Проект "Работа с нетрадиционным материалом - как средство художественного творчества"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Эзекян Мария Константиновна

Ручной труд

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 2Рябинка» п.Октябрьский муниципального образования Туапсинский район

Проект

«Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»

Подготовила: воспитатель

Эзекян.М.К.                                                                           

 

Туапсе 2014 год

ВВЕДЕНИЕ

      Приобщение ребенка к искусству – это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в жизнь духовную и социальную. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной, гармоничной личности.

Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.  

Работа с природным материалом и другим дополнительным материалом поможет ввести детей в волшебный мир творчества. А для творчества необходимы любовь и желание, а также знания и навыки творческой деятельности.

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Актуальность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что художественно-эстетическое развитие  является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Ручной труд – конкретная занимательная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в игровой деятельности, развлечениях и быту, играющая важную роль в процессе развития художественного творчества детей.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то  впоследствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и практическая деятельность детей, обеспечивающая развитие творческого воображения, эстетических чувств, развития речи.

Большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, речи оказывает труд (рассматривание, анализ структуры образца, способ его изготовления).

Благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в труде, очень важны для общего развития ребенка.

Методика организации работы детей основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности и др.

Организуя работу, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, ручной труд. Очень важно использовать при этом художественную литературу, музыку, произведения искусств. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, художественные произведения воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащают их словарный запас, художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

Цель: использование нетрадиционных техник ручного труда в процессе развития художественного творчества детей.

Задачи:

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы  по тематике проекта;
  2. Технология работы  по ручному труду как средству развития художественного творчества детей. Формировать умение выражать свою мысль с помощью объемных форм;
  3. Развивать интерес к творчеству и навыки работы нужными инструментами при работе с нетрадиционным материалом;
  4. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к

          решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

     5.  Совершенствование мелкой моторики руки;

     6. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

         приспособлениями и инструментами;

     7. Воспитание аккуратности, самостоятельности;

     8. Анализ и результативность работы и перспективность проекта;

Новизна.        

          Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, по мнению Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Г.Н. Пантелеева, Е.А. Флериной и др., является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.

            В специальной и учебно-методической литературе (Ю.И. Дорогов, А.В. Козлина, И.М. Петрова, Н.А. Смотрова, С.В. Соколова, Е.Е. Цамуталина) достаточно подробно представлена тематика и содержание занятий по ручному труду для дошкольников и младших школьников. Тем не менее, процесс обучения данному виду деятельности зачастую рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми общетрудовыми, конструктивными умениями и навыками. Авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях ручного труда для творческого развития ребенка (З.А. Богатеева, М.А. Васильева, Э.К. Гульянц, Г.И.Долженко, В.Г. Нечаева и др.).

             В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, М.В. Крулехт, Н.А. Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.

             Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач. В то же время, несмотря на важность интегративного подхода, данное направление в научных исследованиях представлено не в полной мере.

      Вид проекта - творческий долгосрочный.

      Сроки реализации:      

Проект реализуется 1 год  (с август 2013г по май 2014)

 Участники проекта: дети , педагог, родители, сверстники.

Материал для работы по проекту

Содержание художественного труда дошкольников составляют:

Работа с тканью, нитками:

- декоративная аппликация,

- коллажи из ткани, бисера, бус,

- плетение,

- изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

  • Работа с природным материалом:

- изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

- плетение из прутьев, сухой травы,

- составление декоративных букетов,

- оформление живого уголка;

  • Работа с бумагой, картоном:

- аппликация из разно фактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

  • Работа с глиной, тестом, гипсом:

- создание декоративных украшений,

- создание панно для оформления интерьера,

  • Работа с бросовым и искусственным материалом:

- вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

- изготовление декоративных украшений и предметов быта,

- изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

детей.

Методы и средства:

         Используя нетрадиционные формы обучения в совместной  и самостоятельной деятельности, в индивидуальном общении с ребенком, а именно:

- работая с текстом, удивительно пластичным;

- бумагой разной фактуры;

- изонитью - техникой, напоминающей вышивание;

- нитками-стригушками – рисование цветными нитками;

- бумагопластикой – конструкции из чертежной бумаги – пластические композиции;

- оригами – искусство складывание бумаги (плоские и объемные).

           Ожидаемые результаты работы

1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к

    решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствована мелкая моторика руки;

3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

    приспособлениями и инструментами;

4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.  

       Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, C.J1. Рубинштейн, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, JT.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д.В. Сергеева и др.). Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

       В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта (А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков), залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности (И.Я. Лернер).

       В процессе занятий  художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира.

         Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.

         При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.

         Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

             В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

         Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий,  вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

        После проведения каждого этапа работы предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общих трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

     В конце учебного года дети старшего возраста могут:

- владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;

- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезать бумагу  по нанесенным меткам;

- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;

- вдевать нитку, тесьму в иголку;

- изготовлять поделки из природного материала;

- использовать пооперационные карты.

       Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы ручного  труда.

В конце учебного года дети старшего возраста могут:

- переводить рисунок на бумагу, картон;

- участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);

- использовать пооперационные карты;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет,

- использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала; бережное обращение с инструментами; поддержание порядка на рабочем месте;

Принципы в реализации проекта

  1. Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
  2. Погружение ребенка в творческий процесс. Реализация творческих задач достигается использованием в работе активных методов и форм обучения.
  3. Опора на внутреннюю мотивацию. Учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс, что способствует повышению работоспособности.
  4. Принцип деятельности. Переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к  самостоятельным.  От самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.
  5. Принцип вариативности. Создание на занятиях условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п. 
  6. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Предполагает создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.

Этапы реализации проекта:

  • Организационный – август – сентябрь

(изучение методической литературы, подготовка планов, анкет, конспектов,  консультаций).

  • Содержательный – октябрь – апрель

(занимательная деятельность, игры, трудовая деятельность, выставки, анкетирование родителей).

  • Результативный –  май

(обработка анкет, проведение итоговых мероприятий).

     

                         Модель взаимодействия участников проекта

             

                           Модель интеграции образовательных областей

Тематическое планирование

«Ручной труд» в старшей группе (5-7 лет)

I квартал

  1. «Цыплята на лужайке» - материал ватные диски  , клейстер, пластилин.
  2. «Забавные игрушки» - бумага , клей.
  3. «Фартуки для зайчиков - цветной картон , ткань, тесьма , клей.
  4. «Зебра » - шерстяная нитка, салфетки, клей.

II квартал

  1. «Снежки» - вата клейстер
  2. «Снегурочка» - коробка из под йогурта,  фольга, бумага,  клей.
  3. «Снежинки» макаронные изделия и клей пистолет.
  4. «Домики» - коробки различной формы, цветная бумага, клей.

III квартал

  1. «Кот и пес» - спичечные коробки цветная бумага.
  2. «Папочке любимому»- пластилин.
  3. «Подарок маме» - пшено, клей.
  4. «Бабочка» - белый картон, песок, клей, краски.
  5. «Кометы» - цветной картон, салфетки, клей.

Дидактические игры

Название игры

Программные задачи

« Составь узор »

Учить составлять узоры из растительных форм на полосе, круге, квадрате,

развивать чувство ритма, творчество.

« Построим дом »

Учить составлять дома разных размеров из спичечных коробков, преобразовывать постройку в высоту, длину, ширину.

« Шкатулка со сказками »

Учить делать поделки из овощей, разыгрывать сюжеты знакомых сказок, развивать активность, фантазию.

« Мозаика »

Учить работать с бисером, создавать предметы украшения, несложные композиции, развивать художественно – творческие способности.

                         

Работа с педагогами ДОУ

        Консультации:

1 «Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного воспитания детей».

     2.  «Значение ручного труда».

     3.  «Планирование художественной работы с различным материалом по ручному труду в детском саду

Работа с родителями :

  1. Анкетирование
  2. Родительское собрание « Ручной труд в домашних условиях»
  3. Консультации на тему:

          -Развиваем творческие способности детей

          -Работа с нетрадиционным материалом

  1. Выставки творчества детей

Практическая значимость:

  1. Разработан цикл образовательной деятельности с детьми 5-7 лет.
  2. Практический материал для работы с родителями.
  3. Теоретический и практический материал может быть использован   на ГМО.

Формы проведения итогов реализации программы:

 Проведение занятия по песочной аппликации «Бабочка».

 Проведение занятия по аппликации «Кометы»

 Выставки детских работ в детском саду;

Заключение:

Совместная деятельность по художественному ручному труду комплексно действуют на развитие ребенка:

  • Развивают речь,  повышают  уровень речевого развития, звукопроизношения,  словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е.  устной речи  (описание выполняемой работы  ознакомление с литературой и фольклором,  обучение рассказыванию и пересказу, выразительное чтение стихов, потешек и т.д.; начальные формы словесного творчества).
  • Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики.
  • Развивают воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
  • Синхронизирует работу обеих рук.
  • Согласовывают в работе глаза и руки (сенсомоторика).
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Развивают волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
  • Способствуют развитию художественных способностей и эстетического вкуса.

Работа по ручному труду – это вид деятельности, основанный на созидании. Взрослым следует проявлять терпение своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. Все это даст возможность  творческого общения как воспитателя так и родителя с ребенком и станет подарком тем кто любит творить и созидать

Список литературы:

1. Веракса Н.E,. Комарова Т.С, Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [текст] Н.E Веракса , Т.С. Комарова, М.А. Васильева.- М. Мозайка- Синтез.,2010г.

2.Козлина А.В. Уроки ручного труда в д/с и начальной школе. [текст] Козлина А.В..- М. Мозайка- Синтез.,2011г.

3.Пантелеева А.В.. Художественный труд в детском саду и семье. [текст] А.В. Пантелеева –М.Просвещение .,2010г.

4.Пищпкова Н.Г.. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. [текст] Н.Г. Пищпкова.- Скриптолий 2009-2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития детей дошкольного возраста

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1. Развитие личности ребенка средствами аппликацииВ детском саду изобраз...

Практико - значимый проект «Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»

Итоговый практико - значимый проект«Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»курсы КПК по программе:«Современные стратегии реализации дошкольного образования....

Рисование нетрадиционными материалами как средство развития творческих способностей дошкольников

Использование нетрадиционных техник для формирования изобразительных навыков и художественного творчества у детей....

Консультация для воспитателей на тему "Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов, как средство развития творчества детей дошкольного возраста"

В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий; как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...