Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Трубникова Светлана Александровна

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_1.docx427.88 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №104» г.о. Саранск

Обобщение опыта работы по теме:

«Обучение старших дошкольников приемам складывания бумаги в технике «Оригами», как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования»

http://wopc.ru/wp-content/uploads/2013/04/origami-23.jpg

   

                                                                Воспитатель:

                                                                     Трубникова С.А.

Саранск, 2015 г.

      Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных, что особо ценно для воспитателя и воспитанников логопедической группы.

       Актуальность:

     В настоящее время с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий.  Вопрос использования «Оригами» в развитии творческой  активности является актуальным на современном этапе развития

отечественной педагогики, однако, роль использования данной техники в развитии познавательной и творческой  активности дошкольников мало исследована, что и явилось мотивом к созданию проекта - программы дополнительного образования  «Волшебный квадратик - Оригами».

     Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие внимания, памяти, мышления, речевых функций, а также особо развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка.

      Оригами  позволяет развивать конструктивные   умения, самостоятельность,  художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Оно дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты. В процессе работы по оригами решаются  сложные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, знакомятся с геометрическими фигурами, получают виды треугольников, многоугольников,  легко ориентируются на листе бумаги,  учатся «читать» и  работать по схемам, используя условные обозначения. Развивается моторика пальцев рук, логика, воображение. Дети учатся творить.

      У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить следующие характерные проблемы.     При ограниченности речевого опыта  и несовершенстве речевых средств у детей с ОНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находиться.

     Существует значительное отставание в развитии психических процессов:   -  неустойчивость и быстрая истощаемость внимания;

- сниженный объем слуховой и зрительной памяти;

- несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.      

- бедность и нестойкость зрительных представлений. Отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.      

     Детям с ОНР свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации   понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле.

      У детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений. Известно, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтом при наличии у ребенка общего недоразвития речи  особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев.  

     Меня как педагога логопедической группы, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, совершенствования ручной моторики,  повышения эффективности обучаемости на основе творческого самовыражения.  Это побудило меня углубить работу по обучению детей оригами через работу в кружке «Волшебный квадратик».

     Практическая значимость работы состоит в том, что  данный вид деятельности могут внедрить педагоги дошкольных учреждений, работающие с детьми  ОНР, разработанные конспекты занятий помогут педагогам в работе дополнительных образовательных услуг по развитию мелкой моторики пальцев  рук.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становление опыта.

     Взвесив, какое значение  оказывает оригами на развитие ребенка, я учитывала, что основной вид деятельности - игра.   Поэтому обучать оригами нужно через игру. Именно в игре возникает необычное состояние души – вдохновение. Вдохновение возникает и при общении  с природой, музыкой, поэзией, сказками, а, главное – в творчестве. А ведь оригами – это и творчество! В этом состоянии повышается тонус, все получается точнее, мыслям «может не получиться», «я не смогу», «для меня это тудно»  просто нет места, поэтому страх отступает.  

     В игре и вдохновении рождается та неуемная активность, из-за которой малыш все хочет сделать сейчас, немедленно и обязательно сам. Когда человек трудится, он устает, игра же заставляет забыть про усталость, она не дает насыщения, а только вызывает новую жажду игры.

      Игра – это способ жизни ребенка, которая дает для развития больше, чем годы учебы. Отсутствие игры не может быть компенсировано ничем.

     Оригами - это творчество,   и ребенок должен «творить», играя без принуждения,  – вот  главная идея моей работы. Искусство оригами – интригующая загадка, которая манит ребенка к невероятным превращениям  обыкновенного листа бумаги.

     Это, даже не фокус – это чудо. В одном листке скрыты разные образы: традиционный кораблик, самолетик, шапка, птицы и рыбы…

      В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх «лестницы» творчества и делала этот подъем  захватывающи,  интересным.

Теоретическая база опыта.

    Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С.Макаренко, Т.С.Комарова и многие другие.

     В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют развитию познавательной активности, повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логическое мышление.      Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.      

     Положительный опыт использования оригами описан Е.Л. Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, микроориентировании, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, стимуляции творческих способностей.

     Специальная программа по ознакомлению детей с оригами в дошкольной педагогике не разработана. Поэтому, учитывая возраст детей, индивидуальные способности, укомплектованность группы, систему занятий мы разрабатывали самостоятельно, опираясь на следующие методические источники:

        И.А. Коротеев «Оригами для малышей».

        Т.Б.Сержантова «100 праздничных моделей оригами», «366 моделей оригами».

        В.В.Гончар «Модульные оригами».

        Т. Пресняков «Забавные фигуры».

        Рик Бич «Оригами».

        Елена Ступак «Оригами. Подарки к праздникам».

     Анализ литературы доказывает, овладение ребенком приемами техники «Оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста.

     Таким образом, вопрос использования «Оригами» в развитии познавательной и творческой активности является актуальным на современном этапе развития отечественной педагогики, однако роль использования данной техники в развитии познавательной и творческой активности дошкольников мало исследована, что и явилось мотивом к созданию проекта педагогической технологии.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

      Цель проекта: разработать проект педагогической технологии обучения приемам складывания бумаги в технике «Оригами», как средство развития познавательной и творческой активности у старших дошкольников с ОВЗ.
    Цель проекта конкретизируется в задачах:

1. Провести анализ методической и психолого-педагогической литературы по

проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через обучение их приемам техники «Оригами»;

2. Осуществить мониторинг развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;

3. Разработать проект педагогической технологии, направленный на развитие

познавательной  и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через обучение их приемам техники «Оригами» в рамках дополнительного образования;

4. Реализовать на практике проект, содержащий педагогическую технологию, направленную на развитие познавательной и творческой  активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ  через обучение их приемам техники «Оригами».
    В основу работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     оригами    выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

     Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения оригами с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6.Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с воспитателями  и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй.

В своём творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Данный проект разделён на три этапа:

Подготовительный этап

Оснащение образовательной предметно - развивающей среды

Успешность работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников через обучение приемам складывания бумаги в технике «Оригами» определяется не только разработанной технологией, выделением

ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды.

Примерный перечень наименований пособий и материалов для организации НОД.

Таблица

Обеспечение

Наименование

Кадровое

Педагог, владеющий техникой «Оригами».

Информационное

Методические пособия; Специальная литература для работы педагога с детьми; Материалы для детей: 1. Бумага разного цвета, необходимой фактуры. 2. Ножницы, цветные карандаши, фломастеры. 4. Наглядные пособия.

Материально- техническое

- кабинет для занятий; - интерактивное оборудование - материалы для работы; - картотека сказок, загадок, пооперационных карт, мнемотаблиц, алгоритмов выполнения работ в технике «Оригами»;

Методика мониторинга познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

С целью отслеживания результативности применения проекта технологии при работе со старшими дошкольниками по развитию познавательной активности были подобраны диагностические методики и определены показатели (Таблица).

Цель мониторинга: Изучить особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

1. Определить критерии и показатели уровней сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Выявить исходный уровень сформированности познавательной активности

у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить критериально-уровневую характеристику познавательной активности у старших дошкольников. Подбору диагностических методик предшествовало

четкое определение целей и задач, решаемых в процессе работы над проектом педагогической технологией.
 Критерии и показатели формирования познавательной активности у старших дошкольников

Таблица

Критерии

Показатели

Познавательный опыт, стремление к поиску неизвестного

- вопросы, направленные на познание искусства, техники «Оригами»; - наличие представлений об искусстве и технике «Оригами; - проявление интереса.

Выраженность познавательной потребности, соподчинение мотивов.

- реакция на новизну; - положительные эмоции; - предпочтение «Оригами» из всего разнообразия игрового материала.

Проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.

- стремление к самостоятельному выполнению работ в технике «Оригами» - наличие умений складывания бумаги в технике «Оригами»; - проявление желания и способности к творческому проявлению.

     На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

    Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и

могут проявлять отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают

познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа выполнения, в помощи взрослого.

    Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и способе ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к

воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

     Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, активности и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений

дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за выполненное задание.

Было обследовано 15 детей в возрасте 5-6 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья и посещающие логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи.

Задания методик изучения развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста направлены на выявление степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательной активности, ориентировочно познавательных действий.

Методика 1. «Мотивы умственной деятельности»

Цель: выявить доминирование мотива умственной деятельности дошкольников.

Оборудование: текст рассказа, 6 схематических картинок, соответствующих

содержанию текста и служащих опорой для запоминания.

Ход выполнения: Педагог зачитывает текст рассказа и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?

Обработка данных: ответы анализируются с учетом двух параметров:

1. предпочитаемое суждение;

2. обоснование ответа.

 Интерпретация осуществляется исходя из следующих мотивов:

3 балла (высокий уровень) познавательный мотив – интерес к процессу получения новых знаний;

2 балла – (средний уровень) игровой мотив – предпочтение игровой деятельности;

1 балл (низкий уровень) внешний мотив – требование взрослого, то есть ребенок занимается только потому, что его заставляют заниматься взрослые. Методика 2. «Определение мотивационного компонента»

Цель: выявить степень доминирования познавательного мотива ребенка. Оборудование: стол, на котором выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.

Ход выполнения: Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Обработка результатов: Выявляют степень доминирования познавательного или игрового мотива каждого ребенка.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку.

Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть.

 3 балла (высокий уровень) - ребенок предпочитает дослушать сказку до конца.

2 балла (средний уровень) – ребенок предпочитает поиграть.

1 балл (низкий уровень) – ребенок отвлекается на внешние мотивы.

Общее количество баллов – 18.

Методика 3. Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности. 

В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции на деятельность педагога: - двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить на поставленный педагогом вопрос, и это стремление выражается поднятием руки и удовлетворением со стороны педагога этого стремления).

При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом, которые мы обозначаем так: А1 – двусторонняя активность с правильным исходом, А2 – двусторонняя активность с неправильным исходом; - односторонняя активность (ребенок сам не проявляет инициативу, не поднимает руку, но его вызывает педагог и требует от него решения учебной задачи). Такая активность также может завершиться правильным или неправильным ответом и обозначается: В1 – односторонняя активность с правильным исходом, В2 – односторонняя активность с неправильным исходом; - активность на уровне микро группы (ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы). С - берет инициативу в свои руки, организует выполнение задания внутри группы; С2 – берет инициативу в свои руки и сам все выполняет, остальные члены группы наблюдают за его работой; С3 - ребенок выполняет действие, высказывает свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы, С4 – пытается уйти от работы внутри группы; - отклонения от процесса обучения. Отвлечение от занятия другими занятиями, разговором с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятии. Такие проявления фиксировались символом Д.

    Такая запись наблюдения велась на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность. Итоговая оценка результатов, полученных при помощи вышеперечисленных методик, предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественный анализ позволил нам выделить три уровня суммарных показателей:

8-9 баллов - высокий уровень развития познавательной активности;

5-7 баллов – средний уровень развития познавательной активности;

 4 баллов и ниже – низкий уровень развития познавательной активности. Результаты, полученных в ходе проведения вышеперечисленных методик были занесены в сравнительную таблицу, отражающие итоговый показатель детей.

Сравнительная таблица уровней развития познавательной активности у

старших дошкольников

Таблица

Критерии

Сентябрь 2014г

В

С

Н

Умственной деятельности

0%

47%

53%

Мотивационный компонент

0%

46%

54%

Проявление учебно-познавательной активности

0%

30%

70%

Уровень развития познавательной

активности

0%

39,6%

6 детей

60,4%

11 детей

    По полученным результатам видно, что на диагностическом этапе дети показали высокий процент низкого уровня развития познавательной активности. Эти дети не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции, не задавали вопросов познавательного характера; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа выполнения, в помощи взрослого.

    Дети, со средним уровнем развития познавательной активности испытывая трудности в решении задачи, не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

    Детей с высоким уровнем развития познавательной активности не выявлено.

     Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень развития познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью был разработан проект педагогической технологии на тему: «Обучение старших дошкольников приемам складывания бумаги в технике «Оригами», как средство развития познавательной и творческой активности».

Основной этап

      Знакомя детей искусству оригами, нам очень хотелось,  чтобы навыки  оригами  дети использовали в повседневной жизни, в игре.  В этом случае огромное значение имеет организация условий пространства в группе. Для этого в игровой комнате  я оборудовала уголок  с необходимым материалом: цветная бумага разного размера, карандаши, ножницы, пооперационные карты, схемы, книги с фотографиями  поделок.  В уголке для родителей помещала необходимую информацию для изучения этого искусства.  

      Очень важно регулярно рассматривать вместе с детьми  изготовленную поделку. А это мы делали регулярно, оборудовав полочку для выставок работ. При этом необходимо демонстрировать искреннюю  заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу  каждого ребенка, независимо от полученного результата. Работами нужно украшать  окружающею среду, дарить всем, чтобы ребенок чувствовал, что сделанная  им  поделка нужна всем.

Технология состоит из двух модулей: целевого и процессуально- деятельностного.

Целевой модуль

Цель: обучение приемам складывания бумаги в технике «Оригами», как средство развития познавательной и творческой активности старших дошкольников.

Задачи:

1. Ознакомление с искусством «Оригами», изучение элементарных базовых форм с углубленной проработкой отдельных тем;

2. Планирование образовательного процесса по обучению приемам складывания бумаги в технике «Оригами» с целью развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ.

Процессуально - деятельностный модуль

Этапы работы

1.Подготовительный этап – повышение интереса у старших дошкольников к искусству и технике «Оригами».

Методы: наглядно-словесные (показ, выполнение последовательности действий, беседа, объяснение, чтение и рассказывание сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций, картинок с использованием мультимедийного оборудования, рассматривание алгоритмов выполнения).

2.Основной этап – обучение старших дошкольников приемам складывания бумаги в технике «Оригами».

Методы: игровые, проблемно-поисковые, продуктивные (игровые и проблемные ситуации, широкое использование игр и упражнений; применение мнемотаблиц, схем выполнения работ; инсценировка сказок с игрушками, сделанными в технике «Оригами»; детальное изучение каждой базовой формы, домашнее задание - работа с родителями - презентации, рекомендации, советы, индивидуальные беседы, выступление на родительских собраниях.

3.Заключительный этап – изготовление игрушек для малышей, самостоятельное изготовление всех базовых форм в технике «Оригами»; проведение развлечений; оформление выставок; составление альбома выполненных работ.

    Главная задача – дать возможность сформировать умение по выполнению базовых форм разной сложности, чтобы при их выполнении у детей не возникало ни каких затруднений.

     Конечным результатом обучения считается умение выполнять складывание из бумаги в технике «Оригами» используя разнообразные базовые формы. Это умение позволит повысить развитие познавательной активности, разовьет у детей способность действовать "в уме", предугадывать схему выполнения, будет возможен перенос этой способности на другой материал.

    Анализ результативности

    Чтобы удостовериться в эффективности разработанной педагогической технологии, в конце года был проведен мониторинг с использованием диагностических заданий по выявлению познавательной активности у старших дошкольников. Количественный анализ уровней развития познавательной активности у старших дошкольников представлен в таблице.

Критерии

Сентябрь 2014г

В

С

Н

Умственной деятельности

72%

28%

0%

Мотивационный компонент

83%

17%

0%

Проявление учебно-познавательной активности

63%

37%

0%

Уровень развития познавательной

активности

72,6%

11 детей

27,4%

4 ребенка

0

      Данные таблицы демонстрируют положительную динамику в развитии воспитанников. Дети научились проявлять положительные эмоции в процессе деятельности; отмечается наличие у детей вопросов поискового, познавательного характера, видна эмоциональная вовлеченность ребенка в

процесс создания образа, длительность и устойчивость интереса к решению

поисковых задач, проявление инициативности, самостоятельности, интереса

и желания решать познавательные задачи.

     По результатам, которые показали дети на конец года видно, что данный проект является оптимальной организационной формой проведения занятий по обучению приемам складывания бумаги в технике «Оригами» для развития детей, их познавательной активности.

     В ходе реализации данного проекта мы не использовали особых трудностей, так как работа осуществлялась системно, последовательно, учитывая особенности детей с ОВЗ.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Хотелось бы отметить необходимые условия эффективной организации непосредственно- образовательной деятельности, способствующие развитию познавательной активности старших дошкольников с ОВЗ:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность организована таким, образом чтобы каждый ребенок мог почувствовать свою успешность;
  2. Преобладающей формой организации образовательного процесса являются: игровые ситуации, задания, упражнения;
  3.  Широкое привлечение на занятиях сказок используемых при обучении приемам складывания бумаги в технике «Оригами»;
  4. Использование на занятиях элементов театрализации;
  5. Создание на занятиях проблемных ситуаций, игровых моментов, пооперационных карт, алгоритмов, использование мнемотаблиц, самостоятельное составление мнемотаблиц детьми.
  6. Все занятия носят занимательный характер.

 Таким образом, проект – програма «Обучение приемам складывания бумаги в технике «Оригами», как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» является эффективным средством развития познавательной и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, способствует эффективной подготовке детей к школьному обучению, а также может являться методическим руководством для педагогов при осуществлении дополнительной образовательной услуги.

Приложение

http://www.zonar.info/sites/default/files/users/ZoNar/zai/zai_16.jpg

Тема. Весёлые зайчата.

Цели.

Учить детей создавать сказочный образ, применяя технику оригами;

совершенствовать умения детей в работе с бумагой;

развивать умение оживлять образ, дополняя его мелкими деталями;

продолжать воспитывать интерес к сказочным персонажам;

создать положительный эмоциональный фон.

Предварительная работа.

Слушание песенки "Три весёлых зайчика"; разучивание танцевальных движений под эту песню; заучивание стихов и потешек о зайчиках.

Материал.

Для каждого ребёнка: схема; бумажные квадраты (10Х10 см); фигурки : лиса, волк, медведь, выполненные в технике оригами.

Ход занятия.

Звучит песенка " Три весёлых зайчика", дети танцуют.

1. Три весёлых зайчика прыгали в лесу.

На опушке встретили рыжую лису.

Припев: Зайка Петя, зайка Федя, зайка Филиппок

От лисички рыженькой прыг да скок.

2. Три весёлых зайчика сели на пенёк.

Вдруг, откуда не возьмись появился волк.

Припев: Зайка Петя, зайка Федя, зайка Филиппок

От серого зубастого прыг да скок.

3. Три весёлых зайчика стали дружно петь.

Неуклюже, невпопад стал реветь медведь.

Припев: Зайка Петя, зайка Федя, зайка Филиппок

От ревущего медведя прыг да скок.

Воспитатель. - Очень приятный, милый и содержательный танец! Этим танцем вы рассказали о приключениях зайчат. Вы запомнили имена зайчиков? ( Дети называют.)

Воспитатель. - Кого зайчики встретили на опушке леса? ( Лису. Воспитатель выставляет фигурку оригами лисы.)

Воспитатель. - Кто появился, когда зайчата сели на пенёк? ( Волк. Выставляется фигурка волка.)

Воспитатель. - А кто подпевал песню зайчикам? ( Медведь. Выставляется фигурка медведя.)

Воспитатель. - Дети, из какого материала сделаны эти фигурки? ( Из бумаги.)

Воспитатель. - Каким способом они сделаны? ( Способом оригами.)

Воспитатель. - А кого из участников нашей истории здесь нет? ( Зайчиков )

Воспитатель. - Я предлагаю вам сейчас смастерить зайчат, и тогда мы сможем ещё раз рассказать их историю, но уже с помощью настольного театра. Согласны? ( Да.)

Дети конструируют зайчиков по схеме и словесной инсрукции воспитателя.

Воспитатель.- Какие замечательные зайчики получились! Мы покажем малышам наш настольный театр и придумаем сказку, героями которой станут эти зайки. А сейчас я попрошу вас вспомнить и рассказать о зайчиках стихи и потешки.

Дети по очереди демонстрируют свои поделки и рассказывают стихи и потешки.


Тематический план работы в старшей логопедической группе

Сентябрь  

Знакомство с оригами. Знакомим с условными и приёмами. Учим складывать.

Познакомить  детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.                                                                                                 Используя базовую форму «книжечка» , изготовить дом.

Октябрь

Базовая форма «Треугольник» Щенок. Стаканчик. Котенок. Зайчонок.

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Ноябрь

Базовая форма «Воздушный змей» Сова. Лебедь. Рыба. Осел.

Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя.

Декабрь

Базовая форма «Двойной треугольник» Ёлка. Новогодняя звезда. Ёлочная звезда. Сапожок для подарков

Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).

Январь

Базовая форма «Дверь»

Мышь. Поросенок. Автомобиль. Тюлень.

Познакомить детей с новой базовой формой «дверь».учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.

Февраль

Базовая форма «Блин».                     Шапочка (пилотка). Шапочка с козырьком. Корона. Коробочка.

Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Март

Базовая форма «Двойной треугольник». Тюльпан. Настенная сумочка. Прыгающая лягушка. Летучая мышь.

Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать

заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.

Апрель

Базовая форма «Двойной треугольник». Ракета. Самолет. Лодка. Ходячий гномик

Учить создавать тематические работы на основе базовой формы «двойной треугольник»

Май

Базовая форма «Треугольник». Цветок. Змей. Истребитель. Лодка.

Учить детей сворачивать  бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

Музейная педагогика, как средство развития познавательной и творческой активности дошольников

   Детство-это пора веселых игр и ярких впечатлений, через знакомство с окружающим миром и, конечно же, время интенсивного развития. Перед нами взрослыми стоит вопрос, как организоват...

«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «п...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Интерактивные игры как средство повышения познавательной и творческой активности детей 2 – 3 лет».

Повышение  у педагогов интереса к использованию интерактивных игр   в учебно-воспитательном процессе;Расширить  познания в области овладения ИКТ через использование мультимедийной ...

" Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников"

Проект развивает самостоятельную  и познавательную деятельность детей;развивает  познавательную сферы, расширяет кругозор....

Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»

В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...