица показывала язык, сделайте прорезь на уровне рта и протяните туда полоску в форме языка.
Классика поделок из бумаги — гирлянда из человечков. Сложите по диагонали квадратный лист бумаги. Получившийся треугольник сложите пополам еще раз. Нарисуйте фигурку и вырежьте ее, помня о том, что руки и ноги должны остаться прикрепленными к складкам листа. Раскрасьте фигурки.
Мама с дочкой отлично проведут время, создавая бумажные украшения. Здесь очень много простора для фантазии. Можно даже сделать набор для маленькой принцессы, с короной, кольцами и колье. Склеивать украшения лучше не клеем, а полоской скотча. Наклеить скотч можно и поверх украшений, чтобы они были более блестящими и дольше сохранились.
Куда ребенок может записать свои впечатления от путешествия? Разумеется, в записную книжку, сделанную, кстати, без помощи клея или ниток! Впрочем, это может быть журнал научных наблюдений, шпионская книжка или сборник услышанных анекдотов.
1. Сложите сторону А к стороне В.
2. Сложите стороны С и D.
3. Сложите стороны Е и F.
4. Разогните обратно два раза (до шага 2) и надрежьте по красной линии по линии сгиба.
Откройте бумагу целиком и сложите стороны G и H.
5. Сложите лист к центру, так чтобы точки I и J встретились. Распрямите и разгладьте складки.
В подарок маме можно сделать красивый бумажный цветок. Начните с тычинок, потом вырежьте мелкие лепестки, а затем более крупные. Туго оберните их вокруг бумажного стебля, сделанного из скрученной бумаги, или просто вокруг карандаша.
Нарисовав на бумаге фигурку с вырезами для пальцев, можно оживить ее. Слон будет двигать хоботом, а человечки прыгать и танцевать.

«Лягушка». Сложите лист бумаги четыре раза вдоль. Согните его в виде буквы W. Нарисуйте глаза и приклейте язык. Всунув пальцы в получившиеся кармашки, можно заставить лягушку широко открывать рот и даже кусаться!