Опыт работы по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Белая Светлана Сергеевна

В рамках семинара повышения квалификации  "ФГОС ДО: особенности организации и содержание деятельности педагога ОУ" мною был проведён мастер-класс (для пеагогов района)по теме: "Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте"и подготовлена презентация по данной теме. Выдана справка Министерством образования и науки Архангельской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx15.94 КБ
Файл prezentatsiya_po_teme_tekst.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

" Использование  нетрадиционных            изобразительных     технологий"

                                                               МБОУ " СОШ № 92" г.Вельска

                                                              Детский сад № 22 " Алёнушка "

                                                               воспитатель: Белая Светлана Сергеевна  

                                                                                             5.12.2014 г.

Аудитория: группа слушателей ( педагоги дошкольного образования)

                                                             ( 6 подгрупп  по 6 человек)

Цель:  Познакомить слушателей с приёмами нетрадиционных техник                               рисования ( рисование скотчем, рисование солью).

            Сформировать практические навыки работы с различным материалом.

             Повысить уровень педагогического мастерства.

Время: рассчитано на 15 минут ( после проведения теоретической части с

              показом презентации " Использование нетрадиционных техник

              рисования в дошкольном возрасте." )

Материал: листы цветного картона ( синий, голубой), ножницы, клей ПВА,

                     карандаш белого цвета, соль каменная, цветной скотч.

                     Образцы готовых работ.

Описание:

1. Прием " Рисование солью"

 тема: " Зимний пейзаж"

Я предлагаю, вам, сегодня, на практике освоить нетрадиционные техники             рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса.

И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисование солью.

И предлагаю вам написать пейзажи, без помощи кисточки.

Как мы знаем, пейзаж - это рисунок изображающий природу, то есть леса,                                                                            реки, поля, луга, озера, горы.  

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется …пейзаж.

Ведь как гласит китайская мудрость.

Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Поэтому предлагаю преступить.

Для этой техники рисования вам потребуется: лист цв. картона (синий,голубой), белый карандаш, клей ПВА,соль

Рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.

«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»

Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была СОЛЬ. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:

- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!

А я! Я только СОЛЬ, нужна для приготовления пищи .Как это обидно и досадно!

Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить СОЛИ, что она нужна не только для  приготовления пищи.

- Ты не поверишь, СОЛЬ, но с помощью тебя можно рисовать незабываемые рисунки! Смотри!

Этапы работы: 1. На цв. картоне белым карандашом рисуем пейзаж

                                 ( деревья, кусты, сугробы, снег)

                            2. На контур карандаша наносим клей ПВА

                            3. Пока клей не подсох, засыпаем рисунок солью.

                             4. Оставляем до полного высыхания.

                             5. Стряхиваем лишнюю соль.

                                Работа готова!

2.Приём рисования " Рисование скотчем".

   тема: " Осеннее дерево".

Для этой техники рисования вам потребуется: лист цв. картона (синий, голубой ), ножницы, цветной скотч ( жёлтый, синий, красный,оранжевый, коричневый).

Этапы работы:   1.На цветном картоне  коричневым скотчем

                                " рисуем"( отрезаем кусочки скотча, сминаем придавая

                                 определённую форму) дерево - ствол, ветки; землю.

                              2. Оформляем небо ( облака, солнышко)

                              3. На дерево и на землю приклеиваем осенние листочки .

                               4. Получилась объёмная  работа!

                                 

           

                                                             



Предварительный просмотр:

  Презентация по теме:

" Использование нетрадиционной техники рисования

        в дошкольном возрасте."

                                                                                          МБОУ " СОШ № 92 " г. Вельска

                                                                                            Детский сад № 22 " Алёнушка"

                                                                        воспитатель: Белая  Светлана Сергеевна

слайд 1   тема: " Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном

                             возрасте."

слайд 2    "  ... Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят                            рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне..."

Вы не задумывались, почему все дети любят рисовать? Как правило, они начинают это делать раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс; рука движется, оставляет след, остановился, ничего не происходит. Все, что попадает в руки ребенка, подвергается всестороннему испытанию.

О чем это говорит? О том, что дети-исследователи, мыслители и открыватели.

 Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

 Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

слайд 3  Значение нетрадиционного рисования

1.Имеет огромное значение в формировании личности ребенка. 

2.Развитие мышления ребенка. 

3. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. 

4. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).

5.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. 

6.Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 лет. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности – например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования. 

слайд 4  Формы организации детей: коллективная, подгрупповая, индивидуальная, непосредственная образовательная деятельность.

слайд 5 Виды нетрадиционных техник рисования: рисование пальчиками,                    ладошкой, оттиск, монотипия, рисование солью, кляксография и                         другие.( рассматривание схемы).  Их очень много, поэтому не         все           вынесены в схему. Кому  близка эта тема, наверное уже заметили.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками

слайд 6 Возраст: от двух лет.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

слайд 7  образцы рисунков детей

слайд 8 Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

слайд 9 образцы рисунков детей

слайд 10 Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

слайд 11 образцы рисунков детей

слайд 12 Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Способ   получения    изображения:    ребенок   прижимает   пробку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

слайд 13 образцы рисунков детей

слайд 14,15 Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

слайд16,17Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

.Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   поролон   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

слайд 18 Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Способ   получения   изображения:   ребенок  прижимает  пенопласт   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

слайд 19,20 Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   печатку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

слайд 21,22 Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

слайд 23,24 Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

слайд 25,26 Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

слайд 27,28Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

слайд 29,30 Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

слайд 31,32 Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

слайд 33,34 Кляксография с трубочкой. ( Выдувание)

Возраст: от пяти лет.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

слайд 35,36 Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

слайд 37,38 Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

слайд 39,40 Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

слайд 41,42 Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 слайд 43 О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий                            можно узнать из следующих источников.

слайд 44  Хочется теоретическую часть закончить словами :

                    В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Многие не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

  Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.   

слайд 45 Спасибо за внимание!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....

План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том  числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». младшая группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». подготовительная группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования сдетьми  дошкольного возраста...


 

Комментарии

Ардынцова Юлия Владимировна

Спасибо вам за за этот опыт работы. очень интересно и познавательно.