Конструирование из строительного материала и деталей конструктора.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему

Неретина Татьяна Петровна

Мы знаем, что для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Однако игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора.

Литература:

  • Зинаида Васильевна Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду», 1966.
  • Людмила Викторовна Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду.

Мы знаем, что для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Однако игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства.  

         Детали строительных материалов – правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это даёт ребёнку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой чёткости образа, как стройка. Изображение предмета достигается с меньшими трудностями. Чем в других видах изобразительной деятельности.  В лепке например, ребёнок получает амфорную массу глины, из которой сам создаёт части предмета. Это требует довольно тонкого развития мускулатуры пальцев, сложных умений. В рисовании же получение изображения вначале затруднено тем, что ребёнку трудно ещё управлять своей рукой настолько, чтобы получить необходимую в данный момент линию: квадрат, прямоугольник,  круг, овал, прямую.

Детское строительство является органической  частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс стройки является собственно игрой: дети выполняют роль строителей и т.п. Практика показывает, что к конструкции своей постройки дети не всегда одинаково требовательны, даже если у них хорошие навыки конструирования. Довольно часто в играх дети ограничиваются весьма условными сооружениями. Связано это с тем, что детей удовлетворяют только некоторые детали постройки, очень необходимые для развития сюжета игры. Например,  чтобы машине переехать реку, нужно построить хотя бы какой мост. Если что-то не устраивает других игроков, ребёнок-строитель (или группа детей) тут же объяснят: «Мост как будто крепкий, по нём даже много тяжёлых машин сразу проедут!» Однако с развитием конструктивных способностей детей примитивные постройки всё больше не устраивают детей. Ребятам хочется, чтобы постройка как можно больше была похожа на реально существующее сооружение. И особенно это касается режиссёрских игр, которые развиваются на основе постройки.  

Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей.

Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады, вокзалы, мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса.

У детей рано появляются стремления сделать свои  постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения. Они могут использовать для украшения постройки из крупного строительного материала детали из мелкого настольного материала, а также игрушки. Ребята хаотично располагают детали строительного набора, которые им нравятся, не задумываясь, сочетаются ли они с общим характером постройки. (Лиштван: «Создаётся впечатление, что дети  просто испытывают удовлетворение от возможности обладать деталями привлекательной формы. Не найдя им применения, они ставят их там, где есть место. Иногда дети увлекаются расстановкой деталей настолько, что забывают о том, что строили, и стремление к украшению превращается в самоцель»). Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются.  Дети мала заботятся о симметричном расположении постройки. Такие детали, как колонны, портик, арки, лестницы используются мало. Важно донести до сознания ребёнка, что красота постройки состоит , с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой стороны – в эстетичности украшения.

Лиштван отмечает, что нежелательно использовать пёстрый строительный материал, даже в младшем дошкольном возрасте. Объясняет она это тем, что как только у детей возникает интерес к содержанию постройки, её конструкции, они начинают пренебрегать цветом и подбирают детали по форме. В результате неучёта цвета постройки приобретают пёстрый, но неэстетичный вид.

         В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определённые дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Либо совместной постройки не получится. В лучшем случае это будут постройки рядом двух-трёх строящих детей, где каждый руководствовался собственным планом. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста обладают критичностью и самокритичностью и могут высказываться как о своей постройке. Так и о постройке других детей.

Нужно отметить, что для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определённый порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки.

Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления,  украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.

Приучать детей предварительно обдумывать отбор материала для постройки. Есть ещё один момент, на который серьёзно обращала внимание Лиштван. О нём часто забывают воспитатели. Речь идёт об экономности в работе. Часто, сооружая постройку, дети стремятся «набрать» для её строительства максимальное количество материала. В таком случае результат, как правило, оказывается далёк от первоначального замысла, постройки легко трансформируются в зависимости от желания «примостить» деталь на свободное место. Если не развивать у детей экономичность строительства, обдуманность реализации замысла и, соответственно, подбор материала к его реализации, дети так и останутся на уровне «захватнической тенденции» (Лиштван).

Кроме того, дети порой не задумываются о размерах постройки и, соответственно, машина не вмещается в гараж, матрёшка в домик. Это присуще не только малышам, но и старшим дошкольникам, если педагогическое руководство данной деятельностью будет неверным. Поэтому воспитатель мотивирует детей на данную деятельность не только на основе образца постройки, но и на основе заданного условия, обучает их продумывать, с чего лучше начать постройку. Если дети строят по образцу с небольшим количеством деталей, можно поставить перед ними задачу: предварительно отобрать деталей столько. Сколько необходимо для постройки. Когда же деталей много, задачу можно несколько упростить: отбирать материал по мере того, как строится та или иная часть постройки; лишнего материала брать не следует. Если же дети работают по собственному замыслу или на тему, предложенную воспитателем (по представлению), в таких случаях требовать заранее отбирать материал не нужно: процесс создания постройки – процесс творческий и дошкольник не может рассчитать, какое количество деталей необходимо.  В этом случае, помимо обучающих моментов, обсуждений с детьми, важная роль принадлежит эффективному размещению материала в группе детского сада. Деталей крупных строительных наборов большое количество. Детей нельзя ограничивать в использовании материалов. Исключение составляют только занятия  в младших группах ДОУ, когда дети начинают приобретать конструктивные навыки. Это часто вызывает нежелание детей убирать их на место, а, отсюда, запрет воспитателей  пользоваться разнообразным богатством имеющегося в группе строительного материала. Поэтому важно, чтобы у детей  была сформирована привычка убирать строительные детали после проведения игр на строго определенные места. При этом размещение настольного и крупного напольного строительного материала должно быть удобным для детей. Желательно иметь в группе строительные уголки, где находились бы все наборы, а также необходимый иллюстративный материал, схемы, фотографии построек, сделанные совместно с детьми из различного строительного материала. , рисунки, фотографии архитектурных сооружений отечественной. Мировой архитектуры,, архитектуры города. Необходимо иметь фотографии различных домов, мостов, пароходов, транспорта и т.д. Удобнее всего хранить материал в специальных шкафчиках с отделением для каждой группы деталей. Желательно шкафчики сделать двусторонними, чтобы с каждой стороны укладывался один комплект материалов.  Шкафчики хорошо бы сделать передвижными, на роликах, тогда материалом можно пользоваться в любой части комнаты.  К раскладыванию материалов привлекают уже детей младшей группы. Детей упражняют в правильном называнию деталей: «Теперь кирпичики будем раскладывать». Материал всегда должен быть уложен по формам так, чтобы дети знали, где какая форма лежит, имели общее представление о количестве материала. Это важно для обучению детей продумывать выбор материала. Кроме того, чёткий порядок сокращает время, необходимое для постройки, так как поиск деталей производиться быстрее.

В строительных уголках необходимо иметь разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, полиэтиленовые. При этом важно помнить, что игрушка в младшем дошкольном возрасте может тормозить развитие строительной игры. Малыш просто стремится закрыть деталями игрушку. А не сооружать для неё постройку. При этом игрушка помогает поможет определить размер постройки. Для старшего дошкольного возраста в строительном уголке необходимо иметь различный бросовый материал. В Современных ДОУ имеется в наличии крупный строительный материал Е.А.Флёриной, Е.И.Тихеевой, настольный строительный материал М.П.Агаповой, А.П.Могилевского.  Опыт работы с настольным строительным материалом легко переносится детьми в работу с крупным строительным материалом, так как принцип построения один и тот же. Тематика построек одинакова, но постройки из настольного материала по своей конструкции сложнее.

Для старшего дошкольного возраста необходимо иметь разнообразие наборов с целью осуществления детьми разнообразных конструктивных замыслов. Однако увлекаться разнообразием деталей также не следует, так как это затрудняет запоминание детьми состава наборов, вызывает путаницу в понятиях.

 В группе важно создавать условия сохранять некоторые постройки в течение нескольких дней. Постройки из крупного строительного материала сохраняются на полу. Для построек из мелких наборов необходимо иметь 2-3 свободных стола.  Если постройки сохраняются, дети могут изменять их, дополнять, частично видоизменить, кроме того, развивается игра.

Важно следить, чтобы дети правильно называли детали и пользовались терминами,  обозначающими направления, положения  в пространстве. (не называли: «Подай круглые», а говорил: « Подай цилиндры»)

Ещё Лиштван высказывалась, что занятия, где детям демонстрируются приёмы стройки лучше проводить в первой половине года, во второй половине года можно ограничиваться играми. Она же высказалась о количестве занятий – 10-12 в год.

Организация наблюдений. Следует знакомить ребят с назначением постройки, вглядываться в конструктивные качества этих построек: форма постройки в целом, её составные части, их форма, пропорциональное соотношение частей, способ их скрепления. Следует обращать внимание на то, что украшает постройку: симметричное построение, фронтон, колонны, балконы. Нужно подчеркнуть органическую связь материала украшений с основным материалом постройки. Рассказать, что по украшению можно иногда узнать назначение постройки. Нужно помнить, что постройка прежде всего красива своей формой. Например, при рассматривании моста через реку необходимо обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки). При более полном рассматривании фотографии, схемы обращается внимание. Что существенная часть моста – опорные части (устои, быки), так как на них держится ездовое полотно. Важно обратить внимание на массивность опорных частей, на особенность их скрепления с полотном моста. После такой предварительной работы детям будет понятно. Почему при сооружении игрового моста для опорной части нужны наиболее устойчивые детали.  

Рассуждение о замысле. Ребёнку трудно представить будущую постройку. Поэтому неизбежны пробы. Важно проговаривать, что будет делать ребёнок. Известно, речь помогает оформить мысль. Воспитатель должен развивать у детей умение предварительно называть тему постройки, рассказывать, какая она будет, как её построить. После того, как дети соорудили постройку, можно попросить их рассказать, как была сооружена постройка, как материал был использован, как добились устойчивости и т.п.

Какие наблюдения проводят  и последующие постройки сооружают с детьми разных возрастных групп.

  1. Во второй младшей и средней группах необходимо рассматривать, а затем сооружать близкие и знакомые детям постройки: мебель, жилой дом, трамвай, автомобиль, мост (самой простой конструкции).
  2. В старшей группе, помимо этого, - здания детского сада, магазина, школы, аптеки, театра, разные виды транспорта и др.
  3.  В подготовительной группе рассматривают мосты, здания, транспорт различной конфигурации с более сложной архитектурой. Здесь необходимо не только непосредственное наблюдение, но и рассматривание иллюстраций и фотографией.  

Виды занятий с детьми по конструированию из строительного материала.

  1. Сооружение по показу  всех приёмов конструирования и пояснением всех действий.
  2. Сооружение по представлению (на тему, заданную воспитателем), но с предложенными условиями: мост с двойным движением, учёт прохождения под мостом водного транспорта и т.п.
  3. Сооружение по чертежам, схемам, фотографиям.

4.  Сооружение по замыслу.

Компетентность ребёнка  при развёртывании строительных игр.

  1. Знание геометрических тел и основных деталей строительного материала: куб, кубик, цилиндр ,половина цилиндра.  призма, пирамида,  брусок, пластина прямоугольная, пластина квадратная, , пирамида, кирпич, конус, фанера, колесо, палка, доска,  арка, полуарка, фронтон…
  2. Знание свойств и конструктивных возможностей строительных наборов.
  3. Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, дальше, ближе…
  4. Ориентировка в размерах и величинах: большой - маленький., длинный -короткий, высокий - низкий…
  5. Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения.
  6. Представления о разных видах архитектуры.
  7. Представления об особенностях архитектурных сооружений:  пользе, прочности, красоте.
  8. Ориентировка в некоторых архитектурных понятиях: фундамент, арка, колонна, фронтон, портик, скульптура, монументальная живопись (мозаика, роспись), луковица, барабан, шатровая крыша, закомары и т.п.
  9. Представления об обобщённом образе всех архитектурных сооружений: все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности.
  10. Представления об архитектуре своего города, посёлка.
  11. Представления о некоторых памятниках мировой архитектуры, в частности архитектуры России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрации построек по конструированию из строительного материала

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выпо...

Конструирование из строительного материала (презентация)

Конструированиеиз строительного материала...

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованеи презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по конструированию из строительного материала и деталей конструкторов. В средней группе «В два ряда дома стоят…»

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по конструированию из строительного материала и деталей конструкторов. В средней группе«В два ряда дома стоят…»...

Перспективный план по конструированию из строительного материала и конструктора с детьми подготовительной к школе группы

Перспективный план по конструированию из строительного материала и конструктора с детьми подготовительной к школе группы...

"Конструирование разных моделей змеек из деталей конструктора LEGO DUPLO"

Презентация "Конструирование  разных моделей змеек" разработана по лего-конструированию для детей среднего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO DUPLO....

Проект "Использование строительного материала и лего-конструктора в реализации рабочей программы второй младшей группы"

Развитие познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые ...