Программа дополнительного образования "Волшебный сундучок"
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

Адаменко Лариса Алексеевна

Программа разделена на несколько тем (роспись по стеклу – витраж, флористика, соленое тесто, декупаж, мозаика,  аппликация, узоры из бумажных лент – квилинг, папье-маше, киригами, картины из теста и пластилина), в каждой из которых знакомимся с историей возникновения данного вида деятельности, регионах его распространения практическое применение и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy.docx76.55 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

                                                   

    В. А Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказки, фантазии, игру, через неповторимое творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

   Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир, но чтобы они смогли по-настоящему оценить увиденное, отличить подлинную красоту от пестроты и пошлости, необходимо учить их этому, и чем раньше, тем лучше. Работа по формированию художественного вкуса у ребенка начинается в семье и дошкольном учреждении, продолжается в школе и на занятиях в кружках дополнительного образования. Детское сердце отзывчиво на призыв творить красоту, важно только, чтобы за этими призывами следовал труд.

   Труд оказывает разностороннее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Укрепляет его физические силы, делает более точными и уверенными движения, совершенствует ориентацию в пространстве. Неоценимо влияние труда на умственное развитие ребенка. Трудовая деятельность требует от него сообразительности, сосредоточенности, внимания, развивает его мышление, инициативу, наблюдательность, тренирует память.

   Декоративно-прикладное прикладное искусство – неиссякаемый источник творчества; на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров.

Программа разделена на несколько тем, в каждой из которых знакомимся с историей возникновения данного вида деятельности, регионах его распространения практическое применение и т.д.

Флористика

    Слово «флористика» происходит от имени древнеримской богини цветов, весны и юности — Флоры. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты, сложные композиции из комбинаций цветов, листьев, трав, соломы и других материалов живой природы любовно и с большим мастерством могут быть созданы без кисти и красок и как бы в новом виде продолжают новую, вторую жизнь.

   Флористика соединяет в себе элементы профессионального искусства и индивидуального творчества. Композиции, создаваемые флористами, классифицируются как традиционные виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет. Флористы опираются на законы и опыт, существующие в изобразительном искусстве. Они нередко копируют живописные и графические произведения, художественные фотографии, открытки. Необычная фактура применяемых материалов,

своеобразная техника исполнения позволяет создавать оригинальные произведения. Как любое искусство флористика имеет свои секреты.

   Это увлечение известно еще со времен А.С.Пушкина.

   В настоящее время широкой популярностью пользуется аппликация из цветов, трав и листьев. Работа с этим материалом вполне доступна для детей разного                             возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой, Оно развивает у ребенка творческое мышление, наблюдательность, художественный вкус. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - репку, а из зелени моркови - елку.

   Природа дарит нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе и бережного отношения к ней. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка растений происходят на воздухе. Собирать растения можно круглый год, так как у каждого времени - свои возможности.

Лепка из соленого теста

    Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

   Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

   Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

   На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".

   Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук.

Декупаж

   Как только в Китае научились производить тонкую красочную бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - декупаж. Это слово переводится с французского "вырезать" и очень хорошо характеризует технику выполнения работ. С помощью такого вида аппликации китайцы украшали разные предметы, в том числе и мебель. Впоследствии, декупажем "заразились" европейцы. Женщинам 18-19 века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…

   Декупаж - это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Декупаж позволяет, согласно нашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый нами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое.

Мозаика

   Мозаика  в переводе (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам). Как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

   Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки. В  Античную эпоху, под влиянием древневосточных образцов мозаика (первоначально выполнялась цветной галькой на полах). Своего расцвета достигла во времена римской империи, ей выкладывались стены и полы вилл, дворцов, термы (общественные бани), из материалов в этот период применялись композиции из цветных камней и смальты.

   На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства.

Аппликация  

   Аппликация появилась более 2500 лет назад у кочевых народов. Они украшали одежду, обувь, жилище. Работы выполняли из кожи, меха, войлока.

   В экспозиции Эрмитажа среди материалов раскопок Пазырыкских курганов находится большой войлочный ковер, украшенный фигурками богинь и всадников, а также различные предметы конской упряжи, оформленные аппликацией из войлока и кожи.

   Аппликация выполнялась из самых разных материалов. Например, в недалеком прошлом якуты широко использовали для украшения летних юрт бересту. Геометрические узоры из окрашенной бересты прикрепляли по верху восьмигранника юрты; наиболее нарядной делалась задвижка для места новобрачных.

   Северные народности - ханты, манси, нанайцы, эвенки - используют в аппликации не только кожу и сукно, но и мех. Техника меховой аппликации комбинируется с инкрустацией, т. е. вставкой узора вровень с украшенной поверхностью.

Значительно позже материалом для аппликации стали ткани. Узор получали нашивкой кусочков ткани на материал, служащий фоном. Аппликацией из ткани украшали одежду и предметы домашнего обихода.

    Вырезывание из бумаги, получившее свое развитие лишь в XVI в, можно считать наиболее молодым видом аппликации.

    Искусством вырезывания из бумаги занимались многие замечательные живописцы прошлого: Альбрехт Дюрер, Питер Пауэл Рубенс, скульптор Бертель Торвальд-сен. Славился своим умением вырезывать и Ганс Кристиан Андерсен, создавший многофигурные силуэтные композиции по мотивам собственных сказок.      

     Работа с  бумагой в разной технике расширяет  круг возможностей ребенка, благодаря  своей общедоступности и простоте ее обработки без специального инструмента, представляет собой один из наиболее подходящих материалов для приобретения первоначальных технологических навыков. Работа с ней способствует развитию пространственно-конструкционного и композиционного мышления и художественного вкуса. Бумага простой и доступный материал для всех, кто стремится к художественному творчеству.

    Занятия  в технике аппликации вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности у детей.

Квиллинг.

   На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

    Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

    В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии так и в нашей стране.

Папье-маше

    Папье-маше по-французски значит "жеваная бумага". Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

  Киригами

     Киригами – это новое японское искусство, не обладающее особой историей возникновения, но частично имеющее корни  всем известного оригами. Название этого искусства произошло от двух слов – «резать» и «бумага» что полностью соответствуют его обозначению, так как киригами – это мастерство владения бумагой, создавая шедевры с помощью ножниц и в редких случаях участия клея.

    Европу бумагорезание захватило совершенно недавно, но уже некоторые любители нового покорили его, впрочем, в некоторых странах оно существовало в примитивных задатках. Так в Америке любят вырезать человечков, во Франции флажки, а у нас всем известные с детства снежинки.

    Занятие киригами не требует особой подготовки материалов, достаточно вооружиться бумагой плотной, карандашом и ножницами, для некоторых элементов может ещё понадобиться схема, нож и клей.

  Художественное вырезание из бумаги

    Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э., тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира».

        В 1950-х годах, вернувшись в Ленинград из поездки в Китай, театральный художник Рыков А. А. привёз замечательную по разнообразию коллекцию китайских вырезных картинок.

        Бумажные узоры не только используются для украшения подарков, они сами служат подарком.

Лепка из пластилина

    Пластилин был изобретен в Англии в 1897г. преподавателем Школы искусств Вильямом Харбаттом. Он хотел обеспечить своих студентов материалом, который бы не высыхал в процессе создания скульптур и использовался многократно, ведь до этого для лепки использовалась только глина. Первый пластилин обладал унылым серым цветом, но, спустя несколько лет, пластилин стал так популярен, что его начали производить на заводе и добавлять в него красящие пигменты.

    Главное достоинство пластилина в том, что он не так сильно пачкает руки во время работы, а также, в зависимости от температуры, может приобретать различную степень мягкости и не теряет своих пластических свойств.

   Лепка из пластилина —  любимое занятие детей, а слепить из него можно все, что угодно. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря им наш дом становится непохожим на другие, наполняется уютом и теплом. Настенные украшения, забавные игрушки,  сувениры и сюрпризы — все это можно сделать из пластилина.

    Лепка из пластилина учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, заставляет работать фантазию и просто развлекает.

Роспись по стеклу.

    Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали множество предметов утвари, изображая на них сценки из жизни или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались красками, которые сами и изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла.

    Сегодня этот замечательный материал находится на пике моды и играет важнейшую роль в интерьере домов. Огромное количество всевозможных изделий из стекла самого разного назначения сопровождает нас в быту. Стекло используют обычное и матовое, с узорами и цветное. Все большую популярность приобретают витражи и расписанные стекла, при этом существующие современные технологии и материалы делают этот вид творчества доступным для любительского исполнения в домашних условиях.

    В наши дни декоративно-прикладное искусство доступно каждому человеку, неравнодушному к красоте и желающему приобщиться к созданию эксклюзивных изделий своими руками.

    Использование трафаретов дает возможность заниматься творчеством даже без особенных художественных навыков. Самое же приятное, что можно собственноручно создать эксклюзивные предметы декора, а также изготовить  подарки друзьям и родным.

   Наклейки, изготовленные с помощью витражных красок, будут настоящим подарком. Во-первых, они создаются собственными руками, что не только способствует творческому развитию, но и само по себе является очень интересным занятием.

   На занятиях широко используются наглядные пособия (рисунки, эскизы, схемы, готовые работы, фотографии, карточки с заданиями и т. д.), которые изготавливаются и составляются в процессе работы кружка педагогом совместно с детьми.

Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение кружковцами своей работы, содержание в порядке инструментов и материалов, соблюдение правил ТБ при работе с острым инструментом входят в задачи учебно-воспитательной работы руководителя кружка.

       Уже в самой сути маленького человека заложено, стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, тем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

       Открытие  в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать  себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

Цель программы:  развить творческие и интеллектуальные способности, содействовать становлению личности ребенка.

Задачи, решаемые в процессе освоения программы:

Образовательные: 

                                                     -     развитие творческих способностей;

                                                     -     закрепление приобретённых умений и навыков;

                                                     -     изучение законов изобразительного искусства  для

                                                           эстетического оформления работ и создания эскизов;

                                                     -     изучение и соблюдение правил техники безопасности и

                                                           гигиены при работе с различными материалами.

 Воспитательные:  

                                   -   формирование определенных черт характера:  

                                                           усидчивости, внимания, аккуратности, старательности,

                                                           трудолюбия, терпения;   

                                                     -     формирование у школьников сознательного отношения

                                                           к  результатам его труда, устойчивого практического

                                                           интереса к   данному виду   деятельности;                                                                                          

                                                     -     прививать навыки работы в группе.                                                                                                                                                                                                                                                              

                                               

  Развивающие:           

                                               -     развивать художественные и творческие способности,                

                                                          фантазию, изобретательность, воображение;

                                                     -    способствовать развитию конструктивного и образного          

                                                          мышления.

   Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в группе 1 и 2 года проходят           1 раз в  неделю по 2 часа, 3 года 4 часа в неделю.

В группу 1-го года принимаются все поступающие, специального отбора не производиться.

В группу 2 и 3 года могут поступать и вновь прибывающие, после опроса и при наличии определённого уровня подготовки и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются в ходе занятий.

 Данная программа предназначена для работы с детьми 12-16лет.

Кружок могут посещать мальчики и девочки.

Педагогическая деятельность выстроена по личностно-ориентированной модели образования. Применяются образовательные технологии сотрудничества, развивающего обучения, основными методами которого являются проектная и исследовательская деятельность. Процесс обучения рассматривается не только как деятельность педагога, но и как деятельность ученика. В обучении используются такие компоненты, как взаимодействие, диалог, партнерство, совместное проектирование.  

  В учебном и воспитательном процессе поддерживается демократический стиль отношений с учащимися, основанный на уважении к личности ученика, на внимании к его точке зрения, на взаимном доверии. Все это создает благоприятную атмосферу для полного раскрытия возможностей личности учеников.

                 Концепция программы:

Программа «Волшебный сундучок» направлена на формирование ценностных ориентации, развитие творческого потенциала, самореализацию учащихся, развитие коммуникативных навыков, приобщение к здоровому образу жизни, производительному труду, посредством включения в познавательную деятельность.

Программа «Волшебный сундучок» составлена для детей в возрасте от 12 до 16 лет, так как дети данного возраста проявляют большую самостоятельность. Программа рассчитана на 3 года обучения. Курс обучения составляет 3 года, после которого учащиеся могут продолжить обучение в самостоятельной форме. Программа рассчитана на учащихся с разной степенью подготовки, объединенных одним желанием научиться.

В первый год обучения учащиеся овладевают техникой, приобретая необходимые знания, умения и навыки.

Если на начало 1 года обучения учащиеся изготавливают небольшие и простые изделия, то к концу года изделия приобретают эстетический вид.

Во 2 год обучения изделия становятся более сложными, повышается их качество, которое достигается за счет усовершенствования навыков. Обучение на 3 год включает в себя использование в изделиях новых материалов.

 Дети с первого года обучения могут участвовать в конкурсах, выставках, ярмарках.

Каждое занятие делится на 2 этапа.

  1. Объяснение задания.
  2. Процесс выполнения задания.

Теоретическая часть дается в форме рассказа и подкрепляется практическим освоением

темы.

 С целью проверки  и в качестве психологической разгрузки предлагаются специально составленные кроссворды.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Дополнительное образование - одна из эффективных форм социального самоопределения детей и молодежи.

Вся передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями, проходит через искусство. Оно наиболее эффективно дает ребенку возможность построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Роль декоративно-прикладного творчества, самого древнего искусства, велика в эстетическом воспитании ребенка. В арсенале педагога есть великое множество материалов и разнообразные способы превращения их в красивые вещи.

Дети уже с первых занятий принимают участие в творческом процессе: подбирают цвета, прорисовывают эскизы будущих работ. Все эти элементы творческой работы над изделием стимулируют развитие у детей мыслительной деятельности, художественного вкуса, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Желание найти новый художественный образ, принять участие в сотворчестве, усовершенствовать образец - все это отличает настоящего художника от исполнителя. Поэтому существует постоянное поощрение проявления детской фантазии и изобретательности.

              Учебный план первого года обучения

                   1 раз в неделю -  2 часа.

       Количество часов        

   №

  п.п

          Тема

Теория

Практика

Всего

   Т-1

Вводное занятие

1

1

2

   Т-2

Флористика.

1

3

4

   Т-3

Соленое тесто

1

7

8

   Т-4

Декупаж.

1

3

4

   Т-5

Мозаика.

1

7

8

   Т-6

Аппликация

1

9

10

   Т-7

Узоры из бумажных лент – квилинг.

1

7

8

   Т-8

Папье-маше

1

7

8

   Т-9

Киригами.  

1

5

6

   Т-10

Картины из теста и пластилина

8

8

   Т-11

Роспись по стеклу – витраж.

1

3

4

   Т-12

Итоговое занятие.

2

2

                           Итого:

10

62

72

     Тематическое планирование по программе «Волшебный сундучок»

                                 первый год обучения 1 раз в неделю по 2 часа.

№ П.П.

Дата проведения

                         Тема  занятия

Всего часов

    1

        2

                                   3

         4

 Т-1

Вводное занятие. Сбор материала.

         2

 Т-2

Флористика.

         4

Понятие о флористике и ее видах. Хранение

Материала. Техника. Просмотр готовых образцов.

Сбор материала.

         2                                    

Составление композиции «Букет цветов». Коллективная работа.

         2

Т-3

Соленое тесто.

         8

Техника изготовления работ из соленого теста. Порядок работ.  Знакомство  со свойствами соленого теста.

Составление композиции «Домик с ёлками».

         2

«Осенний букет»

         2

«Аквариум»

         2

«Божья коровка». Уборка кабинета.

         2

Т-4

Декупаж

         4

Техника, порядок работы. Инструменты и материалы.

Декорирование тарелки.

         2

Декорирование бутылки.

         2

Т-5

Мозаика.

         8

Инструменты и материалы. Различные техники исполнения. Техника безопасности. Виды мозаики.

Панно «Лимоны». Бумага.

         2

Панно «Груши». Бумага.

         2

Панно «Античные сосуды». Горох.

         2

Коллективная Работа «Живописные жители моря».

         2

Т-6

Аппликация.

       10

История возникновения. Виды аппликации. Инструменты и различные материалы.

Аппликация из геометрических фигур «Солнце»

         2

 Предметная аппликация «Золотая рыбка»

         2

 Декоративная аппликация. Декорирование подставки для карандашей.

         2

Сюжетно-тематическая аппликация.  «Осенний натюрморт».

         2

Аппликация из опилок.  «Зимний лес»

         2

Т-7

Узоры из бумажных лент – квилинг.

       8

История возникновения.  Инструменты и  материалы. Различные элементы. Основные приёмы.

«Ромашки»

         2

«Морской пейзаж»

         2

«В лесу»

         2

      1  

          2

                                       3

            4

«Царевна - лягушка».

            2

    Т-8

Папье-маше

            8

   

Ваза

            2

Ваза

            2

Подставка для карандашей.

            2

Подставка для карандашей.

            2

    Т-9

Киригами

            6

Изготовление открытки.

            2

Изготовление открытки.

            2

Изготовление открытки.

            2

    Т-10

Картины из пластилина

            8

Изготовление панно «Букет цветов».

            2

Изготовление панно «Аквариум».

            2

Изготовление панно «В лесу».  

            2

Изготовление панно «Колобок».

            2

    Т-11

Роспись по стеклу – витраж.

            4

«Бабочка»

            2

«Натюрморт»

            2

     Т-12

Итоговое занятие.

            2

                                                                                               ИТОГО:

           72

                Содержание разделов программы первого года обучения.

       Т-1. Вводное занятие.

 Теория.  Знакомство с учащимися. Экскурсия по ДДТ. Рассказ о работе кружка.

Ознакомление с планом работы кружка. Знакомство с правилами поведения

и требованиями к учащимся.

Инструменты, приспособления, материалы, необходимые для занятий в кабинете (пластилин, цветная бумага, картон, клей, стеки, ножницы  т. д.). Их назначение. Правила пользования, хранения, безопасности труда и личной гигиены при работе с ними.

Расписание занятий.

Практика. Организация рабочего места (рациональное расположение на нем инструментов, материалов, приспособлений).

 Сбор природного материала.

      Т- 2. Флористика.

Теория. Понятие о флористике и ее видах. Хранение

Материала. Техника. Просмотр готовых образцов.

Практика.  Выбор материала по цвет и фактуре. Засушивание растений. Составление композиции. Изготовление панно.

      Т-3.  Соленое тесто.

Теория. Техника изготовления работ из соленого теста. Порядок работ.  Знакомство  со свойствами соленого теста.

Практика. Готовим тесто. Лепка различных элементов. Создание фактуры на поверхности и т. д. Составление композиций. Оформление изделий.

      Т-4. .  Декупаж.

Теория. История декупажа. Основные этапы выполнения. Инструменты и материалы.

Практика.  Выбор предметов и салфеток. Декорирование предметов.

      Т-5. Мозаика.

Теория.  История возникновения мозаики. Инструменты и материалы. Различные техники исполнения. Техника безопасности. Виды мозаики.

Практика. Выбор материала для мозаики. Составления эскиза. Изготовление поделок и их оформление.

      Т-6.  Аппликация.

Теория.  История возникновения. Виды аппликации. Инструменты и различные материалы.

Практика.  Выбор материала и составление композиции. Изготовление поделок и их оформление.

      Т-7. Узоры из бумажных лент – квиллинг.

Теория. История возникновения. Виды квиллинга . Бумага и принадлежности.

Практика. Основные приемы и элементы.  Составление эскиза работы. Изготовление панно и его оформление.

 Т-8. Папье-маше.

Теория. История возникновения. Виды папье-маше. Бумага и принадлежности.

Практика. Основные приемы и элементы.  Составление эскиза работы. Изготовление панно и его оформление.

       Т-9. Киригами.

Теория. История возникновения. Бумага и принадлежности.

Практика. Основные приемы и элементы.  Составление эскиза работы. Изготовление панно и его оформление.

       Т-10. Картины из пластилина.

 Практика.  Лепка различных элементов. Создание фактуры на поверхности и т. д. Составление композиций. Оформление изделий.

       Т-11.  Роспись по стеклу.

Теория. Инструменты и материалы. Техники.

Практика. Основные приемы и элементы.  Составление эскиза работы. Изготовление панно и его оформление.

        Т-12. Итоговое занятие.

Практика. Подведение итогов за год, чаепитие, уборка кабинета.

                Учебный план второго года обучения

                             1 раз в неделю -  2 часа.

       Количество часов        

   №

  п.п

          Тема

Теория

Практика

Всего

   Т-1

Вводное занятие

1

1

2

   Т-2

Флористика.

4

4

   Т-3

Соленое тесто

8

8

   Т-4

Декупаж.

1

3

4

   Т-5

Мозаика.

1

7

8

   Т-6

Аппликация

1

11

12

   Т-7

Узоры из бумажных лент – квилинг.

8

8

   Т-8

Папье-маше

4

4

   Т-9

Киригами.  

1

5

6

   Т-10

Картины из пластилина

10

10

   Т-11

Роспись по стеклу – витраж.

4

4

   Т-12

Итоговое занятие

2

2

                           Итого:

5

67

72

           

           Тематическое планирование по программе «Волшебный сундучок»

                                 второй год обучения 1 раз в неделю по 2 часа.

№ п.п

Дата проведения

                         Тема  занятия

Всего часов

    1

        2

                                   3

         4

 Т-1

Вводное занятие. Сбор материала.

         2

 Т-2

Флористика.

         4

Понятие о флористике и ее видах. Хранение

Материала. Техника. Просмотр готовых образцов.

Сбор материала.

         2                                    

Составление композиции «Букет цветов». Коллективная работа.

         2

Т-3

Соленое тесто.

         8

Техника изготовления работ из соленого теста. Порядок работ.  Знакомство  со свойствами соленого теста.

Составление композиции  «Подсолнухи»

         2

Составление композиции  «Ёжик в лесу»

         2

Составление композиции  «Букет в вазе»

         2

Составление композиции  «Корзина с цветами»

         2

Т-4

Декупаж

         4

Техника, порядок работы. Инструменты и материалы.

Изготовление панно.

         2

Декорирование  подарочной коробки.

         2

Т-5

Мозаика.

         8

Инструменты и материалы. Различные техники исполнения. Техника безопасности. Виды мозаики.

Изготовление панно «Птичка».

         2

Изготовление панно «Дельфины».

         2

Изготовление  панно «Цветы».

         2

Декорируем горшок для цветов.

         2

Т-6

Аппликация.

       12

История возникновения. Виды аппликации. Инструменты и различные материалы.

Аппликация из геометрических фигур «В гостях у сказки»

       2

 Предметная аппликация «Колобок»

       2

 Декоративная аппликация. Декорирование зеркала.

       2

Сюжетно-тематическая аппликация.  «Осенний пейзаж».

       2

Симметричная аппликация «Цветок»

       2

Аппликация из опилок.  «Оленёнок»

       2

      1  

          2

                                       3

            4

Т-7

Узоры из бумажных лент – квилинг.

          8

История возникновения.  Инструменты и  материалы. Различные элементы. Основные приёмы. Как из бумажных лент сделать фигурки животных, людей, насекомых.

Составление композиции «Дюймовочка»

          2

Составление композиции «На море»

          2

Составление композиции «В лесу»

          2

Изготовление открытки «Ландыши».

            2

    Т-8

Папье-маше

            4

   

Ваза

            2

Ваза

            2

    Т-9

Киригами

            6

Изготовление открытки.

            2

Изготовление открытки.

            2

Изготовление открытки.

            2

    Т-10

Лепим из пластилина

           10

Изготовление панно «Кошка».

            2

Изготовление панно «Собачка».

            2

Изготовление панно «Наши любимые герои».  

            2

Изготовление панно. «Наши любимые герои»

            2

Изготовление панно. «Наши любимые герои»

            2

    Т-11

Роспись по стеклу – витраж.

            4

«Рыбки»

            2

«Тигрёнок»

            2

     Т-12

Итоговое занятие.

            2

                                                                                                        ИТОГО:              

          72

           Содержание разделов программы второго года обучения.

       Т-1. Вводное занятие.

 Теория.  Ознакомление с планом работы кружка. Знакомство с правилами поведения

и требованиями к учащимся.

Инструменты, приспособления, материалы, необходимые для занятий в кабинете (пластилин, цветная бумага, картон, клей, стеки, ножницы  т. д.). Их назначение. Правила пользования, хранения, безопасности труда и личной гигиены при работе с ними.

Расписание занятий.

Практика. Организация рабочего места (рациональное расположение на нем инструментов, материалов, приспособлений).

 Сбор природного материала.

      Т- 2. Флористика.

Практика.  Выбор материала по цвету и фактуре. Засушивание растений. Составление композиции.  Последовательность изготовления. Изготовление панно.

      Т-3.  Соленое тесто.

Практика. Готовим тесто. Лепка различных элементов. Создание фактуры на поверхности и т. д. Составление композиций. Оформление изделий.

      Т-4. .  Декупаж.

Теория. Техника, порядок работы. Инструменты и материалы. Виды декупажа.

Практика.  Выбор предметов и салфеток. Последовательность изготовления. Декорирование предметов.

      Т-5. Мозаика.

Теория. Инструменты и материалы. Техники. Техника безопасности.

Практика. Последовательность составления композиций. Оформление изделий.

      Т-6.  Аппликация.

Теория.  История возникновения. Виды аппликации. Инструменты и различные материалы.

Практика.  Выбор материала и составление композиции. Изготовление поделок и их оформление.

      Т-7. Узоры из бумажных лент – квилинг.

Практика. Основные приемы. Последовательность составления композиций. Оформление изделий и т.д.

      Т-8. Папье-маше.

Практика. Основные приемы и элементы.  Составление эскиза работы. Изготовление панно и его оформление.

       Т-9. Киригами.

Теория. История возникновения. Бумага и принадлежности.

Практика. Изготовление поделок.

       Т-10. Картины из пластилина.

 Практика. Лепка различных элементов. Создание фактуры на поверхности и т. д. Составление композиций. Оформление изделий.

       Т-11.  Роспись по стеклу.

Практика. Декорирование предметов.

       Т-12. Итоговое занятие.

Практика. Подведение итогов за год, чаепитие, уборка кабинета.

                   Учебный план третьего года обучения

                             2 раза  в неделю по  2 часа.

       Количество часов        

   №

  п.п

          Тема

Теория

Практика

Всего

   Т-1

Вводное занятие

1

1

2

   Т-2

Флористика.

8

8

   Т-3

Соленое тесто

16

16

   Т-4

Декупаж.

1

15

16

   Т-5

Мозаика.

1

11

12

   Т-6

Аппликация

1

35

36

   Т-7

Узоры из бумажных лент – квилинг.

16

16

   Т-8

Папье-маше и плетение из бумажных полос.

12

12

   Т-9

Киригами и художественное вырезание из бумаги.  

1

11

12

   Т-10

Картины из пластилина

8

8

   Т-11

Роспись по стеклу – витраж.

4

4

   Т-12

Итоговое занятие

2

2

                           Итого:

5

139

144

            Тематическое планирование по программе «Волшебный сундучок»

                                 третий год обучения 2 раза в неделю по 2 часа.

№ п.п

Дата проведения

                         Тема  занятия

Всего часов

    1

        2

                                   3

         4

 Т-1

Вводное занятие. Сбор материала.

         2

 Т-2

Флористика.

         8

Понятие о флористике и ее видах. Хранение

Материала. Техника. Просмотр готовых образцов.

Сбор материала.

         2                                    

Сбор материала.

         2

Составление композиции «Букет».

         2

Составление композиции «Птица»

         2

Т-3

Соленое тесто.

        16

Техника изготовления работ из соленого теста. Порядок работ.  Знакомство  со свойствами соленого теста.

Составление композиции  « Поварёнок».

         2

Составление композиции «Лисичка».

         2

Составление композиции  «Весёлая коровка»

         2

Составление композиции  «Пчелка»

         2

Составление композиции   «Гусеница»

         2

Составление композиции  «Забавные рыбки»

         2

Составление композиции  к выставке.

         2

Составление композиции   к выставке.

         2

Т-4

Декупаж

         16

Техника, порядок работы. Инструменты и материалы.

Изготовление панно «Розы».

         2

Декорирование  кашпо.

         2

«Пасхальное яйцо»  

         2

Декорирование свечи.

         2

Изготовление открытки.

         2

Декорирование мешочка для мелочей.

         2

Подготовка к выставке.

         2

Подготовка к выставке.

         2

Т-5

Мозаика.

         12

Инструменты и материалы. Различные техники исполнения. Техника безопасности. Виды мозаики.

Изготовление панно «Груша».

         2

Декорирование бутылки.

         2

Декорируем пластмассовые стаканчики.

Изготовление панно «Сливы».

         2

Подготовка к выставке.

         2

Подготовка к выставке. Коллективная работа.

         2

    1

            2

                                  3

         4

Т-6

Аппликация.

        36

История возникновения. Виды аппликации. Инструменты и различные материалы.

Рваная аппликация «Котенок»

         2

 Мозаичная аппликация. «Фрукты»

         2

 Декоративная аппликация. Декорирование  бумажной сумочки.

         2

Сюжетно-тематическая аппликация «Дождь».

Уборка кабинета.

         2

Мозаичная  аппликация «Животные»

         2

Объёмная аппликация «Парусник»  

         2

Объёмная аппликация «Натюрморт»

         2

Объёмная аппликация «Кот на крыше».

         2

Многослойная аппликация «Букет».

         2

Коллаж из различных материалов.

         2

Аппликация из зёрен «Астра».

         2

Аппликация из зёрен «Роза».

         2

Аппликация из зёрен «Любимая сказка».

         2

Аппликация из опилок. Самостоятельная работа.

         2

Коллаж из различных материалов.

         2

Изготовление композиции к выставке.

         2

Изготовление композиции к выставке.

         2

Изготовление композиции к выставке.

         2

Т-7

Узоры из бумажных лент – квилинг.

      16

История возникновения.  Инструменты и  материалы. Различные элементы. Основные приёмы. Как из бумажных лент сделать фигурки животных, людей, насекомых.

Объёмный квиллинг. «Лягушка».

         2

«Лягушка».

        2

 «Собачка».

        2

 «Собачка».

        2

 «Кот».

        2

«Кот».

        2

Изготовление композиции к выставке.

        2

Изготовление композиции к выставке.

        2

    Т-8

Папье-маше и плетение из бумажных полос.

       12

   

Ваза

        2

Ваза

        2

Корзинка

        2

Корзинка

        2

Кашпо.

        2

Кашпо.

        2

    Т-9

Киригами и художественное вырезание из бумаги.

       12

Изготовление открытки.

        2

Изготовление открытки.

        2

Изготовление открытки.

        2

«Кот на крыше».

        2

«Рыбки».

        2

«Парусник».

        2

    1

            2

                                  3

            4

    Т-10

Лепим из пластилина

            8

Изготовление панно «Наши любимые герои».

            2

Изготовление панно «Наши любимые герои».  

            2

Изготовление панно. «Наши любимые герои»

            2

Изготовление панно. «Наши любимые герои»

            2

    Т-11

Роспись по стеклу – витраж.

            4

«Фрукты в вазе»

            2

«Олень»»

            2

     Т-12

Итоговое занятие. Выставка.

            2

                                                                                                    Итого:

         144

     

           Содержание разделов программы третьего года обучения.

       Т-1. Вводное занятие.

 Теория.  Ознакомление с планом работы кружка. Знакомство с правилами поведения

и требованиями к учащимся.

Инструменты, приспособления, материалы, необходимые для занятий в кабинете (пластилин, цветная бумага, картон, клей, стеки, ножницы  т. д.). Их назначение. Правила пользования, хранения, безопасности труда и личной гигиены при работе с ними.

Расписание занятий.

Практика. Организация рабочего места (рациональное расположение на нем инструментов, материалов, приспособлений).

 Сбор природного материала.

      Т- 2. Флористика.

Практика.  Выбор материала по цвету и фактуре. Засушивание растений. Составление композиции.  Последовательность изготовления. Изготовление панно.

      Т-3.  Соленое тесто.

Практика. Готовим тесто. Лепка различных элементов. Создание фактуры на поверхности и т. д. Составление композиций. Оформление изделий.

      Т-4. .  Декупаж.

Теория. Техника, порядок работы. Инструменты и материалы. Виды декупажа.

Практика.  Выбор предметов и салфеток. Последовательность изготовления. Декорирование предметов.

      Т-5. Мозаика.

Теория. Инструменты и материалы. Техники. Техника безопасности.

Практика. Последовательность составления композиций. Оформление изделий.

      Т-6.  Аппликация.

Теория.  История возникновения. Виды аппликации. Инструменты и различные материалы.

Практика.  Выбор материала и составление композиции. Изготовление поделок и их оформление.

      Т-7. Узоры из бумажных лент – квилинг.

Практика. Основные приемы. Последовательность составления композиций. Оформление изделий и т.д.

      Т-8. Папье-маше.

Практика. Основные приемы и элементы.  Составление эскиза работы. Изготовление панно и его оформление.

       Т-9. Киригами и художественное вырезание из бумаги.

Теория. История возникновения. Бумага и принадлежности.

Практика.  Выбор материала и составление композиции. Последовательность изготовления поделок и их оформление.

       Т-10. Картины из пластилина.

 Практика. Лепка различных элементов. Создание фактуры на поверхности и т. д. Составление композиций. Оформление изделий.

       Т-11.  Роспись по стеклу.

Практика. Декорирование предметов.

       Т-12. Итоговое занятие.

Практика. Подведение итогов за год, чаепитие, уборка кабинета.

               ПРАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

      Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов и материалов. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию по теме.

      Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, реализуемая методом проектов, при создании которых теоретические знания по технологии решения творческих задач, основам художественного проектирования изделий, применения информационных технологий, основам предпринимательства находят практическое применение.

     Данная программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям  и целям развития.

     Работа должна проводиться систематически, при гибком распределении тем в течение года.  При этом следует учитывать такой фактор как состав группы: в каникулярное время или во время карантина, когда детей мало, основное содержание давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал. Кроме этого, надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации и т. д.

     Теоретическая основа дается руководителем в процессе практической работы.

Темы занятий первого и второго и третьего  годов сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное  углубление и расширение знаний, умений и навыков кружковцев.

На занятиях широко используются наглядные пособия (рисунки, эскизы, схемы, готовые работы, фотографии, карточки с заданиями и т. д.), которые изготавливаются и составляются в процессе работы кружка педагогом совместно с детьми.

      Цель обучения будет достигнута, если ребенок на занятии займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам! Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

Для этого педагог должен помнить, что занятие включает в себя равнозначные моторный и интеллектуальный компоненты. Причем на теоретическую часть должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав динамичное обсуждение, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Методика проведения занятий изменяется с изменением уровня самостоятельности учащихся. Если вначале дети под руководством педагога рассматривают образец в сборе и в деталях, определяя их количество и форму, деятельность их направлена на точное, качественное и подконтрольное выполнение заданных операций, то дальнейшем учащиеся самостоятельно анализируют образец, составляют технологическую цепочку, обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление.

     Особое значение имеет учет возрастных особенностей учащихся. Большая подвижность, быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче — такие особенности младших школьников, требуют от руководителя так спланировать работу, чтобы каждое занятие было интересным, изделие должно быть выполнено за 1—2 урока, детали по возможности должны быть крупными.

     Характерная черта школьников 5—8 классов — их специфическая изобретательность, они могут долго сосредотачиваться на одном материале, интересные дела увлекают их. Основная задача учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы на практических занятиях у детей не было ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.  Но  для этого необходимы определенные условия. Условия – это прежде всего обстоятельства, от которых  зависит деятельность; обстановка, в которой она осуществляется; принципы, основные исходные положения, на основе которой она осуществляется; разнообразие средств и методов проведения занятий.

Условия реализации данной программы

                                      ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА

1. Полки и шкафы для хранения инструментов и материалов.

2. Рабочие столы для детей и стол педагога.

3. Фотоальбом с работами.

4. Книги и журналы по темам.

5.  Готовые работы и образцы, эскизы по темам.

6. Шаблоны.

7. Инструменты и материалы:

  • — клей ПВА, виниловый;
  • — кисти клеевые;
  • — карандаши;
  • — ножницы (ножницы с зубчатым краем);
  • — картон;
  • — бумага (бархатная, цветная, копировальная, калька и т.д.);
  • — нитки, иголки;
  • —рамки;
  • — ткань, салфетки цветные;
  • — скрепки, гвозди;
  • — краски (гуашевые, для витражей, акриловые, акварельные);
  • — бросовые материалы (крышки, коробки из-под конфет и т.д.);
  • —макетные ножи;
  • -   флористический материал, папки для его хранения;
  • -   палитра;
  • -   фломастеры;
  • -   лак;
  • -   скотч;
  • -   ватные палочки;
  • -   металлическая линейка;
  • -   зубочистки;
  • -   нождачная бумага;
  • -   мука и соль;
  • -   различные формы и ёмкости;
  • -   яичая скорлупа;
  • -   гипс;
  • -   пластилин;

В помещении должно быть достаточно света и воздуха. Рабочее место педагога и детей — обычный устойчивый стол. Естественный свет на рабочем месте должен падать с левой стороны, в вечернее время помимо общей освещенности полезно иметь настольную лампу. Для предохранения крышки стола от повреждений нужно использовать чертежные доски или куски плотного картона.

ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Данная программа для своей реализации требует соблюдения следующих основных педагогических принципов:

 Сознательность и активность:

  • — Учащиеся должны ясно понимать цели и задачи предстоящей работы: что, почему и как нужно делать, никогда механически не выполнять заданий, не осознав их. Для этого педагог должен объяснить важность и значение каждого этапа работы, раскрыть перспективы.
  • — Педагог, часто используя на занятиях вопрос «почему?», воспитывает активного учащегося сегодня — завтра активного члена общества.

2. Наглядность:

  • — Использование наглядных пособий способствует лучшему усвоению материала, информация запечатлевается в памяти человека легко, быстро и надежно.
  • — Рассматривайте наглядность сначала в целом (характер композиции), потом главное и второстепенное (центр композиции, выразительность и сочетание деталей), затем снова в целом (завершенность композиции).
  • — Изготавливая вместе с учащимися наглядные пособия, воспитывайте в них внимание, наблюдательность, конструктивное творческое мышление.

3. Прочность:

  • — Для прочного усвоения знаний педагог должен применять яркое изложение теоретического материала, наглядные пособия, игры, дискуссии.

 Критерии знаний, умений и навыков.

После окончания курса кружковцы должны знать:

-   историю возникновения изученных техник;

-   виды материалов, используемых в различных видах творчества, их свойства;

-   правила заготовки материала для флористики;

-   различные  техники,  используемые в мозаике, декупаже, аппликации, росписи по стеклу и т.д.;

-   технологию изготовления панно (по темам);

-   правила техники безопасности при работе с инструментами;

-   значение терминов, названия  приспособлений.

         

должны уметь:

-   организовывать свое рабочее место;

-   составить эскиз композиции;

-   увеличить или уменьшить эскиз композиции;

-   заготовить флористический материал;

-   работать с  книгами

-   работать с различными материалами и приспособлениями.

-   оформить готовую работу.

Ребенок, закончивший курс, сможет, максимально используя фантазию и свои творческие способности, выполнить все операции по изготовлению панно из различных материалов: поставить цель, выбрать способ ее достижения (подобрать инструменты, материалы, технологию, наметить план достичь желаемого результата). Программа дает возможность детям проявить себя творцами, самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты, видеть ее достоинства и недостатки.

Занятия в кружке помогут детям приобщиться к интересному делу,  которое обогатит их внутренний мир, разовьет эстетический вкус, заполнит свободное время интересным творческим трудом.

По истечении двух—трех лет занятий в кружке взаимоотношения между детьми становятся более ровными, доброжелательными, практически бес конфликтными, сами они становятся более раскованными и радостными.

Воспитанники ежегодно занимают призовые места в выставках различного уровня.

 

             

Индивидуальная карточка

учёта результатов по дополнительной программе

                                   “Волшебный сундучок ”

Ф.И.ребёнка

Возраст

Вид и название детского объединения

Ф.И.О. педагога

Дата начала наблюдения

“3”-низкий              “4”  -средний            “5” – высокий

Начало года

(ноябрь)

Конец года

(май)

I.Теоретическая подготовка

  - знает и применяет в своем  словаре большинство      изучаемых понятий

   

II.Практическая подготовка

  -  умеет правильно работать в различных техниках

  -  может изготовить различные изделия

  -  умеет работать с книгами

III. Умения и навыки

  - умеет подбирать и анализировать спец. литературу

  - умеет организовать свое рабочее место

  - умеет слушать педагога

  - умеет аккуратно выполнять свою работу

  - умеет анализировать работу   

Литература для детей

  1. Журналы «Легко и просто» - АРТ-Родник                                                

   2.  Журналы «Коллекция идей»                                                        

Литература для взрослых.

  1. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М., АСТ-Пресс книга. 2008г.
  2. Фиоре Е. Мозаика для декорирования. – «Ниола-Пресс», 2008г.
  3. Кристанини Ди Фидио Д., Стабелло Беллини В., М.,  Изысканные цветы из шёлка, бумаги и капрона.  Мой мир. 2008г.
  4. Скребцова Т. О. Объёмные картины из кожи. – Ростов, Феникс.2005г.
  5. Гликина Н. А. Изысканные букеты и цветочные композиции для украшения одежды и интерьера. – М., АСТ.2007г.
  6. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент – М., Издательство «Ниола-пресс», 2007г        
  7. Быстрицкая М. Цветы от коллажа к декупажу –М., «Эксмо», 2008г.
  8. Седман Э. Роспись по стеклу -«Ниола-Пресс», 2008г
  9. Вешкина О. – Декупаж – креативная техника для хобби и творчества. - М., «Эксмо», 2008г.
  10. Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж., - Оригинальные картины из зерен. ЗАО «Контэнт», 2008г.
  11. Домашнее творчество. Декоративные панно. Изд. АРТ-РОДНИК. 2008г.
  12. Стецюк В., Картины из сухих цветов– М., АСТ-Пресс книга. 2004г.
  13. А.В.Щеглова. Бумажные картины. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2007г.
  14. В.В. Выгонов Э.М. Галямова И.В. Захарова. – М., Издательский Дом МСП. 2006г.
  15. Журналы «Золотая коллекция идей». «АСТ-ПРЕСС КНИГА». 2008г
  16. Всё о декупаже. Издательство «НИОЛА-ПРЕСС» 2008г.
  17.  Хананова И. Н.   Соленое тесто, - М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2009.
  18. Чернова В.Е. Пластилиновые картины, - «Феникс», 2006.
  19. Лыкова И.А. Лепим динозавров, - «Феникс», 2006.
  20. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, - «Айрис  Пресс». 2008.  
  21.   Шериан Фрей. Научимся лепить забавных животных. 2009.  
  22.  Данкевич.Е, Хакова О. Лепим из пластилина. 2007.
  23.  Н.Н. Кайдошко. И.А. Малышева О.И. Ратникова. М., «Русское слово». Занятия по рисованию и художественному  труду для дошкольников. 2008.  
  24. М., «Издательство  АСТ». Аппликация из камней и ракушек.2007.
  25. М., «Издательский Дом МСП». Аппликация. В.В. Выгонов Э.М. Галямова И.В. Захарова 2006.
  26. г. Самара. «Издательство «Учебная литература». Кошки. Т.Н. Проснякова.  2006.
  27.   г. Самара. «Издательство «Учебная литература». Собачки. Т.Н. Проснякова.  2007.                                                                                                                      

 

                                                                                                             

                                                                                             

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования. Кружок «Волшебный сундучок» для детей 6-7 лет

Программа приобщает  детей к художественному и ручному труду и развивает творческие способности детей. Программа кружка "Волшебный сундучок" направлена на развитие у детей творчест...

Программа дополнительного образования «Волшебный сундучок»

Программа дополнительного образования«Волшебный сундучок» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»возраст воспитанников 3-4 года срок реализ...

Программа дополнительного образования "Сундучок сказок"

Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок....

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...