КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Власова Наталья Васильевна

 

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ  ОБОСНОВАНИЕ 

 

ОСНОВНОЙ  ИДЕИ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

 

 

 

 

Тема: «Комплекс занятий по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии через технику оригами».

 

 

 

Власова Наталья Васильевна

                                              воспитатель  д/с № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 год

 

    Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. У детей с запоздалым развитием особенно выражена низкая речевая активность, не сформированность речи и, как следствие ее отставание.

    Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

    Одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент интеллектуального развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

    Проблема развития графо – моторного навыка была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.

    Я работаю с детьми с особыми образовательными потребностями. Наблюдая за ними, я отметила, что у них бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, слабо развита мелкая моторика. Дети затрудняются анализировать, сравнивать, выделять, складывать бумагу по словесной инструкции; не сформированность зрительно-пространственного восприятия; зрительно-моторной координации; мыслительной деятельности. Подготовить ребенка с запоздалым развитием к формированию графо – моторного навыка поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое и доступное. Оригами развивает у детей – способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук; точные движения пальцев; происходит развитие глазомера; развитие конструктивного мышления; стимулируется и развивается память, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами; активизируются мыслительные процессы; совершенствуются трудовые умения. Вместе с тем у них вызывает интерес работа с бумагой, изготовление поделок, различных упражнений на развитие мелкой моторики. Выполняя пальчиками различные приемы и способы действия с бумагой, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

    Таким образом, оценив реальную ситуацию, возникла необходимость создания комплекса занятий способствующего формированию графо – моторных навыков у детей с запоздалым развитием посредством техники оригами, с учетом тематического планирования – развивающего активность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

    За основу я взяла программу С.Г. Шевченко в разделе «Подготовка к обучению письму» одним из направлений являются специальные упражнения, которые подготавливают руку ребенка к письму. Она сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами (в младшем и среднем дошкольном возрасте), что создает основу произвольности движений для овладения в перспективе (на старшей дошкольной ступени) пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

    С целью разработки данного комплекса занятий были изучены:

  - работы Соколовой С.В. «Оригами для старших дошкольников» пособие содержит описание изготовления простейших скульптур из бумаги в технике оригами: персонажей из сказок. Складывая фигурки, дети лучше закрепляют материал занятий по развитию речи, элементарные математические понятия, ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

  - работа Тарабариной Т.Н. «Оригами и развитие ребенка» пособие содержит занятия, обучающие техническим приемам работы с бумагой.

  - работа Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5-7 лет» /2 части/ в ней содержится материал по специально разработанной методике, которая включает большое количество разнообразных новых и уже хорошо известных приемов работы, предлагаемых различными авторами М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Р.Д. Тигер, И. Макарьева и др. направленных на формирование графо – моторных навыков у детей.

  - работа Плутаевой Е. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет» она предлагает игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики руки.

  - работы Киселева В.А. «Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР» автор исследует речевые и неречевые психические функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи у старших дошкольников с ЗПР, выделяет уровни развития данных функций, намечает направления коррекционной работы.

                 Киселева В.А. «Развитие тонкой моторики» автор предлагает систему упражнений по развитию тонкой моторики, которая разделена на блоки.

    Педагогический замысел моей разработки заключается в том, чтобы подобрать, систематизировать, создать комплекс занятий для формирования графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с запоздалым развитием через технику оригами. Использование комплекса занятий поможет ребенку ликвидировать имеющуюся у него причину, приводящую к трудностям формирования графо – моторного навыка и успешно овладеть навыком письма.

    Комплекс занятий направлен на достижение следующих целей:

 - развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, графических навыков, конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;

 - воспитания интереса к самостоятельным занятиям оригами.

   В основе построения комплекса занятий лежат принципы:

1. Поддержания интереса к поделкам из бумаги.

2. Наглядности.

3. Принцип природосообразности: учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку.

4. Принцип последовательности, доступности от простого к сложному.

    Для проведения занятий нужна предварительная подготовка, которая включает в себя: украшение или тематическое оформление группы; подготовка материала к проведению занятий; иногда подбор музыкального сопровождения занятий. В содержание занятий включено: упражнения для кистей и пальцев рук; удержание определенной позы пальцев рук («Гусь», «Петушок» по теме занятия); задание на обведение рисунков различных контуров в направлении указанной стрелкой; изготовление поделки из бумаги; ее штриховка в различных направлениях или закрашивание. В данном комплексе предусмотрено проведение одного занятия в неделю. Для достижения поставленных целей занятия используются различные виды методов: словесный, наглядный, практический.

    Общность всех занятий в том, что:

1) все занятия разработаны для детей с задержкой развития 5-6 лет;

2) занятия проводятся в игровой форме;

3) занятия имеют общую структуру;

4) на всех занятиях развивается:

- мелкая моторика;

- конструктивное мышление;

- память;

- творческое воображение.

    Различие занятий состоят в том, что:

1) каждое занятие посвящено определенной тематике, например: «Рыбка на удочке», «Кузнечик» и т.д.;

2) каждое занятие направлено на решение определенных только для нее задач, например: знакомство с определенными способами обработки бумаги (на одном занятии – сгибание, складывание пополам; на другом – сгибание, складывание по диагонали, либо складывание в несколько раз в определенной последовательности и т.д.); проведение прямых горизонтальных линий; проведение волнистых линий; обведение трафаретов по контуру и т.д.

    Тематика занятий совпадает с лексическими темами, которые изучаются в соответствии с реализуемой программой. Например, проходя тему дикие животные леса «Лиса» включена мотивация по поиску «мамы», помимо объяснения и показа используются схемы, подсказки, индивидуальная помощь, педагог предлагает передать выразительный образ с помощью различных материалов (карандашей, фломастеров, мелков).

    Оригинальность занятий в том, что все занятия проходят в форме игры, неся детям массу положительных эмоций. В отличие от других занятий по оригами, в которых авторы указывают только темы занятий, мною обозначена не только структура занятий, но и их подетальная разработка, указана предварительная работа к занятию. Каждое занятие предусматривает поощрение всех детей в разной форме (всем медали, одному приз), чем усиливает интерес детей к этим занятиям.

    Результатом данного комплекса занятий по технике оригами является формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с запоздалым развитием. Так в начале 2009 учебного года у 7 детей старшего дошкольного возраста с запоздалым развитием был обследован уровень развития графомоторных навыков. Из проведенного обследования было видно, что у четверых детей плохо развиты графомоторные навыки, у троих детей недостаточно развиты графомоторные навыки. Состояние мелкой моторики у детей характеризовалось нарушением ритмичности и плавности движений, напряженностью и быстрой утомляемостью кистей и пальцев рук, вялостью и трудностью переключения с одного движения на другое. После проведения всех занятий уровень формирования графо – моторных навыков у детей повысился: четверо детей имели средний уровень развития графомоторных навыков и трое детей имели высокий уровень развития моторики.

    Данный комплекс занятий помогает детям сформировать графомоторные навыки, развить мелкую моторику рук. Часто такие дети именно на этих занятиях развивают точность движений руки, ловкость пальцев, силу кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Комплекс занятий способствует созданию, сохранению и укреплению здоровья ребенка и развитию его ручной умелости.

    Опыт моей педагогической деятельности, прежде всего, может помочь воспитателям коррекционных групп для развития у детей графомоторных навыков. Разработанные мною занятия могут использовать учителя начальных классов коррекционных школ как внеклассные мероприятия, работники моего сада.

    Таким образом, посредством комплекса занятий через технику оригами имеется возможность помочь формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

   

   

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnoe_obosnovanie.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ  ОБОСНОВАНИЕ  

ОСНОВНОЙ  ИДЕИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

Тема: «Комплекс занятий по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии через технику оригами».

Власова Наталья Васильевна

                                              воспитатель  д/с № 7

2010 год

    Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. У детей с запоздалым развитием особенно выражена низкая речевая активность, не сформированность речи и, как следствие ее отставание.

    Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

    Одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент интеллектуального развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

    Проблема развития графо – моторного навыка была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.

    Я работаю с детьми с особыми образовательными потребностями. Наблюдая за ними, я отметила, что у них бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, слабо развита мелкая моторика. Дети затрудняются анализировать, сравнивать, выделять, складывать бумагу по словесной инструкции; не сформированность зрительно-пространственного восприятия; зрительно-моторной координации; мыслительной деятельности. Подготовить ребенка с запоздалым развитием к формированию графо – моторного навыка поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое и доступное. Оригами развивает у детей – способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук; точные движения пальцев; происходит развитие глазомера; развитие конструктивного мышления; стимулируется и развивается память, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами; активизируются мыслительные процессы; совершенствуются трудовые умения. Вместе с тем у них вызывает интерес работа с бумагой, изготовление поделок, различных упражнений на развитие мелкой моторики. Выполняя пальчиками различные приемы и способы действия с бумагой, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

    Таким образом, оценив реальную ситуацию, возникла необходимость создания комплекса занятий способствующего формированию графо – моторных навыков у детей с запоздалым развитием посредством техники оригами, с учетом тематического планирования – развивающего активность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

    За основу я взяла программу С.Г. Шевченко в разделе «Подготовка к обучению письму» одним из направлений являются специальные упражнения, которые подготавливают руку ребенка к письму. Она сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами (в младшем и среднем дошкольном возрасте), что создает основу произвольности движений для овладения в перспективе (на старшей дошкольной ступени) пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

    С целью разработки данного комплекса занятий были изучены:

  - работы Соколовой С.В. «Оригами для старших дошкольников» пособие содержит описание изготовления простейших скульптур из бумаги в технике оригами: персонажей из сказок. Складывая фигурки, дети лучше закрепляют материал занятий по развитию речи, элементарные математические понятия, ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

  - работа Тарабариной Т.Н. «Оригами и развитие ребенка» пособие содержит занятия, обучающие техническим приемам работы с бумагой.

  - работа Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5-7 лет» /2 части/ в ней содержится материал по специально разработанной методике, которая включает большое количество разнообразных новых и уже хорошо известных приемов работы, предлагаемых различными авторами М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Р.Д. Тигер, И. Макарьева и др. направленных на формирование графо – моторных навыков у детей.

  - работа Плутаевой Е. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет» она предлагает игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики руки.

  - работы Киселева В.А. «Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР» автор исследует речевые и неречевые психические функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи у старших дошкольников с ЗПР, выделяет уровни развития данных функций, намечает направления коррекционной работы.

                 Киселева В.А. «Развитие тонкой моторики» автор предлагает систему упражнений по развитию тонкой моторики, которая разделена на блоки.

    Педагогический замысел моей разработки заключается в том, чтобы подобрать, систематизировать, создать комплекс занятий для формирования графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с запоздалым развитием через технику оригами. Использование комплекса занятий поможет ребенку ликвидировать имеющуюся у него причину, приводящую к трудностям формирования графо – моторного навыка и успешно овладеть навыком письма.

    Комплекс занятий направлен на достижение следующих целей:

 - развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, графических навыков, конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;

 - воспитания интереса к самостоятельным занятиям оригами.

   В основе построения комплекса занятий лежат принципы:

1. Поддержания интереса к поделкам из бумаги.

2. Наглядности.

3. Принцип природосообразности: учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку.

4. Принцип последовательности, доступности от простого к сложному.

    Для проведения занятий нужна предварительная подготовка, которая включает в себя: украшение или тематическое оформление группы; подготовка материала к проведению занятий; иногда подбор музыкального сопровождения занятий. В содержание занятий включено: упражнения для кистей и пальцев рук; удержание определенной позы пальцев рук («Гусь», «Петушок» по теме занятия); задание на обведение рисунков различных контуров в направлении указанной стрелкой; изготовление поделки из бумаги; ее штриховка в различных направлениях или закрашивание. В данном комплексе предусмотрено проведение одного занятия в неделю. Для достижения поставленных целей занятия используются различные виды методов: словесный, наглядный, практический.

    Общность всех занятий в том, что:

1) все занятия разработаны для детей с задержкой развития 5-6 лет;

2) занятия проводятся в игровой форме;

3) занятия имеют общую структуру;

4) на всех занятиях развивается:

- мелкая моторика;

- конструктивное мышление;

- память;

- творческое воображение.

    Различие занятий состоят в том, что:

1) каждое занятие посвящено определенной тематике, например: «Рыбка на удочке», «Кузнечик» и т.д.;

2) каждое занятие направлено на решение определенных только для нее задач, например: знакомство с определенными способами обработки бумаги (на одном занятии – сгибание, складывание пополам; на другом – сгибание, складывание по диагонали, либо складывание в несколько раз в определенной последовательности и т.д.); проведение прямых горизонтальных линий; проведение волнистых линий; обведение трафаретов по контуру и т.д.

    Тематика занятий совпадает с лексическими темами, которые изучаются в соответствии с реализуемой программой. Например, проходя тему дикие животные леса «Лиса» включена мотивация по поиску «мамы», помимо объяснения и показа используются схемы, подсказки, индивидуальная помощь, педагог предлагает передать выразительный образ с помощью различных материалов (карандашей, фломастеров, мелков).

    Оригинальность занятий в том, что все занятия проходят в форме игры, неся детям массу положительных эмоций. В отличие от других занятий по оригами, в которых авторы указывают только темы занятий, мною обозначена не только структура занятий, но и их подетальная разработка, указана предварительная работа к занятию. Каждое занятие предусматривает поощрение всех детей в разной форме (всем медали, одному приз), чем усиливает интерес детей к этим занятиям.

    Результатом данного комплекса занятий по технике оригами является формирование графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с запоздалым развитием. Так в начале 2009 учебного года у 7 детей старшего дошкольного возраста с запоздалым развитием был обследован уровень развития графо – моторных навыков. Из проведенного обследования было видно, что у четверых детей плохо развиты графо – моторные навыки, у троих детей недостаточно развиты графо – моторные навыки. Состояние мелкой моторики у детей характеризовалось нарушением ритмичности и плавности движений, напряженностью и быстрой утомляемостью кистей и пальцев рук, вялостью и трудностью переключения с одного движения на другое. После проведения всех занятий уровень формирования графо – моторных навыков у детей повысился: четверо детей имели средний уровень развития графо – моторных навыков и трое детей имели высокий уровень развития моторики.

    Данный комплекс занятий помогает детям сформировать графо – моторные навыки, развить мелкую моторику рук. Часто такие дети именно на этих занятиях развивают точность движений руки, ловкость пальцев, силу кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Комплекс занятий способствует созданию, сохранению и укреплению здоровья ребенка и развитию его ручной умелости.

    Опыт моей педагогической деятельности, прежде всего, может помочь воспитателям коррекционных групп для развития у детей графо – моторных навыков. Разработанные мною занятия могут использовать учителя начальных классов коррекционных школ как внеклассные мероприятия, работники моего сада.

    Таким образом, посредством комплекса занятий через технику оригами имеется возможность помочь формированию графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.