Главные вкладки

    Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука". В игровой форме мы знакомим детей с правилами безопасной работы с иглой и ножницами, приобщаем их к истокам русской культуры.  Вашему вниманию предлагается конспект занятия по ручному труду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_1.odt25.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА ЗАНЯТИЯ:        «Рукодельница да Ленивица» (правила безопасной                                                         работы с иглой и ножницами).

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Вспомнить и закрепить знания детей о правилах безопасной работы с иглой и ножницами. Закрепить умение детей вдевать нить в иголку, завязывать узелок, выполнять шов "вперед иголка". Знакомить детей с образцами устного народного творчества (загадки об инструментах, с которыми дети работали на занятии, пословиц об отношении к труду), вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, побуждать детей к сочинению собственных загадок. Воспитывать интерес к изучению родной истории.

    МАТЕРИАЛЫ: Две куклы в русских народных сарафанах - Рукодельница и Ленивица, ьакет русской печи, рисунки о правилах безопасной работы с ножницами и иглой, ножницы на подносе, иголка в игольнице, нитки, лоскуты ткани 7*4 см с нарисованными стежками, стебелек цветка с листьями и серединкой, туловище для бабочки или стрекозы.

    ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:      шов "вперед иголка", стежок, узелок.

    ХОД РАБОТЫ:

    Дети входят в творческую группу «Чудесную Мастерскую», рассаживаются вокрут стола.

    Воспитатель: - В некотором царстве, в незнакомом государстве, не в городе , а на селе, в одной избе, жили-были две девочки: Рукодельница и Ленивица (усадить кукол за общий стол),  да мать с отцом. Все с солнышком вставали,  за работу принимались: мать шла корову доить, отец-дрова рубить на двор.  Рукоделица была умная девочка: рано вставала, сама одевалась, вставши с постели за дело принималась. Печку топила, кашу варила, избу мела, за водой на колодец шла. Только Ленивица на печи лежит (положить куклу Ленивица на печку), зевает, да мух считает.

    Между тем Рукодельница все дела переделала, да села за своё любимое занятие: шить-вышивать (разложить перед куклой Рукоделица инструменты для шитья).

    Ленивица смотрела смотрела на Рукоделицу, да тоже решила приняться за шитье (посадить куклу Ленивица за стол).

    Ленивица:  - Ой, пальчик уколола!

    Рукодельница:  - Сестрица, с иголочкой         нельзя небрежно обращаться! Ребята, а вы знаете, как надо обращаться?

    (ответы детей: аккуратно, нельзя размахивать руками - можно соседа уколоть, нельзя втыкать иголку в одежду, брать в рот; сидеть надо прямо, не подносить работу близко к глазам, на столе должен быть порядок, чтобы ничего не терялось)

            Воспитатель помогает детям сформулировать ответ, если они затрудняются.

    Рукодельница: - Молодцы, дети! Вы очень хорошо знаете, как надо обращаться с иголкой. А чтобы ты, Ленивица, лучше запомнила, вот какие красивые рисунки для тебя. ( вставить плакаты с правилами ТБ в планшет, с детьми еще раз повторяем эти правила).

    Ленивица: - Ой, иголочку потеряла.

    Рукодельница: - Чтобы иголочка не терялась, она всегда должна быть с ниткой, а хранится иголочка в специальном домике. Дети, а вы знаете как этот домик называется?

    (ответы детей: игольница)

    Вставить в планшет плакат с изображением иголки в игольнице

    Ленивица: - Ой, а ножницы какие острые! Я порежусь! Не буду их брать.

    Рукодельница: - Не переживай! Чтобы не пораниться ножницами, надо правильно их брать. Дети, покажите, пожалуйста, сестрице, как правильно ножницы передавать.

            Воспитатель передает ножницы кольцами вперед первому ребенку, обращая внимание детей на то, как он это делает. Дети передают ножницы друг другу. Обратить внимание, что ножницы в стакане хранятся сомкнутыми лезвиями вниз. Вставить в планшет соответствующие плакаты.

    Ленивица: - Спасибо тебе, Рукоделица! И вам, ребята! Научили меня не бояться ни ножниц, ни иголочки. Но я хочу побыстрее что-нибудь сшить. (Берет иголку, начинает тыкать ей в кусок ткани, но ничего не получается)

    Рукодельница: - Не торопись, Ленивица, каждый предмет имеет свой секрет. Чтобы хорошо шить, надо все их знать. Дети, а вы хотите научиться шить?

    (ответы детей)

    Объяснения от лица воспитателя:

    1. Прежде всего, чтобы начать шить, надо отрезать нить от катушки. Какой длины?

    Чтобы нитка не запутывалась и не завязывалась узлами, и не слишком быстро заканчивалась, надо взять конец нити пальчиками и отмерить длинну до локтя и обратно ( показать;  если дети знают, то показывают сами).

    От катушки нить отрезаем, чтобы она легче вдевалась в иглу. (показать) Дети повторяют, проговаривя, что они делают. (Помочь несправляющимся детям).

    1. Теперь надо вдеть нить в иголку, выравниваем концы нити (показать, дети повторяют).
    2. Чтобы ниточка не выскользала из ткани, надо завязать узелок.

    Не туго наматываем на указательный пальчик конец нитки, затем скручиваем ее между большим и указательным пальчиками, одновременно снимая нить с пальчика и затягивая ее. Получился узелок. (показать всем, затем индивидуально. Дети,которые умеют завязывать узелок, делают это самостоятельно)

    1. Вот мы и готовы к шитью. Будем шить швом « вперед иголка». Шов так называется потому, что иголочка идет все время в одном направлении - вперед.  Следы нити на ткани называются «стежок». Шьем справа налево, протыкаем иголочкой с края, и протягиваем нить до самого узелка. Не забываем, что иголочка протыкает ткань с той стороны, где есть нить. Если все правильно сделаем, то можно стянуть лоскут ткани. Дети пробуют (показать,  дети пробуют шить;помощь детям оказывается по мере необхдимости).
    2. Когда работа закончена, нельзя сразу же отрезать нить, иначе все распустится. Надо закрепить. (Это делает воспитатель)

    Воспитатель: Вот лоскуток и готов! Что же это может быть?

    (ответы детей: лепесток цветка, крылья бабочки, стрекозы и т.д.)

            С помощью воспитателя дети оформляют свою коллективную работу: цветок, бабочку, стрекозу.

    Оцениваем качество детской работы, обращаем внимание на ошибки, если надо-исправлянм.

            Детскую работу оцениваем и от лица кукол.

    Рукодельница и Ленивица: - Молодцы дети! Хорошо потрудились! Какие красивые вещи вы смогли сделать! Вам понравилось? Вы чему научились?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: На Руси, издавна, народ с почетом относился к трудолюбивым людям, а лентяев и бездельников высмеивал. Придумано много поговорок на эту тему :

                    Делу время — потехе час.

                    Не учи безделию, а учи рукоделию.

                     Маленькое дело — лучше большого безделия.

            Объясняем с детьми, что обозначают эти поговорки.

    Ленивица: - Как интересно и незаметно время пролетело... Я теперь всегда буду чему-нибудь учиться.

    Рукодельница: - Молодец! А вы, дети, приходите к нам еще. Мы с вами побываем в крестьянском доме, познакомимся с русским народным костюмом, обычаями и традициями нашего народа.

    Рукодельница и Ленивица: До свидания!

                                    Дети возвращаются в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

    Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

    Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"

    Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"...

    Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»

    Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

    Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

    Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебница-вода"

    Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебница-вода"...

    Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

    Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....


     

    Комментарии

    Козлова Вера Васильевна

    Татьяна Владимировна! Спасибо Вам за интересно подобранный сюжет занятия.Молодец!