Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Беленькая Марина Валентиновна

 Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение “Гимназия №1516»

Дошкольное отделение

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ

 В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы

Подготовила и провела

воспитатель средней

группы № 1

Беленькая М.В.

Москва

2015-2016 учебный год

      Дети по природе своей - исследователи. Исследовательское поведение для дошколь-ника – главный источник получения представлений о мире. Ребёнок познаёт мир опыт-ным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребёнку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

    Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

     Известно, что ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возмож-ность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому уже в дошкольном детстве, с самого момента поступления ребёнка в детский сад, мы решили знакомить детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребёнок сам является её активным участником.

     Мы считаем, что такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет:

  1. Дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах;
  2. Повысить наглядность или доступность материала;
  3. Сделать процесс обучения наиболее эффективным;
  4. Наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;
  5. Положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.

Цель работы: привлечь детей к познанию окружающего мира.

 Задачи: 

  1. Формировать у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой).
  2. Развить собственный познавательный опыт при использовании разных форм исследовательской деятельности.
  3. Передать ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.
  4. Поддержать инициативу, сообразительность, самостоятельность детей. 

   Организация работы велась по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено нескольким темами:

  1. Живая природа (характерные особенности сезонов).
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок и др.).

                                                  Формы работы с детьми:

  • Познавательные занятия;
  • Совместная деятельность в уголке экспериментирования;
  • Занятия по труду в уголке природы и на участке;
  • Игры-эксперименты и дидактические игры;
  • Художественно – продуктивная деятельность;
  • Наблюдения и опыты на прогулке.
  • Кружок «Гостиная природы»;
  • Проект «Дружи с водой»;
  • Чтение художественной литературы.

   На     наш взгляд, предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

   Для реализации исследовательской деятельности в группе  был создан центр экспериментирования. Дети исследовали свойства камней, песка, воды, глины, играли с ними, развивали мелкую моторику рук. Здесь дети проводили экспери-менты: лили, процеживали через сито, переливали через лейки, трубочки; пробова-ли делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надували мыльные пузыри. Видели, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из  какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т.д.

    Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторялись, усложнялись, переносились из группы  в природную среду и наоборот.

    Кроме проведения опытов и экспериментов,  мы проводили интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях  мы использовали различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагалось не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Использовали отдельные поисковые действия. Большую роль отводили играм – экспериментам, наблюдениям. Это вызывало у детей интерес к исследованию мира. Руководя исследовательской деятельностью,  мы создавали специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка. Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы, создаём базу для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.

      Известно, что ни одну  воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации,  мы убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

    Были разработаны советы родителям  «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Провели родительское собрание по теме «Кто над кем экспериментирует?», консультации на темы: «Строительство из песка»,  «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия», открытые занятии с элементами экспериментирования «Весеннее превращение», «Поможем черепашке Агаше», «В гостях у Почемучки», «Дружи с водой»

     Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Литература:

  1. Зарипова П. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1994. -№ 7. – С.43.
  2. Первые шаги. Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги».  – М.: Линка – Пресс, 20002. – С.148.
  3. Порткина С.А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников. // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С.2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Ознакомление и закрепление ПДД с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста через проведение совместных праздников"

В статье представлен опыт работы МБДОУ "Детский сад № 1" г. Сосновый Бор Ленинградской области совместного проведения праздников по ПДД с учащимися школы....

Опыт работы по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

В рамках семинара повышения квалификации  "ФГОС ДО: особенности организации и содержание деятельности педагога ОУ" мною был проведён мастер-класс (для пеагогов района)по теме: "Использование нетр...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Выступление на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Рассказывается об организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, о традиции нашего десткого сада- проводить ежегодно фестиваль " Театральная весна"...

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...