Главные вкладки

    Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»
    рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

    Гулевская Татьяна Фёдоровна

     Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами для шитья и выработки  умений и навыков их практического использования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon программа.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    П Р О Г Р А М М А

    дополнительных занятий

    по ручному труду

    для  детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

    «Уроки иголочки»

    разработана воспитателем  первой

    квалификационной категории

    МДОУ ЦРР д/с  № 1 «Рябинка»

    Гулевской Татьяной Федоровной

    Пояснительная записка.

     Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами для шитья и выработки  умений и навыков их практического использования, апробирована в течение  3-х лет  в дошкольном образовательном учреждении №1 «Рябинка» и дала хороший развивающий эффект.

    Рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера, способствуют развитию ручной умелости, координации движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными  графическими деятельностями, и прежде всего письмом.

    Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

    Детям нужно создать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность.

    Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.

    Оригинальность программы характеризуется включением в ее содержание нетрадиционных, не имеющих место в госстандартной программе, приемов, таких как, обучение шитью на  детской швейной машинке.

    Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей , создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей.

    Организация дополнительных занятий строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации  свободной деятельности детей.

    Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья,  интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.

    Цель программы.

    Целью программы «Уроки иголочки» является формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка  умений и навыков их практического использования.

    Программа строится на идеях личностно ориентированного подхода и развивающего обучения, предусматривает создание условий для сенсомоторного развития и формирования зрительно-моторной координации как подготовки к школьному обучению.

    Задачи программы.

    1. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
    2. Обучать началам работы на швейной машинке.
    3. Учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ; формировать умение выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца;
    4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий;
    5. Развивать стремление ребенка к самостоятельности.

    Программа направлена на формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда. Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса.

    Программа предназначена для работы с детьми от 4 до 6 лет  и рассчитана на 2 года обучения.

     Занятия  проводятся  с сентября по май один - два раза в неделю во второй половине дня как дополнительные к основной базовой программе дошкольного учреждения. В одну группу кружка рекомендуется включать не более 15 человек.

    Формы организации детей на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка). Занятия проводятся длительностью по 30 минут по подгруппам.

    КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

    1. Эстетическое отношение к действительности:

    1. Умение видеть, понимать и ценить прекрасное вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности человека;
    2. Формирование способности к созидательной и творческой деятельности;
    3. Развитие образной фантазии;
    4. Воспитание художественного вкуса;
    5. Проявляет самостоятельность при выполнении трудового задания.

    1. Художественные знания, умения:

    1. Знание следующих техник (работа с текстильными материалами, плетение, вышивание);
    2. Знание терминов ( шов, стежок, выкройка, лекало, петля и др.);
    3. Знание возможностей материалов, используемых на занятиях : (нитки, ткани, бумага, бисер, стеклярус, крупные бусины, пуговицы, тесемки, ножницы, иголки, наперстки, детские швейные машинки);
    4. Умение различать разновидности ткани (ситец, мех, драп и др.)

    1. Практические творческие навыки:

    1. Умение держать ножницы;
    2. Навыки вырезания несложных предметов по контуру;
    3. Умение пользоваться  выкройкой;
    4. Выдергивание нити по краю ткани (бахрома);
    5. Умение сматывать нитки;
    6. Выполнение ниткописи;
    7. Умение правильно отмерять нить;
    8. Умение вдевать нитку в иголку;
    9. Умение завязывать узелок;
    10. Умение пришивать (пуговицу, вешалку);
    11. Умение сшивать изделие швом («вперед иголка», «двойной», «через край»).

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Предлагаемая система занятий построена по принципу от простого к сложному. Подготовительный этап можно начинать с младшей группы:

    1. Работа со шнуровкой
    2. Работа с бутафорской иглой

    На занятиях дети учатся вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом.

    Планируя годовую работу кружка, руководителю необходимо учитывать местные условия и возможности, национальные традиции. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться, в зависимости от заготовленного материала, его цвета, фактуры, а также от умения и навыков кружковцев. В помещении, где проводится кружок, рекомендуется оформить витрину или стенд с работами кружковцев.

    На занятиях представлены большое количество разнообразных материалов: нитки, ткани, непряденая шерсть, отделочные материалы. В процессе работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного развития и формирования зрительно-моторной координации.

     Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них ребенок видел результаты своего творчества. На занятиях используется метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода путеводителем в деятельности.

    В свободное от занятий время детям предлагаются тренировочные упражнения - игры, направленные на развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики.

    Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия помогают игровые ситуации, привлечение литературы. Для всех возрастных групп подобран различный  литературный материал .

    Придумывая и выполняя наряды куклам, дети учатся пользоваться лекалами, отрабатывают навыки и умения шить ручными швами «вперед иголку», «двойной», «через край», лучше узнают конструкцию и назначение одежды, историю ее возникновения,  а также развивают чувство вкуса, гармонии.

    ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ИГОЛОЧКИ»

    1. Занятия

    Темы повторяются в течение каждого года обучения, однако изменяется глубина преподаваемых занятий, что обусловлено возрастом детей и степенью их подготовленности.

    1. Открытые занятия

    2003г. - ГМО для воспитателей города по ручному труду, занятие в старшей группе, тема: «Птицы наши друзья»

    2004г.- Творческий отчет МДОУ ЦРР д/с №1 № «Рябинка»,занятие в подготовительной группе, тема: «Маска - клоун»

    2007г.- ГМО для воспитателей города по ручному труду, занятие в старшей группе, тема: «Мухомор» (пришивание пуговиц)

    1. Мастер-класс

    2005г. Обучение детей шитью на швейной машинке, тема: «Костюм для Незнайки»

    1. Консультации для родителей

    - «Без труда не может быть воспитания»

    -«Добрые привычки с детства»

    - «Рука развивает мозг»

    -«Таланты детей на кончиках пальцев»

    1. Педагогическая гостиная

    «Создание условий для обучения детей шитью»

    - «Рука изучает мир вещей»

    1. Практикум

    «Шьем вместе с мамой»

    1. Выставки совместного творчества детей и родителей

    «Папа, мама и Я – творческая семья»

    Фестиваль «Пущинская весна»

    Смотр «Вторая жизнь отходов»

    1. Вернисаж детских работ

    «В галерее Иголочки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аппликационные работы из соломы выполняемые на занятиях по ручному труду с детьми дошкольного возраста

    Одной из актуальных проблем является в настоящее время ручной труд. Работа с соломой вполне доступна детям дошкольного возраста. Она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родн...

    Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

    Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

    Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

    Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

    Тематический план кружка "Семицветик"по ручному труду в старшем дошкольном возрасте

    В плане указаны цель, задачи кружка по ручному труду,   тематическое планирование  в старшей и подготовительной группе, диагностика....

    Технологическая карта по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте "Больница для книг"

    Возрастная группа: старшаяТема: «Больница для книг»Вид труда: ручнойФорма: коллективный трудЗадачи.Образовательные.Закреплять умения в уже знакомых видах деятельности:- перебирать книги и ...