2024-2025 Программа дополнительного образования «Сундучок волшебных звуков» для детей 5-7 лет
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Зайцева Дарья Сергеевна

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.

Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родителей.

Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Актуальность создания кружка «Сундучок волшебных звуков»  возникла в результате  потребности развития речи и коррекции ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.      

Коррекционная программа построена с учетом использования в образовательном процессе определенных  программ и технологий.

Программа кружка «Сундучок волшебных звуков» позволяет оказать коррекционно-педагогическую  помощь детям 5-7 лет.

 Программа кружка направлена на:

- развитие звуковой культуры речи;

- формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного аппарата;

- развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений, крупной и мелкой моторики рук;

- развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;

- развитие просодической стороны речи;

- коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой слова;

- формирование понятия «слог» и умение оперировать им;

- обучение элементам грамоты;

- развитие связной речи и речевого общения;

- развитие словаря.

При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н.В., Карельской Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.

При планировании работы кружка учитывались особенности детей:

- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- положительная мотивация выполнения заданий;

- чередование различных видов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24-25_dop_sunduchok_volshebnyh_zvukov.docx62.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Программа дополнительного образования

«Сундучок волшебных звуков»

для детей 5-7 лет

                                                    Разработчик:

учитель-логопед Зайцева Д.С.,

первая квалификационная категория

г. Смоленск, 2024-2025 г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.

Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родителей.

Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Актуальность создания кружка «Сундучок волшебных звуков»  возникла в результате  потребности развития речи и коррекции ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.      

Коррекционная программа построена с учетом использования в образовательном процессе определенных  программ и технологий.

Программа кружка «Сундучок волшебных звуков» позволяет оказать коррекционно-педагогическую  помощь детям 5-7 лет.

 Программа кружка направлена на:

- развитие звуковой культуры речи;

- формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного аппарата;

- развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений, крупной и мелкой моторики рук;

- развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;

- развитие просодической стороны речи;

- коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой слова;

- формирование понятия «слог» и умение оперировать им;

- обучение элементам грамоты;

- развитие связной речи и речевого общения;

- развитие словаря.

При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н.В., Карельской Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.

При планировании работы кружка учитывались особенности детей:

- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- положительная мотивация выполнения заданий;

- чередование различных видов деятельности.

Цель - развитие связной речи и речевого общения, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников. Обучение грамоте.

Одной из основных задач данной программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально- личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей по всем направлениям. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы, с учетом особенностей психофизического развития детей.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип  признания  каждого  ребенка  полноправным  участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагога и семьи воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные специалистом. Кроме того, все специалисты под руководством педагога занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Полученные данные о развитии речи воспитанников определяют основные приоритеты в реализации данной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений воспитанников.

Из всего вышеперечисленного можем выделить главные задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование правильного звукопроизношения.

6. Расширение словарного запаса.

7. Формирование связной речи.

8. Воспитание культуры речевого общения; умение слушать рассказы и высказывания других детей; воспитывать у детей выразительность речи.

Работа кружка  «Сундучок волшебных звуков» связана с образовательными областями:

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.

2. Социализация- развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Познание- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.

4. Художественная литература -используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки); развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.

5. Здоровье - укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

На занятиях кружка используются такие виды работы, как:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные упражнения.
  • Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

В работе кружка предусмотрено использование нетрадиционных методов -массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами, счетные палочки и многое другое. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Срок реализации программы кружка – 2 года.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Форма проведения занятий: фронтальная.

Планируемые результаты освоения программы

В итоге коррекционной работы дети научаться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями,  владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги  правильно употребляться;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  некоторых  букв,  слогов, слов  и  коротких предложений в пределах программы.

 

Ожидаемый эффект кружковой работы

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.

3. Правильное употребление грамматических категорий.

4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.

5. Формирование связной речи.

6. Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.

         Взаимодействие педагога с родителями.
Взаимодействие педагога с родителями как с участниками
образовательного процесса значительно повышает результативность
коррекционно-развивающей и профилактической работы. Основной формой
взаимодействия с родителями у педагога является
тетрадь для
домашних заданий. И подборка методических рекомендаций, игр и
упражнений для закрепления пройденных тем.
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с
родителями дошкольников: собраний, групповых и
индивидуальных консультаций для родителей детей, посещающих
кружок, по вопросам закрепления пройденного материала, а
также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям,
семинары-практикумы по обучению родителей развивающим играм. Педагогом организуется как индивидуальное, так и групповое
консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с
запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких
родителей появляется общий запрос на коррекционную помощь
педагога.

Перспективный план занятий кружка «Сундучок волшебных звуков»  

на учебный год

Старшая группа

Тема занятия

Задачи

Содержание

Занятие

Задачи

1.

Звуки вокруг нас. Овощи

1. Познакомить детей с понятием «звук», «неречевые звуки».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Развитие связной речи, обогащение словаря.

2.

Звуки вокруг нас. Овощи

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Неречевые звуки (назови звуки улицы, звуки природы.)

2. Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас».

3. «Минутка тишины», «Угадай, что звучит» -Т.Ю. Бардышева, с.17.

4. «Осенние листья» (картотека).

5. «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7

6. «Квасим капусту» -Е. Черенкова, с. 151

7. Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с.8

3.

Звуки вокруг нас.

Фрукты

1.Познакомить с понятием «речевые звуки».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Развитие связной речи, обогащение словаря.

4.

Звуки вокруг нас.

Фрукты

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Речевые звуки. Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек».

2. «Длинные и короткие слова» (картотека).

3.Игра «Прожорливые фрукты» (пособие).

4.Динамическое упражнение «Яблоки» - М. Ю. Картушина, с. 19

5.Пальчиковый тренинг «Апельсин» (картотека).

6.Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека).

5.

Органы артикуляции. Ягоды.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

2.Развитие слухового и двигательного внимания.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

6.

Органы артикуляции. Ягоды.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Что такое органы артикуляции. Мультимедийная презентация «Органы артикуляции».

2. Д. и. «Покажи и назови» - Т.Ю. Бардышева.

3. «Сказка о веселом Язычке» -Е.Г. Карельская

4.Игра «Овощи, фрукты и ягоды» (картотека).

5.Игра «Послушный ветерок» (пособие).

6.Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23

7. Пальчиковая игра «Ягодки» - Е. Черенкова, с.63

8. Дидактическая игра «Большой – маленький».

7.

Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы.

1.Познакомить с символом гласного звука [а].

2. Учить определять звук ] изолированно, в прямых и обратных слогах.

3.Развитие артикуляционного аппарата.

2.Развитие слухового и двигательного внимания

3. Развитие дыхания

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие лексико-грамматических категории

8.

Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» - Е.Г. Карельская.

2. Знакомство с символом гласного звука (а)-Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3.

3.Дидактическая игра «Внимательные ушки» (картотека)

4.Игра «подуй на листочек» (картотека)

5.Динамическое упражнение «По дороге золоченой…»  -  М. Ю. Картушина, с. 21

6.Пальчиковая игра «Грибы» (картотека)

7.Игра «Собери грибы в лукошко» (картотека игр согласование имен существительных с числительными)

9.

Знакомство с символом гласного звука [у]. Осень.

1.Познакомить с символом гласного звука [у].

2.Учить определять наличие звука (у) изолированно, в прямых и обратных слогах

3.Развитие артикуляционного аппарата.

4.Развитие слухового восприятия и внимания.

5. Развитие дыхания.

5. Развитие темпа и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7. Развитие связной речи, обогащение словаря.

10.

Знакомство с символом гласного звука [у]. Осень.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» -Ю.В. Иванова, «Цикл подготовительных логопедических занятий».

2. Знакомство с символом гласного звука (у).

3. Упражнение «Звуки осеннего леса»  

(фонограмма).

4.Игра «Ушки – слушки» (картотека), (выделять заданный гласный звук из потока звуков).

5. Игра «Осенний листочек» (картотека), (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка).

6. Упражнение «Эхо в лесу» - Т.Ю. Бардышева, с. 49.

7.Пальчиковая игра «Осенний букетик» (картотека).

8.Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» (картотека игр на описание).

11.

Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детеныши.

1. Познакомить с понятием «слог».

2.Учить читать и определять количество звуков в слове.

3.Учить определять наличие первого гласного звука в словах.

4.Развитие артикуляционного аппарата.

5. Развитие слухового восприятия и внимания.

6. Развитие дыхания.

7. Развитие темпа и координации речи и движений.

8.Развитие мелкой моторики рук.

9. Развитие лексико-грамматических категории.

12.

Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детеныши.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» - Ю.В. Иванова, «Цикл подготовительных логопедических занятий».

2.Игра «Два жадных медвежонка» - Иванова, «Цикл подготовительных логопедических занятий», с.123

3. «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [а], [у]).

4.Упражнение «Перышко» (картотека).

5.Логоритмическое упражнение «Курочка и цыплята» (сл. Волгиной Т., муз.Филипенко А.).

6. Пальчиковая гимнастика «Цыплята» (картотека).

7.Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей).

13.

Знакомство с символом гласного звука [и]. Домашние животные и их детеныши.

1.Познакомить с символом гласного звука [и].

2.Учить определять наличие звука (и) изолированно, в прямых и обратных слогах.

3.Учить определять наличие первого гласного звука в словах.

4.Развитие артикуляционного аппарата.

5. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

6. Развитие дыхания.

7. Развитие темпа и координации речи и движений.

8. Развитие мелкой моторики рук.

9. Развитие связной речи, обогащение словаря.

14.

Знакомство с символом гласного звука [и]. Домашние животные и их детеныши

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» - Ю.В. Иванова, «Цикл подготовительных логопедических занятий».

2.Игра «Ушки -слушки», «Отгадай чей голосок» (картотека).

3. «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [а], [у], [и]).

4. Игра «Песенка гласных звуков» (изменение звука по высоте и силе голоса); «Кто как голос подает?» (картотека).

3.Игра «Воздушный шарик» (пособие).

4. Подвижная игра «Кот и мыши».

5.Пальчиковая игра «Козочка» - Е. Черенкова, с.55

6. Мультимедийная презентация «Кто чей детеныш?», «Кто в каком доме живет?»

15.

Знакомство с символом гласного звука [о]. Игрушки.

1.Познакомить с символом гласного звука [о].

2.Учить определять наличие звука (о) изолированно, в прямых и обратных слогах.

3.Учить определять наличие первого гласного звука в словах.

4.Развитие артикуляционного аппарата.

5.  Развитие слухового внимания и восприятия, силы и высоты голоса.

6. Развитие дыхания.

7.Развитие темпа и координации речи и движений.

8.Развитие мелкой моторики рук.

9.Развитие связной речи, обогащение словаря.

16.

Знакомство с символом гласного звука [о]. Игрушки.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» -Ю.В. Иванова, «Цикл подготовительных логопедических занятий».

2. «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [а], [у], [о]).

3.Игра «Песенка гласных звуков» (изменение звука по высоте и силе голоса);

4. Игра «Слушай внимательно! Произноси старательно».

5.Упражнение «Воздушный шарик» (картотека).

6.Упражнение «Игрушки» - Т.Ю. Бардышева, с.20

7.Пальчиковая гимнастика «Ежик» (с массажным мячиком) - Е. Черенкова, с.65.

8.Игры «Волшебный мешочек» («Узнай на ощупь»), «Какой? Какая? Какое?» (картотека).

17.

Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку «Моя любимая игрушка»

1.Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, правильно строить фразы.

2.Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие слухового внимания, чувства ритма.

4. Развитие дыхания

5.Развитие темпа и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7. Развитие связной речи, обогащение словаря.

18.

Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку «Моя любимая игрушка»

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» -Ю.В. Иванова, «Цикл подготовительных логопедических занятий».

2. Игра «Слушай внимательно! Произноси старательно».

3. Упражнение «Воздушный шарик» (картотека).

4. Упражнение «Игрушки» - Т.Ю. Бардышева, с.20

5.Пальчиковая гимнастика «Ежик» (с массажным мячиком) - Е. Черенкова, с.65.

6. Составление рассказа «Моя любимая игрушка».

19.

Знакомство с символом гласного звука [э]. Зима.

1.Познакомить с символом гласного звука [э].

2.Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие слухового восприятия и внимания.

4. Развитие дыхания.

5. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

20.

Знакомство с символом гласного звука [э]. Зима.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» -Ю.В. Иванова, «Цикл подготовительных логопедических занятий».

2.Знакомство с символом гласного звука (э).

3. Игра «Вьюга» - Т.Ю Бардышева, с.111

4. Упр. «Снежинка» (картотека на дыхание)

5.Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю. Картушина, с.37

6.Упражнение «Нарисуем зиму» - Т.Ю Бардышева, с.110

7. Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы (картотека игр на описание).

21.

Звуки [а], [у], [и], [о], [э]. Зимние забавы.

1.Закрепить изученные гласные звуки.

2.Развитие артикуляционного аппарата.

3. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.

4.Развитие дыхания.

5. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

22.

Звуки [а], [у], [и], [о], [э]. Зимние забавы.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» -Ю.В. Иванова «Цикл подготовительных логопедических занятий».

2.Упражнение «Песенки гласных звуков» Ю.В. Иванова «Цикл подготовительных логопедических занятий», с.96.

3. Игра «Слушай внимательно! Произноси старательно!».

4. Игра «Согреем ладошки»: «ххх» (картотека игр на дыхание).

5.Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина, с. 38

6.Упражнение «Нарисуем зиму», Т.Ю Бардышева, с.110.

7. Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений).

23.

Знакомство с символом гласного звука [ы].

1. Развитие артикуляционного аппарата.

2.Познакомить с гласным звуком [ы].

3.Учить определять наличие звука (ы) изолированно, в прямых и обратных слогах.

4. выделять гласные звуки [и], [ы] в конце слов.

5.Развитие дыхания и голоса.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

24.

Знакомство с символом гласного звука [ы].

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений).

2.Знакомство с символом гласного звука (э).

3.Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах)

4. «Доскажи словечко! Покажи символ!»

5.Упражнение «Песенка гласных звуков».

6. «Ежи» (картотека игр с прищепками)

7. Разучивание чистоговорки «Да- да–да –холода» (картотека).

25.

Знакомство с понятием «согласный звук - [м]». Рождество.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 2.Познакомить с понятием «согласный звук - [м].

3.Развитие навыков звукового анализа.

4.Развитие дыхания и голоса.

5.Развитие темпа и координации речи и движений.

6. Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

26.

Знакомство с понятием «согласный звук - [м]». Рождество.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений).

2.Знакомство с символом согласного звука (м).

3.Игра «Волшебный сундучок» (отобрать картинки с «м»).

4.Игра «Будь внимателен! Не ошибись!»

5. Упражнение «Подуй на снежинку» (картотека).

6. Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25

7.Расскажи о своем новогоднем подарке.

27.

Знакомство с символом согласного звука - [н]». Новогодняя красавица.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

2.Учить анализировать звук. Определять наличие звука в слове.

3.Развитие фонематического восприятия.

4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

28.

Знакомство с символом согласного звука - [н]». Новогодняя красавица.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений).

2. Знакомство с символом согласного звука (н).

3. Игра «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [м], [н]).

4. «Внимательные ушки» (картотека).

5. Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш, с. 24

6. «Колкие иголки» (картотека упражнений с мячиком Су-джок).

7. Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» - М. Ю. Картушина, с.52.

29.

Знакомство с понятиями «твердый» и «мягкий» звук. Дикие животные.

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

2. Познакомить с понятиями «твердый», «мягкий» звуки.

3.Развитие фонематического восприятия.

4Развитие дыхания.

5. Развитие темпа   и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7. Развитие связной речи, обогащение словаря

30.

Знакомство с понятиями «твердый» и «мягкий» звук. Дикие животные.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» - Е.Г.Карельская.

2.Игра «Соедини картинку с нужным знаком».

3.Дидактическая игра «Синий – зеленый» (анализ звука по мягкости и твердости)

4. Игра «Озорной ветерок» (картотека).

5.Игра «Кто живет в лесу» - Т.Ю. Бардышева, с.137.

6. Пальчиковая игра «Друзья» (картотека).

7. Мультимедийная презентация «Кто чей детёныш».

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

31.

Знакомство с символом согласного звука[п], [п’]. Кто какую пользу приносит.

1.Познакомить с символом согласного звука [п].

2. Познакомить с понятиями – «твердый», «мягкий».

3.Развитие артикуляционного аппарата.

4. Развитие фонематического восприятия, закрепление знаний о звуках.

5.Развитие дыхания и голоса.

6. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений.

7.Развитие мелкой моторики рук.

8.Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря.

32.

Знакомство с символом согласного звука[п], [п’]. Кто какую пользу приносит.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика (картотека).

2.Упр. «Соедини картинку с нужным знаком»

3. Упр. «Твердый- мягкий», «Звонкий – глухой»

4.Логоритмическая песенка «Овца» (видеоряд)

5.Динамическое упр. «Шел козел по лесу…» - картотека динамических пауз

6. Игры с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш…» - О. И. Крупенчук, с. 9

7.Мультимедийная презентация «Кто какую пользу приносит?»

33.

Знакомство с символом согласного звука[т], [т’]. Почему медведь зимой спит.

1.Развитие артикуляционного аппарата

2.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания о звуках.

3.Развитие дыхания.

4.Развитие мелкой моторики рук.

5.Развитие связной  речи, обогащение словаря.

34.

Знакомство с символом согласного звука[т], [т’]. Почему медведь зимой спит.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика (картотека)

2.Игра «Будь внимателен! Произноси старательно!» (закрепление знаний о гласных звуках.

3. «Синий – зеленый сигнал» (закрепление знаний о согласных звуках, о твердости и мягкости, (картотека фонематических игр).

4. Игра «Горячий чай» (картотека).

5. Пальчиковая игра «Друзья».

6. Упражнение – рассуждение «Почему медведь зимой спит?»

6. Анимация песни на сл. А. Коваленкова муз Л. Книппер. «Почему медведь зимой спит?»

35.

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

1.Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2.Развитие артикуляционного аппарата

3.Развитие дыхания и голоса.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Развитие связной  речи, обогащение словаря.

36.

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика (картотека).

2. «Бежит кораблик по волнам» (картотека игр на развитие дыхания).

3. Игра «Речка» (картотека)

4.Выкладывание кораблика из счетных палочек.

5. Составление рассказа по серии картинок.

37.

Знакомство с символом звука[к], [к’]. Наша армия.

1. Познакомить с символом согласного звука [к], [к’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Развитие дыхания.

5.Развитие темпа и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

38.

Знакомство с символом звука[к], [к’]. Наша армия.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика (картотека).

2. «Разноцветные кораблики» (Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове) - Н.В. Нищева, с.453

3.Упражнение «Перекати –поле»

4.Подвижная игра «Пограничники» - Н.В. Нищева.

5.Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73

6.Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных)

7.Игра с мячом «Кто что делает?»

39.

Знакомство с символом звука[ф], [ф’]. Транспорт.

1.Знакомомить с символом согласного звука[ф], [ф’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4.Развитие мелкой моторики рук.

5.Развитие связной речи, обогащение словаря.

40.

Знакомство с символом звука[ф], [ф’]. Транспорт.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика в стихах (картотека артикуляционных упражнений)

2.Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. Ткаченко, звуки и знаки. гласные. с. 15.

3. «Внимательные ушки» (определение заданного согласного звука в звуковом ряде).

4. «Подбери машинам колеса» (картотека игр с пуговицами).

5.Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

41.

Знакомство с символом звука[д], [д’]. Мамин праздник.

1.Знакомить с символом согласного звука[д], [д’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Развитие дыхания.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Развитие связной речи, обогащение словаря

42.

Знакомство с символом звука[д], [д’]. Мамин праздник.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика в стихах (картотека артикуляционных упражнений).

2.Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом звука)

3.Игра «Весенний букет» (картотека).

4.Упражнение «Клен» (на координацию речи с движениями).

5.Упражнение «Пирожки» - Е. Черенкова,с.35

6. «Расскажи о своей маме» (подбор прилагательных)

43.

Знакомство с символом звука[в], [в’]. Посуда.

1.Знакомить с символом согласного звука [в], [в’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания о звуках.

4.Развитие дыхания, силы выдоха.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

44.

Знакомство с символом звука[в], [в’]. Посуда.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. (картотека)

2.Упражнение «Подними флажок» (развитие фонематического восприятия)

3.Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш, с. 30

4.Упражнение «Чайник» (на координацию речи с движениями под музыку) – Н.В.Нищева, с. 192

5.Упражнение «Суп кипит».

6. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»- Н.В. Нищева,с.198.

7.Упражнение «В магазине»; (уточнение и расширение о посуде)

«Посуда. Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

45.

Знакомство с символом звука[б], [б’]. Одежда.

1.Знакомство с символом согласного звука[б], [б’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания о звуках.

4.Развитие дыхания.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

46.

Знакомство с символом звука[б], [б’]. Одежда.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика (картотека)

2. «Разноцветные шары» - Н.В. Нищева.

3. «Рассели по домикам» (развитие навыков анализа звуков).

4. «Легкий ветерок» (картотека игр на развитие дыхания).

5. «У Матрешиной сестрицы…»-Н.В. Нищева,с.136

6.Игра «Закончи предложение»; игра с мячом «Скажи наоборот».

47.

Знакомство с символом звука[г], [г’]. Весна.

1.Знакомить с символом согласного звука [г], [г’] .

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Развитие дыхания.

5.Развитие темпа и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной  речи, обогащение словаря.

48.

Знакомство с символом звука[г], [г’]. Весна.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика (картотека)

2.Упражнение «Доскажи словечко» (подсказка – символ гласного звука); Упражнение «Звенит капель» - Т.Ю. Бардышева,с.177.

3. «Ветерок» (картотека)

4.Упражнение «Клен (на координацию речи с движениями под музыку) – Н.В. Нищева, с. 437

5.Пальчиковая игра «Цветок» - Е. Черенкова, с.118.

6.Игра «За окно посмотри, что увидел, расскажи» Составление описательного рассказа о весне.

49.

Знакомство с символом звука [с], [с’]. Перелетные птицы.

1.Знакомство с символом согласного звука[с], [с’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Развитие дыхания и голоса.

5.Развитие темпа и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря

50.

Знакомство с символом звука [с], [с’]. Перелетные птицы.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика (картотека)

2.Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (са-су-сы). – картотека игр на фонематическое восприятие.

3. «Птичи голоса» (упражнение на развитие просодической стороны речи и модуляции голоса).

4.Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40

5.Пальчиковая игра «Птичка» -Е. Черенкова, с.53.

6.Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118

51.

Знакомство с символом звука [з], [з’]. Космическое путешествие.

1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[з], [з’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

4.Развитие дыхания и голоса.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Развитие связной  речи, обогащение словаря

52.

Знакомство с символом звука [з], [з’]. Космическое путешествие.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика. (картотека)

2. «Будь внимателен! Не ошибись!» (выделение звука[з]из звукового ряда).

3. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие.

4.Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса)

5.Упр. с массажными колечками Су-джок

6.Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение).

7.Составь предложение.

53.

Знакомство с символом звука [ж]. Насекомые.

1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[ж].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

4.Развитие дыхания и голоса.

5.Развитие темпа и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря/

54.

Знакомство с символом звука [ж]. Насекомые.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика. (картотека)

2.Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа.

3.Фонопедическое упражнения «Жук» (картотека логоритмических игр)

4.Динамическое упражнение «Гусеница» - Н.В. Нищева, с.657

5. «Пчелки» -Е. Черенкова, с. 139.

6.Мультимедийная презентация «Насекомые».

7. Игра с мячом «Закончи предложение

55.

Знакомство с символом звука [х], [х’]. Почта.

1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[х], [х’].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия.

4. Развитие дыхания.

5. Развитие темпа и координации речи и движений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7. Развитие связной речи, обогащение словаря.

56.

Знакомство с символом звука [х], [х’]. Почта.

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика. (картотека)

2. Соедини картинку с символом

3. «Сигнальщики» (определение заданного звука на слух).

«Послушный ветерок» (картотека)

4.Пальчиковая гимнастика «Почтальон» - Н.В. Нищева, с.634.

5. Игра «Автомобили»

6. «Пальчики здороваются» (картотека)

7.Игра «Волшебная посылка» (составление слов из данных слогов)

8.Беседа о профессии почтальон. Составление рассказа по картине.

57.

Пересказ

сказки В. Сутеева «Под грибом»

1.Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2.Развитие артикуляционного аппарата

3.Развитие дыхания и голоса.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Развитие связной  речи, обогащение словаря.

58.

Пересказ

сказки В. Сутеева «Под грибом»

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Арикуляционная гимнастика (картотека)

2. «Послушный ветерок» (картотека)

3. Игра «Солнышко и дождик»

4.Пальчиковая игра «Дождик»-Е.Черенкова,с.107

5.Пересказ рассказа по серии картинок.

59.

Знакомство с символом звука [ш]. Полевые цветы

1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[ш].

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3.Развитие фонематического восприятия.

4. Развитие дыхания.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

60.

Знакомство с символом звука [ш]. Полевые цветы

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1.Артикуляционная гимнастика. (картотека)

2Соедини картинку с символом.

3. «Будь внимателен! Произноси старательно»

4. «Бабочка, лети!» (картотека)

5. Упражнение «Васильки» - Н.В. Нищева, с.699

6. «Цветок распустился» - Е. Черенкова,с.77.

7. Мультимедийная презентация «Полевые цветы».

8. Игра «Узнай по описанию», «Доскажи словечко».

61.

Знакомство с символом гласного звука [ы].

1. Развитие артикуляционного аппарата.

2.Познакомить с гласным звуком [ы].

3.Учить определять наличие звука (ы) изолированно, в прямых и обратных слогах.

4. выделять гласные звуки [и], [ы] в конце слов.

5.Развитие дыхания и голоса.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Развитие связной речи, обогащение словаря.

62.

Знакомство с символом гласного звука [ы].

(Автоматизация, закрепление пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений).

2.Знакомство с символом гласного звука (э).

3.Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах)

4. «Доскажи словечко! Покажи символ!»

5.Упражнение «Песенка гласных звуков».

6. «Ежи» (картотека игр с прищепками)

7. Разучивание чистоговорки «Да- да–да –холода» (картотека).

63.

Коррекция произносительной стороны речи.

  1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию свистящих и/или шипящих звуков.
  2. Формирование правильного произношения свистящих и/или шипящих звуков и их автоматизация в речевой деятельности.

64.

Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря.

(Итоговое занятие. Закрепление всего пройденного материала)

1. Артикуляционная гимнастика. (картотека)

2.Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного (согласного) звуков в названии картинки, соотнесение с записью символов)

3.Логоритмическое упражнение «По дорожке в лес»

4. Колокольчики будили» (фонопедическое упражнение)

5.Пальчиковая гимнастика «Береза» - Е.Черенкова, с.52.

6.Игра «Когда это бывает?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения)

7.Игра «Подскажи словечко»


Перспективный план занятий кружка «Сундучок волшебных звуков»  

на учебный год 

Подготовительная  группа

Тема занятия

Задачи

Содержание

Тема

Ход занятий, форма

Цели и задачи

1.

«В мире животных»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок пил чай с друзьями»

(см. Н.В. Рыжова стр. 6-7)

2. Пальчиковая гимнастика: «В лесу».

3. Подвижная игра: «Лиса-чудница».

4. Упражнения «Сдуй бабочку»; «Звукоподражания животным»

5. Игра-имитация «Заячья зарядка»

6. Этюд «Встреча с другом».

7.Дидактическая игра: «Кто здесь живёт?»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие общей моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте;

- Закрепление навыков правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Закрепление знаний по лексической теме «Дикие и домашние животные».

2.

«Овощи и фрукты»

Артикуляционная гимнастика «Как язычок отметил день рождения»

2. Пальчиковая гимнастика:
«Изобрази»

3. Дидактическая игра: «Кто в саду»

4. Комплекс упражнений «Ракета»

5. Стихотворение «Сапожки»

6. Игра «Клубочек»

7. «Собери корзину с овощами или фруктами»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие общей моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания;

- Развитие речевого слуха и памяти;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Составление описательного рассказа по алгоритмам.

3.

«Деревья»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок ходил в гости к белочке»

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

3. Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к осени?

4. Чистоговорка

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Употребление сравнительной степени наречий;

- Употребление падежных форм существительных во множественном числе;

- развитие памяти.

4.

«Грибы»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок варил грибной суп»

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

3. Отгадывание загадок по теме

4. Игра «Удачливый грибник»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

Различать и употреблять предлоги;

- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

5.

«Мой огород»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом»

2. Пальчиковая гимнастика «Дом»

3. Игра «Здесь и там»

4. Речевая игра «Великан и гномик»

5. Чистоговорки

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Употреблять существительные во множественном числе;

- употребление существительных  в уменьшительно-ласкательной форме.

6.

«Моя семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок нашел друга»

2. Пальчиковая гимнастики «Моя семья»

3. Этюд «Дружная семья»

4. Игра «Мой дом»

5. Игра: «Дочки-матери»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие пространственных представлений;
- Формировать воображение;

- Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

7.

«Домашние птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед»

2. Отгадывание загадок по теме

3. Речевая игра «Кто кем был»

4. Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят»

5. Игра «Кто лишний и почему»

6. Загадки

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;

- развитие пальчиковой моторики;

- учить выделять лишнее.

8.

«Одежда и обувь»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу»

2.Игра «Помогаем маме»

3. Отгадывание загадок по теме

4. Игра с мячом «Скажи ласково»

5. Игра: «Чья это вещь?»

 

 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;

- Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-.

9.

«Зима»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»

2. Игра «Доскажи словечко»

3. Пластические этюды «Зима»

4. Упражнение «Вьюга»

5. Игра «Бывает - не бывает»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие речевого дыхания и голоса;

- Развитие внимания.

10.

«Зимующие птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Снеговики радуются морозу»

2.Пальчиковая гимнастика

3. Звукоподражание птицам

Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

4. Игра «Назови ласково»

5. Игра «Объясни слова Незнайке»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие речевого дыхания и силы голоса;

- учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;

- учить объяснять трудные слова.

11.

«Человек. Части тела»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»

2. Пальчиковая гимнастика с музыкой «Разминка»

3. Речевая игра «Для чего?»

4. Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»

5. Игра «Один-много»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- учить отвечать полными предложениями;

- развивать внимание.

 

12.

«Новый год»

1. Артикуляционная сказка «Новый год»

2. Пальчиковая гимнастика

3.Обыгрывание ситуации «Новый год»

4.Пальчиковый театр «Теремок»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей;

 - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.

13.

«В мире сказок»

1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь»

2. Пальчиковая игра «Про курочку Рябу»

3. Пальчиковый театр «Репка»

4. Дидактическая игра «Угадай сказку»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

- Учить отгадывать сказку по иллюстрациям.

14.

«Зимние забавы»

1. Артикуляционная сказка «Однажды в зимний день»

2. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Теремок»

3. Дидактическая игра  «Игры зимой»

4. Этюды «Что ты будешь делать на прогулке»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие памяти и мелкой моторики.

15.

«Профессии»

1. Артикуляционная гимнастика

2.Пальчиковая гимнастика

3.Речевая игра с мячом «Кто чем занимается»

4.Игра «Кто чем работает»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

16.

«Мебель»

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3. Игра «Какая это мебель»

4. Загадки по теме

5. Игра «Без чего не бывает»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Образование прилагательных;

- Учить отгадывать загадки;

- Развивать память, внимание.

17.

«Материалы и инструменты»

1. Артикуляционная гимнастика

2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»

3. Игра «Один-много»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

18.

«Защитник отечества»

1. Артикуляционная гимнастика

2.«Составление простых предложений по демонстрации действий»

3.Игра «Что делают»

4.Игра «Кому это нужно для службы»

 - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

- закрепление знаний о военных профессиях.

19.

«Продукты питания»

1.«Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Про курочку Рябу»

2.Игра «Как называется»

3.Чистоговорка

4.Игра «Что делали с этим продуктом»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Образование прилагательных;

Употребление глагольных форм.

20.

«Весна. Приметы весны»

1. Пальчиковые игры «Домики для пальчиков»

2. Д.И «Шаловливые сосульки»

3. Игра «Ответь правильно»

 4.«Скажи наоборот»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

Учить отвечать полным предложением;

- Употребление слов с противоположным значением.

21.

«8 Марта-Женский день»

1. Пальчиковая игра «Наши мамы»

2. Игра «Назови ласково»

3. «Расскажи, какая твоя мама»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.

22.

«Посуда»

1. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса»

2. Игра «Какая у нас есть посуда?»

3. «Где живут продукты»

 - Развитие памяти и мелкой моторики;

- Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги.

23.

«Электроприборы»

1. Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне»

2. Игра «Какой у нас есть прибор?»

-Развитие памяти, внимания.

24.

«Зоопарк. Животные жарких стран»

1. Артикуляционная сказка «Зоопарк»

2. Пальчиковая игра с музыкой «У жирафов»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

25.

«Космос»

1. Логопедическая гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»

3. Игра «Посылка»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

26.

«Перелетные птицы»

1. Логопедическая гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи»

3. Игра «Посылка»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

27.

«Транспорт»

1. Логопедическая гимнастика

2. Игра-лото: «Транспорт»

3. Подвижная игра: «В гости4. Комплекс упражнений
«Ракета»

5. Подвижная игра «Выбирай машину»

6. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь»

7. Лексическая тема «Транспорт»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие динамической координации крупной моторики; 

- Формирование навыков речевого дыхания;

- Развитие воображения и
ассоциативно-образного мышления;

- Развитие пространственных
направлений по отношению
к собственному телу;

- Задания на закрепление
знаний по лексической теме.

28.

«Насекомые»

1. Артикуляционная сказка «Божья коровка»

2. Пальчиковая игра с музыкой «Паучок»

3. Упражнение «Звукоподражания насекомым»

4. Загадки

 Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте.

29.

«Школьные принадлежности»

1.Пальчиковая гимнастика «В портфеле»

2. Игра «Сосчитай до 5»

3. Загадки

4. Игра «Заверши предложение»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Согласование существительных с числительными.

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

- Учить дополнять предложения.

30.

«Первоцветы»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Согласование существительных с числительными.

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

- Учить дополнять предложения.

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ.

31.

«Лето»

1.Артикуляционная сказка «Летний денек»

2.Пальчиковая гимнастика «Дождик»

3.Составление рассказа «Что я буду делать летом»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения.

32.

«Поможем Петрушке»

1.Артикуляционные упражнения

2.Игра «Узнай, что звучало?»

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела» у Петрушки. Учить детей составлять предложения с опорой на предметные картинки. Употреблять в речи слова, называющие предмет. Развивать внимание, связную речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

33.

«Овощи и фрукты – вкусные продукты»

Отгадывание загадок о фруктах Игра «Какой, какая, какое» Придумывание  и разыгрывание диалогов фруктов Изготовление фруктового салата

Учить детей составлять рассказы-сравнения с использованием опорных схем. Закреплять умение выполнять действия по заданному алгоритму. Закреплять понятия «согласный звук», «звонкий», «мягкий». Развивать связную речь детей за счет умения составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к познанию нового.

34.

«Путешествие с Колобком»

Игра «Дождик».Капля раз, капля два….

-Волшебные картинки.

-Вставь пропущенное слово.

-Дополни предложение.

-Рифмочки - рифмушки.

 -Закончи предложение.

 -Живое - неживое.

-Кто что делает?

-Что лежит, что висит, что стоит?

Формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о продуктах питания по плану воспитателя. Закреплять умение находить в слове заданный звук (букву –П), определять его место, твердость и мягкость. Развивать мышление, продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику, умение употреблять в речи качественные прилагательные, умение составлять предложения по схеме. Воспитывать отзывчивость.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа

Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет   разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.      Проблема развития...

Программа дополнительного образования. Кружок «Волшебный сундучок» для детей 6-7 лет

Программа приобщает  детей к художественному и ручному труду и развивает творческие способности детей. Программа кружка "Волшебный сундучок" направлена на развитие у детей творчест...

Программа дополнительного образования "Сундучок сказок"

Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок....