Опыт работы "Архитектурная школа папы Карло"
проект по конструированию, ручному труду на тему

юдина людмила иосиповна
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА ПАПЫ КАРЛО»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_.arkhitekturnaya_shkola.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы "Архитектурная школа папы Карло"

Юдина Людмила Иосиповна

Опубликовано 25.02.2012 - 23:38 - Юдина Людмила Иосиповна

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА ПАПЫ КАРЛО»

Давным-давно, когда еще не было энциклопедии, в которой писали про архитектуру и архитекторов, наши предки научились строить дома. С этого всё и началось. А знаете, какие были у человека самые первые дома? Пещеры и шалаши. Кто строил пещеры? Совершенно верно, природа, а вот шалаш – дело рук человека и, может быть, первобытного архитектора.

 Чтобы поступить в архитектурную школу имени папы Карло, детям надо пройти испытание. Нужно запомнить названия-пароли всех деталей строительного набора геометрических тел, которые вырезал папа Карло из нового полена. Раньше взрослые думали, что такое дело детям по зубам, и шифровали настоящие, правильные названия другими, тоже вполне подходящими словами. Например: кубик, кирпичик, брусочек. Но теперь, когда сам господин Компьютер захаживает в детскую и слагает колыбельные песенки, продолжать скрывать истину по меньшей степени странно. Нечего и сомневаться, что такое испытание для поступления в нашу архитектурную школу, школу конструирования, детям вполне по силам.

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 На занятиях в архитектурной школе осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. Занятия в кружке развивают планирующую мыслительную деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.); дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди,ближе и т.д.).

Деятельность детей в данном кружке  является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная деятельность детей на занятиях кружка (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

 

 Архитектурная школа

Цель: ознакомление дошкольников с доступным по возрасту видом   художественного труда (конструирование из строительного материала, художественное конструирование на фоновых полях, конструирование из природного и бросового материала) и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

 Задачи программы:

 Обучающая.

Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы со строительными деталями, с лекалами, со схемами, природным и бросовым материалом.

 Развивающая.

Развивать творческую активность, фантазию, глазомер.

 Воспитательная.

Развитие познавательных способностей. Формировать положительное восприятие мира. Интерес к ручному труду.

 На занятиях кружка у детей формируются навыки учебной деятельности:

·                          внимательно слушать объяснение воспитателя;

·                          действовать по предложенному плану;

·                          самостоятельно выполнять поставленную задачу;

·     правильно оценивать результат своей деятельности и работы сверстников.

Продолжительность реализации программы

   Программа рассчитана на 4 года.  Предусматривает 4 этапа работы:

1 этап с детьми 3-4 лет

2 этап с детьми 4-5 лет

3 этап с детьми 5-6 лет

4 этап с детьми 6-7 лет

Режим занятия

  В кружке  занимается 12 человек, каждый ребенок занимается 1 раз в неделю:

15 минут во 2 младшей группе,

20 минут в средней группе;

25 минут в старшей группе;

30 минут в подготовительной группе.

  В зависимости от сложности темы занятия в кружке занимается по 6 человек в 2 подгруппы.

  В течение занятия обязательно провожу пальчиковую гимнастику, физминутки для снятия мышечного и зрительного напряжения.

Методы и приемы

  В кружковой работе широко используют разные виды конструирования, разнообразные методы и приемы обучения.

  Практические методы обучения:

·                          упражнения;

·                          моделирование (лекалы, схемы);

·                          игровой метод.

 Словесные методы и приемы:

·                                      объяснение;

·                                      пояснение;

·                                      обсуждение;

·                                      педагогическая оценка;

·                                      рассказ воспитателем;

·                                      рассказы детей;

·                                      беседы.

Наглядные методы:

·                                      наблюдение;

·                                      рассматривание готовых схем, построек, поделок на занятиях кружка, на выставках;

·                                      показ образца;

·                                      показ способа.

   Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя мне донести детям знания, помочь им освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление и творческое воображение.

Результаты работы.

 В результате проведенной работы кружка дети овладели определенными знаниями, умениями, навыками, осознали свои способности, у детей сформировались общетрудовые и специальные умения, способы самоконтроля.

  Дети владеют:

·                          элементарными трудовыми умениями при работе с природным и бросовым материалом, тканью, простейшими инструментами

    ( ножницами, линейками, лекалами);

·                          знают и выполняют правила безопасности пользовании ножницами;

·                          умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

·                          выполнять чертеж по линейке;

·                          конструировать по собственному замыслу, по готовому образцу;

·                          преобразовывать конструкции в высоту, в длину, в ширину;

·                          овладение действиями построения выразительных сюжетных композиций по теме;

·                          владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

- бережное отношение с инструментами;

- поддержание порядка на рабочем месте;

·                          используют ручные умения в повседневной жизни детского сада (изготовление подарков), проявляя при этом творчество и фантазию;

·                          проявляют индивидуальные творческие способности при оформлении поделок из бросового материала, создавая композиции на фоновых полях;

·                          полностью  реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Формы проведения итогов реализации программы

·                          передвижные выставки детских работ в образовательном учреждении4

·                          участие в конкурсе в рамках проекта «Оленегорск - молодым»;

·                          участие в конкурсе рукописной книги в рамках городской экологической недели;

·                          для презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам):

- в спортивный уголок изготовлен инвентарь;

- резные вазочки для салфеток;

- макет детского сада;

- игрушки на городскую елку;

·                          ежегодный творческий отчет на заседании педагогического совета;

·                          систематизация работы (предоставления опыта работы).

 

Дидактический материал и техническое оснащение занятия:

·                          набор строительных деталей для каждого ребенка;

·                          образцы схем и чертежей;

·                          лекала, карандаши;

·                          мелкие игрушки для обыгрывания построек;

·                          природный и бросовый материал;

·                          ножницы, клей, цветная бумага;

·                          набор фоновых полей (фланелеграф);

·                          детали различных форм для художественного конструирования.