Инновационный проект "Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников"
проект (старшая группа) на тему

Надежда Георгиевна Мозговая

Инновационный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования  Тимашевский район

Инновационный проект

«Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников».

                                                               

                                                           

                                                           Мозговая  Надежда  Георгиевна

г. Тимашевск

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема инновационного проекта:

«Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников».

Автор:     Мозговая Надежда Георгиевна, воспитатель МБДОУ д/с № 8

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Тимашевск, Краснодарского края.

Руководитель МБДОУ № 8:   Беляева Анна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Цель: развитие познавательной активности дошкольников, как необходимого компонента психологической готовности к школе, средствами музейной  педагогики.  

Задачи проекта:

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта;

2) Создать культурно-пространственное и методическое обеспечение внедрения музейной педагогики в образовательный процесс.

3) Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников и творческого потенциала всех участников проекта.

Ожидаемый результат:

1. Повышение  уровня познавательной активности дошкольников;

2. Создание мини-музея в ДОУ и методического обеспечения (конспекты занятий).

3. Создание творческой атмосферы для всех участников воспитательно-образовательного процесса, способствующей профессиональному росту, развитию творчества.

Основная проблема, ее актуальность.

        Познавательная активность - один из необходимых компонентов психологической готовности ребенка к школе. Умение связно и последовательно выражать свои мысли, делать выводы, умозаключения, опыт самостоятельной деятельности  при решении личностно значимых проблем способность к поиску знаний - ключевые   компетенции  будущего школьника. Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.        

        Данная проблема позволила сформулировать тему проекта: «Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников».

Музейная наука накопила достаточно обширный эмпирический и теоретический материал, что является аргументированной предпосылкой анализа использования опыта музеев в образовательном процессе. Музейная педагогика сегодняшнего дня обладает достаточным потенциалом для использования разнообразных форм и методов обучения в музее и, что особенно актуально, для развития познавательной  активности учащегося.

Содержание и структура инновационного проекта. 

1. Характеристика психолого-педагогических и методических положений.

Методологическую основу и теоретическую базу данного проекта составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова; К.Д. Ушинского, концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной).  Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова), как состояние готовности к познавательной деятельности (Т.М. Землянухина), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина).

        Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. По мнению А.И. Савинкова, интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательной активности во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Огромное значение для этого процесса имеет грамотно построенная деятельность педагога.

        Непосредственная познавательная активность -  любознательность. Это генетически ранняя форма познавательной активности дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре» Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

        Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности. Таким образом, особенности развития познавательной активности дошкольников состоят в том, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

2. Содержание музейной педагогики как наиболее эффективного решения проблемы проекта.

        Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательному развитию дошкольников.

     По мнению Н.А. Рыжовой использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

       Взаимодействие с музеем города способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Городской  музей обогащает детей знаниями о жизни населения нашей местности, об истории и культуре нашего края, его настоящем и историческом прошлом, расширяет представления о культурных традициях города, профессиях горожан.

        Несмотря на огромную познавательную направленность городского музея в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают, доступны детскому восприятию и пониманию. В дошкольном учреждении мини-музей организуется с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентирован на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников, делает жизнь всех участников образовательного процесса более насыщенной и интересной, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

        4)     Практическая значимость.

- Широкое использование ИКТ и Интернет - ресурсов: «виртуальные» экскурсии, с помощью которых дошкольник может «оказаться» в любом музее мира, слайд-шоу и видеофильмы.

- Создание продукции, отражающей содержание музея: буклеты, иллюстрации, консультации для воспитателей по теме музея.

- Использование активных форм  самостоятельной и совместной познавательно–практической деятельности: поисковая деятельность, коллекционирование, познавательные посиделки, создание коллажей, интервьюирование, викторины, «минутки любования», экскурсионные дни.

- Разработка алгоритма деятельности педагога, содействующей развитию познавательной активности ребенка.

- Возможность использования в широкой педагогической практике методических разработок по музейной педагогике.

 - Возможность использования проекта как части образовательной программы, отражающей специфику  ДОУ в условиях введения ФГОС.

В данный момент наш проект находиться на экспериментальном этапе.

Список использованной литературы

1.        Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326.

2.        Ванслова. Е.  Градусник самоуважения / Елена Ванслова // Мир музея. - 2005. - № 8. - С. 46.

3.         Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

4.        Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. ІІІ. - 366 с.

5.        Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.

6.        Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. - М.: АПН СССР, 1986. - С. 96 - 106.

7.         Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.

8.        Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицын // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19.

9.         Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников] / В.Б.Голицын// Советская педагогика, 1991.- № 3.- С.22.

10.        Коркунова М. М.  Музейная педагогика / М. М. Коркунова [и др. ] // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 50-57.

11.        Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду/ Наталья Рыжова, Лариса Логинова, Алла Данюкова. - Москва : Линка-Пресс, 2008. - 256 с.

12.        Мы входим в мир прекрасного : эксперимент. музейно-пед. программа "Здравствуй, музей!" (для детей дошкольного возраста) / Гос. Русский музей; Сев.-Зап. отд. Рос. Акад. Образования. - М. : Гос. Русский музей, 1995.  

13.         Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003.



                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...