Опыт работы на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Черепанова Людмила Викторовна

Нетрадиционные техники рисования с

детьми  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Опыт работы на тему:

«Нетрадиционные техники рисования с

детьми  дошкольного возраста»

Воспитатель группы:

I квалификационная  категория

г. Кушва

2019 г

 «Чем больше мастерства в данной руке, тем умнее ребенок»

 В. А. Сухомлинский

 

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием предать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Любая художественная деятельность ребенка и занятие творчеством формирует у него образное мышление, способствует развитию фантазии, а также помогает выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности.

В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники рисования. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.

Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита. Позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

В процессе нетрадиционного рисования у  ребенка всесторонне развивается:

  • чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;
  • мелкая моторика рук, речь;
  • память, внимание, мышление, глазомер;
  • познавательный интерес;

и формируется:

  • пространственное мышление;
  • эстетическое восприятие, фантазию;
  • умение ориентироваться на листе бумаги;
  • подталкивает детей к творческим поискам и решениям;
  • придает уверенности в своих силах.

Для занятий с использование нетрадиционной техники рисования можно применять разнообразные материалы:

-бумага разного размера, формы, формата и цвета;

-краски, гуашь, акварель, мелки, воск, свечи, соль, крупы, пена для бритья, ватные палочки, воздушные шарики, трафареты, штампы и печати из фруктов и овощей, трубочки, мыльные пузыри, сухие листья, нитки и т.

Успех обучения нетрадиционной техники рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Нетрадиционная техника рисования показывает необычное единство материалов и инструментов. Плюсом этой техники является универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и ребенку. Поэтому данная методика рисования заинтересовала меня и впоследствии была внедрена в работу с детьми.

Еще одной причиной внедрения данной технологии рисования в образовательную деятельность были трудности у воспитанников возникающие  вовремя НОД по продуктивной деятельности во второй младшей группе, в частности:

  • изобразительные умения и навыки детей не соответствовали возрасту;
  • рисунки были не выразительные, однотипные;
  • дети не могли изобразить задуманное;
  • у детей  было слабо развита мелкая моторика рук (дети неуверенно брали и действовали кисточками, карандашами);
  • отсутствия у некоторых детей желания рисовать.

Первоначальный этап (2019-2020уч.год) моей работы основывался на изучении психолого-педагогической литературу таких авторов как: Т.А Цквитария, Р.Г Казаковой, А.В Никитиной,Г.Н Давыдовой, И.А Лыковой нашла много интересного материла, идей. На основании изученного материала была выбрана тема самообразования: «Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития творческих    способностей детей» и поставлены следующая цель и задачи:

Цель: Формирование художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

1.Воспитательные: Воспитывать у детей художественный вкус и чувство гармонии. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, творческую самореализацию, усидчивость, сотрудничество.

2.Образовательные: Научить детей приемам нетрадиционной техники рисования и способами изображения с использованием различных материалов.

3.Развивающие: Развивать у детей мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, пространственное воображение, фантазию. Развивать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ, желание экспериментировать, проявляя чувство радости.

 Далее был  разработан календарно-тематический план на 4 года, начиная со второй младшей группы, был подобран дидактический, методический, наглядный и художественный материал, обновили и оснастили «Центр творчества» различным материалами (природным материалом, губками, мелками и т.п.). Распредели техники нетрадиционно рисования в соответствии с возрастными  особенностями и возможностями детей:

— во второй младшей группе дети  познакомились с техникой пальчикового рисования точкой, печатания ладошкой, ватными палочками; Дети с удовольствием включились в деятельность, смело набирали краску и «шлёпали» по бумаге. Даже малоактивные дети с удовольствием принимали участие в творчестве.

— в средней группе дети познакомятся с техниками рисования: кляксография, воздушными шарами, «вилкой», методом рисования «тычка» жесткой полусухой кистью, «набрызги», губкой, солью;

— в старшей группе дети познакомятся с техникой рисования «печать растений», техникой изображения пейзажа «манотипией», манной крупой, зубной щеткой;

— в подготовительной группе дети познакомятся с техникой изображения- граттаж, смешанной техникой рисования- проступающий рисунок мелками и акварелью, «витраж», рисование пеной для бритья, нитками.

            Так как родители (законные представили) являются участниками образовательного процесса, по данной работе подготовила индивидуальные консультации, выставки детских работ, проведен открытый мастер — класс для родителей «Нетрадиционная техника рисования».

Сегодня мне хотелось бы представить несколько техник нетрадиционного рисования, которые можно  использовать на  занятиях с детьми.

Отпечатки листьев

Использовать эту технику рисования можно с пяти лет.

Средства выразительности этой техники это – фактура и цвет.

Для работы потребуются следующие материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью

Тычок жёсткой полусухой кистью. 

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка:пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие отсвоей работы. 

Монотипия. 

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.  Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для

отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. 

Набрызг. 

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. 

Рисование мыльными пузырями

Эту технику нетрадиционного рисования используют с детьми от пяти лет. Средства выразительности: разноцветные круги. Для выполнения работы в этой технике потребуются следующие материалы: гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки).

Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

Граттаж. 

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый , так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к

такому нетрадиционному способу изображения.

Рисование крупой.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: объем.

Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистая крупа.

Способ получения изображения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности крупы.

Рекомендации педагогам

  • используйте разные формы художественной деятельности:
  • коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность

детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

  • в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте

систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

  • повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через  ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Рекомендации родителям

  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обовсем, что он любит рисовать;
  • не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
  • хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

ПО данному направлению  делаю предварительные выводы:

  1. Нетрадиционная техника рисования позволила мне осуществлять  

          индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интересы.

  1. Нетрадиционная техника лежит на основе многих арттерапевтических

          техник, как средство коррекции психических процессов, позволяет  

                     ребенку преодолеть страх, дает уверенности в себе, в своих силах.

  1. Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует

          художественно- творческое развитие детей, положительно влияет на        

          развитие способностей, умений и навыков.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования развивает творчество ребенка,  которое  безгранично и стоит только правильно направить возможности и фантазию, для роста творческого потенциала и обогащения внутреннего мира искусства.

 

 

                               Список использованной литературы.

1.Г.Н Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — М: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007г.

2.Международный научно- методический журнал № 3 (13) / 2018г «Вопросы дошкольной педагогики» М.Н. Ахметова. Е.В. Цыкунова статья «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желае...

Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием.  Детское  творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно  поражает нас взрослых своей непосредстве...

Обобщенный опыт работы Роговой Юлии Николаевны "Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте"

Воспаитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Славянска-на-Кубани Роговая Юлия Николаевна...

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Краткое описание некоторых видов нетрадиционного рисования...

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаге; ...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...