"Познакомимся с иглой"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Чепахина Светлана Кимовна

Конспект занятия кружковой работы по вышивке для детей подготовительной группы. Адресовано педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznakomimsya_s_igloy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по вышивке в подготовительной группе.

Воспитатель по приоритетному направлению – Чепахина Светлана Кимовна.

МБ ДОУ «ЦРР Детский сад №48 «Сказка» г. Нарьян-Мар.

Тема: «Познакомимся с иглой».

Задачи:

1. Познакомить детей швейной иглой.

2. Расширить знания детей о швейных принадлежностях (ножницы, напёрсток и т.д).

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику.

4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

5. Обогащать словарь народными загадками, новыми словами (игла, напёрсток и т.д).

Материалы:

- Выставка работ по вышивке.

- Прялка, сундук.

- Крупный муляж иглы.

- Нить.

- Напёрсток, ножницы.

- Лоскут толстой ткани.

- Д/игра «Шнур-затейник» (игровое поле со шнуром).

- Шнурки и наборы предметов (бусы) для нанизывания по принципу изготовления бус.

- Игольницы с металлическими иглами.

- Русский народный костюм.

- Шкатулка.

Ход занятия:

Хозяйка горницы (воспитатель в русском народном костюме): Милости прошу ко мне в горницу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая,

 Да красивая какая!

Тут и чудо – прялица,

Веретено и пяльцы.

А в углу сундук стоит.

Много он добра хранит.

И среди добра

Я шкатулочку нашла

А, что в ней?

Попробуйте отгадать.

Хозяйка загадывает загадку: «Нос стальной, хвост льняной. Шьёт, вышивает, что сошьёт, надевают!» (Игла).

Хозяйка: Правильно, это швейная игла (показывает муляж иглы). Игла – рукодельница! Сколько чудесных, красивых работ выполнено с её помощью (обращает внимание на выставку работ). При помощи иглы и шьют, и вышивают, и штопают, и пришивают. Что можно пришивать? (Пуговицы, карманы, бисерные украшения).

Хозяйка: Верно. Давайте посмотрим, как устроена игла. (Предлагает рассмотреть муляж). Сама игла похожа на тонкий стержень. У стержня есть кончик. Его называют острие. Потому что он очень острый. Сказки приписывали игольному кончику волшебную силу. Вспомним сказку, в которой игла была хранительницей страшного сокровища.

Дети вспоминают, что на кончике иглы хранилась смерть Кощея Бессмертного. Ивану- царевичу нужно было раздобыть эту иглу и сломать у неё кончик.

Сама игла тоже обладала магической силой и в злых руках могла стать страшным оружием. Она могла «зашить память» человека. В старой сказке «Финист – Ясный сокол» колдунья втыкает иглу в волосы доброго молодца, и он забывает свою невесту. Чтобы освободить жениха от заклятия, девушке пришлось отыскать эту иглу. А это очень трудно. Ведь игла очень тонкая, незаметная. Недаром, если поиски какой – нибудь вещи бесполезны, говорят: «Это всё равно  как искать иголку в стоге сена!». Почему так говорят?

А это игольное ушко. У столов есть ножки, у дверей и сумок – ручки. А у иглы – ушко. Как вы думаете, почему  эту дырочку так назвали?

Дети предлагают свои версии. Педагог обращает внимание на разницу ударений в словах «ушко» и «ушко».

Хозяйка: Для чего игле – ушко?... Верно, сюда вдевается нитка. Ведь игла без нитки ничего не может: разве что дырочки прокалывать. Раньше в народе  про каких–нибудь двух людей говорили: «Ходят, как ниточка за иголочкой». Как вы думаете, что имелось в виду?... Быть, как нитка с иголкой, означало быть вместе, следовать друг за другом, не разлучаться.

Вдевать нитку в иголку – особое умение, оно требует сноровки. Хотите попробовать себя в этом деле?

Дети пробуют вдеть нитку в ушко иглы – муляжа.

Хозяйка: Видите, как это непросто! А ведь нужно вдеть в совсем крошечное отверстие. Вы обязательно этому научитесь.

Но не только нитка помогает  иголке справиться с работой. Есть у неё другие помощники. Отгадайте загадку: «Два кольца, два конца, посередине гвоздик» Что это? (Ножницы).

Хозяйка: Правильно, ножницы. Что с помощью ножниц делают ? (Режут ткань, обрезают нитки).

Хозяйка: Есть у иглы ещё один помощник – вот такой колпачок. Может быть, кто-нибудь из вас знает, как такой колпачок называется? (Напёрсток).

Верно, напёрсток. Слово напёрсток происходит от старинного слова перст. Так раньше называли палец. В одной сказке А. С. Пушкина есть такая фраза: «И постукивать ногами, и пощёлкивать перстами». Для чего нужен напёрсток? Он проталкивает иголочку вперёд, когда ткань очень плотная, и нужно на иголку сильно надавить.

Воспитатель приглашает 2-3 детей, предлагает им надеть напёрсток и осторожно надавить на иглу, которую нужно пропустить через толстую ткань. Дети делятся своими впечатлениями.

Хозяйка: Вот видите: и нитку в иглу вдевать трудно. И в напёрстке работать с непривычки  непросто. А искусные мастерицы с этим справляются. Они даже при плохом свете, почти на ощупь шить могли. Ведь в деревенской избе света было совсем мало. Особенно зимой, когда рано темнело, а электрическую лампочку ещё не придумали. И ведь не только шили, а ещё пели работая. Хотите тоже поработать под песню?

Воспитатель раздаёт детям игровое поле со шнурами.

Хозяйка: Представим себе, что жёсткий кончик шнурка – это игла. Она тянет за собой ниточку. Будем продевать нитку в отверстие. Вот так. Разомнём пальчики.

Пальчиковая игра «У Маланьи, у старушки…»

 Показывает, как надо шить швом «Вперёд иголку». Дети пробуют работать и петь под фонограмму «Песня вышивальщиц». Можно петь и без музыки – как действительно пели в старину.

Хозяйка: Молодцы. Хорошо у вас получилось. Давайте ещё раз посмотрим на вот эту иглу. Как вы думаете, из чего она сделана?... Современные иглы сделаны из металла.

Но в древние времена  металлических иголок не было. Из чего их можно было делать, как вам кажется?... Основным занятием древних людей была охота. И первые иглы делались из тонких костей животных. Это были костяные иглы. Ушко в них появилось не сразу. Сначала иглы напоминали шило – инструмент для прокалывания дырочек. Первобытные женщины выделывали шкуры убитых на охоте животных, прокалывали в них дырочки и скрепляли шкуры  тонкими жилами. Примерно так же, как мы сегодня проделывали шнурок в дырочки. Жилы были первыми нитками. А ещё на эти нитки нанизывали камушки с отверстиями, зубы хищников, ягоды и другие плоды. И получились что? (Бусы).

Проводится соревнование «Собери бусы».(2-3 раза).

Хозяйка: Молодцы! Ловкие у вас руки. С такими руками вы обязательно научитесь владеть иглой. Только надо запомнить одно правило. Игла любит после работы возвращаться в свой домик. А если домика у неё нет, она становится опасной: упадёт куда-нибудь, и не отыскать её. Нужно сделать для иглы домик. Называется домик – игольница. Игольницы бывают разные.

Воспитатель предлагает сделать игольницы. Используется киндер-яйцо, кусочек поролона.

Хозяйка: Делу время – потехе час. Поработали на славу, а теперь повеселиться можно.

Игра «Золотые ворота».

Хозяйка: Хватило время для дела и веселья.

                    Слава мастерам рукоделья!

                    Пришло время растованья.

                    До свиданья. До свиданья!

        Приходите в гости к нам.

                     Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Многозначность слова "ИГЛА"

Фотографии предметов, которые называются "ИГЛА"....

Рабочая программа художественно-эстетической направленности т.о. "Золотая игла", Занятие-игра по теме "Вьющиеся розы ,вышитые ленточкой".

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, ручная вышивка, изготовление картин,салфеток, подушечек и разнообразных изделий украшающих интерье...

Проект исследовательской деятельности «История швейной иглы»

Проект исследовательской деятельности«История швейной иглы»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Многозначные слова. Для чего нужна игла».

Продолжать знакомить детей с многозначными словами. Закрепить значение слов «ручка», «ножка». Познакомить детей со словом «иголка». Учить детей отличать многозначное число от единственного. Учит...

Расскажи, колючий еж? Что на иглах ты несешь?

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одёжке. Благоустроить территори...