Аппликационные работы из соломы выполняемые на занятиях по ручному труду с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Крафт Татьяна Сергеевна

 

Одной из актуальных проблем является в настоящее время ручной труд. Работа с соломой вполне доступна детям дошкольного возраста. Она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx60.33 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликационные работы из соломы

выполняемые на занятиях по ручному труду

с детьми дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

 МКДОУ «Барачатский детский сад»

Крафт Татьяна Сергеевна

2012г

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты выполнения аппликационных работ на занятиях по ручному труду с детьми дошкольного возраста с использованием соломы.

  1.  Ручной труд с детей дошкольного возраста………………………………
  2. Аппликация из соломы как вид ручного труда…………………………...

Глава II. Занятия по ручному труду с детьми дошкольного возраста с выполнением аппликационных работ из соломы.

2.1. Методические рекомендации по обучению детей изготовлению аппликационных работ из соломы………………………………………

2.2.Конспекты занятий с детьми дошкольного возраста с использованием аппликационных работ из соломы……………………………………………

Заключение …………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………………

Введение.

Одной из актуальных проблем является в настоящее время ручной труд. Работа с соломой вполне доступна детям дошкольного возраста. Она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

    Несмотря на все вышесказанное  необходимо отметить, что анализ современных проблем воспитания и обучения   детей старшего  дошкольного возраста показывает, что в последние годы ручной труд дошкольников не является предметом исследования, не включается в программу воспитания и обучения дошкольников, что, безусловно, вызывает тревогу, так как ограничивает действенную возможность его влияния на формирующуюся личность ребенка

   Социальная значимость заключается в том, что восприятие  художественной и практической ценности аппликационных работ, созданных из соломы вызывает интерес, воспитывает эстетические качества у детей старшего  дошкольного возраста. Знакомясь с соломой, ребенок творит, выдумывает, узнает много нового об инструментах необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материалов, учатся анализировать, развивается образное и пространственное мышление.

  Необходимо отметить, что в процессе изготовления аппликации из соломы у ребят развивается мелкая моторика рук и пальцев. Рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

  Совершенствуя координацию движений, гибкости, точности в выполнении действий, развивается сенсомоторика. В процессе изготовления аппликационных работ из соломы постепенно образуется система специальных навыков  и умений.

   Исследователи А.В.Пантелеева, Е.Каменов, М. Станович- Кастори рассматривают правильную организацию ручного труда детей. Отмечают , что правильно организованный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудится и овладеть способностями мастерства, приобщает к народному декоративно- прикладному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.

  Ветлугина Н.А. считает, что составной частью трудового воспитания в дошкольных учреждениях является ручной труд. Она говорит о том, что именно ручной труд позволяет развивать у детей начало конструкторских умений и способностей. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться им.

    Кузнецова Л.В. считает, что будущим школьникам важно научится работать с различными материалами, систематически включать детей в работу, постепенно усложняя требования к созданию различных конструкций и навыков поделок. Она говорит о значимости педагога в ручном труде ребенка.

     Такие исследователи, как Гульянц Э.К., Буре Р.С., Година Г.Н., Куцакова Л.В., Ничаева В.Г. Година Р.С. говорят о значимости ручного труда для всестороннего развития ребенка.

  Вопросами технологии аппликационных работ из соломы занимались такие исследователи, как А.П.Пониченко, Елена Артомонова и многие другие.

А.П.Пониченко подробно описала легенды, сказания, разновидность соломы, заготовку соломы, организацию  хранения, способы обработки и технологию выполнения аппликации из соломы

   В изученной нами литературе недостаточно представлен материал по изготовлению аппликационных работ из соломы с детьми старшего  дошкольного возраста, и поэтому темой диплома является:

   Аппликационные работы, из соломы, выполняемые на занятиях по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста.

  Объект: ручной труд детей старшего дошкольного возраста.

  Предмет: аппликация из соломы как вид ручного труда  детей старшего дошкольного возраста.

  Цель: изучение теоретических и эмпирических аспектов  выполнения аппликационных работ на занятиях по ручному труду с детьми дошкольного возраста с использованием соломы.

  Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Изучить теоретические аспекты аппликации из соломы.

Методы: изучение литературы, конспектирование, теоретический анализ и синтез, составление библиографического описания материала.

 

Глава I. Теоретические аспекты выполнения аппликационных  работ на занятиях по ручному труду с детьми старшего  дошкольного возраста с использованием аппликации.

  1. Занятия по ручному труду с детьми старшего дошкольного

возраста.

Ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных на художественных занятиях в детском саду.

Окружающие ребёнка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности ребёнка, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребёнка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.

Л.В.Пантелеева рассматривает содержание ручного труда дошкольников в практике детского сада составляют:

- работа с бумагой, картоном (разно-фактурная бумага в сочетании с тканями, природным материалом);

-  работа с тканью, нитками;

-  работа с природным материалом;

- работа с глиной;

- работа с искусственными материалами (синтетическая пряжа, полимерная плёнка, декоративная тесьма).

Исходя из содержания работы выделяем следующие виды ручного труда:

- аппликация;

- плетение;

- вышивание;

- лепка;

- вязание;

- конструирование [11].

Рассмотрим возрастные возможности и особенности ручного труда детей старшего дошкольного возраста.

Н.А.Ветлугина наблюдает у детей шестого года жизни способности  создания красивых, выразительных работ, так как  дети владеют формообразующими движениями. Они успешно справляются с вырезанием предметов прямоугольной и округлой формы разных пропорций.

 Полученные знания, умения и навыки позволяют детям отражать большой круг предметов и явлений, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность проявлять в работах свои творческие замыслы.[14]Развитие творческих способностей детей в старшей группе связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.

Т.Г.Казакова наблюдает у детей шестого года жизни развитие способности анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, высоте, толщине, а также отношений частей предметов как по высоте, так и по форме, по расположению друг к другу. Для того чтобы передавать эти свойства предметов в творческих работах, детям необходимо приобрести новые знания: о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине), о градациях по высоте (выше, ещё выше, самый высокий), по длине (длиннее, самый длинный), толщине (толще - тоньше, самый тонкий) и т.д. [6]

С этой целью детей учат сравнивать предметы между собой по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.

Сравнение одного предмета с другим, по мнению Л.В.Куцаковой,  даётся детям легче, чем сравнение частей одного и того же предмета, поэтому следует прилагать для творческих работ модели однородные, разной высоты, ширины или длины, например, нескольких деревьев, зданий или людей.

Знание о том, что между предметами имеется различие по высоте, ширине, длине должно быть усвоено прочно, сделаться для детей вполне понятным, поэтому в течение длительного времени следует возвращаться к темам, в которых детям легче отразить эти знания. Кроме знакомых детям жизненных явлений, хорошо использовать образы сказок и знакомых литературных произведений.

Перед выполнением самостоятельных творческих работ необходимо рассматривание игрушек. Предлагая ту или иную тему для лепки или аппликации, а также других художественных работ, следует неоднократно подчёркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость.[8]

По мнению Н.П.Сакулиной, важна работа воспитателя, его участие в использовании цветов детьми. Воспитатель должен побуждать ребёнка задумываться над тем, какого цвета должны быть части композиции, какой текстиль. На некоторых занятиях перед детьми может быть поставлена специальная цветовая задача, то или иное условие, которое они должны выполнить, руководствуясь своими наблюдениями и личным опытом. При этом надо обращать внимание детей на то, что красивы не только разноцветные рисунки, но и одноцветные, когда это сделано специально, для того, чтобы передать определённое содержание. Необходимо показать выразительные возможности цвета, их сочетания. [12]

Исходя из содержания ручного труда, Л.В.Пантелеева  выделяет несколько типов работы с бумагой:

а) оригами – изготовление поделок сгибанием бумаги. Занятия оригами являются отличным упражнением для развития ассоциативного мышления, требуют большой сноровки, точности изготовления эскиза и знания техники работы;

б) поделки из полосок бумаги. При получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Склеивая деформированные бумажные ленты, дети создают различные творческие работы.

в) папье-маше – плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги. [11]

Интересен такой вид  ручного труда, как лепка. А.Н.Давидчук считает, что лепка в детском саду – это деятельность, в процессе которой ребёнок создаёт объёмные и рельефные фигуры из мягкого материала – глины или пластилина. Предметы, выполненные детьми старшей группы, отличаются большей динамичностью, большим числом мелких деталей и дополнительных предметов. Это углубляет образ, созданный ребёнком, и открывает новые возможности для дальнейшего обучения его лепке. [5]Лепка может усложняться использованием природных материалов. Например, туловище стрекозы выполняется из пластилина, глаза – из семян яблока, а крылья – из крылатки клёна.

 Здесь внимание уделяется как форме и размеру, так и цветовому решению.

Т.С.Комарова рассматривает конструирование как  выполнение объёмных композиций из конструкторов и детских строительных материалов. Ребёнок обращает внимание не только на цвет и форму, но и на пространственное расположение конструкции, соединение мелких деталей в крупный предмет, прочность «постройки». [7]

Н.А.Ветлугина считает, что плетение для дошкольников в основном используется в создании ковриков из бумажных и картонных полосок разного цвета. Сочетание цветов прививает ребёнку понятие о красоте, любование прекрасным. [15]

Дошкольники старшей группы владеют такими трудовыми операциями, как сгибание, резание, склеивание и вклеивание, нанизывание, вырезание и формовка, оклеивание объемных форм  папье-маше. В связи с этим овладение вязанием и вышиванием, как видами ручного труда, происходит позже.[2]

1.2. Аппликации из соломы как вид ручного труда.

    Аппликация (от латинского applicatio – накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных форм, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. [2] Пантелеева Л.В. определяет аппликацию как художественную технику выполнения рисунка путём наклеивания на поверхность различных материалов (бумаги, кожи, дерева, ткани и т.д.). [11]

Наиболее полным, обобщающим предыдущие определения, является точка зрения М.А.Гусаковой, которая под аппликацией понимает один из видов изобразительной  техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, игрушек, сувениров к

праздничным датам и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность  цветного пятна, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, гриб, птица и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Полёт в космос», «Мама идёт в магазин» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

По средствам, с помощью которых выполняется аппликация, она делится на аппликацию из бумаги, ткани и природных материалов. В детском саду уделяется внимание всем этим типам аппликации. Рассмотрим аппликацию из соломы, как вид ручного художественного труда детей старшей группы детского сада. [4]

Среди аппликации из природных материалов своим эстетическим воздействием на ребёнка выделяется аппликация из соломы. Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из неё самые различные вещи: циновки, сумки, ковшики, игрушки, ларцы, шкатулки и т.д. [5]

Из соломы изготавливают не только аппликации, но и поделки. Для таких работ лучше брать пшеничную или овсяную соломку, обязательно не помятую. Игрушки и цепочки, сделанные из соломки, прекрасно смотрятся на ёлке, отливая присущим соломке золотистым блеском.[9]

Аппликации из соломы необычно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Аппликация, состоящая из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт его неповторимую игру – блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы – приятный подарок.

Дети старшей и подготовительной к школе группы довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломы. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, лодка с парусом. [4]

 Рассмотрим заготовку соломы, приемы её «окраски», способы изготовления, приборы для работы с соломой.

      Елена Артамонова, одна из авторов  пособия по аппликации считает, что если при изготовлении соломенных кукол лучшим материалом считаются стебельки ржи, то для аппликации желательно использовать овсяную соломку. Она имеет разные оттенки окраски – от белого до темно-розового, не сечется и легко обрабатывается. Со временем изделия из соломки не выгорают, а, наоборот, только приобретают большую яркость и блеск. Такие качества соломки сделали её незаменимой и для больших настенных панно, и для маленьких изящных сувениров.

Заготовку соломы лучше начинать в конце лета, до и после сбора урожая, когда она становится золотистой. Средняя часть соломины – наилучший материал для аппликации. Ржаная солома плотная, прочная, пшеничная более мягкая. Ещё мягче солома у овса.

Для аппликаций используют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным:

а) Горячий способ. Приготовить стопку газет, на неё положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная. Если перед приглаживанием подержать соломины в горячей воде при температуре 60-800 и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

б) Холодный способ. Нужно разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом ленты приобретают ещё большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.[1]

 Другой автор пособия по аппликации из соломы, М.А.Гусакова пишет, что в природе можно встретить ярко- и бледно- желтые, розоватые, серые, а иногда даже бледно-лиловые оттенки соломки. Но несмотря на кажущееся богатство окраски, для аппликации могут понадобиться и яркие, насыщенные тона: красный, зелёный, синий и др. Таких цветов в природной палитре соломки нет, поэтому можно воспользоваться различными способами изменения цвета, в том числе и с помощью синтетических красителей. [4]

Изменить цвет сырья можно разными способами: с помощью химических веществ, подвергая стебельки воздействию высокой температуры, а также окрашивая анилиновыми красителями. Выполнить такие процедуры могут как  родители, так и воспитатель. [10]

Коричневые и тёмно-коричневые оттенки соломы получаются в результате длительного выдерживания соломенных лент под горячим утюгом. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюгом и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.

Темно-коричневые оттенки соломы можно получить и другим способом: заранее подготовленные соломенные ленты положить на противень или решетку и поставить в горячую духовку. Цвет соломин можно довести от темно-коричневого до почти черного.

Кипячение соломы в растворе  питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцевокислом калии – розоватый оттенок. Для окраски соломы можно применять цветные лаки, морилку. [4]

Для окраски соломы в яркие тона – красный, синий и др. – применяются анилиновые красители, которыми красят ткань. Следует внимательно изучить инструкцию на упаковке и действовать строго в соответствии с ней. Окрашенные анилиновыми красителями стебельки следует аккуратно разрезать по всей длине, а затем разгладить чуть тёплым утюгом. После такой обработки они превратятся в блестящие, упругие ленточки, которые и послужат основным материалом для аппликаций. Разноцветные соломинки обычно используют только для небольших, но важных деталей изображения или в геометрических орнаментах, в которых яркие «кирпичики» хорошо сочетаются с фоном. В геометрических узорах обычно используются соломинки двух-трёх цветов, например, золотистого и алого, или светло-желтого, оранжевого и коричневого. [1]

А.Г.Суховская считает, что для выполнения аппликации детям понадобятся предметы, с помощью которых они изготовят аппликацию. Поскольку дошкольники делают только первые шаги в овладении искусством аппликации из соломы, им понадобятся простейшие предметы: ножницы, черная тушь, любой быстросохнущий клей, тонкая кисточка для клея. Хорошо, если в распоряжении ребят будет бесцветный быстросохнущий лак и пинцет, с помощью которого они смогут аккуратно работать с мелкими отрезками соломы. Подбирая сырьё для поделок, лучше взять соломенные ленточки равной ширины – это поможет изготовить ровный, неискаженный орнамент. [13]

Аппликации из соломы могут быть трёх видов:

- предметная;

- сюжетная;

- декоративная.

В работе с соломой придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги. Но при разработке композиции надо избегать сплошной заклейки изображениями из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой. Нужно обращать внимание детей на то, что не стоит прорабатывать мелкие детали изображения: главное – сохранить основные пропорции.

      Выполняют аппликации в определенной последовательности:

1. Выбор сюжета. В аппликации из соломы особенно видна красота природного материала в памятниках старины. Великолепен хохломской орнамент на круге, овале, полосе, бытовых предметах – ковшах, солонках, вазах. Для плоскостной аппликации интересен и сюжет, придуманный детьми, что развивает творческий потенциал дошкольников, и предметы, которые хотели бы изобразить дошкольники, а, возможно, и воспитатель предложит с помощью аппликации поздравить родителей с каким-либо праздником. Декоративная аппликация, помещенная в рамочку, может украсить кабинет или же детскую комнату её изготовителя. Но для любого вида аппликации необходимо составление эскиза.

2. Составление эскиза. Успех работы зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая соломина. Поэтому на эскизе следует простым карандашом нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.

3. Переведение эскиза на фон. На обратную сторону эскиза надо нанести сплошной штрих белым карандашом или сухим кусочком мыла. Заштрихованной стороной положить эскиз на фон и по всем линиям прорисовать простым карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне будут белым. Они хорошо видны на темном фоне и в отличие от копировальной бумаги не пачкают аппликацию. Если фон для аппликации светлый, штриховку эскиза с обратной стороны надо делать черной или другого цвета. Следует обратить внимание детей на то, что декоративные аппликации эффектно смотрятся на чёрном фоне, яркие сюжетные аппликации требуют светлых, радостных, но не слишком ярких, смягченных тонов.

4. Наклеивание соломенных лент. Это самый сложный момент в изготовлении  аппликации из соломы. До наклеивания соломки раскладывают по цвету: светло-желтые – в одно место, светло-коричневые – в другое, темно-коричневые – в третье и т.д. Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображение, например, лист, разрезают его пополам, одну половинку промазывают клеем и переносят её на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию отрезков соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

5. Высушивание поделки. Груз, под которым высушивают аппликацию из соломы, должен быть значительно тяжелее, чем груз, необходимый в работе с бумагой. Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. Заготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Возможен и другой способ наклеивания соломенных лент: их наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну соломенную ленту к другой, чтобы не было просветов. Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные формы. [4]

И.К.Щеблыкин в своём пособии рассматривает технологию выполнения панно из соломы. Конечно, для таких изделий непригодны тоненькие стебельки соломы. Необходимо сделать широкие пластинки из соломы для выполнения панно. Для этого нужно наклеивать ленточки на плотную бумагу, пока не будет достигнута необходимая ширина. Для изготовления панно нам понадобятся также чёрная копировальная бумага и калька. На кальке следует выполнить желаемый узор, либо перевести его с какой-либо картинки. При этом изображение не должно быть мелким или излишне детализированным. Изображение нужно расчертить на равные квадраты. Затем необходимо перевести контуры рисунка сначала на фон, на котором будет располагаться аппликация, а потом на соломенные пластинки. Вырезав все детали из соломки, следует наклеить их на фон, как в случае мелкой аппликации.

Сушить панно желательно под прессом, который обеспечит наиболее надежную склейку деталей. [15]

Для изготовления округлых деталей орнамента, таких, как лепестки и листья цветов, паруса корабля, необходимо последовательно выполнить несколько операций. Для этого следует вырезать заготовку из соломенной пластинки, увлажнить и изогнуть её на стержне подходящего диаметра, а после высушить. И, наконец, торцами необходимо приклеить заготовку к фону. Места склейки можно укрепить тонкими полосками бумаги, подклеенными с изнанки деталей. [13]

В ходе работы с аппликацией из соломы имеет важнейшее значение метод демонстрации. На этапе подготовки к работе следует заинтересовать детей, показав им различные аппликации из соломы, продемонстрировать игру света на таких поделках. Конечно, гораздо доступнее и легче выполнить аппликацию из бумаги, но она не будет иметь преимуществ поделок из соломы: золотистого цвета, глянцевого блеска, изящности природного материала. Безусловно, аппликация из соломы является одним из важных средств эстетического воспитания дошкольников старшей группы детского сада. [4]

В ходе работы  над курсовым проектом мы рассмотрели понятие аппликация, как один из видов художественного ручного труда, основанный на вырезании их на другом материале, принятом за фон. Аппликация как один из видов художественного ручного труда развивает творческие способности и образное мышление детей старшей группы детского сада. Сюжетные композиции расширяют личный опыт детей, усложняют их понятия об окружающем мире. Декоративные композиции развивают чувство формы и цвета, способности любования прекрасным. Кроме того, все виды художественного ручного труда имеют значение не только в развитии художественного чутья, но и в становлении, усложнении мелкой моторики.

Аппликация существует не только как вид детского художественного ручного труда. Надо знакомить детей и с произведениями искусства, которыми могут стать аппликации мастеров.

Аппликация из соломы имеет свои отличительные особенности – она рельефна, требует предварительной заготовки сырья, возможно окрашивание соломы холодным и горячим способом, а также с помощью красителей. Работа с соломкой очень хорошо развивает мелкую моторику, воспитывает аккуратность, эстетический вкус, интерес к природе. Кроме того, именно аппликация из соломы учит ребёнка видеть основное, главное, абстрагируясь от деталей.

Аппликация из соломы может быть предметной, сюжетной и декоративной. Кроме того, аппликации могут быть небольшими по размеру и настенным панно. Следует сказать и о том, что с помощью аппликации из соломы можно сделать вновь привлекательной крышку деревянной шкатулки, украсить деревянную кружку и другие предметы.

Следует тщательно демонстрировать и пояснять каждый этап выполнения аппликации из соломы. Вне зависимости от вида, выделяют следующие этапы выполнения аппликации из соломы:

  1. выбор сюжета;
  2. составление эскиза;
  3. переведение эскиза на фон;
  4. наклеивание соломенных лент;
  5. высушивание.

Аппликации из соломы, несмотря на сложность их изготовления, имеют преимущество перед бумажными аппликациями: золотистый оттенок, глянцевый блеск, солома приятна на ощупь, естественна. Панно из соломы могут превратиться в картины, написанные волшебными красками. Методически верный подход, занимательность могут превратить занятие аппликацией из соломы в увлечение ребят. Безусловно, аппликация из соломы, как вид художественного ручного труда, незаменима в развитии воображения, творческого мышления и эстетическом воспитания дошкольников старшей группы детского сада.

Изучая теоретические аспекты ручного труда детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод.

Исследователи Комарова Т.С., Гульянц Э.К., Базик И.Я., Савенков А.И., Корчина О.В., Нагибина М.Н. внесли свой вклад в исследование ручного труда для всестороннего развития детей. Всестороннее развитие личности через ручной труд происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает задачи не формально, а в соответствии с требованиями трудовой деятельности, используются методы и приёмы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. В своих работах они отмечают, что ручной труд с соломой доступен детям старшего дошкольного возраста.

   Солома пригодна для использования в аппликационных работах, которые могут быть использованы для украшения интерьера в групповой комнате, подарка, методического пособия.

 Глава II. Занятия по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста с выполнением аппликационных работ из соломы.

2.1. Анализ педагогической деятельности по вопросам выполнения аппликации    из соломы с детьми старшего дошкольного возраста

2.1. Анализ педагогической деятельности по вопросам выполнения аппликации из соломы с детьми старшего дошкольного возраста.

   И.В.Новикова, Л.В.Базулина в своем пособии обращают внимание, что общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

   Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

   Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

   Большое внимание авторы уделяют аппликации из соломы.

Золотистая соломка – замечательный материал. Теплота и блеск, гибкость и прочность, многообразие цветовых оттенков позволяют с успехом использовать ее в аппликации. Соломка может подчеркнуть стройность архитектурных построек, величавость парусных кораблей, нежность изящных букетов.

   В пособии предлагается несколько видов фона для аппликационных работ из соломы. Показывается выполнение соломенных полос, описывается последовательность выполнения аппликации из соломы. Авторы предлагают различные иллюстрации, фотографии, показ и объяснение процесса изготовления аппликации из соломки. Подробно дано описание рабочего места и инструментов для изготовления аппликации.

   М.И.Нагибина предлагает устроить путешествие в волшебный мир природы.

В этом путешествии детей ждут загадки, игры и упражнения, и открытия – замечательные изделия, которые можно выполнить из удивительных материалов. Раскрыть эти тайны она предлагает с помощью старых знакомых – Умелых Ручек и их помощников кошки Мурки и щенка Шарика. Вместе с героями дети отправляются в страну Листопадию, Соломенное царство, Цветочную страну, Лесное царство, Королевство спелых плодов, Лебединое озеро. Материал используется в занимательной форме. Присутствует художественное слово.

   В пособии имеются схемы, рисунки, фотографии различных работ с подробным описанием. Работая по этим образцам, ребенок легко выполнит свое оригинальное изделие. Знакомясь с содержанием книги, ребенок творит, выдумывает, узнает много нового об инструментах необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материалов, участвует в игровых ситуациях, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление.

   Но данное издание содержит не только руководство по изготовлению различных вещей, текст пособия насыщен занимательными рассказами, загадками, которыми можно иллюстрировать обучение, сопровождается значительным методическим материалом, перемежается обращениями и вопросами к детям, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.

   Автор подробно раскрывает заготовку, окраску и технологию изготовления соломки. Поэтапно раскрыт процесс выполнения аппликации из соломки. Каждый этап проиллюстрирован. Большое внимание автор обращает на наиболее распространенные ошибки, которые встречаются при работе с соломой. Даны различные виды аппликаций.

   Выполняя работу по аппликации из соломки, дети заинтересовываются процессом созидания, в них вселяется уверенность, что они смогут выполнить задуманное, расширяется кругозор детей, происходит знакомство с разновидностями растительного материала, формируется любовь к природе, к родному краю.

   Гомозова Ю.Б. предлагает различные сказки для работы с детьми, приглашает их вместе отправиться в интересное путешествие, в страну чудесных ремесел, в удивительную Мастерляндию. Материал использует в игровой форме.

   Рассказывает, какую лучше брать солому, как собирать, сушить, разрезать, просушивать, какие оттенки придавать ей и как это делать.

   Разработала памятку работы с соломой. Рассказывает детям, что нарезанные элементы из соломы должны быть ровной и блестящей, что соломины надо брать одинаковой ширины, чтобы ровно отрезать.

   Материал иллюстрированный, предлагаются различные образцы работ, предложенная тематика аппликационных работ сопровождается алгоритмом выполнения работ. Текстовый материал интересно иллюстрирован и разнообразен.

   Весь предложенный материал может быть предложен для работы с детьми дошкольного возраста.

   Рекомендуемая тематика работ может быть использована для интерьера.

   Так же предлагается изготовление головных уборов, которые оформляются с использованием соломки. Предлагает использовать объемные конструкции, такие как: цветок – снежинка, подвески – сережки, подвески – цепочки и т.д.

   Так же предлагается использовать соломенные ленточки в плетении ковриков, различных панно.

   Хорошо проиллюстрирован материал по использованию соломенных трубочек, из которых состоят разнообразные объемные композиции.

   Предложенный материал интересен так же тем, что сопровождается художественным словом.

   А.П.Паниченко описала свой опыт работы с соломой. В ее пособии представлен богатый материал по истории возникновения аппликации из соломы. Через интересные легенды раскрыты истоки народного промысла.

  Подробно описан технологический процесс изготовления аппликации из соломы, и все описание идет через сказание. Присутствует художественное слово, различные пословицы, поговорки, различные игры.

   Разработаны правила работы над эскизами, даны советы начинающим. Описана технологическая работа мозаики из соломы.

   Ирина Лыкова в своем пособии в занимательной форме дает подробное описание инструментов и материалов, необходимых при работе с соломой. Каждый инструмент и материал наглядно показан в цветном рисунке.

   Автор рассказывает, когда и как заготавливать, вымачивать, обрабатывать и окрашивать солому. Учит, как делать «соломенное полотно» для аппликации. Обращает внимание на то, что аппликацию из соломы можно делать из круглых соломинок.

   В пособии предлагается ряд занятий с подробным описанием и иллюстрациями на закрепление умения изготавливать аппликацию из соломы. Предлагает изготовление поделок из различных природных материалов совместно с соломой. Рассказывает, как делать из соломки фигурки людей и животных, красивые и интересные подвесные игрушки.

   Материал излагается в доступной форме и красочно иллюстрирован, что дает возможность пользоваться им в самостоятельной деятельности детей, и способствует всестороннему развитию личности.

   Елена Артамонова в своем пособии рассказывает о том, как правильно собрать солому, высушить, разрезать и окрасить. Активизирует внимание на    окраске соломы. Она предлагает несколько способов окраски с помощью синтетических красителей. Каждый этап окраски подробно описан. Рассказывает, какую солому лучше использовать при изготовлении кукол, а какую при изготовлении аппликации. Подробно описывает о том, какие инструменты и материалы нужно использовать при работе с соломой, сопровождая все иллюстрациями, как правильно подготовить фон для узоров.

  В пособии предоставлено подробное описание  различных геометрических орнаментов и узоров, которые отлично смотрятся на разных сувенирах. Дано подробное описание поделок из соломы. Предоставлено много различных орнаментов, пейзажей для панно из соломки. Материал красочно и ярко иллюстрирован и очень интересен.

   2.2. Методические указания по обучению детей изготовлению аппликационных работ из соломы

 Методические указания работы с детьми выполнения аппликационных работ из соломы основываются на изучении опыта работы педагогов Гульянц Э.К, Базика И.Я, Козлиной А.В, Гусаковой М.А.

  Все проводимые занятия строились по единому принципу. Для успешного выполнения поставленных задач на занятии, занятие проводилось с подготовительной группой детей в количестве 6 человек.

  Рассмотрим методику проведения занятий по аппликации из соломы. Занятие характеризуется двумя основными этапами: предварительным и исполнительным.

  В начале занятия несколько минут отводилось организационным моментам. Взрослый готовит необходимые материалы. Все рассаживаются вокруг одного большого стола, если нужно, вспоминают, как работать с тем или иным материалом. Через весь цикл занятий проходит один герой. Часто дети, отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, помогают взрослому эту историю создавать. В процессе рассказа-показа рождается определённый образ, который остаётся перед детьми до конца занятия.

  Всё. Что делается с детьми на занятиях, должно быть связано с их жизнью. Выполненные аппликации из соломы желательно использовать в качестве подарков, сувениров, украшений для групповой комнаты.

  Ребёнка нужно учить тщательно анализировать образец будущей аппликации. В качестве образца вначале использовать аппликационную работу изготовленную заранее. В дальнейшем идет попытка использовать в качестве образца рисунок. В ходе анализа аппликации внимание ребёнка направляется на внешние характерные особенности (цвет, форма, величина) части  и детали, на материал.

  Затем ребёнок учится анализировать процесс предстоящей работы над аппликацией. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности идёт выполнение, какие материалы используются, технические навыки работы с инструментами. Перед детьми демонстрируется весь процесс работы над аппликацией от начала до конца. Показ работы сопровождается объяснением, при этом следует помнить о том, чтобы показанные действия были точными и их могли видеть все дети. Если после этого всё же дети не могут приступить к работе, необходимо вторично объяснить и продемонстрировать на образце последовательность изготовления аппликации. Следует предусмотреть повторение работы с показом хода труда, чтобы поупражнять детей в выполнении действий в определённой последовательности.

  На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию аппликации. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом должна быть не только созданная аппликация , но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности. Во время работы ребёнка не следует без надобности опекать, приучать выполнять задание под диктовку.

  Хороших результатов достигали при выполнении аппликационных работ, когда перед детьми ставились условия, требующие самим подумать, как выполнить ту или иную деталь, пофантазировать. Поэтому на первых занятиях необходимо приобщать детей к анализу предстоящей работы. При этом используется показ, объяснение, вопросы к детям, ответы, которые помогают выявить или уточнить последовательность выполнения аппликации. В процессе работы детям предлагается комбинировать или подбирать другие материалы.

  В процессе работы над выполнением аппликации обращается внимание на оценку детских работ, так как она является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого ребёнка приобретают особое значение. В первое время отмечаются наиболее удавшиеся работы. Но если у ребёнка не получается работа, а он старается, то его прилежание не остаётся без внимания. Важно поддержать старание ребёнка, помочь поверить в свои силы.

   Постепенно к оценке результатов труда приобщали детей. Стремились направить внимание детей на анализ положительных результатов. Это делается с той целью, что в будущем многие из детей будут выполнять совместную работу со своими сверстниками, поэтому важно научить детей видеть в первую очередь достижения своих товарищей, их прилежание. Позаботиться о том, чтобы любая неудача у каждого ребёнка вызывала желание помочь, а не посмеяться или похвалиться своим успехом.

   Результатом занятий были индивидуальные и коллективные работы. Все детские работы по возможности объединяются общей идеей или в общую коллективную работу. В каждой индивидуальной работе отмечается то, что интересное, неповторимое, отличающее её от всех других и обращало внимание детей. При выполнении коллективной работы привлекалось внимание детей на конечный результат своих трудов, вспоминали кто, что делал, и показывали важность вклада каждого участника.

   Все работы показывались родителям, также предлагалось детям поучить друзей делать такие же композиции.

   На первом занятии необходимо обратить внимание детей на специфику работы с соломой. Детям следует объяснить, что работа над аппликацией начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определённые правила, на столе должен быть порядок, аккуратно разложен материал, инструменты, к материалу нужно относиться бережно, аккуратно.

   Работу по изготовлению аппликации из соломы следует начинать с лёгких композиций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным композициям.

   Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное, а затем учить работать с соломой. В ходе занятий решаются такие задачи как: расширение кругозора детей, знакомство с таким материалом как солома, формирование любви к природе, трудиться в коллективе, оказывать друг другу помощь.

   Для создания аппликации на начальном этапе использовалась только солома. В дальнейшем в работе применялись зерновые материалы. В последующих занятиях детям предлагалось самим решить, какой материал будет использован. Тогда первая часть занятия превращается в совместное обсуждение, того как решить поставленную задачу в планировании, а во второй части взрослый помогает реализовать намеченное.

   Нам кажется, что такие занятия лучше проводить тогда, когда дети овладели основными способами работы с разными материалами.

   На первых занятиях коллективной аппликации следует вмешиваться в процесс распределения обязанностей между детьми. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, желательно включиться в совместное изготовление аппликации и так же, как и всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь дело. В таком случае совет взрослого не будет восприниматься как приказ, а общее дело станет непосредственнее и доверительнее.

   Работа по изготовлению аппликации из соломы выполняется детьми успешнее, если дети имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности, например различные семена, скорлупки орехов и др. можно использовать на занятиях по лепке. Детям нравится выполнять аппликации с использованием семян тыквы, засушенных листьев. На таких занятиях дети знакомятся с новым для них приёмом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выполняют мозаичные узоры из семян на покрытые пластилином крышечки из под пластмассовых коробочек. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.

   Организуя работу по изготовлению аппликации из соломы, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированных на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, ручного труда. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства детей, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

   Подражать или делать самому? Этот вопрос мы решили, безусловно, в пользу самостоятельного творчества детей. Конечно, детям, нужно научиться выполнять задание по образцу. В то же время, и это может быть гораздо важнее, детям необходимо научиться видеть и делать по- своему.

   На своих занятиях мы никогда не ставили перед детьми задачу сделать такую же, как у взрослого работу. Наоборот, взрослый всегда ориентировал детей на их собственное видение, на их желание.

2.3.Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использова-нием аппликационных работ из соломы……………………………………………

Перспективный план занятий по аппликации из соломы.

№ тема

задачи

материал

приёмы

обучения

   Занятие 1. Знакомство с соломой.

Воспитывать интерес к народной игрушке; ознакомить детей с природным материалом- соломой, с ее видами и способами заготовки;    расширить кругозор детей.

Соломенная кукла Соломея,  образцы аппликаций из соломы, солома, иллюстрации с изображением поделок из соломы.

Игровой прием, показ, активизация детей, опора на их приобретенный опыт, уровень знаний и умений.  

Занятие 2. Аппликация из соломы. «Дом».

 Учить детей выполнять аппликацию из соломы, воспитывать аккуратность, бережное отношение к природному материалу, закреплять навыки работы с ножницами и клеем.

Кукла Соломея, солома, детали дома из бумаги, цветной картон, клей, кисточка для клея, ножницы.

Показ, инструкция о выполнении аппликации из соломы, объяснение  задания.

   Занятие 3. Аппликация из соломы. «Солнышко».

Закреплять умение выполнять аппликацию из соломы, прививать любовь к природе, развивать желание передать способом аппликации выразительный образ солнышка.

Кукла Соломея, шаблоны деталей солнышка, цветной картон, клей, кисточка для клея, ножницы.

Беседа, игровой прием, поощрение творчества детей, объяснение  задания.

   Занятие 4. Аппликация из соломы. «Ваза для цветов».

Закреплять умение выполнять аппликацию из соломы, развивать эстетическое восприятие, продолжать воспитывать у детей любовь к природе, развивать творческое воображение, учить замечать красоту соломенных изделий, выразительность и декоративность формы.

Кукла Соломея, готовая соломка, шаблон вазы на каждого ребенка, сухие цветы, цветной картон разного цвета, клей, кисточка для клея, ножницы.

Игровой прием, показ вариантов ваз,

объяснение  задания, инструкция о выполнении аппликации из соломы

   Занятие 5. Аппликация из соломы. «Грибы»

  Воспитывать интерес к общему результату деятельности, учить детей путем аппликации создавать изображения грибов, развивать бережное отношение к природе, расширить знания детей о грибах.

Кукла Соломея, иллюстрации грибов,  шаблоны грибов,  готовая соломка,  цветной картон разного цвета, клей, кисточка для клея, ножницы.

Беседа,

закрепление последова-тельности выполнения аппликации из соломы, объяснение  задания, активизация детей, поощрение творчества.

Занятие 6. Аппликация из соломы. «Луна и звезды»

Воспитывать интерес к общему результату деятельности, учить детей путем аппликации создавать изображения, развивать бережное отношение к природе.

Кукла Соломея,   шаблоны звезд и луны,  готовая соломка,  цветной картон синего цвета, клей, кисточка для клея, ножницы.

Игровой прием,  объяснение  задания, соблюдение формы и расположение частей на картоне.

Занятие 7. Аппликация из соломы. «Нарядное платье».

Продолжать закреплять умение детей выполнять аппликацию из соломы, воспитывать аккуратность, бережное отношение к природному материалу, закреплять навыки работы с ножницами и клеем, развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, фантазию детей.

Кукла Соломея, солома, рисунки с изображением платьев, выкройка платья из  цветного картона, клей, кисточка для клея, ножницы, аудиозапись «Песенка крокодила Гены».

Игровой прием, объяснение  задания, показ вариантов отделки платья, активизация самостоятель-ности, поощрение творчества детей.

Занятие 8. Аппликация из соломы. « Подарочная открытка».

Закреплять у всех детей полученные навыки работы с соломой, ножницами, клеем, развивать художественный вкус, творческую инициативу, воспитывать стремление доставлять окружающим радость, изготовляя подарки своими руками.

Кукла Соломея, солома, готовые формы для открыток из картона, клей, кисточка для клея, ножницы, открытки, семена тыквы.

Показ, направление внимания на создание разных композиций, показ образцов, объяснение, игровые задания (сделать для Соломеи), поощрение творчества.

 Занятие 1. Знакомство с соломой.

   Цель. Воспитывать интерес к народной игрушке; ознакомить детей с природным материалом- соломой, с ее видами и способами заготовки;    расширить кругозор детей.

   Материал. Соломенная кукла Соломея,  образцы аппликаций из соломы, солома, иллюстрации с изображением поделок из соломы.

   Ход занятия.

   Вы видели, как в поле колышутся колоски? А держали в руках солому-золотистую, гибкую, ароматную? Если нет, то вам можно позавидовать, так как это удовольствие у вас еще впереди.

   Сегодня мы начинаем знакомство с соломой. А поможет нам соломенная кукла Соломея. Как вы думаете, почему ее так зовут? (ответы детей)

   Ребята отгадайте загадку.

Весной - травкой шелковистой,

                                         Летом – нивой золотистой,

                                         Ну, а зимнею порою –

                                         Аппликацией – игрою.

                                         Сухая очень ломка,

                                         Зовут ее …. (соломка)

  Соломка – сухие стебли – замечательный материал для работы. Издавна применял народ ее для изготовления легких, прочных вещей. Из соломки делают шляпы, корзинки и сумки, коврики, мебель, бытовые предметы, игрушки. ( показ иллюстраций )

   С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая.

   Пока вы рассматриваете соломку, кукла Соломея расскажет вам, как нужно заготавливать солому. ( дети рассматривают, изучают свойства соломы)

  Соломея: Солому заготавливают в конце лета - начале осени, когда она приобретает золотистый оттенок. Собирать можно любую, но лучше пшеничную, ржаную, или овсяную. Лучше использовать свежую, ровную, не смятую солому. Ее используют не полностью, а вырезают среднюю часть. Чтобы соломка не ломалась ее необходимо запарить в горячей воде.  Для этого ее кладут в таз и заливают кипятком. Через несколько часов соломка становится прочной, легко сгибается и плетется.

   Ребята, на сегодняшнем занятии Соломея познакомила вас, когда и как заготавливать солому, что нужно сделать для того, чтобы солома не ломалась.

   Из соломки можно выполнять аппликацию. А как ее изготавливать Соломея расскажет вам на следующем занятии.

        Занятие 2. Аппликация из соломы. «Дом».

Цель. Учить детей выполнять аппликацию из соломы, воспитывать аккуратность, бережное отношение к природному материалу, закреплять навыки работы с ножницами и клеем.

   Материал. Кукла Соломея, солома, детали дома из бумаги, цветной картон, клей, кисточка для клея, ножницы.

   Ход занятия.

 Сегодня, ребята Соломея познакомит вас, как правильно выполнять аппликацию из соломы.

  Соломея: Наклеивают соломку на бумагу по рисунку. Клеем ПВА смазывают бумагу, на которую затем накладывают полоски соломки в направлении, предусмотренным эскизом. Когда соломка приклеится, с изнаночной стороны ее нужно обрезать ножницами.

   Ребята, Соломея шепнула мне на ушко, что у нее нет домика, и ей негде жить.

   Давайте изготовим для Соломеи дом. Как вы думаете из чего можно изготовить его. (ответы детей) Правильно, так, как кукла соломенная, то и дом будем делать из соломки.

   У каждого из вас есть детали дома, сначала нанесем клей на основание дома и наклеим соломку в горизонтальном направлении. Далее наносим клей на крышу дома и накладываем солому. Обрезаем  лишние края соломы с изнаночной стороны. Наносим клей с изнаночной стороны деталей дома. Наклеиваем на цветной картон. Дом для Соломеи готов. Соломея благодарна вам за дом и говорит: большое спасибо. А мы скажем ей до свидания и пригласим на следующее занятие.

   Занятие 3. Аппликация из соломы. «Солнышко».

   Цель. Закреплять умение выполнять аппликацию из соломы, прививать любовь к природе, развивать желание передать способом аппликации выразительный образ солнышка.

   Материал. Кукла Соломея, шаблоны деталей солнышка, цветной картон, клей, кисточка для клея, ножницы.

   Ход занятия.

 Светлое лучистое,

С лучами золотистыми,

Днем землю обогревает,

А ночью засыпает. (солнышко)

   Ребята, а как вы думаете, что общего между солнышком и нашей знакомой Соломеей? (ответы детей) Верно и солнышко и наша кукла золотистые.

   (Стук в дверь). А вот и сама Соломея. Ребята давайте спросим у нее, любит ли она солнышко.

  Соломея: Да, очень люблю. А давайте с вами сегодня из соломки сделаем солнышко!

По шаблонам изготавливаем детали солнышка. На детали наносим клей и накладываем соломку. Края соломки обрезаем. На цветной картон наклеиваем детали солнышка. Аппликацию украшаем рамкой из соломки. Какое красивое солнышко у нас получилось. Мне очень нравится с вами работать, на следующее занятие я обязательно приду к вам.

   Занятие 4. Аппликация из соломы. «Ваза для цветов».

   Цель. Закреплять умение выполнять аппликацию из соломы, развивать эстетическое восприятие, продолжать воспитывать у детей любовь к природе, развивать творческое воображение, учить замечать красоту соломенных изделий, выразительность и декоративность формы.

   Материал. Кукла Соломея, готовая соломка, шаблон вазы на каждого ребенка, сухие цветы, цветной картон разного цвета, клей, кисточка для клея, ножницы.

   Предварительная работа. Рассматривание цветов и ваз.

   Ход занятия.

   Соломея: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой у меня красивый букет цветов, но для него нет вазы. Давайте на сегодняшнем занятии изготовим вазу для моих цветов. Я принесла вам несколько картинок с изображением различных ваз, помогите мне выбрать одну из них. ( дети рассматривают вазы и выбирают подходящую)

   Затем дети выбирают каждый для себя фон, на который будет приклеиваться ваза, берут каждый по шаблону вазы и начинают заклеивать вазу соломкой. Заклеив, обрезают с изнаночной стороны лишнюю соломку, наклеивают вазу на цветной картон (фон).

Соломея предлагает детям взять букет сухих цветов и наклеить их в виде букета над вазой.

Соломея предлагает детям сделать выставку работ. Говорит детям спасибо, что ей понравились все поделки, прощается до следующего занятия.

   Занятие 5. Аппликация из соломы. «Грибы»

   Цель. Воспитывать интерес к общему результату деятельности, учить детей путем аппликации создавать изображения грибов, развивать бережное отношение к природе, расширить знания детей о грибах.

   Материал. Кукла Соломея, иллюстрации грибов,  шаблоны грибов,  готовая соломка,  цветной картон разного цвета, клей, кисточка для клея, ножницы.

   Ход занятия.

   Соломея. Лес. Чем богата  наша кладовая? Ягоды , грибы. Сегодня на нашем занятии мы с вами познакомимся, какие бывают грибы. А какие грибы вы знаете?  (ответы детей)

Разновидностей грибов  много. Есть среди них и съедобные, и ядовитые, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. (иллюстрации грибов)

   Я люблю ходить в лес, собирать грибы и ягоды. Вот и мы сегодня отправимся в лес по грибы. Только грибы мы будем не собирать, а изготавливать из соломки.

   По шаблонам изготавливаем детали гриба. На детали наносим клей и накладываем соломку. Края соломки обрезаем. На цветной картон наклеиваем детали гриба. Аппликацию украшаем рамкой из соломки.

Соломея: Давайте сделаем выставку работ и посмотрим, какие грибы у нас получились. (выставка работ) Грибы у всех красивые. Молодцы!

До свидания, до следующего занятия.

Занятие 6. Аппликация из соломы. «Луна и звезды»

    Цель. Воспитывать интерес к общему результату деятельности, учить детей путем аппликации создавать изображения, развивать бережное отношение к природе.

    Материал. Кукла Соломея,   шаблоны звезд и луны,  готовая соломка,  цветной картон синего цвета, клей, кисточка для клея, ножницы.

     Ход занятия.

    На прошлом занятии  от Саломеи вы много интересного узнали о грибах. Она рассказала о том, что любит ходить в лес по грибы.

   С Соломеей приключилась беда,  пошла она в лес, да и заблудилась. Ночка темная, не может наша куколка найти дороги назад. Как ей помочь?(ответы детей) Если бы ночка была бы светлая, то Соломея нашла дорогу домой.

Как сделать, чтобы ночь стала светлой? (ответы детей) Правильно, нужно сделать на небе луну и звезды.          

   По шаблонам изготавливаем детали луны и звезд. На детали наносим клей и накладываем соломку. Края соломки обрезаем. На синий картон наклеиваем детали луны и звезд. Аппликацию украшаем рамкой из соломки.

   Соломея: Здравствуйте, ребята! Заблудилась я в лесу- ночка была темная.

И вдруг на небе появились луна и звезды. Я быстро нашла дорогу домой.

Спасибо вам за это.

Занятие 7. Аппликация из соломы. «Нарядное платье».

Цель. Продолжать закреплять умение детей выполнять аппликацию из соломы, воспитывать аккуратность, бережное отношение к природному материалу, закреплять навыки работы с ножницами и клеем, развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, фантазию детей.

   Материал. Кукла Соломея, солома, рисунки с изображением платьев, выкройка платья из  цветного картона, клей, кисточка для клея, ножницы, аудиозапись «Песенка крокодила Гены».

   Ход занятия.

   Звучит песня. Ребята, о каком дне поется в этой песни? (ответы детей) А вы знаете, что у  Соломеи тоже скоро будет день рождения?

   Соломея: Да скоро у меня день рождения, но нарядного платья у меня нет, а мне очень хочется выглядеть красиво в свой день рождения.

   Ребята, давайте изготовим праздничное платье для нашей Соломеи. А вы знаете, что одежда бывает рабочая и праздничная. Рабочая одежда для работы, а для чего праздничная? (ответы детей) Я предлагаю вам уже готовые разноцветные платья, давайте украсим их аппликацией из соломки.

   Дети, фантазируя, украшают платья аппликацией из соломы. Используют в работе иллюстрации и рисунки платьев.

   Выставка работ детей.

   Соломея: Спасибо, ребята, теперь у меня много красивых платьев. Я каждый день буду их менять. До свидания.

Занятие 8. Аппликация из соломы. « Подарочная открытка».

   Цель. Закреплять у всех детей полученные навыки работы с соломой, ножницами, клеем, развивать художественный вкус, творческую инициативу, воспитывать стремление доставлять окружающим радость, изготовляя подарки своими руками.

   Материал. Кукла Соломея, солома, готовые формы для открыток из картона, клей, кисточка для клея, ножницы, открытки, семена тыквы.

   Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми готовит для открыток формы из цветной бумаги: квадраты, прямоугольники, овалы, круги. Рассматривают несколько вариантов оформления открыток.

   Ход занятия.

      Ребята на прошлом занятии мы с вами изготавливали платье для Соломеи, так как у нее скоро день рождения. В день рождения принято дарить подарки и поздравительные открытки. И сегодня мы для Соломеи будем изготавливать открытку.

   Перед детьми выкладываются образцы открыток, заранее заготовленные формы для открыток:  квадраты, прямоугольники, овалы, круги.

     Дети, опираясь на образцы готовых открыток и применяя свою фантазию, изготавливают открытки. Используют аппликацию из соломки. Оформляют открытку рамкой из тыквенных семечек.

   Входит Соломея, дети вручают ей открытки и поздравляют с днем рождения.

Соломея благодарит детей.

   

       

   

   

 

Заключение

      Проанализировав весь материал, мы сделали вывод, что всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста возможно через аппликацию из соломы. Такие исследователи, как Гульянц Э.К., Буре Р.С., Година Г.Н., Куцакова Л.В., Ничаева В.Г. Година Р.С. говорят о значимости ручного труда для всестороннего развития ребенка.

   Н.А.Ветлугина указывает, что полученные знания, умения и навыки позволяют детям отражать большой круг предметов и явлений, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность проявлять в работах свои творческие замыслы. Развитие творческих способностей детей в старшей группе связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений. Она говорит о том, что именно ручной труд позволяет развивать у детей начало конструкторских умений и способностей. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться им.

   Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении психолого-педагогических аспектов, касающихся ручного труда детей старшего дошкольного возраста с использованием работы в технике аппликации из соломы.

   Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в разработке методических указаний и серий занятий по аппликации из соломы, которые могут быть использованы студентами педагогических училищ, а так же родителями и воспитателями для обучения ребенка по изготовлению аппликации из соломы.

   Перспектива данной работы заключается в разработке новых конспектов с использованием других материалов в аппликационных работах.

   

Список литературы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация и проведение занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста»

План реферата: ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. ПЛАВАНИЕ…………………………………………………… ГИГИЕНА………………………………………………………. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………………….  Наглядный метод……………………………………..Сло...

Занятия на воде с детьми дошкольного возраста

В данной публикации обсуждаются различные средства и методикиобучения детей дошкольного возраста не боятся воды, увереннодержаться на воде, правильно плавать. Материал основан насобственном опыте рабо...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физкультуре с детьми дошкольного возраста.

Одним из важных факторов является получение информации детьми о необходимости заботы о своем здоровье. Получение информации закрепляется выполнением физических упражнений. Особое внимание на своих зан...

Календарно-тематический план работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста

представлено планирование по воспитанию любви к родному краю с деть старшего дошкольного возраста...

Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ...

Опыт работы по теме "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"

Вашему вниманию предоставлен опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»...