Главные вкладки

    Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
    рабочая программа по рисованию (младшая группа)

    Гусева Мария Сергеевна

    Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsvetnye_ladoshki_2_mladshaya_gruppa.docx59.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная программа

    дополнительного образования детей дошкольного возраста

    «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»

    (младший дошкольный возраст)

    Руководитель: М.С. Гусева

    Пояснительная записка

     

     Направленность программы.

     

    Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

    Рабочая программа составлена на основе: программы «Цветные ладошки» (авт. И.А. Лыковой, 2008)

    При разработке программы за основу взяты  положения Письма Минобразования  РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», ФЗ "О дополнительном образовании" от 16 июля 2001г.,

    Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1.

    Актуальность. На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.

    Цели.

    Образовательная:

     Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

    Развивающая:

       Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием. 

     

    Воспитательная:

    Воспитывать интерес к изучению и  познанию художественного  искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.

    Задачи:
    Образовательные:

     1. Формирование представлений о нетрадиционной технике рисования.

     2.Овладение основами, умениями  работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию. 

    Развивающая:

      Формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения.

    Воспитательные:

    1. Соблюдение правил  техники безопасности. 

    2. Воспитывать  эстетический вкус, активизировать  речь детей

    Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, в группе 12 -14 человек.

    Занятия по программе посещают дети по запросам родителей.  Основной формой работы с детьми являются тематические учебные занятия. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.

    Методы, используемые на занятиях:

    -наглядный;

    -практический

    -игровой.

    Форма занятий фронтальная – тематическая совместная деятельность.

    Основные принципы  программы:

    1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

     

    2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

    3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

    4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

    5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

    6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

    1.Организация тематических выставок детских работ для родителей.

    2.Составление папки лучших работ.

    3. Участие в районных и ССИТ конкурсах в течение года.

    Ожидаемые результаты:

    На уровне ребенка:

    • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
    • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
    • развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения;
    • умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
    • развитие чувства прекрасного.

    На уровне педагога

    • создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
    • повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
    • поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

    На уровне родителей.

    • повышение компетентности в вопросах  развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
    • развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

    На уровне педагогических технологий:

    • обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

    Организационно - методическое обеспечение программы.

    Программа «Цветные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) рассчитана  на 3 года,  для детей с 3 до 7 лет. Для успешного освоения численность детей в группе должна составлять – 12-14 человек.   Предлагаемые занятия являются одним из средств развития творческих способностей. Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

    Год обучения

    Количество занятий

     

    Количество детей в группе

    В месяц

    В год

    Первый

    4

    36

    14

    Второй

    4

    36

    14

    Третий

    4

    36

    14

    Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционной техники  для дошкольного образования, способствующей развитию детской одаренности через следующие этапы работы с детьми:

    • Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля.
    • Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.
    • Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (кляксография, набрызг, тиснение, монотипия).

    Программа рассчитана на 3 года и направлена на работу с детьми от 3 до 7 лет.

    первый год – 3-4 лет – одно занятие в неделю, продолжительностью – 15 минут

    второй год – 4-5 лет - одно занятие в неделю, продолжительностью – 20минут

    третий год – 5-7 лет – одно занятия в неделю, продолжительностью – 25 минут

    Учебно-тематический план первого года обучения детей 3-4 лет.

    I .Модуль  «Нетрадиционные техники рисования»  

     

    Темы

    Всего

    часов

    1

    Путешествие по цвету

    1

    2

    Осенние волшебные цветочки

    1

    3

    Осенние чудеса

    1

    4

    Волшебство  природы

    1

    5

    Разноцветные морские животные

    1

    6

    Как прекрасен мир природы

    1

    7

    Волшебная осьминожка

    1

    8

    Волшебный чудо лес

    1

    9

    Волшебная разноцветная ручка

    1

    10

    Зимняя сказка

    1

    11

    Снегири на ветке

    1

    12

    Что за чудо эти сказки

    1

    13

    Жучок

    1

    14

    Волшебная синичка

    1

    15

    Снежинка

    1

    16

    Мой маленький добрый друг

    1

    17

    Веселые снежинки на зимних деревьях

    1

    18

    Волшебная морская рыбка

    1

    19

    Новогодняя елочка

    1

    20

    Я в волшебном лесу

    1

    21

    Морозные сказочные узоры

    1

    22

    Красивые петушки для маленьких детей

    1

    23

    Весёлые животные у меня дома

    1

    24

    Моя сказка

    1

    25

    Звёздное небо и его чудеса

    1

    26

    Сказка

    1

    27

    Птицы прилетели весной

    1

    28

    Цветы весной

    1

    29

    Волшебный дождик

    1

    30

    Сосульки весной

    1

    31

    Колобок из сказки

    1

    32

    Воздушные цветные шарики

    1

    33

    Летнее небо и его красоты

    1

    34

    Мячики для неваляшек летом

    1

    35

    Весеннее чудо

    1

    36

    Путешествие по цвету

    1

    Итоговое занятие

    1

    Итого

    36

     

     1 академический час соответствует 15-20 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).

    Содержание программы.

    Перспективный  план  занятий  для детей 3-4 лет

     

    Месяц

    Тема занятия

    Программное содержание

    Сентябрь

     

    1.Путешествие по цвету

    Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

    Сентябрь

    2.Осенние волшебные цветочки (печатание листьями)

    Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

    Сентябрь

    3.Осенние чудеса

     

    Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

    Октябрь

     Волшебство  природы (рисование + аппликация)

    Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

    Октябрь

    5.Разноцветные морские животные (нетрадиционное рисование + аппликация)

    Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

    Октябрь

    Как прекрасен мир природы (рисование + аппликация)

    Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

    Октябрь

    Волшебная осьминожька (рисование ладошками)

    Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

    Ноябрь

    Волшебный  чуда   лес (рисование + аппликация)

    Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

    Ноябрь

    Волшебная разноцветная ручка

    Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

     

    Ноябрь

    Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

    Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

    Ноябрь

    Снегири на ветке (метод тычка)

    Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

    Декабрь

    Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия)

    Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

    Декабрь

    Жучок (рисование + аппликация)

    Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

    Декабрь

    Волшебная синичка

    Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

    Декабрь

    Снежинка

    Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

    Январь

    Мой маленький добрый друг (техника тычка)

    Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

    Январь

    Веселые снежные на зимних деревьях деревья

    Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

    Январь

    Волшебная чудо морская рыбка

    Развивать воображение и творчество.

    Февраль

     

    Новогодняя елочка

    Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

    Февраль

     

     

    Я в волшебном  лесу

    Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

    Февраль

    Морозные сказочные узоры

    Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования - набрызг.

    Февраль

    Красивые петушки для маленьких детей

    совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушок). Использовать краски, карандаши, фломастеры. Развивать воображение, чувство композиции.

    Март

    Весёлые животные у меня дома

    закрепить с детьми умение рисовать тычком по

    контуру, развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями.

    Март

    Моя сказка

    учить оформлять обложку для книги сказок, закреплять графические навыки и умения.

    Март

    Звёздное небо и его чудеса

    учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

    Март

    Сказка

    закреплять умение продумывать содержание рисунка, показывать цветом «характер» планеты (подобрать нужные цвета и оттенки). Способ рисования - мятой бумагой. Рисование деревьев способом «саксаул.

    Март

    Птицы прилетели весной

    закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении  рисунка.

    Апрель

    Цветы весной

    преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы, -развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму.

    Апрель

    Волшебный дождик

    познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик),

    -аккуратно закрашивать лист жидкой краской.

    -развивать творческое воображение,

    -воспитывать интерес к рисованию.

    Апрель

    Сосульки весной

    учить рисовать разные по длине и толщине сосульки, -передавать капель ритмичными мазками, -закреплять умение анализировать,

    -развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

    Апрель

    Колобок из сказки

    закреплять умение рисовать округлые предметы красками и аккуратно закрашивать их, -побуждать эмоционально откликаться на сказку, -воспитывать доброту.

    Май

    Воздушные цветные  шарики

    Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

    Май

    Летнее небо и его красоты

     

     

     

     

    Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому, знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

    Май

    Мячики для неваляшек летом

    Закреплять рисование округлых форм слитным движением кисти. Продолжать учить правильно,  держать кисть, по окончании работы промывать кисть в воде и сушить её о салфетку. Закреплять знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Воспитывать у детей доброе отношение к игрушкам, желание нарисовать для них мячики.

    Весеннее чудо

    Развивать воображение и творчество

    Заключение

     

    Итак, обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     

    Методическое обеспечение программы.

    Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

    • столы;
    • стулья
    • мольберты
    • мультимедиа;
    • музыкальный центр.

     Нетрадиционные техники:

     

    Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная, рисование на камнях, на металлических крышках.

    Материал:

    – акварельные краски, гуашь;

    – восковые и масляные мелки, свеча;

    – ватные палочки;

    – поролоновые печатки;

    – коктейльные трубочки;

    – палочки или старые стержни для процарапывания;

    – матерчатые салфетки;

    – стаканы для воды;

    – подставки под кисти;

    – кисти;

    - камни;

    - крышки металлические.

    Приложение  № 1.

     

    Нетрадиционные техники рисования.

    Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

    Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Рисование  пальчиками.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

     

    Рисование  ладошкой.

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Скатывание  бумаги.

    Средства выразительности: фактура, объем.

    Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    Оттиск  поролоном.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

    Оттиск  пенопластом.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

    Оттиск  смятой  бумагой.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Восковые  мелки  +  акварель.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

    Свеча  +  акварель.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    Монотипия  предметная.

    Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

    Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    Черно-белый  граттаж.

    (грунтованный лист)

    Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

    Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

    Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    Кляксография  с  трубочкой.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

     

    Набрызг.

    Средства выразительности: точка, фактура.

    Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

    Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Отпечатки  листьев.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    Тиснение.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

    Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

    Цветной  граттаж.

    Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

    Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

    Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

    Монотипия  пейзажная.

    Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

     

    Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

    Приложение  № 2.

    Система оценивания уровня усвоения программы.

    Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

    Анализ продуктов деятельности

    1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

    Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

    В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:

    Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.

    2. Передача формы:

    • форма передана точно;

    • есть незначительные искажения;

    • искажения значительные, форма не удалась.

    3. Строение предмета:

    • части расположены верно;

    • есть незначительные искажения;

    • части предмета расположёны неверно.

    4. Передача пропорции предмета в изображении:

    • пропорции предмета соблюдаются;

    • есть незначительные искажения;

    • пропорции предмета переданы неверно.

     

    5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

    а) расположение изображений на листе:

    • по всему листу;

    • на полосе листа;

    • не продумана, носит случайный характер;

    б) соотношение по величине разных изображений,

    составляющих картину:

    • соблюдается пропорциональность в изображении

    разных предметов;

    • есть незначительные искажения;

    • пропорциональность разных предметов передана неверно.

     

    6. Передача движения:

    • движение передано достаточно четко;

    • движение передано неопределенно, неумело;

    • изображение статичное.

    Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.

     

    7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

    а) цветовое решение изображения:

    • передан реальный цвет предметов;

    • есть отступления от реальной окраски;

    • цвет предметов передан неверно;

    б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    • многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

    • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

    • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

    Анализ процесса деятельности

    1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):

    а) характер линии:

    • слитная;

    • линия прерывистая;

    • дрожащая (жесткая, грубая);

     

    б) нажим:

    •средний;

    • сильный, энергичный (иногда бумагу);

    • слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

    • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

    • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

         г) регуляция силы нажима:

    • ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

    • ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    • ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

        2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

    а) отношение к оценке взрослого:

    • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

    • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

    • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

    б) оценка ребенком созданного им изображения:

    • адекватна;

    • неадекватна (завышенная, заниженная);

    • отсутствует;

         в)       эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

    • к предложенному заданию;

    • к процессу деятельности;

    • к продукту собственной деятельности.

    З. Уровень самостоятельности:

    • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко

    • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

    4. Творчество

    а) самостоятельность замысла;

    б) оригинальность изображения;

    в)       стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

     

    Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

    По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

       Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

                                                                                                          Таблица № 1

     

    Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю

     

    № п/п

    Имя ребенка

    Форма

    Строение

    Пропорции

    Композиция

    Передача движения

    Цвет

    Общее количество баллов

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                                   Таблица № 2

    Анализ детских работ

     

     

    Имя ребенка

    Самостоятельность в выборе изобразительных материалов

    Создание новых комбинаций из основных элементов

    Увлеченность и интерес к деятельности

    Творческое применение различной техники изображения и материалов

    Соответствие детской работы основным художественным требованиям

    Оригинальность выполнения замысла

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица № 3

    Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»

     

    (нетрадиционные техники рисования)

     

    Имя ребенка

    Оттиск

    Монотипия

    Пальчиковая живопись

    Кляксография

    Набрызг

    Метод тычка

    Печатки из листика

    Поролон

    Мятая бумага

    Предметная

    Пейзажная

    с ниткой

    с трубочкой

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы:

    1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

    2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

    3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

    4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

    5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

    6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

    7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

    8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

    9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

    10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

    11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

    12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

    13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

    14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

    15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

    16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с

    17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.

    Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет.   ...

    Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию (лепка в технике «Пластилинография») «Пластилиновое чудо» (методическое пособие)

    Методическое пособие содержит авторскую методику занятий с детьми 5-7 лет, направленных на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и творческих способностей детей посредством пластилинографии. Э...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Веселые ладошки»

    Образовательная программадополнительного образования детей«Веселые ладошки» Срок реализации: 1 годВозраст детей: 3-4 года               ...

    Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

    Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

    Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»

    Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...