Музейная педагогика, как средство развития познавательной и творческой активности дошольников
статья (старшая группа) на тему

Малышева Любовь Ивановна

     Детство-это пора веселых игр и ярких впечатлений, через знакомство с окружающим миром и, конечно же, время интенсивного развития. Перед нами взрослыми стоит вопрос, как организовать процесс гармоничного развития ребенка в соответствии ФГОС дошкольного образования.

Одно из основных положений современной концепции развития образования состоит в том, что образование рассматривается как процесс формирования творчески активной личности.

Известно, что дети в силу своих возрастных особенностей приобретают знания и опыт только в тесном контакте с предметным миром. Приобретение такого опыта станет более глубоким с помощью использования Музейной педагогики как средства.

Музейная педагогика помогает решать задачи дошкольного образования:

-Формирование системы ценностей ребенка.

-Приобщение к историческому, культурному, природному наследию.

-Познавательному, творческому, эмоциональному развитию.

-Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса.

Н.А. Рыжова считает , музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является познавательно- речевое развитие детей, именно поэтому в свою педагогическую работу мы внедряем различные образовательные технологии в частности Музейную педагогику. Работа по музейной педагогике ведется по двум направлениям:

I направление – Сотрудничество детского сада и краеведческого музея нашего села. Наш Краеведческий музей помогает обогащать детей знаниями о жизни людей нашего села, его настоящим и историческим прошлым, с культурными традициями русского и хакасского народа, с самоотверженным трудом шахтеров и работников сельского хозяйства и героями Великой Отечественной войны. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (познавательную, продуктивную, речевую, художественно- творческую).

II направление - Создание и использование мини –музеев в детском саду.

В детском саду в рамках проекта «Музей идет в детский сад!» были созданы групповые мини-музеи : «Игрушки- забавы», «Музей куклы», «Музей коры», «Музей книги».

Нашей группой был представлении мини-музей «Мишка - Мишенька - Медведь».

Почему именно медведь? С давних лет для большинства детей плюшевый медвежонок- это лучший друг, надёжно хранящий доверенные ему тайны и мечты. Медведь часто встречается в народных сказках, ситах, рассказах. О нем сложено много мифов и легенд, изображение медведей можно встретить на гербах многих городов мира.

Медведь является символом русского леса.

Детские психологи говорят: «Мишка, как символ счастливого детства пробуждает в детях любовь к живой природе и воспитывает человечность».

Целью создания нашего музея является расширение представлений детей о медведе, как объекте живой природы, через познавательно- исследовательскую деятельность.

Музей органично вписывается в интерьер группы и содержит разделы, расположенные в различных частях групповой комнаты.

-В галереи собраны картины художников (Чарушина, Шишкина) с изображением медведей в природе.

-Фото галерея «Медведи бывают разные» знакомит детей с различными видами медведей и их средой обитания.

-В разделе «Игрушки медведи» представленные экспонаты находятся в свободном доступе для детей, которые используются ими для различных видов игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, режесерских игр). Игрушки-экспонаты можно использовать для классификации «Из чего сделаны?», «Виды медведей», «Современные игрушки и старинные».

-Одним из разделов мини- музея является АРТ-студия «Умелые ручки». Она была создана с целью оформления экспонатов музея. Все экспонаты данной коллекции это результат совместной работы детей и взрослых. Работа над выполнением экспонатов позволила ознакомить с различными изобразительными техниками: аппликацией, тестопластикой, квилингом, оригами и др.

-В разделе «Мишуткина библиотека» представлена подборка художественной и познавательной литературы о медведях.

Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika_doklad.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников.

     Детство-это пора веселых игр и ярких впечатлений, через знакомство с окружающим миром и, конечно же, время интенсивного развития. Перед нами взрослыми стоит вопрос, как организовать процесс гармоничного развития ребенка в соответствии ФГОС дошкольного образования.

Одно из основных положений современной концепции развития образования состоит в том, что образование рассматривается как процесс формирования творчески активной личности.

Известно, что дети в силу своих возрастных особенностей приобретают знания и опыт только в тесном контакте с предметным миром. Приобретение такого опыта станет более глубоким с помощью использования Музейной педагогики как средства.

Музейная педагогика помогает решать задачи дошкольного образования:

-Формирование системы ценностей ребенка.

-Приобщение к историческому, культурному, природному наследию.

-Познавательному, творческому, эмоциональному развитию.

-Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса.

Н.А. Рыжова считает , музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является познавательно- речевое развитие детей, именно поэтому в свою педагогическую работу мы внедряем различные образовательные технологии в частности Музейную педагогику. Работа по музейной педагогике ведется по двум направлениям:

I направление – Сотрудничество детского сада и краеведческого музея нашего села. Наш Краеведческий музей помогает обогащать детей знаниями о жизни людей нашего села, его настоящим и историческим прошлым, с культурными традициями русского и хакасского народа, с самоотверженным трудом шахтеров и работников сельского хозяйства и героями Великой Отечественной войны. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (познавательную, продуктивную, речевую, художественно- творческую).

II направление - Создание и использование мини –музеев в детском саду.

В детском саду в рамках проекта «Музей идет в детский сад!» были созданы групповые мини-музеи : «Игрушки- забавы», «Музей куклы», «Музей коры», «Музей книги».

Нашей группой был представлении мини-музей «Мишка - Мишенька - Медведь».

Почему именно медведь? С давних лет для большинства детей плюшевый медвежонок- это лучший друг, надёжно хранящий доверенные ему тайны и мечты. Медведь часто встречается в народных сказках, ситах, рассказах. О нем сложено много мифов и легенд, изображение медведей можно встретить на гербах многих городов мира.

Медведь является символом русского леса.

Детские психологи говорят: «Мишка, как символ счастливого детства пробуждает в детях любовь к живой природе и воспитывает человечность».

Целью создания нашего музея является расширение представлений детей о медведе, как объекте живой природы, через познавательно- исследовательскую деятельность.

Музей органично вписывается в интерьер группы и содержит разделы, расположенные в различных частях групповой комнаты.

-В галереи собраны картины художников (Чарушина, Шишкина) с изображением медведей в природе.

-Фото галерея «Медведи бывают разные» знакомит детей с различными видами медведей и их средой обитания.

-В разделе «Игрушки медведи» представленные экспонаты находятся в свободном доступе для детей, которые используются ими для различных видов игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, режесерских игр). Игрушки-экспонаты можно использовать для классификации «Из чего сделаны?», «Виды медведей», «Современные игрушки и старинные».

-Одним из разделов мини- музея является АРТ-студия «Умелые ручки». Она была создана с целью оформления экспонатов музея. Все экспонаты данной коллекции это результат совместной работы детей и взрослых. Работа над выполнением экспонатов позволила ознакомить с различными изобразительными техниками: аппликацией, тестопластикой, квилингом, оригами и др.

-В разделе «Машуткина библиотека» представлена подборка художественной и познавательной литературы о медведях.

Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «п...

проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"

педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...

" Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников"

Проект развивает самостоятельную  и познавательную деятельность детей;развивает  познавательную сферы, расширяет кругозор....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Музейная педагогика как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.Ф. ДзериМузейная педагогика… Сег...