КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Ручной труд в старшем дошкольном возрасте»
консультация по конструированию, ручному труду

Ильинская Татьяна Александровна
Ручной труд — это не только интересное занятие для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ruchnoy_trud_.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Ручной труд в старшем дошкольном возрасте»

С 1964 года шло систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания, которые проводили советские педагоги и ученые  (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова).

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста. Они отметили, что отсутствие в воспитательном процессе  трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Ручной труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. 

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение к процессу и результату труда.

Отмечу, ручной труд  носит индивидуальный характер, то есть, даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок своими руками. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система определённых навыков и умений; вырабатываются  навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывается  самостоятельность, ответственность, привычка к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивается  творческое воображение и художественный вкус.

Как вид труда  ручной появляется в старшем возрасте. В младшем и среднем – это элементы ручного труда, зависящие от  возрастных особенностей детей. Например, изготовление подарков для родных с помощью воспитателя( смять, намазать клеем).

Более подробно остановимся на задачах и содержании работы в старшем возрасте.

Группы

Задачи и содержание работы

Старшая

  1. Развивать у детей желание заниматься ручным трудом.
  2. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
  3. Учить детей делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.

К концу года: Привлекать к участию в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий и приучать рационально расходовать материал

Подготови-тельная

  1. Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
  2. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.
  3. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр.
  4. Учить экономно и рационально расходовать материал
  5. Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы.

К концу года дети могут: изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов.

Методические рекомендации

 Педагогу следует обратить внимание на то, что основные навыки ручного труда активно формируются в старшей группе. В подготовительной группе формируется умение использовать приобретенные навыки самостоятельно, применяя полученный в старшей группе опыт ручного труда для изготовления по собственной инициативе игрушек для сюжетно-ролевых игр и сувениров.

  • Основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание, разрезание, вырезывание, склеивание, сминание.
  • Все навыки и умения у детей формируются в процессе изготовления поделок, и чем разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тем больший уровень навыков и умений ручного труда будет сформирован у детей. Все это должно быть учтено воспитателем при составлении перспективного плана работы по ручному труду.
  • В подготовительной группе обучают детей навыкам работы с иглой, первоначальным, элементарным приемам шитья.
  • Все умения и навыки ручного труда основаны на приобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов (бумаги, картона, проволоки, бросового и природного материалов) и их использования для изготовления поделок, игрушек, сувениров.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы обучения в зависимости от поставленных задач:

объяснительно – иллюстративный,

- репродуктивный,

- проблемного изложения,

- частично поисковый,

- рефлексивные приёмы и методы,

- игровой.

Объяснительно – иллюстративные - беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

   Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

   Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

   Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

   Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

   Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

 Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1.  Начало занятия – какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2.  Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3.  Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4.  Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5.  Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6.  Самостоятельное изготовление поделки.

7.  Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8.  Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

 Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии,  восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

 Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач:

  • что получилось хорошо и почему,
  • чему еще следует научиться,
  • в чем причина неудачи.

Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

 Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Следует отметить ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная предметно - развивающая среда (изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества)
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда, способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.

Источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ручного труда для детей дошкольного возраста

Значение ручного труда для детей дошкольного возраста...

Тематический план кружка "Семицветик"по ручному труду в старшем дошкольном возрасте

В плане указаны цель, задачи кружка по ручному труду,   тематическое планирование  в старшей и подготовительной группе, диагностика....

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребн...

Организация ручного и художественного труда в старшем дошкольном возрасте.

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленнос...

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные п...

Технологическая карта по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте "Больница для книг"

Возрастная группа: старшаяТема: «Больница для книг»Вид труда: ручнойФорма: коллективный трудЗадачи.Образовательные.Закреплять умения в уже знакомых видах деятельности:- перебирать книги и ...