Конструирование и ручной труд детей младшего дошкольного возраста
статья (конструирование, ручной труд, младшая группа) по теме

Дмитриева Юлия Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons-ciya-konstruirovanie_2ml.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Конструирование и ручной труд

детей младшего дошкольного возраста.

Истоки творческих способностей и дарования детей

на кончиках их пальцев.

От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок.

А. Сухомлинский

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.

На развитие творческих способностей детей по конструирования и ручному труду большое влияние оказывает использование игровых приёмов.

На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Например, занятие на тему “Город мастеров” начинается с рассказа о сказочном городе, который предлагают построить детям. В дальнейшем все происходящее в городе события требуют от детей создания разного рода построек. Так, благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры.

Создание игровой мотивации на занятиях по ручному труду осуществляется иначе. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы. Конструктивная деятельность и ручной труд детей 3-4 лет представляет собой особую форму собственно детской деятельности.

Отсюда и задачи педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста:

  1. Способствовать освоению, детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов;
  2. Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами;
  3. Заложить созидательное отношение к окружающему миру.

Работа с детьми по конструктивной деятельности осуществляется по двум направлениям:

– создание условий для самостоятельных практических действий детей;

 – проведение специально организованного обучения.

Для того чтобы проводимая работа по этим направлениям была более успешной необходимо использовать различный материал.

Для конструирования основным материалом является строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей. Дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке. Поэтому строительному материалу необходимо выделить в группе свободное пространство. Конструкторы чрезвычайно полезны для детей данного возраста, так как развивают интеллектуально и развивают мелкую моторику.

Для совместной деятельности по ручному труду рекомендуется использовать следующие материалы: бумагу разных видов, вату, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки), природный материал, клей; инструменты: ножницы, кисть. В самостоятельное использование эти материалы можно предоставлять лишь после того, как дети научатся работать с ними и мастерить поделки совместно с воспитателем.

Реализация потребностей детей требует организовать в группе уголок труда. Главное требование к нему – возможность свободного доступа к материалам и инструментам.

Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:

– очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести;

 – более сложными, опережающими его возможности.

Во второй младшей группе обучение конструированию проходит по следующим направлениям:

– обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек;

 – обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий;

 – обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам;

 – обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами;

Для обучения детей конструированию и элементам ручного труда наиболее приемлема игровая мотивация их деятельности. Увлечённый желанием помочь, ребёнок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней.

Мотивация может быть двух типов:

– мотивация личного интереса, создание игрушек для себя;

 – мотивация общения с взрослым.

Чтобы обучение на занятиях по конструктивной деятельности проходило успешно и приносило детям радость и удовлетворение, необходимо соблюдать следующие условия:

– любой результат должен положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;

 – сделанная ребёнком игрушка или постройка должна стать его собственностью, чтобы мог распоряжаться ею по своему усмотрению;

 – о результатах продуктивной деятельности детей необходимо рассказывать их родителям, приходящим в группу взрослым, следует показывать их поделки, публично выражая своё одобрение и похвалу;

 – при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми необходимо учитывать разницу в интересах мальчиков и девочек.

Осознание ребёнком своего пола – чрезвычайно важный момент в его развитии. Поэтому любое проявление различия в интересах, поведении нуждается во внимании и поддержке со стороны взрослого.

Совместная продуктивная деятельность в данной возрастной группе можно организовывать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей, т.е. необходимо подбирать содержание, интересное всем детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка по ручному труду «Мастерилка». Младший дошкольный возраст.

Цель кружка: способствовать развитию творческой активности, трудовых навыков, художественного вкуса, помочь детям проявить свои творческие способности в различных видах художественной деятельности....

Конспект организации общественно-полезного труда детей младшего дошкольного возраста

Общественно-полезный труд, мытье кукольной посудыВоспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание доводить дело до конца...

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребн...

Дипломная работа. Тема: " Поручения как средство привлечения к труду детей младшего дошкольного возраста"

Здравствуйте! Может моя работа поможет кому-нибудь. Поручение-это обращенная к ребенку просьба взрослого , выполнить какое-нибудь трудовое действие....

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные п...

Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по ручному труду и конструированию...

"Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"...