Музейная педагогика как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Аткач Анна Александровна

Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Почему музейная педагогика стала нынче так востребована?

Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Чем раньше как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства (водить в музеи, играть в богатырей и рыцарей, складывать мозаику по русским былинам и сказкам, тем естественнее и органичнее у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой наставником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_metodicheskaya_tema.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Музейная педагогика как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

I. Введение.

 

Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Почему музейная педагогика стала нынче так востребована?

Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Чем раньше как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства (водить в музеи, играть в богатырей и рыцарей, складывать мозаику по русским былинам и сказкам, тем естественнее и органичнее у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой наставником.

И здесь на помощь приходит музейная педагогика. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить путешествие по земному шару, «заглянуть» в гости к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни…

Педагог, организуя различные виды деятельности, расширяет, уточняет и обогащает представления детей о предметах быта. Расширяет представления детей о процессе создания предметов быта, их истории (прошлом, настоящем, будущем). Расширяет представление о предметах быта как творении человеческой мысли. Вызывает чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур., экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. А для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей к восприятию экспонируемых в нем ценностей.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в маленьком провинциальном поселке, где нет музеев. Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т.к. дети еще «малы», по мнению родителей.

Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

 

Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.

 

Задачи:

- изучить теоретические основы музейной педагогики;

- охарактеризовать особенности организации мини-музеев в ДОУ;

- систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

 

В опыте описана работа по созданию мини-музеев в ГБДОУ № 75, разработана модель проектной деятельности, как эффективной формы взаимодействия педагогов и родителей, подготовлено несколько проектов, представлены сценарии конкурсов, семинаров, практикумов, консультаций для педагогов и родителей, авторские конспекты занятий-экскурсий, что представляет интерес для педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.

 

II. Организация музейной педагогики в ДОУ

 

2.1 Теоретические основы музейной педагогики.

Слово "музей" происходит от греческого слова museion. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.

Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей-образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее:

- каждое посещение музея должно иметь определенную цель;

- необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;

- при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших дошкольников, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

- выявление творческих способностей детей;

- расширение представлений о содержании музейной культуры;

- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, викторины, дидактические игры, творческие задания. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые в дошкольном учреждении, а также праздники, театральные постановки и т.п.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

 

2.2. Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

- кратковременность экскурсий;

- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

- доступность;

- наглядность;

- содержательность;

- гуманизм;

- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Цель создания мини-музея ГБДОУ № 75: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и родителей к музейному искусству.

2.3 Этапы организации работы по созданию мини - музеев ГБДОУ № 75. Всю работу по созданию мини-музеев мы разделили на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

На этом этапе в методическом кабинете была организована выставка методической литературы на тему «Музейная педагогика».

Старшим воспитателем подготовлена консультация для педагогов «Организация мини-музеев в ДОУ».

Педагоги познакомились с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л.С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Ж.Пиаже, М.Монтессори, а также ученых-музееведов А.В.Бакушинского, Е.В. Волковой и др.:

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.

4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).

С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ГБДОУ № 75 Красносельского района г. Санкт -Петербурга. Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выяснилось, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группах:

1) выбор темы мини-музея

2) определение места размещения мини-музея

3) планирование экспозиций

4) выбор дизайна оформления мини-музея

5) подбор экспонатов

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.

Создав творческую группу педагогов, которые курировали работу по созданию мини-музеев, и разработав критерии оценивания смотра-конкурса «Мини-музей ДОУ» был объявлен смотр-конкурс музейных экспозиций.

Критерий - оценка экспозиции мини-музея:

1. Оптимальность выбора места расположения мини-музея

2. Сочетание оформления и расположения мини-музея с интерьером группы

3. Эстетика оформления экспозиции

4. Соответствие содержания экспозиции названию мини-музея

5. Оригинальность оформления визитной карточки мини-музея

6. Целесообразность, разнообразие экспонатов

7. Участие родителей в создании мини-музея

8. Участие детей в создании музея.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

Работа на этом этапе строилась в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

1.Выбор темы мини-музея.

В нашем детском саду организованы мини-музеи различной тематики: «Наш город Санкт-Петербург», «Осенняя мозаика», «Выставка одного экспоната», «Новогодняя сказка», «Музей кукол», «Музей матрешки» (декоративно – прикладное искусство), «Патриотический мини-музей «9 Мая», «Этот волшебный мир математики», «Город из камня», «Скульптуры малых форм», «Цветы», «Этот волшебный мир литературы», и др.
Тематика мини-музеев нашего ДОУ направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов нашего края, с историческими и памятными местами. Мини-музеи способствуют развитию речи; формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.

2. Определение места размещения мини-музея.

Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников. В каждой группе воспитатели вместе с детьми определили место, где будет размещаться мини-музей.

3. Планирование экспозиций

Мини-музеи в ДОУ располагают постоянными и сменными экспозициями. Экспозиции представлены по разным основаниям, например: по тематике, по материалу, по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации; установления взаимозависимостей («От семечка до плода»). На базе мини-музеев стали организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс - экспозиции». Например, в мини музее «Хлеб всему голова» были организованы такие экспресс-экспозиции: «Проращивание зерен», «Почему хлеб пушистый».

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с узкими специалистами (инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем), воспитателями, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев, их содержания.

5. Подбор экспонатов.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы: - партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. За 3 года работы по данному направлению педагогами нашего ДОУ совместно с воспитанниками и их родителями были созданы разнообразные коллекции, все они в последствие стали экспонатами и были представлены в экспозициях наших мини-музеев.

Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах мини-музея, которые подарили именно они!

6. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.

Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, дидактические игры и творческие задания, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами.

9. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

Воспитатели разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок, оформили тематические альбомы по темам мини-музеев. (Приложение).

10. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

Педагогами ДОУ были разработаны этапы организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приемы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Вся работа по организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений. Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекла воспитателей, она обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

На этом этапе прошли презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представили визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространили по группам и вручили родителям. Презентации проходили в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами являлись дети и воспитатели. В ходе экскурсий детям давались творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Презентации проходили в разное время в течение дня, поэтому желающие могли ознакомиться с экспозициями мини-музеев других групп.

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям было рекомендовано посетить с детьми действующие музеи и выставки нашего района.

В настоящих музеях трогать руками экспонаты нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.

Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются воспитателями на занятиях познавательного цикла, при организации игровой и экспериментальной деятельности. Игры музейного содержания по формированию художественной культуры:

- игры-развлечения («Достопримечательности нашего поселка Прогресс, Новокубанского района», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука» и т.д.)

- игры путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар», «Путешествие на Луноходе»).

- интеллектуально – творческие игры («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»).

- игры – эстетические упражнения («Закрась поднос», «Закончи узор»);

- заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.).

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (игры-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большого внимания заслуживает идея подготовки юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Определенное место в данной работе занимает самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. В рамках ФГОС решение образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини-музеев должна быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Мини-музеи - это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем: создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых тем для ребенка.

В мини - музеях организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В наших музеях имеются атрибуты к ролевым играм, дидактическим, играм-драматизациям. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогают специально оформленные конверты, задания на стендах, кроссворды и пр. Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, общения.

Дети посещают музей систематически, они его хорошо знают, ориентируются в нем свободно, но экспозиции музея не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием.

Мини-музеи стали для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Гостей каждого мини-музея встречают всем известные герои – веселый Колобок, кукла Маша, инопланетянин Кеша. На сегодняшний день в наших мини-музеях собраны картины художников, художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок по тематике. Собраны различные коллекции. Разработаны тематические экскурсии.

Хочется сразу оговориться, что как только дети начинают посещать музей, носителем знаний становится экскурсовод. Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих товарищей, для детей младших групп, родителей и гостей.

Содержание экскурсий для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.

Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым, самостоятельно провести эксперимент.

Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей

В прозе:

1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.

2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.

3. Стараться рассмотреть даже мелкие детали.

4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.

Возможно в стихах:

Мы пришли в музей и вот встретил нас ЭКСКУРСОВОД.

Он здесь – главный - помни это и прислушайся к совету:

Экскурсовода не перебивай, от своей группы не отставай.

Вопросы задавай не сразу, а дождись конца рассказа.

Не все экспонаты трогай руками, смотри на некоторые глазами.

Постарайся побольше узнать, чтоб другим про музей рассказать.

Мы считаем, что создание мини-музеев, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;

- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.

III Методика организованной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:

1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

3.. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

6. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...

Мастер-класс «Создание лэпбука - уникальный способ развитие социально-личностных, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации....

Тема самообразования «Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - ритмической деятельности»

Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего  дошкольного возраста является движение под музыку.         На танцевальных занятиях д...

Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром

В условиях ФГОС ДО особенную значимость приобретает развитие творческих способностей и творческих качеств у наших воспитанников. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача пед...

РМО «Развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования»

Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение современных технологий...

Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – аба...