картотека дидактических игр с крышками от пластиковых бутылок
картотека по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Набиева Лутвия Фердинандовна

картотека д/и

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_di_s_kryshkami.docx40.43 КБ
Файл kartoteka_di_s_kryshkami.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Крышки  рассыпались.  Разложи их по цвету» 

Задачи:  закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Средства: крышки  разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Воспитатель предлагает детям разложить крышки  в ячейки по цветам.

«Крышки  рассыпались.  Разложи их по форме»

Задачи:  закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Средства: крышки  разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Воспитатель предлагает детям разложить крышки  в ячейки, основываясь на геометрические формы.

«Чередование крышек  по заданию»  

Задачи:   развивать внимание, логическое мышление,  мелкую моторику рук.

Средства: крышки  двух цветов.

Воспитатель начинает строить цепочку из крышек двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

«Найди лишнюю крышку »

Задачи:  развивать логическое мышление детей.

Средства: 5 крышек, 1 из которых отличается по цвету

Воспитатель выкладывает в ряд 4 крышки  одного цвета и среди них кладёт 1 крышку  другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю крышку или заменить её на  нужную  по цвету.

Можно разложить крышки  одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную крышку. Предложить выполнить то же самое задание.

«Найди пары одинаковых крышек»

Задачи:  учить детей подбирать пары крышек  на основе сходного сенсорного признака, развивать  мелкую моторику пальцев рук.

Средства:  коллекция крышек.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

 «Мозаика»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Средства:  коллекция крышек.

Воспитатель  предлагает детям  выложить из крышек  несложные предметы, например, цветок, флажок, домик.  Затем интересуется, какого цвета крышки  дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

«Чудесный мешочек»

Задачи:  развивать тактильные ощущения.

Средства:  мешочек или воздушный шарик, крышки разного размера.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько крышек . Спрашивает детей, какого  размера крышка. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая крышка попалась в руки.

«Радуга»                                                                                 Задачи: закреплять знание цвета. Изучаем цвета. При желании можно собрать крышки всех цветов радуги, сначала просто называть цвет крышки, которую взял ребенок, потом просить найти крышку определенного цвета.

 Финишем предыдущего свойства крышек — разноцветности — является выкладывание ребенком радуги.

Сортер.                                                     Задачи:  развивать тактильные ощущения.                                               Средства: несколько баночек с отверстиями разного диаметра крышки разного размера.                                              Можно в качестве емкостей для раскладывания крышек по размеру использовать просто несколько баночек с отверстиями разного диаметра, не объединяя их под одну коробку. Или в коробке  вырезать несколько отверстий, подходящих под разные диаметры имеющихся крышек.

Сравнилки. Задачи: закреплять  знание цветов, количества, размеров.                                                         Что можно у крышек сравнивать?                               Цвет.                                                Размер (больше, меньше, самая большая, средняя).                                   количество (каких крышек Больше — зеленых или красных?).                                                      На крышках также можно отрабатывать понятия «разные» и «одинаковые».,

Сортировка. От сравнения отличается тем, что там обычно берем 2-3 предмета и сравниваем по разным признакам, а здесь раскладываем уже все множество крышек, по тем же параметрам: 1)цвету, 2) размеру, 3) материалу (пластиковые или железные, например). На картинке выше — сортировке по цветам, а на этой — по размеру: крышки самые большие, средние и самые маленькие.

Мозаика. Крышки можно использовать для создания образов, как из крупной мозаики. Вот такой цветочек.

Выкладываем ряды. работаем с цветом и размером. Простые ряды — выкладывание одинаковых крышек в ряд. Посложнее — последовательности из 2-3 разных крышек (желтая-зеленая, белая-синяя-красная). Для усложнения добавляем второй признак (маленькая белая — большая синяя).

Строим пирамиду. Крышки выкладывать можно не только в ряд, но и в высоту. Можно поиграть в игру: кладем крышки по очереди, сначала мама, потом ребенок, на чьем ходе башня рухнула, тот проиграл.                                                                                

. Крышечный конструктор. Еще один вариант трехмерного строительства из крышек, только тут нужны одинаковые по размеру крышки.

Считаем и изучаем количество. Крышки — прекрасный счетный материал для изучения прямого и обратного счета, тренировки определения количества «на глаз», сравнения множеств (о них уже упоминалось выше).

Предметы-заменители. Это когда любой простой предмет может стать в детской игре чем угодно. До этого ребенок должен дорасти, а взрослый — показать, как это делается. В наших играх крышки чаще всего становились монетками для игры в магазин, продуктами, посудой, грузами для перевозки в машинках.

«Крестики-нолики».  На листе от руки расчерчиваем «поле», берем несколько крышек двух цветов и играем!

Предметы-заменители-2 .Самая большая крышка — папа, поменьше или такая же — мама, маленькие — дети. Каждая семейка имеет свой цвет. Они могут ходить друг к другу в гости, старшие — усесться рядком, дети — водить хоровод и т.д. Семьи могут быть с 1-2 детьми, а могут - многодетными!

Любые игры с фишками. Крышки могут стать игровыми фишками для настольных игр, даже шашками .(нужно только набрать 2 комплекта одинаковых по размеру крышек двух цветов).

Д/ и «Выложи узор по схеме» Задачи:

- Формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме.

- Учить чередовать геометрические фигуры по цвету

- Развивать воображение и творчество детей.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок из цветных пробок нужно размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.

Д«Подбери колеса к машине» Задачи:

- Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру.

Ход игры:

Легковая я машина,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Маму, папу, дочку, сына

Целым скопом я вожу.

А ещё в меня бывает

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

Налегке и просто так.

Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.

«Лыжи»

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:                                                                                                                                                                 «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.                                                                                                      

             

     

«Волшебные колпачки»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие слухового внимания,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: Представлены  панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К  дети прикручивают крышки.

Ход игры:  Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«Выбери крышку»

Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, крышки разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:  Педагог вместе с детьми раскладывает крышки  на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры крышек, сравнивает, прикладывает крышку к крышке. Взрослый активизирует речь детей.                                                                                                                              

 СУХОЙ БАССЕЙН для пальчиков. Перекладываем все крышки в глубокую емкость, запускаем туда ручки и перебираем. На дно можно положить какое-нибудь сокровище                 ( маленькую игрушку или сладкое лакомство), и пусть ребенок его ищет. Отличный массаж для пальчиков, ладошек, развивается мелкая моторика.

ИГРЫ С ВОДОЙ.                                                                                                                                                                        можно запустить в тазик с водой цветные крышки и вылавливать их ситом. Очень увлекательное занятие!                                               

НЕМНОЖКО ПОХУЛИГАНИТЬ 

Просто разбросать крышки по комнате, а потом собирать их, кидая в коробку с расстояния и пытаясь попасть! Чем не игра

Игра "Память"

Вклеив в одинаковые крышки пары маленьких картинок, вы получите игру "память", в которую удобно играть на пикнике или в дороге.

«Лыжи»

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:                                                                                                                                                                 «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.                                                                                                      

             

«Яблонька»                                          цель: Развитие сенсорного восприятия; Развитие мелкой моторики пальцев рук.                             Игровой материал:

Пособие представлено в виде  игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).                                                

 

«Волшебные колпачки» Цель:  Развитие сенсорного восприятия; Развитие слухового внимания; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игровой материал:                        панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. дети прикручивают крышки.

 Сюжетный тренажер «Цветные дорожки».

Оборудование: Коробка картонная от конфет.

Самоклеящаяся бумага  4-е основных цвета – синий, красный, желтый, зеленый; Крышки от пластиковых бутылок 4основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий); На дно коробки наклеиваются четыре полосы разного цвета –дорожки, ставим перекладины синего цвета, образуем ячейки.

       

Задания:

1. высыпать крышки и складывать по одной обратно в коробку

2. выкладываем в линеечку

3. выбрать только красные

4. разложить по цветам

 5. Продолжи ряд(два цвета)

 6. Продолжи ряд (три и более цветов)

 7. Положи столько зеленых, сколько красных

 8. Положи зеленых на одну больше, чем красных.

9. Положи белую одну, а красных много

10. Положи зеленую сверху, красную снизу, черную справа, белую слева

11. Закрой глаза (одну убрать). Какой не стало?

 12. Выложи цветок по образцу

 13. Выложи цветок без образца

 14. Выложи по трафарету (безцветные и цветные трафареты)

Составь картинку.

ЦЕЛЬ: Научить детей быстро ориентироваться; делить изображение предмета на составные части и воссоздать сложную форму из частей, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать усидчивость.

ХОД ИГРЫ                                                             1 вариант: Готовые целые картинки раздаются детям. Им даётся время рассмотреть их внимательно. Затем детям раздаются наборы крышек, предлагается собрать точно такую же картинку.                                                                     2 вариант: Детям раздаются наборы крышек, и предлагается собрать изображение

Накормим воронят.

ЦЕЛЬ: Закреплять представления о цветовой гамме и её оттенках, обучать метанию в цель, побуждать упражняться в счёте, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.                               ХОД: 1 вариант: Детям трёх лет предлагают накормить «птичек». Корм – «зёрнышко» должно быть того же цвета что и птичка.                              2 вариант: Дети 4-5 лет могут метать крышки в птичек сидя на ковре (модуль на расстоянии длины ног, модуль у ног играющего) стоя на коленях и т.д.                                                  3 вариант: Дети 6-7 лет мечут крышки в модуль с расстояния до 1метра то правой, то левой рукой, соревнуясь друг с другом, можно на время (цвет крышек роли не играет). 

 «Цветные пятнышки».

ЦЕЛЬ : Учить анализировать форму предметов.                                        МАТЕРИАЛ: Контурное изображение предмета, набор крышек.                                                              ХОД ИГРЫ:

1 вариант: Дать детям образец и показать, как можно сложить, что бы получилось, как показано на рисунке. Сделать игру подходящей по сложности.

2 вариант: Если на контуре-образце показать линиями, как составлять картинку, решать задачу ребёнку будет намного легче. Если сделать образец не в натуральную величину, а меньше, задача усложнится.

3 вариант: Сложность задачи и в том, какое количество фигур дают ребёнку: если их больше, чем необходимо, придётся отбирать нужные.

Забавный клоун.                                ЦЕЛЬ: развивать творческое воображение, чувство цвета.                      МАТЕРИАЛ: фигура клоуна и много разноцветных крышек для украшения его костюма.                                                ХОД ИГРЫ: наряди клоуна в цвета радуги или в одной цветовой гамме.    Вариант: может быть семь комплектов и семь клоунов.

 Волшебный рисунок.                          ЦЕЛЬ: закрепить знания об элементах орнамента.                  МАТЕРИАЛ: полоски белого картона или других цветов, элементы орнамента – крышки разных цветов.    ХОД ИГРЫ : воспитатель с детьми сочиняет сказку о том, как крышечки пошли гулять по лесу и встретили там друзей, которые предложили выложить орнамент. Затем дети зарисовывают эти элементы и составляют другие орнаменты

Рисуем на песке. Отпечатки.                  ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста, формирование умения сличать и объединять предметы, развитие ощущений собственных движений и положительного настроя на совместную работу.                                  ХОД: Смочите песчаный участок, а потом начертите на нём нечто гениальное. Взрослые показывают пример «печати». Пусть малыш дорисует то, что изобразит взрослый.Затем можно предложить поработать самому, украсив рисунок крышками. Создать целую коллекцию отпечатков, так как малышей буквально завораживает процесс их получения. Пусть в ход идут крышки, ладошки, ведро, формочки, камешки с ракушками, веточки деревьев, шишки и т.д. 

Юный исследователь: тонет – не тонет. Попросить детей исследовать, что тонет, а что плавает на поверхности. Пусть малыш опускает в воду крышки разной формы, веса, размера, из различных материалов. Поговорить с детьми о том, почему одни крышки неизменно идут ко дну, а другие победоносно плавают на поверхности.

Юный рыболов.

В тарелку или ведёрко выловить крышки по одному ложкой, а пролитую воду собрать губкой.

Коллекция крышек.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с рукотворными предметами – крышками, продемонстрировать их разнообразие по качеству, размеру, цвету, умение сортировать, классифицировать, рассказать о применении крышек в жизни человека.

ХОД: 1 вариант: Разложить на столе несколько крышек и рассмотреть их. Обратить внимание на то, что они разные. Назвать качества и свойства различных крышек (материал, из которого они сделаны, разная форма, цвет)2 вариант: Подумать и выложить групповую коллекцию «Крышечки». Периодически пополнять коллекцию новыми крышками, которые приносят из дома дети и воспитатели.3 вариант: Использовать крышки для заполнения круглых форм в образных картинках (пароход – элюминаторы, дым; поезд – колёса и т.д.)

4 вариант: Разложить в три отделения, по диагонали, в соответствии с чем-то, сравнение на глаз, по образцу.

Волшебный цветок.

ЦЕЛЬ : Называть цвета, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

ХОД: Дети получают кружочки разного цвета. Предложить составить из лепестков «волшебный цветок». В процессе игры уточнять, какие цвета получаются у детей.

Сокровища гномов.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики, точности движений пальцев, умения поочерёдно действовать правой и левой рукой. Материал: крышки, сухой бассейн.1 вариант: В бассейне прячутся мелкие игрушки, которые дети должны найти.2 вариант: Усложнить задание. Бусинки разного вида (цвета, размера, фактуры) закопать в крышки и надевать на нитку по определённой схеме.3 вариант: Искать сокровища можно не только в крышках, но и в песке, в гречневой крупе, горохе, пшене и т.д.

Смекалочка.

ЦЕЛЬ Занимательной книжки-игрушки помочь детям развить внимание, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать.

ХОД: Предложить выбрать картинку и в соответствии с заданием выложить рисунок крышками, ставя их на подходящее место.

Самая высокая башня.

ЦЕЛЬ: Грамотно подобранная цветовая гамма снимет у ребёнка напряжение, способствует познавательному развитию. Цветом можно играть, составлять башни разной высоты.

ХОД : Кто из детей поставит больше крышек друг на друга.

Игра в канапушки.

На картоне нарисованы два больших лица. На каждое положить по 20 крышек – это канапушки. Делать ходы и бросать кубик. Сколько очков выпадет, столько канапушек убирается с лица. Победитель: у кого первого не окажется канапушек.

Сделай орнамент из фигур.

ЦЕЛЬ : развивать творческое воображение.

ХОД: Можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур. Располагать фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно.

«Разноцветная мозаика».

Эту игру дети любят особенно, занимаются ею с интересом, могут подолгу играть с взрослыми и самостоятельно. На основе этой игры можно подбирать задания, как для детей младшего, так и старшего дошкольного возраста.

 Игра многофункциональна, проста в изготовлении, доступна каждому малышу и родителю. Состоит игра из разноцветных крышек от пластиков бутылок. В центре крышек с помощью шила сделаны отверстия. Кроме этого, понадобятся шнуры (основных цветов). Один конец шнура закрепляется в закрытом футлярчике, например от киндер-сюрприза (см. фото)

Варианты игровых заданий.

1. Выкладывание разных по цвету дорожек.

2. Выкладывание дорожек разной длины, ширины.

З. Выкладывание разноцветных дорожек с чередованием цвета крышек: для детей младшего возраста — чередование двух цветов;  для детей старшего дошкольного возраста — более сложные варианты из двух, трех и более цветов (например, 1 красная — 2 желтые — 1 синяя — 2 желтые — 1 красная — 2 желтые и тд. или 1 синяя — 1 синяя перевернута — 1 белая 1 белая перевернута и т. д.).

4. Найди такую же крышку как у меня.

5. Прокати крышку, например красного цвета.

6.Подуй и прокати.

7. «Найди свой домик», «Мамины помощники»: разложить крышки в коробочки соответствующего цвета. 8. Для младшего возраста: собирание башенок различной высоты одного цвета и разных по цвету.

Для детей старшего до школьного возраста:

• из 6 крышек составь З башни разной высоты;

• составь З башни красного, желтого и зеленого цвета так, чтобы желтая башня была выше красной, но ниже зеленой;

• красная башня выше желтой, а желтая выше зеленой — составь башни;

• составь башню из 4 крышек — красной, желтой, синей и зеленой, где красная крышка будет находиться не в самом верху, не в самом низу и не рядом с желтой; желтая — наверху, а синяя — между красной и желтой и т. п.

9. «Разноцветные бусы». Нанизывание мозаики на шнурочки. Варианты:

• собрать бусы одного цвета;

• собрать бусы, чередуя крышки по цвету.

10. «Разноцветный шнурочек». Нанизывание мозаики соответствующего цвета на шнурочек (желтая крышка — на желтый шнурок и т п.).

11. Выкладывание из шнуров и крышек простых геометрических фигур (круг, квадрат и пр.), в старшем возрасте — букв, цифр.

12. Выкладывание разноцветных ковриков, платочков. Игры «Сделай такой же», «Повтори узор», «Волшебный телевизор».

Варианты игры в старшем дошкольном возрасте:

• предъявить детям рисунок или схему на некоторое время, по истечении которого дети по памяти выкладывают изображение;

• выложить узор по словесному описанию (например, в правом верхнем и левом нижнем углу — красный цвет, в правом нижнем и левом верхнем— желтый, в центре — белый и т. п.):

• «Волшебный телевизор» показывает какое-либо изображение (узор), программа «переключается» (ребенок должен заметить изменения и внести их в свою «программу»).



Предварительный просмотр:

«Крышки  рассыпались.  Разложи их по цвету» 

Задачи:  закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Средства: крышки  разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Воспитатель предлагает детям разложить крышки  в ячейки по цветам.

«Крышки  рассыпались.  Разложи их по форме»

Задачи:  закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Средства: крышки  разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Воспитатель предлагает детям разложить крышки  в ячейки, основываясь на геометрические формы.

«Чередование крышек  по заданию»  

Задачи:   развивать внимание, логическое мышление,  мелкую моторику рук.

Средства: крышки  двух цветов.

Воспитатель начинает строить цепочку из крышек двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

«Найди лишнюю крышку »

Задачи:  развивать логическое мышление детей.

Средства: 5 крышек, 1 из которых отличается по цвету

Воспитатель выкладывает в ряд 4 крышки  одного цвета и среди них кладёт 1 крышку  другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю крышку или заменить её на  нужную  по цвету.

Можно разложить крышки  одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную крышку. Предложить выполнить то же самое задание.

«Найди пары одинаковых крышек»

Задачи:  учить детей подбирать пары крышек  на основе сходного сенсорного признака, развивать  мелкую моторику пальцев рук.

Средства:  коллекция крышек.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

 «Мозаика»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Средства:  коллекция крышек.

Воспитатель  предлагает детям  выложить из крышек  несложные предметы, например, цветок, флажок, домик.  Затем интересуется, какого цвета крышки  дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

«Чудесный мешочек»

Задачи:  развивать тактильные ощущения.

Средства:  мешочек или воздушный шарик, крышки разного размера.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько крышек . Спрашивает детей, какого  размера крышка. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая крышка попалась в руки.

«Радуга»                                                                                 Задачи: закреплять знание цвета. Изучаем цвета. При желании можно собрать крышки всех цветов радуги, сначала просто называть цвет крышки, которую взял ребенок, потом просить найти крышку определенного цвета.

 Финишем предыдущего свойства крышек — разноцветности — является выкладывание ребенком радуги.

Сортер.                                                     Задачи:  развивать тактильные ощущения.                                               Средства: несколько баночек с отверстиями разного диаметра крышки разного размера.                                              Можно в качестве емкостей для раскладывания крышек по размеру использовать просто несколько баночек с отверстиями разного диаметра, не объединяя их под одну коробку. Или в коробке  вырезать несколько отверстий, подходящих под разные диаметры имеющихся крышек.

Сравнилки. Задачи: закреплять  знание цветов, количества, размеров.                                                         Что можно у крышек сравнивать?                               Цвет.                                                Размер (больше, меньше, самая большая, средняя).                                   количество (каких крышек Больше — зеленых или красных?).                                                      На крышках также можно отрабатывать понятия «разные» и «одинаковые».,

Сортировка. От сравнения отличается тем, что там обычно берем 2-3 предмета и сравниваем по разным признакам, а здесь раскладываем уже все множество крышек, по тем же параметрам: 1)цвету, 2) размеру, 3) материалу (пластиковые или железные, например). На картинке выше — сортировке по цветам, а на этой — по размеру: крышки самые большие, средние и самые маленькие.

Мозаика. Крышки можно использовать для создания образов, как из крупной мозаики. Вот такой цветочек.

Выкладываем ряды. работаем с цветом и размером. Простые ряды — выкладывание одинаковых крышек в ряд. Посложнее — последовательности из 2-3 разных крышек (желтая-зеленая, белая-синяя-красная). Для усложнения добавляем второй признак (маленькая белая — большая синяя).

Строим пирамиду. Крышки выкладывать можно не только в ряд, но и в высоту. Можно поиграть в игру: кладем крышки по очереди, сначала мама, потом ребенок, на чьем ходе башня рухнула, тот проиграл.                                                                                

. Крышечный конструктор. Еще один вариант трехмерного строительства из крышек, только тут нужны одинаковые по размеру крышки.

Считаем и изучаем количество. Крышки — прекрасный счетный материал для изучения прямого и обратного счета, тренировки определения количества «на глаз», сравнения множеств (о них уже упоминалось выше).

Предметы-заменители. Это когда любой простой предмет может стать в детской игре чем угодно. До этого ребенок должен дорасти, а взрослый — показать, как это делается. В наших играх крышки чаще всего становились монетками для игры в магазин, продуктами, посудой, грузами для перевозки в машинках.

«Крестики-нолики».  На листе от руки расчерчиваем «поле», берем несколько крышек двух цветов и играем!

Предметы-заменители-2 .Самая большая крышка — папа, поменьше или такая же — мама, маленькие — дети. Каждая семейка имеет свой цвет. Они могут ходить друг к другу в гости, старшие — усесться рядком, дети — водить хоровод и т.д. Семьи могут быть с 1-2 детьми, а могут - многодетными!

Любые игры с фишками. Крышки могут стать игровыми фишками для настольных игр, даже шашками .(нужно только набрать 2 комплекта одинаковых по размеру крышек двух цветов).

Д/ и «Выложи узор по схеме» Задачи:

- Формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме.

- Учить чередовать геометрические фигуры по цвету

- Развивать воображение и творчество детей.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок из цветных пробок нужно размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.

Д«Подбери колеса к машине» Задачи:

- Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру.

Ход игры:

Легковая я машина,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Маму, папу, дочку, сына

Целым скопом я вожу.

А ещё в меня бывает

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

Налегке и просто так.

Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.

«Лыжи»

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:                                                                                                                                                                 «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.                                                                                                      

             

     

«Волшебные колпачки»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие слухового внимания,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: Представлены  панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К  дети прикручивают крышки.

Ход игры:  Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«Выбери крышку»

Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, крышки разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:  Педагог вместе с детьми раскладывает крышки  на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры крышек, сравнивает, прикладывает крышку к крышке. Взрослый активизирует речь детей.                                                                                                                              

 СУХОЙ БАССЕЙН для пальчиков. Перекладываем все крышки в глубокую емкость, запускаем туда ручки и перебираем. На дно можно положить какое-нибудь сокровище                 ( маленькую игрушку или сладкое лакомство), и пусть ребенок его ищет. Отличный массаж для пальчиков, ладошек, развивается мелкая моторика.

ИГРЫ С ВОДОЙ.                                                                                                                                                                        можно запустить в тазик с водой цветные крышки и вылавливать их ситом. Очень увлекательное занятие!                                               

НЕМНОЖКО ПОХУЛИГАНИТЬ 

Просто разбросать крышки по комнате, а потом собирать их, кидая в коробку с расстояния и пытаясь попасть! Чем не игра

Игра "Память"

Вклеив в одинаковые крышки пары маленьких картинок, вы получите игру "память", в которую удобно играть на пикнике или в дороге.

«Лыжи»

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:                                                                                                                                                                 «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.                                                                                                      

             

«Яблонька»                                          цель: Развитие сенсорного восприятия; Развитие мелкой моторики пальцев рук.                             Игровой материал:

Пособие представлено в виде  игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).                                                

 

«Волшебные колпачки» Цель:  Развитие сенсорного восприятия; Развитие слухового внимания; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игровой материал:                        панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. дети прикручивают крышки.

 Сюжетный тренажер «Цветные дорожки».

Оборудование: Коробка картонная от конфет.

Самоклеящаяся бумага  4-е основных цвета – синий, красный, желтый, зеленый; Крышки от пластиковых бутылок 4основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий); На дно коробки наклеиваются четыре полосы разного цвета –дорожки, ставим перекладины синего цвета, образуем ячейки.

       

Задания:

1. высыпать крышки и складывать по одной обратно в коробку

2. выкладываем в линеечку

3. выбрать только красные

4. разложить по цветам

 5. Продолжи ряд(два цвета)

 6. Продолжи ряд (три и более цветов)

 7. Положи столько зеленых, сколько красных

 8. Положи зеленых на одну больше, чем красных.

9. Положи белую одну, а красных много

10. Положи зеленую сверху, красную снизу, черную справа, белую слева

11. Закрой глаза (одну убрать). Какой не стало?

 12. Выложи цветок по образцу

 13. Выложи цветок без образца

 14. Выложи по трафарету (безцветные и цветные трафареты)

Составь картинку.

ЦЕЛЬ: Научить детей быстро ориентироваться; делить изображение предмета на составные части и воссоздать сложную форму из частей, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать усидчивость.

ХОД ИГРЫ                                                             1 вариант: Готовые целые картинки раздаются детям. Им даётся время рассмотреть их внимательно. Затем детям раздаются наборы крышек, предлагается собрать точно такую же картинку.                                                                     2 вариант: Детям раздаются наборы крышек, и предлагается собрать изображение

Накормим воронят.

ЦЕЛЬ: Закреплять представления о цветовой гамме и её оттенках, обучать метанию в цель, побуждать упражняться в счёте, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.                               ХОД: 1 вариант: Детям трёх лет предлагают накормить «птичек». Корм – «зёрнышко» должно быть того же цвета что и птичка.                              2 вариант: Дети 4-5 лет могут метать крышки в птичек сидя на ковре (модуль на расстоянии длины ног, модуль у ног играющего) стоя на коленях и т.д.                                                  3 вариант: Дети 6-7 лет мечут крышки в модуль с расстояния до 1метра то правой, то левой рукой, соревнуясь друг с другом, можно на время (цвет крышек роли не играет). 

 «Цветные пятнышки».

ЦЕЛЬ : Учить анализировать форму предметов.                                        МАТЕРИАЛ: Контурное изображение предмета, набор крышек.                                                              ХОД ИГРЫ:

1 вариант: Дать детям образец и показать, как можно сложить, что бы получилось, как показано на рисунке. Сделать игру подходящей по сложности.

2 вариант: Если на контуре-образце показать линиями, как составлять картинку, решать задачу ребёнку будет намного легче. Если сделать образец не в натуральную величину, а меньше, задача усложнится.

3 вариант: Сложность задачи и в том, какое количество фигур дают ребёнку: если их больше, чем необходимо, придётся отбирать нужные.

Забавный клоун.                                ЦЕЛЬ: развивать творческое воображение, чувство цвета.                      МАТЕРИАЛ: фигура клоуна и много разноцветных крышек для украшения его костюма.                                                ХОД ИГРЫ: наряди клоуна в цвета радуги или в одной цветовой гамме.    Вариант: может быть семь комплектов и семь клоунов.

 Волшебный рисунок.                          ЦЕЛЬ: закрепить знания об элементах орнамента.                  МАТЕРИАЛ: полоски белого картона или других цветов, элементы орнамента – крышки разных цветов.    ХОД ИГРЫ : воспитатель с детьми сочиняет сказку о том, как крышечки пошли гулять по лесу и встретили там друзей, которые предложили выложить орнамент. Затем дети зарисовывают эти элементы и составляют другие орнаменты

Рисуем на песке. Отпечатки.                  ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста, формирование умения сличать и объединять предметы, развитие ощущений собственных движений и положительного настроя на совместную работу.                                  ХОД: Смочите песчаный участок, а потом начертите на нём нечто гениальное. Взрослые показывают пример «печати». Пусть малыш дорисует то, что изобразит взрослый.Затем можно предложить поработать самому, украсив рисунок крышками. Создать целую коллекцию отпечатков, так как малышей буквально завораживает процесс их получения. Пусть в ход идут крышки, ладошки, ведро, формочки, камешки с ракушками, веточки деревьев, шишки и т.д. 

Юный исследователь: тонет – не тонет. Попросить детей исследовать, что тонет, а что плавает на поверхности. Пусть малыш опускает в воду крышки разной формы, веса, размера, из различных материалов. Поговорить с детьми о том, почему одни крышки неизменно идут ко дну, а другие победоносно плавают на поверхности.

Юный рыболов.

В тарелку или ведёрко выловить крышки по одному ложкой, а пролитую воду собрать губкой.

Коллекция крышек.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с рукотворными предметами – крышками, продемонстрировать их разнообразие по качеству, размеру, цвету, умение сортировать, классифицировать, рассказать о применении крышек в жизни человека.

ХОД: 1 вариант: Разложить на столе несколько крышек и рассмотреть их. Обратить внимание на то, что они разные. Назвать качества и свойства различных крышек (материал, из которого они сделаны, разная форма, цвет)2 вариант: Подумать и выложить групповую коллекцию «Крышечки». Периодически пополнять коллекцию новыми крышками, которые приносят из дома дети и воспитатели.3 вариант: Использовать крышки для заполнения круглых форм в образных картинках (пароход – элюминаторы, дым; поезд – колёса и т.д.)

4 вариант: Разложить в три отделения, по диагонали, в соответствии с чем-то, сравнение на глаз, по образцу.

Волшебный цветок.

ЦЕЛЬ : Называть цвета, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

ХОД: Дети получают кружочки разного цвета. Предложить составить из лепестков «волшебный цветок». В процессе игры уточнять, какие цвета получаются у детей.

Сокровища гномов.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики, точности движений пальцев, умения поочерёдно действовать правой и левой рукой. Материал: крышки, сухой бассейн.1 вариант: В бассейне прячутся мелкие игрушки, которые дети должны найти.2 вариант: Усложнить задание. Бусинки разного вида (цвета, размера, фактуры) закопать в крышки и надевать на нитку по определённой схеме.3 вариант: Искать сокровища можно не только в крышках, но и в песке, в гречневой крупе, горохе, пшене и т.д.

Смекалочка.

ЦЕЛЬ Занимательной книжки-игрушки помочь детям развить внимание, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать.

ХОД: Предложить выбрать картинку и в соответствии с заданием выложить рисунок крышками, ставя их на подходящее место.

Самая высокая башня.

ЦЕЛЬ: Грамотно подобранная цветовая гамма снимет у ребёнка напряжение, способствует познавательному развитию. Цветом можно играть, составлять башни разной высоты.

ХОД : Кто из детей поставит больше крышек друг на друга.

Игра в канапушки.

На картоне нарисованы два больших лица. На каждое положить по 20 крышек – это канапушки. Делать ходы и бросать кубик. Сколько очков выпадет, столько канапушек убирается с лица. Победитель: у кого первого не окажется канапушек.

Сделай орнамент из фигур.

ЦЕЛЬ : развивать творческое воображение.

ХОД: Можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур. Располагать фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно.

«Разноцветная мозаика».

Эту игру дети любят особенно, занимаются ею с интересом, могут подолгу играть с взрослыми и самостоятельно. На основе этой игры можно подбирать задания, как для детей младшего, так и старшего дошкольного возраста.

 Игра многофункциональна, проста в изготовлении, доступна каждому малышу и родителю. Состоит игра из разноцветных крышек от пластиков бутылок. В центре крышек с помощью шила сделаны отверстия. Кроме этого, понадобятся шнуры (основных цветов). Один конец шнура закрепляется в закрытом футлярчике, например от киндер-сюрприза (см. фото)

Варианты игровых заданий.

1. Выкладывание разных по цвету дорожек.

2. Выкладывание дорожек разной длины, ширины.

З. Выкладывание разноцветных дорожек с чередованием цвета крышек: для детей младшего возраста — чередование двух цветов;  для детей старшего дошкольного возраста — более сложные варианты из двух, трех и более цветов (например, 1 красная — 2 желтые — 1 синяя — 2 желтые — 1 красная — 2 желтые и тд. или 1 синяя — 1 синяя перевернута — 1 белая 1 белая перевернута и т. д.).

4. Найди такую же крышку как у меня.

5. Прокати крышку, например красного цвета.

6.Подуй и прокати.

7. «Найди свой домик», «Мамины помощники»: разложить крышки в коробочки соответствующего цвета. 8. Для младшего возраста: собирание башенок различной высоты одного цвета и разных по цвету.

Для детей старшего до школьного возраста:

• из 6 крышек составь З башни разной высоты;

• составь З башни красного, желтого и зеленого цвета так, чтобы желтая башня была выше красной, но ниже зеленой;

• красная башня выше желтой, а желтая выше зеленой — составь башни;

• составь башню из 4 крышек — красной, желтой, синей и зеленой, где красная крышка будет находиться не в самом верху, не в самом низу и не рядом с желтой; желтая — наверху, а синяя — между красной и желтой и т. п.

9. «Разноцветные бусы». Нанизывание мозаики на шнурочки. Варианты:

• собрать бусы одного цвета;

• собрать бусы, чередуя крышки по цвету.

10. «Разноцветный шнурочек». Нанизывание мозаики соответствующего цвета на шнурочек (желтая крышка — на желтый шнурок и т п.).

11. Выкладывание из шнуров и крышек простых геометрических фигур (круг, квадрат и пр.), в старшем возрасте — букв, цифр.

12. Выкладывание разноцветных ковриков, платочков. Игры «Сделай такой же», «Повтори узор», «Волшебный телевизор».

Варианты игры в старшем дошкольном возрасте:

• предъявить детям рисунок или схему на некоторое время, по истечении которого дети по памяти выкладывают изображение;

• выложить узор по словесному описанию (например, в правом верхнем и левом нижнем углу — красный цвет, в правом нижнем и левом верхнем— желтый, в центре — белый и т. п.):

• «Волшебный телевизор» показывает какое-либо изображение (узор), программа «переключается» (ребенок должен заметить изменения и внести их в свою «программу»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделки из пробок от пластиковых бутылок

Интересные поделки, которые сделаны из "бросового" материала...

Карточки для игр с крышками от пластиковых бутылок

Игры из бросового материала.  Задача детей выложить из крышечек соответствующего цвета картинку на карточке. Игра способствует закреплению знаний цветов, цифр, развитию фантазии, мелкой моторики ...

Картотека дидактических игр с крышками от пластиковых бутылок.

Картотека дидактических игр с крышками от пластиковых бутылок....

ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С КРЫШКАМИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК

Что чаще всего мы делаем с крышками, когда выпиваем напиток из бутылки? Выбрасываем вместе с тарой. И совершенно зря! Ведь это благодатный материал для развития наших детей. Достаточно проявить немног...

Дидактическая игра «Бусы из крышек от пластиковых бутылок»

Дидактическая игра «Бусы из крышек от пластиковых бутылок»Цель:- развитие мелкой моторики;- внимания;- усидчивости;- доброжелательного отношения друг к другу;Материал для игры: крышки...

Картотека дидактических игр с крышками от пластиковых бутылок для детей средней группы

Представляю вашему вниманию простые в изготовлении, но полезную для сенсорного развития малышей, игры!...

Познавательно-исследовательский проект «Сохрани планету-откажись от полиэтиленовых пакетов и пластиковых пакетов и пластиковых бутылок!» для детей от 4 до 5 лет

Познавательно-исследовательский проект «Сохрани планету-откажись от полиэтиленовых пакетов и пластиковых пакетов и пластиковых бутылок!» для детей от 4 до 5 лет...