Учебно-методическая разработка для педагогов ДОУ "Виды детского труда и формы его организации"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Соколова Лариса Валентиновна

В УМР представлены материалы, которые способствуют повышению педагогической компетенции в вопросах трудового воспитания детей разных возрастных групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка для педагогов ДОУ

по теме:

«Виды детского труда и формы его организации»

Автор: Соколова Лариса Валентиновна

Должность: старший воспитатель

Название ОУ: ГБДОУ детский сад №37
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

1

Исходный учебный/методический текст

3

2

Оптимизированный учебный/методический текст

8

3

Учебно-методические материалы для освоения темы

9

3.1.

Цели освоения темы

9

3.2.

Глоссарий

9

3.3.

План-оглавление учебной темы

11

3.4.

Учебно-контролирующие вопросы

12

3.4.1.

Учебно-контролирующие вопросы «на знание»

12

3.4.2.

Учебно-контролирующие вопросы «на понимание»

14

3.4.3.

Учебно-контролирующие вопросы «на интеллектуальное умение»

16

3.5.

Обобщающие контролирующие задания «на интеллектуальное умение»

18


  1. Исходный учебный/методический текст

ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.

Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд, а формы его организации — поручения, дежурства, коллективный труд, общий и совместный труд детей.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

В конце года, во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности, (наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.) Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении  разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе впоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.

Заведующий детским садом должен постоянно объяснять техническому персоналу, родителям, какую огромную роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями создать все необходимые условия, при которых труд действительно стал бы средством нравственного воспитания детей. Заведующий детским садом отвечает за оборудование всех трудовых процессов.

Материалы, инструменты для детского труда должны, во-первых, строго соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие. Во-вторых, материалы, которые дети используют в трудовой деятельности, должны быть податливы и несложны в обработке, а инструменты удобны и приспособлены к возможностям детей.

Заведующий должен знать, как воспитатели приучают детей к труду, как организуют труд, какие требования к детям предъявляют, как они воспитывают своих питомцев в процессе труда. Все это необходимо, чтобы вовремя помочь воспитателю и предупредить ошибки в его работе.

Изучая работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, нужно использовать разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с детьми и взрослыми.

При наблюдении труда детей в каждой возрастной группе важно установить: созданы ли условия для трудовой деятельности; есть ли орудия и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей; рационально ли хранится инвентарь и материалы, могут ли дети самостоятельно им пользоваться, а также обратить внимание на содержание труда детей, на систему включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труде, на методы и приемы воспитания детей, на постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей. В течение учебного года контроль за выполнением программы должен осуществляться во всех группах. Наблюдения должны охватить все виды детского труда и все формы организации детей. Так, наблюдая воспитательный процесс при самообслуживании, в младшей группе следует уточнить, какие первоначальные трудовые обязанности введены для детей, как они усваиваются малышами; в средней группе нужно обратить внимание на закрепление этих навыков, на ускорение темпа самообслуживания; в старших группах - проверить самостоятельность детей в процессе самообслуживания. Наблюдая, как организован хозяйственно-бытовой труд в старших группах, следует посмотреть, внесены ли усложнения в содержание труда, умеют ли дети распределять обязанности, какова результативность детского труда, а в младших группах — обратить внимание на доступность труда, на методы и приемы, побуждающие детей к труду, на поведение детей в последующее время, их интерес к трудовой деятельности. Наблюдая труд детей в природе важно установить соответствие его возрасту детей, местным условиям, времени года.

Организация ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить, все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети овладевают или овладели.

Наблюдая работу дежурных во второй младшей группе, следует обратить внимание на умение детей действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе — на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах — на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия,  соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).

При контроле за работой по трудовому воспитанию, следует обратить внимание на установление преемственности между группами, а также единство требований у воспитателей и другого персонала.


  1. Оптимизированный учебный/методический текст

Возраст детей

Виды труда

Формы труда

Задачи, решаемые в процессе трудового воспитания

Требования к оборудованию трудовых процессов

Методы оценки результативности трудового воспитания

Младший дошкольный возраст

1. Самообслуживание

2. Хозяйственно-бытовой труд

3. Труд в природе

1.Индивидуальные поручения.

2. Групповые поручения.

3. Задатки коллективного труда

4. Дежурство

1. Ознакомление детей с трудом взрослых;

2. Приобщение детей к доступной им трудовой деятельности.

1.Соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.

2. Материалы должны быть податливы и несложны в обработке, а инструменты удобны и приспособлены к возможностям детей.

1. Наблюдения педагогического процесса

2. Анализ планирования.

3. Беседы с детьми и взрослыми

Старший дошкольный возраст

1. Самообслуживание

2. Хозяйственно-бытовой труд

3. Труд в природе

4. Ручной и художественный труд

1. Поручения

2. Коллективный труд

3. Дежурство

4. Общий труд

5. Совместный труд

1. Формирование трудовых навыков;

2. Воспитание интереса к трудовой деятельности и сотрудничеству.

1. Наблюдения педагогического процесса

2. Анализ планирования

3. Беседы с детьми и взрослыми


  1. Учебно-методические материалы для освоения темы
  1. Цели освоения темы

- Повышение педагогической компетенции в вопросах трудового воспитания детей разных возрастных групп.

- Совершенствование умений организации практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества;

-  Использование различных методов оценки эффективности трудового воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

  1. Глоссарий
  • Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда;
  • Трудовые навыки – действия сформированные путем повторения;
  • Труд в природе – предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными;
  • Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека;
  • Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, гигиенические процедуры).
  • Хозяйственно-бытовой труд -  вид практической деятельности детей, направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, служит средством развития умений самообслуживания и частично самостоятельного жизнеобеспечения;
  • Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности;
  • Дежурство -  форма организации труда детей, требующая от ребенка самостоятельности и  выполнения порученного дела полностью;
  • Коллективный (общий) труд - совместное выполнение детьми определенных поручений, в конце которых подводится общий итог.

  1. План-оглавление учебной темы

«Особенности трудового воспитания  дошкольников в детском саду разных возрастных групп».

  1.     Особенности трудового воспитания младших дошкольников.

1.1. Виды трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте.
1.2. Формы трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте.
1.3. Задачи, решаемые в процессе трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте.
1.4. Требования к оборудованию трудовых процессов в младшем дошкольном возрасте.
1.5. Методы оценки результативности трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте.
2.    Особенности трудового воспитания старших дошкольников.
2.1. Виды трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте.
2.2. Формы трудового воспитания в старшем дошкольном возрасте.
2.3. Задачи, решаемые в процессе трудового воспитания в старшем дошкольном возрасте.
2.4. Требования к оборудованию трудовых процессов в старшем дошкольном возрасте.
2.5. Методы оценки результативности трудового воспитания в старшем дошкольном возрасте.


  1. Учебно-контролирующие вопросы
  1. Учебно-контролирующие вопросы «на знание»

Элементы диалога

Режим диалога

Открытый

Выборочно-альтернативный

Альтернативный

1

Содержание вопроса

Назовите основные виды трудового воспитания, организуемые в детском саду

В предлагаемом ниже перечне укажите один вид, который организуется  только в старшем возрасте:

а) Хозяйственно-бытовой труд;
б) Труд в природе;
в) Ручной и художественный труд;

г)Самообслужива ние.

Верно ли, что все четыре основных вида труда организуются во всех возрастных группах детского сада?

Дайте однозначный ответ: «Да» или «Нет»

Ответ

1.Самообслужива ние;

2. Хозяйственно-бытовой труд;

3. Труд в природе:

4. Ручной и художественный труд.

в) Ручной и художественный труд.

«Нет»

2

Содержание вопроса

Назовите основные формы организации трудового воспитания детей в детском саду

Из  предлагаемого ниже перечня выберете три формы организации трудового воспитания детей, которые используются во всех возрастных группах:

а) Поручения;

б) Коллективный труд;

в) Дежурство;

г) Общий труд;

д) Совместный труд.

Верно ли, что все пять форм организации трудового воспитания детей используются во всех возрастных группах детей детского сада?

Дайте однозначный ответ: «Да» или «Нет»

Ответ

1. Поручения;

2. Коллективный труд;

3. Дежурство;

4. Общий труд;

5. Совместный труд.

а) Поручения;

б) Коллективный;

в) Дежурство.

«Нет»


3.4.2. Учебно-контролирующие вопросы «на понимание»

Элементы диалога

Режим диалога

Открытый

Выборочно-альтернативный

Альтернатив

ный

1

Содержа

ние вопроса

Назовите, какие методы оценки результативности трудового воспитания в дошкольном возрасте необходимо использовать для контроля качества трудовой деятельности детей

Выберете три метода оценки результативности трудового воспитания, которые используются в дошкольном возрасте

1. Наблюдения педагогического процесса;

2. Анализ планирования;

3. Беседы с детьми и взрослыми;

4. Тестирование.

Верно ли, что

1. Наблюдения педагогического процесса;

2. Анализ планирования;

3. Беседы с детьми и взрослыми; -

это методы оценки результативности трудового воспитания в дошкольном возрасте.

Дайте однозначный ответ: «Да» или «Нет»

Ответ

 1. Наблюдения педагогического процесса;

2. Анализ планирования;

3. Беседы с детьми и взрослыми.

1. Наблюдения педагогического процесса;

2. Анализ планирования;

3. Беседы с детьми и взрослыми.

«Да»

2

Содержа

ние вопроса

Сформулируйте задачи, решаемые в процессе трудового воспитания.

Выберите две задачи, которые решаются в процессе трудового воспитания в младшем возрасте:

1. Ознакомление детей с трудом взрослых;

2. Приобщение детей к доступной им трудовой деятельности;

3.Формирование трудовых навыков;

4. Воспитание интереса к трудовой деятельности и сотрудничеству.

Верно ли то, что  1. Ознакомление детей с трудом взрослых;

2. Приобщение детей к доступной им трудовой деятельности;

3.Формирование трудовых навыков;

4. Воспитание интереса к трудовой деятельности и сотрудничеству;

являются задачами трудового воспитания детей в детском саду.

Дайте однозначный ответ: «Да» или «Нет»

Ответ

1.Ознакомление детей с трудом взрослых;

2. Приобщение детей к доступной им трудовой деятельности;

3. Формирование трудовых навыков;

4. Воспитание интереса к трудовой деятельности и сотрудничеству.

1. Ознакомление детей с трудом взрослых;

2. Приобщение детей к доступной им трудовой деятельности.

«Да»


3.4.3. Учебно-контролирующие вопросы «на интеллектуальное умение»

Элементы диалога

Режим диалога

Открытый

Выборочно-альтернативный

Альтернативный

1

Содержание вопроса

Сформулируйте определение к слову «труд», в контексте дошкольного трудового воспитания

Выберете три основных признака, которые более точно характеризуют труд дошкольников:

1. Средство воспитания дошкольников;
2. Средство формирования личности ребенка;
3. Средство формирования трудовых навыков и умений;
4. Средство формирования коллективных взаимоотношений

Является ли верным то, что труд детей в дошкольном учреждении организуется как деятельность, результат которой оказывается жизненно необходимым.

Дайте однозначный ответ: «Да» или «Нет»

Ответ

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения, формируются трудовые навыки и умения.

Труд детей в дошкольном учреждении организуется как деятельность, результат которой оказывается жизненно необходимым.

2. Средство формирования личности ребенка;
3. Средство формирования трудовых навыков и умений;
4. Средство формирования коллективных взаимоотношений

«Да»


  1. Обобщающие контрольные задания «на интеллектуальное умение»

  1. Составьте вопросы к анализу наблюдения за коллективной трудовой деятельностью  детей. Примерный ответ:

 

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Коллективная трудовая деятельность

1. Содержание коллективного труда.

        -   Какие виды были включены в содержание коллективного труда?
       -   Соответствовало ли содержание  программе данной группы?

        -  Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы?

2.  Оборудование коллективного труда.

-  Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?

-    Каковы эстетические качества трудового оборудования?

3.  Организация обстановки для коллективного труда.

-    Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?

- Принимали ли дети участие в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил воспитатель, взяв на себя (переложив на детей), основную заботу по подготовке обстановки?

-    Соблюдались ли гигиенические условия:

- хорошо ли освещены рабочие места детей;

                  - сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она  
                 была напряженной;

                  - поддерживались ли в обстановке порядок и чистота;

                  - соответствовали ли размеры оборудования силам и  
                 возможностям детей;

- посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы  и ее деятельности, длительности по времени?

4.  Организация и методика проведения коллективного труда.

-    Как была организована работа с детьми (они сидели на стульях или слушали объяснение воспитателя стоя)? Как правильно?

-    Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

-    Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, ограничившись только словесными объяснениями и указаниями? Или правильно ли поступил воспитатель, одновременно со словесными объяснениями, используя наглядный показ приемов работы? Почему?

-    Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось?

-   Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или что оно было)?

5.  Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6.  Как закончился коллективный труд?

-    Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?

-   Привлекались или не привлекались дети к уборке оборудования? (В обоих случаях дать оценку правильно ли это.)

- Оценил ли воспитатель работу детей, насколько методически правильно это было сделано? (Какие оценки преобладали - положительные или отрицательные, что оценивалось - поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь?)

7.  Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при проведении анализа? Участие детей в анализе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь. Учебно-методическое пособие к программе педагога дополнительного образования А.А.Волковой "Английский для дошкольников"

Вы держите в руках  Рабочую тетрадь, разработанную специально к курсу А. Волковой « Английск...

Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»

В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....

Учебно-методическое пособие "Требования к педагогу готового к осуществлению воспитания детей дошкольного возраста"

Данное учебно-методическое пособие содержит базовые материалы по методике воспитания детей дошкольного возраста...

Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...

Консультация для педагогов «Создание центров активности в рамках апробации учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду».

       Система «Мате: плюс. Математика в детском саду»  охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание и даёт дошкольнику устойчивые ...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Семинар для педагогов «Виды труда и формы его организации в детском саду и семье»

Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время, современны...