Ребенок в мире диалога.
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

Пасынкова Людмила Николаевна

Консультация о необходимости сотрудничества взрослого и ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_v_mire_dialoga_-_kopiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность.

        Поэтому необходимо, чтобы ребенок овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т. е. не отвечал агрессией на агрессию, обидой на обиду. Один из способов – ДИАЛОГ, который можно считать механизмом становления и существования толерантного сознания («толерантность» – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям).

        Именно в ходе ДИАЛОГА устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение в зависимости от условий и ситуации. Без выстраивания содержательного межличностного ДИАЛОГА, без учета того, что ребенок даже тогда, когда он молча внимает обращенную к нему речь взрослого или слушает литературное произведение, музыку, смотрит фильмы, рассматривает картинки, наблюдает за сверстниками, фактически ведет внутренний ДИАЛОГ – соглашается или отвергает наставления взрослого, сопереживает героям сказок, мысленно поддерживает их действия или протестует.

        Примеров из педагогической практики можно привести множество. Один из них – история трехлетнего Даника. Собираясь на прогулку, малыш постоянно выходил последним. Воспитатель, помогая ему одеться, также постоянно сокрушался: «Все дети уже гуляют, а ты опять последний». Но в тот день Данник в ответ на эти слова прокричал: «А зато у моего папки теперь железные зубы, и он может грызть все, что хочет – проволоку, шкафы, батареи, окна, скамейки…» Сказав, ребенок весело выбежал во двор, тогда как обычно плелся понурый. Очевидно, все предшествующие этому случаю ситуации одевания ребенок вел молчаливый диалог с педагогом и лишь на этот раз смог выразить свой протест.

        Ведущий принцип педагогики, основанный на философии диалога,-  

принцип         позитивности. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип этот характеризует

  • позитивная установка на широкое общее развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;
  • раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под этими принципами следует понимать РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ, а не запретительный стиль организации активности детей, т. е.

  • обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача воспитателя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной;
  • построение педагогического процесса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, инициативности, любознательности, с другой – ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Ошибки, промахи, нарушение принятых норм поведения, негативные проявления – упрямство, чувство ревности, попытки сломать, разрушить ценные для взрослых вещи, обследовать розетки, электроприборы – объяснимы именно ограниченным опытом и возможностями, закономерным для дошкольника поведением. Взрослые – родители и воспитатели – должны признавать право ребенка на такое поведение и правильно реагировать – не порицать постоянно, формируя тем самым отрицательный образ самого себя и снижая порог чувствительности к воспитательным воздействиям вообще или вызывая негативизм и ответную агрессию. 

        Педагогика ДИАЛОГА предполагает прежде всего либо предупреждение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спокойное обсуждение того, как лучше было бы поступить. Педагог, строя ДИАЛОГ, должен опираться на достижения, удачные находки каждого ребенка, а не на недостатки. Это важно, так как ребенок  отрицательные оценки относит не столько к продукту своей деятельности, сколько к самому себе, к своей личности. Малыш обижается, замыкается, становится тревожным, опасаясь дальнейших неуспехов; нарушаются его взаимоотношения со сверстниками, более успешными в своей деятельности.         К сожалению, часто в практике работы наблюдается прямо противоположное понимание. Педагог, чтобы научить детей хорошо рисовать (или лепить, конструировать) из самых лучших побуждений указывает на недостатки работ. И, как результат, порой на его предложение – «Оцените свои работы» - дети в подавляющем большинстве случаев относят их к неудачным. На первый взгляд, это выглядит как проявление критичности. По существу - же либо выражение ложной скромности, либо (что еще хуже) следствие заниженной самооценки.

        В педагогическом ДИАЛОГЕ важен принцип позитивности. Тогда у ребенка формируется толерантность – доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как основы уважительного отношения к другому, его индивидуальным проявлениям, непохожести на себя.

Толерантность в позитивном смысле предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – «Детство – Пресс»: М., 2011г.
  2. Н. Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику.- «Валери СПД»

СПб.,2002г.

3.  Логопед. Научно – методический журнал. – М.: ООО «Творческий       Центр Сфера», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?"

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делить­ся своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор в...

Консультация "О чем говорить с ребенком в семье? Диалог или монолог?"

Уважаемые родители!Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться  с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность...

О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?

О чем говорить с ребенком  в семье...

О чем говорить с ребенком в семье. "Диалог или монолог"

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное...

«Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности"

В современных условиях интенсивного межкультурного общения толерантность осознается как общечеловеческая ценность, присущая в той или иной степени людям разных национальностей и вероисповеда­ний. ...

Консультация для родителей "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?"

quot;О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?"...

О чем говорить с ребенком в семье Диалог или монолог?

Информация для родителей о беседах с детьми дома....