Русская каша - сила наша
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Котомина Елена Викторовна

Предлагаю Вашему вниманию проект " Русская каша - сила наша".

Правильное питание - залог здоровья! В своем проекте я рассказываю о том, какими целебными свойствами обладают злаки и злаковые культуры. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._proekt_russkaya_kasha-sila_nasha.kotomina_e.v.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет дошкольного и начального школьного образования.

Кафедра психологии и педагогики детства.

«Организация проектной деятельности в ДОУ»

КПК   4. 1. 1. 2. 1.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

« Русская каша – сила наша»

Выполнил:      Котомина
                 
Елена Викторовна

Воспитатель

МДОБУ «Детский сад №4»

г. Волхов

Волховский

       Руководитель:    Финкельштейн

Белла Борисовна


Старший преподаватель

кафедры «Психологии и

педагогики детства»

 

  

Санкт-Петербург

2012 – 2013г.       

Оглавление

Оглавление        

Актуальность проблемы.        

Цели и задачи проекта        

Участники проекта:        

Этапы проекта        

Предполагаемый результат        

Мониторинг        

Мероприятия по реализации проекта:        

Результаты реализации проекта        

Вывод        

Список литературы        

Приложение 1        

Приложение 2        

Приложение 3        

Актуальность проблемы.

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.    

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется такими нормативно – правовыми документами, как закон РФ «ОБ образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами  Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в российской Федерации».

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установили, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на  50% от образа жизни.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.      

Многие из нас забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши предки были гораздо умнее. Они употребляли простую здоровую пищу – каши, натуральные овощи, ягоды,  фрукты,  молоко. Такое питание позволяло им жить долго и сохранять здоровье до глубокой старости.                                                               

        Всем известно, что правильное питание детей,  не зависимо от возраста,  является залогом их здоровья. Поскольку дети дошкольного возраста  продолжают усиленно расти, у них активно формируются  все органы и системы, а также идет интенсивный обмен веществ, то правильное питание дошкольника не менее важно, чем в раннем детстве.                                       Правильное питание – это здоровое питание, под которым понимается употребление продуктов, которые содержат достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов, не имеющих в своем составе вредных веществ.

Необходимое количество углеводов ребенок должен получать с хлебом, различными крупами, макаронными изделиями, овощами, фруктами, сахаром. Но все должно быть в меру!     

  Часто дети отказываются,  по утрам, есть кашу; им трудно понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. И даже став взрослыми, многие из нас совсем не догадываются, насколько полезна каша по утрам. И какая именно каша. Вот поэтому я и решила поработать на эту тему более углубленно, чтобы дать детям новые знания о знакомых продуктах питания  (кашах), научить различать и называть злаковые культуры и их крупы, вызвать желание вести здоровый образ жизни.   

Главная цель проекта – развитие познавательной активности и пропаганда здорового питания в процессе поисково – ознакомительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 

Цели и задачи проекта

Участники проекта:

  • дети старшей группы «Солнышко» детского сада.
  • воспитатели;
  • родители;
  • музыкальный работник.

Вид проекта: Краткосрочный (октябрь-ноябрь 2012г.) 

Тип проекта: Познавательный 

Поставленные вопросы: Почему дети не любят кашу?

Цель проекта: Расширить представления детей о злаковых культурах и их полезных свойствах. Повысить культуру питания, осознание здоровья, как главную человеческую ценность.

Задачи проекта:

  1. Научить детей различать злаковые культуры и их крупы.        
  2. Донести знания о том, что каша – традиционная русская еда.        
  3. Привить положительное отношение детей к здоровому питанию.
  4. Закрепить знания детей о труде хлебороба.

Этапы проекта

1-й этап. Подготовительный.

 Постановка цели и задач, определение направлений объектов исследования, изучение литературы, предварительная работа с детьми, педагогами, родителями, поиск информации в глобальной сети интернет.

 С детьми была проведена первичная диагностика (мониторинг), по выявлению уровня  общих  знаний и представлений о злаковых культурах, крупах и кашах, их пользы в рационе детского питания. Применена углубленная работа по ознакомлению детей со злаками, крупами, кашами, приготовленными из них, а также о той пользе, которую приносят  каши  детскому организму. Также проведена индивидуальная работа через систему дидактических игр и упражнений.

С родителями было проведено анкетирование по определению их осведомленности и готовности приучать детей к здоровому питанию.

 Был разработан план работы по обогащению развивающей среды.

2-й этап. Познавательный.

Работа по формированию знаний детей о здоровом питании, о пользе каш в рационе детского питания. Знакомство с трудом хлебороба. Знакомство со злаками, крупами, кашами. Формирование умения передавать свои впечатления в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. Привитие желания вести здоровый образ жизни. Проведение совместного развлечения с родителям : « Русская каша – сила наша».

3-й этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы по проекту. Закрепление полученных знаний, анализ проведенной работы, формулирование выводов с детьми. Педагогический совет по итогам проекта. (ноябрь 2012г.)

Предполагаемый результат

   

 У детей углубятся знания и представления о свойствах, качествах, признаках предметов.  ( злаках, крупах, кашах).    

  1. Повысится познавательная активность детей, умение находить ответы на поставленные вопросы.                                
  2. Дети научатся вести наблюдения за объектами живой природы (проростки зерен пшеницы, ржи, овса и т.д.)
  3. Появится желание правильно и с пользой для организма питаться и вести здоровый образ жизни.
  4. Закрепятся знания о труде хлебороба и дети научатся ценить труд людей, связанный с сельским хозяйством.
  5. Повысятся коммуникативные способности взаимодействия между детьми и родителями.

Мониторинг

Для определения уровня знаний у детей по теме «Злаки. Крупы. Каши» я использовала следующие диагностические методики (см. приложение №1):

  • Опрос детей «Твоя любимая еда»
  • Интервью во время завтрака.
  • Анкетирование родителей.

В результате проведенного обследования были получены следующие данные:

Дети, первичная диагностика:

  1. 35% детей показали высокий уровень знаний.
  2. 18% детей показали средний уровень знаний.
  3. 47% детей показали низкий уровень знаний.  

Дети, повторная диагностика.

  1. 47% детей показали высокий уровень знаний.
  2. 41% детей показали средний уровень знаний
  3. 12% детей показали низкий уровень знаний.

Родители:

В анкетировании приняли участие 17 человек.

Родители, первичная диагностика:

  1. 47% - родителей показали высокий уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (8 чел.)
  2. 35% - родителей показали средний уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (6 чел.)
  3. 18% - родителей показали низкий уровень сознательного отношения к здоровому питанию.  (3 чел.)  

Родители, вторичная диагностика:

  1. 70% - родителей показали высокий уровень сознательного отношения к здоровому питанию.  (12 чел.)
  2. 35% - родителей показали средний уровень сознательного отношения к здоровому питанию.   (5 чел.)
  3. 0% - родителей показали низкий уровень сознательного отношения к здоровому питанию.  (0 чел.)  

                   

Мероприятия по реализации проекта:

Познавательно – речевое развитие.

Коммуникация:

1. Беседа « История русской каши»

2 Беседа « Почему каша – идеальный завтрак для детей».

3.Рассматривание иллюстрированного альбома «Злаки, какие они», фотоальбома « От зерна до каравая», « Злаки в картинках», « Хлеб в картинках».

4. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, песен по теме, отгадывание загадок.

5. Свободное общение  « Каша красоты и силы».

6. Игры на развитие речи и движения «Варим кашу», «Варись, кашка.», «Похвали кашу».

Познание:

1. Беседы по ФЦКМ.

- «Злаки. Какие они?»

- «Из чего сварена каша?»

- «Какая каша самая полезная?»

- «Каши много не бывает».

2. Дидактические игры и упражнения.

- «Узнай на ощупь»

- «Какие ты знаешь злаки».

- «Найди свою половинку».  

3. Экспериментирование.

- «Проращивание зерна».

4. Викторина «Ответь на вопросы».

Социализация:

1.Сюжетно-ролевые игры.

- «Семья», «Детский сад».

2.Дидактические игры:

- «Угадай на вкус»

- «Съедобная- не съедобная»

- «Четвертый лишний»

- «Кто больше назовет блюд»  

- « Купи правильные продукты для каши»

- «Из какой крупы каша»

 

Чтение художественной литературы.

-Б. Гримм, «Горшок каши»

-Украинская сказка. «Колосок»

-Корейская сказка. «Просяное дерево»

-Русская народная сказка. «Каша из топора», «Лиса и журавль»

-Т.А Шорыгина. «Сказка о пшеничном зернышке»

-Н. Носов. «Мишкина каша»

- Мамин Сибиряк «Притча о Молочке, Овсяной кашке и сером котишке Мурке»  

- Сказка « Каша по имени Малаша»

Художественно- творческое развитие.

Аппликация ( с использованием круп).

- «Одуванчик»

- «Курочка и цыплята» (коллективная)

- «Наклей добавку на тарелку с кашей»

Лепка.

Совместные работы с родителями.

- «Утенок»

- «Мишка»

- «Зайчик»

Рисование.

Нарисуй и раскрась злак.

Здоровье.

Беседы.

- «Какие витамины живут в кашах?»

- «Чем полезны злаки?»  

- «Для чего нужно соблюдать режим питания?»  

- Дидактическое .упражнение «Отгадай загадку» Что маслом не испортишь?

Труд.

Ознакомление с трудом хлебороба.  

Работа с родителями.

Поисково - исследовательская деятельность детей совместно с родителями. - О злаках: «Ячмень – еда силачей и вундеркиндов», «Молочные реки – кисельные берега» (Овес), «Злак, для которого любой сорняк – враг» (Просо), «Посевное травянистое растение – прекрасный медонос» (Гречиха), «Какой злак имеет початок?» (Кукуруза). (какие полезные вещества содержатся в злаках, как выглядят, где родина, какие блюда готовят).

-Почему в народе говорится: «В каше – сила наша», « Каша – мать наша», « Щи да каша – пища наша», « Сам кашу заварил – сам и расхлёбывай». (Объяснить пословицу).  

Оформление альбомов  « Все о хлебе», « Все о солнышке».

-Дополнительные сведения, известные детям, найденные в Интернете, энциклопедиях.

- Участие в совместном развлечении «Русская каша – сила наша».

Результаты реализации проекта

Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

Созданы достаточные условия для организации деятельности в ДОУ по ФЦКМ, познавательной деятельности детей.

Создана видеотека с презентацией по теме « Русская каша – сила наша».

Уровень усвоения сознательного отношения к правильному питанию и здоровому  образу жизни  увеличился и составил в целом  88%.

Вывод

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что во время работы по проекту у детей расширились представления о злаковых культурах и их полезных свойствах, дети научились различать и называть разные виды круп и называть какую кашу они едят на завтрак. Закрепились знания о труде хлебороба. Появился интерес к русской культуре, к народным традициям. Повысилась культура питания, осознание здоровья, как главной человеческой ценности.

В дальнейшем также планируется поддерживать у детей интерес к здоровому питанию и прививать желание вести здоровый образ жизни.

Список литературы

  1. Антонов Ю.Е.  / « ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»  Социально – оздоровительная технология 21 века. /  Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова,  Т.Ф.Саулина , АРКТИ, М., 2001г.
  2. Белая К.Ю.  / « Формирование основ безопасности у дошкольников.» Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. / К.Ю. Белая, изд. Мозаика- синтез, М., 2011г.
  3. Доронова Т.Н. / « Из детства в отрочество».Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. / Т.Н. Доронова , Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова  и др., М., Просвещение,2003г.
  4. Картушина М.Ю. / Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет./ Творческий центр «Сфера», М., 2007г.
  5. Лободина С.В. / « Здоровый дошкольник»  Учебно-методическое пособие./ С.В.Лободина ,  Д.Ф.Алексеева, ЛОИРО, Санкт- Петербург, 2000г.
  6. Тихомирова Л.Ф. / «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет.» Популярное пособие для родителей и педагогов. /  Л.Ф. Тихомирова ,Ярославль, Академия развития, 2003г.
  7. Шорыгина Т.А. / «Злаки. Какие они?»Книга для воспитателей, гувернеров и родителей./ Т.А.Шорыгина.- М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.
  8. Шорыгина Т.А. / « Беседы о хлебе» Методические рекомендации./ Т.А.Шорыгина, М., Творческий центр «Сфера», 2012г.
  9. Закон Российской Федерации « Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007г. №309-ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г.№ 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  10. Конвенция по правам человека.      

 

Приложение 1

1. Опрос детей

 

  • Твоя любимая еда.
  • Объясни, как ты понимаешь выражение «Здоровое питание».
  • Какие витамины ты знаешь? Для чего они нужны?
  • Назови продукты полезные для здоровья. Расскажи, какие витамины содержатся в них.
  • Знаешь ли ты, какая пища помогает детям расти и становиться сильными?

 

 

2. Интервью во время завтрака

  • Как называется каша, которую ты сейчас ешь?
  • Из какой крупы она приготовлена?
  •  Как называется злак?
  • Знаешь ли ты, чем полезна каша?
  • Чем можно « сдобрить» кашу, чтобы тебе захотелось её съесть?
  • Люди каких профессий принимали участие в том, чтобы ты сегодня ел кашу?

3. Анкетирование родителей

Чем вы кормите детей на завтрак?

- варите кашу

- готовите бутерброды

- предпочитаете молочно – кислые продукты

- свой вариант

Знаете ли вы о пользе каш для детского организма.

                           Да                        Нет      

 

Готовы ли вы поделиться своими рецептами.

                           Да                        Нет

Приложение 2

Цели объектов для рассматривания:  

  1. Научить сравнивать предметы, вычленять признаки сходства и различия

     

  1. Научить рассказывать в ходе обследования

Объект « Крупа»

Объект для рассматривания:                                

  1. Крупа греча
  2. Крупа геркулес
  3. Крупа пшено
  4. Крупа перловка                        
  5. Крупа ячневая
  6. Крупа манка

Цель: Знакомство, рассматривание, определение степени помола зерна, экспериментирование с крупой.

Рекомендации по организации работ:

  • Исследовательская  деятельность: цвет, запах, форма , нахождение сходств и различий;
  • Проведение опытов с крупой;
  • Беседы о пользе круп и блюд из них для детского питания.
  • Творческие работы;        
  • Дидактические игры: «Из какой крупы каша?», « Узнай на ощупь», « Угадай на вкус».

Приложение 3

Объект «Злак»                                    

     

Объекты для рассматривания:

  1. Злаковая культура – «Рожь»
  2. Злаковая культура – «Пшеница»            
  3. Злаковая культура – «Овес»
  4. Злаковая культура – «Ячмень»

 

Цель: Рассматривание, изучение, нахождение различий и сходства различных злаковых культур.

Рекомендации по организации работы:

  1. Рассматривание злаков;
  2. Сравнение их между собой;
  3. Дать знания о труде хлебороба;
  4. Какую пользу приносят для человека;  
  5. Дидактические игры: «Четвертый лишний», « Какие ты знаешь злаки?» и др.

 

Объект « Зерно»

Объекты для рассматривания:    

  1. Зерна ржи
  2. Зерна пшеницы              
  3. Зерна овса      
  4. Зерна ячменя                

Цель: изучение, рассматривание, нахождение различий и сходства зерен различных злаковых культур.

Рекомендации для организации работы:

  • Исследовательская деятельность;    
  • Проведение опытов и экспериментов;
  • Посев зерен для  проращивания и рассматривания;
  • Наблюдения и уход за рассадой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская каша - сила наша

Русская каша - сила наша...

"Русская каша - сила наша."

Интегрированное занятие...

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Русская каша - сила наша».

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе«Русская каша - сила наша».Цель: Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регу.nярного ...

ООД "Русская каша - сила наша!"

«Русская каша – сила наша»ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «ЗДОРОВЬЕ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»    ВоспитательСтепанова Г. А....

"Русская каша-сила наша!"

Дать представление о разнообразии круп....

НОД в средней группе «Русская каша — сила наша» с использованием ИКТ

Образовательные области (направления развития и образования): Познавательное, художественно-эстетическое развитиеЗадачи:Образовательные:1.     Продолжать закрепление знаний о здоро...