План - программа по развитию связной монологической речи на занятиях оригами в подготовительной группе
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

       Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего возраста на занятиях оригами.

         Задачи:

1. развитие словарного запаса;

2. формирование грамматического строя речи;

3. закрепление правил смысловой и языковой  организации монологической речи;

4. знакомство с правилами построения рассказа;

5. развитие разговорной  (диалогической) речи;

6. обучение рассказыванию (монологической речи);

7. способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

8. пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

           Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня в виде кружка. Кружковая деятельность  должна сочетаться с основными занятиями. Например, нерационально проводить в один день занятие по речевому развитию и кружковое занятие по оригами с целью развития монологической речи. Нежелательны и вечерние занятия по пятницам, так как к концу недели дети устают.  Главная задача — создание благоприятной психологической атмосферы в кружках. При приеме детей на занятия в кружке  учитываются три момента:

  1. -  желание ребенка;
  2. - желание родителей;
  3. - способности ребенка.

При этом мы опираемся на следующие принципы:

  •    принцип взаимосвязи развития монологической речи и мышления, ориентирующий на адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого;
  •  принцип опоры на современные дидактические требования, предусматривающие отход от традиционно принятых в практике методов развития связной речи на занятиях по развитию речи;
  •  принцип деятельностного подхода.  Для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности  является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Включение в процесс занятия по оригами игровых моментов, незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение;
  •  принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Сначала они моделируются на занятиях, а затем закрепляются в обычных условиях .

          Планирование занятий в группе строится с учетом требований как общей дошкольной, так и специально разработанной программы: четко определяется тема и цель занятий, выделяется необходимый лексический и грамматический материал для усвоения и овладения детьми, обозначаются отдельные этапы занятий, которые взаимосвязаны по смыслу и теме. Занятия включают разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля и оценки своих действий и действий товарищей.

Общие принципы отбора произведений и картин следующие:

  •   Доступность детскому пониманию. Необходимо помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку  ту или иную книгу или показать картину -  важно побеседовать о прочитанном, увиденном, чтобы помочь ему прожить услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий
  •   Реалистичность.
  •   Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, картины, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverennyy_plan.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

План -  программа по развитию связной монологической речи на занятиях оригами в подготовительной группе

Тема занятия

Примерное   программное содержание

Грамматический строй речи

Словарная     работа

Предварительная        работа

Планируемый           результат

«Грибы»

- Изготовление фигуры из базовой  формы «квадрат»

-развивать умение складывать фигуры из бумаги,

- воспитывать и прививать интерес к художественному слову,

- развивать умение четко и полно отвечать на вопрос.

- Упражнять в согласовании числительных и существительных

Съедобные грибы, несъедобные грибы, названия грибов: подосиновик, подберезовик, масленок, красноголовик и др.

Рассматривание иллюстраций с изображением грибов

Составление пересказа близкого к тексту рассказа В.П. Катаева «Грибы», изготовление фигуры гриба.

«Лесные ели»

- Развивать умение составлять описательный рассказ,

-обобщать знания детей о деревьях,

- знакомство с основными понятиями схемы изготовления поделки,

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

- Закрепление в речи умения образовывать и употреблять относительные прилагательные

Названия деревьев: тополь, осина, дуб

Экскурсия в парк, чтение «Дуб и орешник» Л.Н. Толстой, игра «Один – много» (тополь – тополя и др.)

Составление описательного рассказа о дереве, изготовление фигуры дерева.

«Дикие животные»

- Развивать умение составлять описательный рассказ,

-  воспитание права выбора,

- изготовление фигур животных из базовой формы «треугольник»,

- закрепление в речи  детей названия основных линий схемы изготовления фигуры.

- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от слов заяц, медведь, лиса.

Берлога, логово, дупло, нора; детеныши животных

Отгадывание загадок о животных, выборочное чтение рассказов Е. Чарушина.

Составление описательного рассказа о поделке животного, изготовление фигуры животного.

«В лесу» (коллективная аппликация из изготовленных фигурок оригами)

- Учить составлять рассказ по сюжетной картине с придумыванием последующих событий,

- развивать умение объяснять свои действия,

- воспитывать умение работать сообща, договариваться.

- Упражнять в согласовании числительного и существительного.

Детеныши животных, названия грибов.

Изготовление фигурок деревьев, животных и грибов, рассматривание пейзажей осеннего леса.

Составление рассказа по изготовленной детьми картине, приготовленной детьми

 «Курочка»

- Изготовление фигуры из исходной формы «треугольник»,

- знакомство с русским народным творчеством,

- развивать умение отвечать на вопросы, связанные с чтением схемы,

- воспитание уважения и любви к народному творчеству.

- Упражнение в употреблении предлогов (из-за, из-под, за, над).

Подбор слов – описаний к заданному слову.

Закрепление в речи название основных значений обозначений схемы изготовления фигуры, чтение загадок и стихов о курице и цыплятах.

Заучивание русской народной прибаутки «Курочка», изготовление фигуры курочки.

«Мышка»

- Составление рассказа-описания о мышке,

- изготовление фигуры  из исходной формы «треугольник»,

-  развитие  умения читать схему изготовления фигуры,

-  упражнение в образовании родственных слов,

- воспитывать аккуратность в работе.

 - Согласование притяжательных прилагательных с существительными.

Обогащение речи однородными действиями и признаками.

Повторение загадок и сказок о мышке

Изготовление поделки мышки, составление описательного рассказа о животных.

«Фигуры человека» - дедушка и бабушка

- Развитие умения пересказывать близко к тексту,

- учить распространять предложения с помощью добавления слов,

- развивать умение мастерить из бумаги из базовых форм «квадрат» и «шкаф»,

- воспитывать право выбора.

 - Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Активизация словаря антонимов.

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», игра «Что для чего человеку нужно?».

Пересказ рассказа В. Осеевой «Просто старушка», изготовление фигуры человека.

«Обыгрывание сказки «Курочка Ряба»

- Обучать рассказывать знакомые сказки близко к тексту, включая диалог,

- развивать творческие способности и артистизм,

- воспитывать правила хорошего тона.

- Развивать умение распространять предложения дополнениями и обстоятельствами.

Цыпленок

Изготовление фигурок для обыгрывания сказки, чтение сказки «Курочка Ряба».

Рассказ сказки «Курочка Ряба» близко к тексту с использованием фигурок оригами.

«Гусь»

- Обучать пересказывать рассказ близко к тексту,

- развивать умение отвечать на вопросы полными ответами,

- знакомство с изображением на схеме переворота, вогнуть внутрь,

- воспитывать самоконтроль за собственной речью.

- Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Гусенок, гусыня

Игра «Один – много» (крыло – крылья, шея – шеи и другие), рассматривание иллюстрации гуся.

Пересказ рассказа А. Шестопалова «Про гусей», изготовление фигуры гуся

«Петушок»

- Учить изготавливать фигуры из двух квадратов разного цвета,

- ознакомление с обозначениями надреза и переворота в плоскости на схеме изготовления фигуры,

- воспитывать интерес к художественному слову,

 - Развитие памяти, слухового внимания.

Подбор слов действий и слов описаний к определенному слову.

Чтение потешек про петуха, рассматривание иллюстрации с изображением петуха.

Заучивание загадок про петушка, изготовление фигуры петуха

«Индюк»

- Учить пересказывать текст с добавление последующих событий,

- закреплять условные обозначения схемы изготовления поделок,

- воспитывать трудолюбие, уважение к труду друг друга.

- Упражнять в согласовании числительных и существительных.

Индюшонок

Рассматривание иллюстрации с изображением индюка.

Пересказ сказки «О чем индюк думал?», изготовление фигуры индюка.

Коллективная аппликация «Птичий двор»

- Развивать умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением,

-  развивать творческое воображение и мышление,

- воспитывать умение работать сообща, вместе.

- Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание.

Домашние птицы и их птенцы

 Изготовление фигурок оригами – птиц,  игра «Домашние животные и их птенцы».

Творческое рассказывание по композиции

«Снеговик»

- Упражнять в постановке вопросов к сюжетной картине,

- развивать умение изготавливать фигуры оригами из исходной формы «квадрат»,

- закреплять название линий в речи детей,

- обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

- Развивать умение составлять распространенные предложения.

Трескучий, ледяная, белоснежный

Чтение Г.А.Скребицкий «Зима», игра «Подбери родственные слова» (зима – снег, холод и другие)

Составление рассказов-миниатюр из 3 – 4 предложений по мотивам сюжетной картины «Зимние забавы», изготовление фигуры снеговика из базовых форм: «квадрат» и «воздушный змей».

«Снегурочка»

- Развивать умение  изготавливать фигуры из двух базовых форм «квадрат» и «шкаф»,

- учить рассказывать по схеме с помощью вопросов,

- распространение предложений с помощью вопросов,

- воспитывать интерес к художественному слову,

-  Развивать мимические мышцы.

Подбор слов признаков к заданному слову, родственных слов к слову Снегурочка.

Рассматривание иллюстрации с изображение Снегурочки.

- Заучивание стихотворения Э. Багуславской «Где Снегурочка живет?», изготовление фигуры Снегурочки

«Дед Мороз»

- Знакомство с традициями встречи Нового года,

- развивать умение изготавливать поделки из двух фигур,

- учить распространять предложения с помощью добавления слов,

- воспитывать  внимание к собственной речи и речи  сверстников

- Развивать умение употреблять в речи возвратные глаголы.

Активизация словаря -синонимов.

Чтение С.Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».  

Изготовление фигуры деда Мороза, составление мини-рассказов из личного опыта.

«Встреча Нового года»

 - Развитие  творческого воображения,

- учить использовать сложные предложения с предлогами: потому что, чтобы и т.д.,

- обыгрывание с использованием фигурок новогодних ситуаций, придуманных детьми,

- воспитывать самоконтроль за речью.

- Развитие творчества, умения правильно строить сложную фразу

Празднование, новогодние праздники

Изготовление фигурок оригами : дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, чтение сказки «В гостях у дедушки Мороза».

Составление рассказа из личного опыта «Как наша семья встречает Новый год»

«Еловая ветка с игрушками»

- Развивать умение изготавливать фигуры из базовых форм «треугольник»,

 - обучение составлению описательного рассказа с помощью опорных слов,

- развивать умение работать по схеме изготовления фигурки,

- воспитывать умение работать сообща.

- Закрепление употребления и согласования с существительными относительных прилагательных (еловый, еловая, еловое, еловые).

Активизация словаря словами – действиями и словами – признаками к слову ель

Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П. Кузнецова.

Изготовление фигуры еловой веточки, составление описательного рассказа.

 «Снежинка»

- Развивать умение мастерить из шести базовых форм «воздушный змей»,

- чтение схемы с помощью слов – подсказок,

- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них распространенными, сложными предложениями

- воспитывать интерес к художественному слову.

- Развивать умение образовывать множественное число слов родительного падежа.

Подбор слов родственных к слову «Снежинка».

Чтение А.А. Блок «Снег да снег»,

Заучивание стихотворения А. Твардовского «Утро», изготовление снежинки.

«Декоративная салфетка» (повторение правил этикета)

 - Развивать умение работать с салфеткой,

- воспитывать аккуратность в работе,

- учить правильно располагать посуду и столовые приборы в соответствии с правилами этикета,

- развитие связной речи, описание действий,

- воспитывать культуру общения

- Развивать умение правильно строит предложение, распространять его.

Сервировка, сервированный, столовые приборы, посуда.

Игра «Подбери слова» (тарелка какая? – белая, чистая, красивая, стеклянная и т.д.)

Составление рассказа описания последовательности работы, изготовление фигуры «Гребень» из салфетки.

«Рыбка»

- Продолжать знакомство с русским народным творчеством,

- изготовление фигуры рыбы из базовой формы «треугольник»,

- развитие умения читать схемы с помощью слов-подсказок,

- воспитывать интерес к художественному слову.

- Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными.

Названия морских и речных рыб.

Игра «Чей плавник, чьи жабры», чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Заучивание русской народной песенки: «Сеть тяну, рыбу ловлю», изготовление фигуры рыбы

«Золотая рыбка»

- Развивать умение пересказывать близко к тексту и по плану по цепочке,

- показать разнообразие изготовления фигуры рыбы,

- воспитывать самоконтроль за речью.

- Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание.

Названия рыб: карась, окунь, гупи, гурами; рыбак,

Дидактическая игра  «Сосчитай рыбок», чтение «По щучьему велению», Н.Н.Носов «Карасик».

Изготовление поделки рыбы, пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» близкий к тексту

Коллективная аппликация «Аквариум»

- Закрепить знания детей о названиях некоторых аквариумных рыб, внешнем виде и питании,

-  развивать умение употреблять в речи сложные предложения,

- воспитывать навыки позитивной коммуникации (договариваться о совместной работе, быть доброжелательным, слушать товарища, не перебивая его).

- Развивать внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, анализировать

Названия аквариумных рыбок: сом, гупи, гурами, меченосец.

Изготовление фигурок рыбок, аппликация «Аквариум без рыб»

Изготовление коллективной аппликации, составление описательного рассказа.

Открытка к 23 февраля

- Изготовление фигуры из базовой формы «блин»,

- упражнять в чтении схемы с помощью вопросов,

- развитие умения описывать свои действия,

- обогащать речь детей загадками,

- воспитывать уважение и любовь к членам семьи.

- Развитие слухового внимания, логического мышления.

Пароход, парусник, катер, баржа, паром.

Чтение стихов о празднике 23 февраля.

Изготовление открытки, заучивание загадки про пароход.

Изготовление открытки к 8 марта «Цветок «Сертабор»

- Учить составлять рассказ из личного опыта,

- развивать умение составлять фигуру оригами из нескольких деталей

-формировать умение придумывать поздравление,

- воспитывать уважение и любовь к членам семьи.

- Развивать словообразование.

Праздничное настроение, поздравительная открытка, благодарность.

Беседа о занятиях мамы, бабушки, игра «Старше – младше».

Изготовление открытки, составление рассказа «Поздравляем маму».

«Тюльпан»

- Закреплять умение читать схему изготовления фигуры,

- учить изготавливать объемную поделку,

- развитие умения описывать свои действия,

- воспитывать интерес к художественному слову.

- Развитие слухового внимания и памяти.

Названия садовых цветов,  активизация словаря – признаков.

Рассматривание иллюстрации с изображением тюльпанов.

Заучивание отрывка стихотворения Н. Антоновой «Тюльпаны»

«Цветочная корзина»

-  Продолжать учить изготавливать объемные поделки из базовой форм «квадрат»,

- развитие связной речи при ответах на вопросы, отвечать четко и полно,

- развивать память детей, запоминая авторские обороты из сказки,

- воспитывать уважение к творчеству писателей.

- Образование относительных прилагательных (из бересты - берестяная, из бумаги – бумажная, из пластмассы – пластмассовая и другие).

Берестяная, береста, пластмассовая и другие.

Рассматривание корзинки из бересты, чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

 Анализ прочитанной сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»,

«Грач»

- Знакомство с творчеством А. Саврасова,

- коллективное составление рассказа по картине,

- закрепление умения читать схему,

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, птицам.

-  Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Перелетные птицы, зимующие птицы

Игра «Перелетные и зимующие птицы».

Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели», изготовление фигуры грача.

«Парусник»

- Учить изготавливать фигуру из базовой формы «треугольник»,

- самостоятельное чтение простой схемы изготовления фигуры,

- творческое рассказывание об весенних играх,

- воспитывать интерес к художественному слову

- Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт.

Игра «Назови одним словом».

Заучивание стихотворения Ч. Шагдурова «Весна»,

Изготовление фигуры парусник.

«Кошечка»

- Составление пересказа по схеме,

- развивать умение использовать при пересказе авторские обороты,

- изготовление фигуры из двух базовых форм «книга» и «треугольник»,

- воспитание интереса к деятельности сверстников.

- Упражнять в употреблении предлогов (вокруг, между, за)

Домашние животные и их детеныши.

Чтение загадок про кошку, рассматривание картины «Кошка с котятами» и описание кошки.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок», изготовление фигуры кошки

«Стаканчик»

- Учить изготавливать фигуры из базовой формы «рожок»,

- творческое обыгрывание сказки «Заюшкина избушка»,

- развивать умение использовать в речи авторские обороты,

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

- Упражнять в согласовании числительных и существительных.

Дикие животные и их детеныши.

 Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Изготовление пальчикового театра из стаканчиков и драматизация сказки «Заюшкина избушка»

«Первые цветы»

- Показать разнообразие способов изготовления цветов с помощью техники оригами,

- закреплять умение составлять рассказ с опорой на план,

-  воспитывать бережное отношение к природе, цветам.

 - Упражнять в  образовании множественного числа словосочетаний (существительных и глаголов).

Полевые цветы: мать-и-мачиха, одуванчик, колокольчик, пастушья сумка.

Рассматривание иллюстрации с изображением мать-и мачихи.

Составление рассказа о первых цветах – мать-и-мачихе, изготовление фигуры цветка.

«Бабочка»

- Изготавливать фигуры из базовой формы «треугольник»,

- развитие творчества в оформлении поделки,

- воспитание аккуратности в работе,

- обогащение речи детей загадками.

- Развитие памяти, слухового внимания.

Капустница, крапивница, бражник.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных бабочек.

Заучивание загадок про бабочку, изготовление поделки бабочки.

«Майский жук»

-  Закреплять умение самостоятельно читать схему изготовления  поделки,

- составлять пересказ  рассказа с опорой на символы,

- воспитывать доброжелательное отношение к насекомым.

- Упражнять в образовании множественного числа словосочетаний (существительных и прилагательных).

Активизация словаря по теме «Насекомые», подбор слов признаков и действий к заданному слову.

Рассматривание иллюстрации с изображением майского жука.

Пересказ рассказа  Э. Шим «Жук на ниточке», изготовление фигуры майского жука.

Коллективная аппликация «На весенней полянке»

- Развивать творческие способности детей;

- упражнять в использовании в речи сложноподчиненных предложений,

- воспитание  аккуратности в работе, умения работать вместе (сообща).

- Коррекция грамматического строя речи (словообразование с помощью
уменьшительно - ласкательных суффиксов).

Активизация словаря по теме «Насекомые».

Изготовление  поделок насекомых (бабочки, майского жука).

Изготовление коллективной аппликации«Весенняя полянка», составление рассказа по картине.

Изготовление поделок по желанию детей

-  Развивать творческие способности детей,

- закреплять умение самостоятельно пользоваться  схемой изготовления поделки,

- закреплять умение задавать вопросы,

- воспитывать самоконтроль за собственной речью.

-  Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Детеныши животных, названия птиц и т.д.

Составление описательного творческого рассказа о поделке, изготовление фигуры оригами .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Цель:Обучение связному последовательному близко к тексту пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Основные задачи:Учить выделять характерные особен...

План - программа по развитию связной монологической речи на занятиях тестопластики в подготовительной группе

     Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего возраста на занятиях по тестоплстики.         Задачи:1. развитие словарно...

План-конспект логопедического занятия по развитию связной монологической речи

План-конспект логопедического занятия по развитию связной монологической речи...

Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной группы с ОНР Тема: сказка "Снегурочка"

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста сказкиФормирование ...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.

Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического   рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...