Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрерывное всестороннее совершенствование творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_tolko_togda_khorosho.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        «Обучение только тогда хорошо,

                                                          когда оно идет впереди развития» 

                                                                                      Л.С.Выготский.

     Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). 
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. 


Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.                                              

Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Материалом для изделий служили как природные материалы (камень, глина, дерево, кость, самородные металлы), так и изобретённые человеком для своих практических нужд (сплавы металлов, бумага, текстиль и т.д.). Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае. Бумага была изобретена в 105 году нашей эры. Хотя некоторые исторические находки свидетельствуют о том, что бумагой пользовались ещё во II веке до н.э. В Европе бумага стала распространяться в конце Средневековья. С этого же времени и стали развиваться  различные ремёсла, использующие бумагу.  О видах рукодельных техник с использование  бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить.

Многие педагоги и родители пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Поэтому художественно-творческая деятельность детей должна быть организована так, чтобы каждый ребенок мог пройти « путь творца»:  от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, в данном случае – бумаге. В связи  этим заинтересовала проблема развития творческих способностей детей через овладение и совершенствование ими разных способов работы с бумагой.

Возникает проблема:

С помощью какой деятельности должен осуществляться процесс детского творчества, и  какими эффективными средствами он будет достигнут?

Отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы развития  художественного творчества и способностей детей (Т.А.Казакова, Т.С.Комарова, А.А.Венгер, И.А.Лыкова), отмечают,  что различные виды детской деятельности, работа с различными  материалами, влияет на развитие способностей к творчеству,  снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка.  Художественное творчество ребенка приобретает творческий характер, результатом творческой деятельности ребенка  становиться выразительный образ. Главная задача, которая стояла передо мной по художественно-творческой деятельности  - не только осуществление личностно- ориентированного подхода к каждому ребенку, но и умению детей работать  парами,  коллективно - это  развивает в детях коммуникативные качества: умение договариваться, планировать свою работу, добиваться результатов общими усилиями. Использование нетрадиционных техник работы с бумагой способствует решению этой задач.
  Человек, воспитанный творчески, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими мы хотим видеть детей в будущем. Творческая деятельность, в частности работа с бумагой, - вид деятельности, который способствует развитию личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Меня с самого начала работы в детском саду интересовали творческие способности детей и волновали вопросы: почему некоторые дети с боязнью берутся за бумагу и ножницы на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят и вырезывают различные фигурки, создают какие – либо композиции из бумаги, не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественного творчества  детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?
 Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора.
 Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми  на не привычной для ребенка форме работы с бумагой, а сделала акцент на использование нетрадиционных способах работы с бумагой.
  Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений, совместить в работе сразу несколько техник работы с бумагой и тем самым вызвать интерес у детей.

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного творчества, поставила перед собой

 ЦЕЛЬ:
Сформировать разностороннее и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и подготовка их к школе по средствам нетрадиционной работы с бумагой. 

Для достижения этой цели, я выделила следующие 

 ЗАДАЧИ:
развить умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать, отрезать, надрезать, отрывать, сминать, складывать)


развить художественно- творческие способности (умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, располагать красиво предметы в композиции, использовать разные приемы работы с бумагой для решения замысла)


развить эстетический вкус, образное мышление, речь, пооперационные действия, необходимые для обучения в школе.

Ожидаемый результат:

Дети:

- Овладение практическими навыками нетрадиционной работы с бумагой.
- Овладение знаниями о качествах различного материала.
- Осуществление дифференцированного подхода к детям, обладающим разным уровнем умений и навыков аппликации и степенью проявления самостоятельности.
- Овладение пооперационными действиями.
- Сформированы умения владения инструментами (особенно ножницами).

Родители:
- Включение родителей воспитанников в педагогический процесс как равноправных партнеров.
- Расширение знаний родителей в эстетических и педагогических вопросах образования детей.

Педагоги:

- Повышение профессионального мастерства педагогического состава. 
- Повышение интереса к проблеме.

- Повышение авторитета ДОУ у родителей.

   Любая работа с бумагой – сминание, складывание, скручивание, вырезание, торцевание,  бумагокручение  - не только увлекательна, но и полезна. Работа с бумагой дает ребенку возможность проявить свою индивидуальность. Воплотить замысел, ощутить радость творчества. Эффективность обучения и развития дошкольников напрямую зависит от тех методов и приемов, которые используются в работе с детьми. Я предлагала детям различные сорта бумаги и давала задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из нее. С самого начала, детям предоставили самостоятельно выбрать бумагу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую бумагу использовать в изготовлении поделки. Детям предлагала посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных приемов (торцевание, обрывание, бумагокручение,  работы из мятой бумаги).

Во время наблюдения за работой ребенка отмечались следующие навыки и умения:
навыки держания ножницы при вырезании;
подбор нетрадиционных приемов и техники;
подбор цветов.
самостоятельность в выполнении поделки с помощью нетрадиционных приемов, умение их сочетать и комбинировать.

Наряду с полученными результатами выявила качественную характеристику уровней выполнения задания и выделила уровни: 
низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. 
высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Проанализировав данные я  пришла к выводу: для развития творческих способностей детей  дошкольного возраста необходим комплексный  подход и условия формирования навыков работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой, как  на непосредственно- образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога и ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных методов работы с бумагой положительно влияет на разностороннее и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и на подготовку их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

"Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя о...

Использование игрового пособия "Дары Фребеля" как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.Так как элемент творчества может присутс...

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...