«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кузьминова Лариса Евгеньевна

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchastok_dou_derevya.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

«Деревья на участке нашего детского сада»

Исследовательско – творческий проект,

групповой, среднесрочный.

Автор:воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 комбинированного вида г. Североморска

Кузьминова Лариса Евгеньевна


Исследовательско – творческий проект, среднесрочный, групповой.

Старший дошкольный возраст.

 «Деревья на участке нашего детского сада»

Актуальность темы: Понятие национально – региональный компонент очень обширное и включает в себя много направлений работы с детьми. Это и ознакомление с природой, социальный мир и своеобразие национально – культурной среды, экологические отношения человека и природы ближайшего окружения – Кольского Заполярья. Знакомя ребенка с природой Родного края, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного (1 стр.3)

Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.

Проект «Деревья участка нашего детского сада»

Автор проекта: Кузьминова Л.Е

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 г. Североморск

Участники проекта:  воспитатели; дети старшей группы «Улыбка», родители музыкальный работник, инструктор по физкультуре.

Вид проекта:  Среднесрочный, исследовательско - творческий, групповой.

Сроки реализации: с 15.09.11г. по 15.12.11г.

Проблема: хотим узнать, «Какие породы деревьев растут на участке нашего детского сада?»

Цель проекта

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.

Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.

Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.

Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Формы и методы реализации проекта

работа на занятиях;

рисование на природе (на песке, на снегу, рисование с натуры);

наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

индивидуальная работа с детьми;

рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;

чтение художественной литературы о природе;

утренние беседы;

работа в книжном уголке;

тематические выставки работ;

посещение музеев и выставок, библиотек;

дни творчества;

тематические праздники;

взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

Расширится кругозор детей о растительном мире Кольского полуострова.

Дети смогут использовать схемы для составления загадок, модели для обозначения условий для роста растений.

Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.

Этапы проведения проекта:

1этап – подготовительный:

Диагностика знаний детей по теме проекта (приложение7)

Выявление мнения родителей (Приложение 8)

Подготовка развивающей среды (приложение 2)

Составление плана проекта (приложение1)

2 этап – практический

Работа с детьми (приложение 3)

Работа с педагогами

Взаимодействие с родителями

3 этап – итоговый

Диагностирование детей

Анкетирование родителей

Выставки

Создание гербариев

Формы и методы реализации проекта:

. работа на занятиях;

рисование на природе ( на песке, на снегу, рисование с натуры);

наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

индивидуальная работа с детьми;

рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;

чтение художественной литературы о природе;

утренние беседы;

работа в книжном уголке;

тематические выставки;

посещение музеев и выставок, библиотек;

дни творчества;

тематические праздники;

взаимодействие с семьей.

Выводы

По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях Кольского севера повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению у них познавательного интереса.

Ресурсное обеспечение проекта

Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д.

Подборка художественной литературы.

Материал для художественного творчества.

Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.

Фильмы о природе Кольского Севера.


Приложение.

1.Этапы проведения проекта

«Какие деревья растут на участке нашего детского сада?»



Этапы проекта


Участники

1.

Подготовительный этап

1.

Диагностика знаний детей, с занесением полученной информации в таблицу.

Диагностика по теме: «Какие деревья ты знаешь?»

Воспитатели

2.

Изучение методической литературы

Воспитатели

3.

Фокус - группа с родителями о цели проекта

Воспитатели

4.

Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы

Воспитатели

5.

Консультации в родительский уголок:

«Игры с детьми на прогулке».

«Учите детей видеть красоту природы».

«Сезонные изменения в природе».

Воспитатели

2

Практический этап

1.

1.

Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение  на протяжении проекта

«Дедушка Дерево» Э Машковская

 «Рябина покраснела», «Осинке холодно» М. Пришвин

«Осень» Г. Скребицкий

«Ива» А. Фет

 «Рябина» И. Суриков

Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.

Без вербы – не весна.

Береза не угроза: где стоит, там шумит.

Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.

Деревья скоро сажают, да не скоро плоды едят.


Воспитатели и родители

2.

2.

Занятия:

Заучивание стихотворения А. Толстого “Осень”

Составление описательных рассказов о деревьях

Рисование «Осеннее дерево»

Воспитатели и дети

3.

4.

Опыты:

«Распускание веток при различных условиях»;

Беседа:

«Почему у нас на участке не растет дуб?»

Воспитатели и дети

4.

5.

Дидактические игры:

«Узнай по описанию»;

«Четвёртый лишний»;

«Собери дерево»

«Бывает – не бывает»;

«От какого дерева листок»;

«Времена года».

Воспитатели и дети

5.

6.

Составление загадок с использованием символов 

« Отгадай дерево»

Воспитатели и дети

6.

Сбор листьев для гербариев

Дети, родители, воспитатели

7

Экскурсия в парк им. Сафонова,

Пешеходные прогулки по улицам города.

Наблюдения за деревьями.

Воспитатели

8.

Музыкальные тематические праздники

Музыкальный руководитель

9.

Физкультурные тематические занятия

Инструктор по физкультуре

3

Итоговый этап

1.

1.

Итоговая мультимедийная презентация «Деревья на участке нашего детского сада»

Воспитатели

2.

2.

Мультимедийная презентация, «Какие деревья растут на участке нашего детского сада»

Воспитатели,  дети

3.

Составление гербариев

Родители, дети

4.

Выставка «Осенняя сказка»

Воспитатели, родители, дети


2.Предметно – развивающая среда


3.Работа с детьми

Работа

Образовательная область

форма

тема

Место проведения

количество

Познание

Наблюдения

«За деревьями»,

«Какие листья на деревьях».

«Рассмотрим кору».

«Как расположены ветки у разных пород деревьев»


Участок ДОУ

систематически

Занятие

«Растительный мир Кольского полуострова»

Группа

По плану

Дидактические игры

«Узнай дерево»,

«Собери дерево»,

«От какого дерева листок?»,

«Узнай по описанию»,

«Чем отличаются и чем похожи деревья?»

«Загадай загадку»

Группа, участок ДОУ

систематически

Рассматривание альбомов, фотографий

«Деревья».

«Природа Севера»

группа

систематически

Экскурсии, пешие прогулки

По улицам города, в парк им. Сафонова

город

1 раз в неделю

Коммуникация

Пересказ рассказа

Г. Скребицкий «Осень»

группа

По плану

Составление описательных рассказов

«Опиши дерево», «Опиши листок»

Группа, участок ДОУ

По плану

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений

А. Толстой «Осень»

группа

По плану

Чтение  стихов, загадок, рассказов

М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет»,

О. Зыкова «Береза», «Осина», И. Суриков «Рябина», Э. Мошковская «Дедушка Дерево»

группа

По плану

Рассматривание иллюстраций

группа

По плану

Художественное творчество

Рисование, аппликация, лепка.

«Рисуем пейзаж», «Осеннее дерево», «Разноцветные листочки», «Пластилиновое дерево», «Белая береза»

группа

По плану

Рассматривание репродукций пейзажей

И. Шишкин. «Зима»

И. Грабарь. «Зимний пейзаж», «Роскошный иней», «Февральская лазурь»

К. Юон. «Мартовское солнце»

И.Левитан. «Золотая осень»

В. Поленов. «Золотая осень»

Л. Бродская. «Золотая осень»

И. Грабарь. «Ясный осенний вечер».

группа

По плану

Социализация

Посещение выставок

Городской выставочный зал

декабрь

Музыка

Тематические праздники

Осенний праздник

Музыкальный зал

октябрь



Физкультура

Занятия, пешие прогулки

Включение игр по теме

Участок детского сада.

По плану


4.Опыт: «Распускание веток».

Где быстрее распустятся листочки

Ветки рябины

Ветки ивы


1.


В светлом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

1.

В темном месте

Появились листочки светло – зеленого цвета за 10 дней

Появились листочки светло – зеленого цвета за 12 дней

2

В теплом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

2

В холодном месте

Не появились листочки

Не появились листочки

3

В воде

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

3

Без воды

Не появились листочки

Не появились листочки

Дети ежедневно наблюдают за ветками и отмечают в календаре наблюдений изменения.

Вывод: чтобы  на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло.  Но листочки маленькие и все равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни.


5.Пословицы и поговорки о деревьях

Без вербы – не весна.

Береза не угроза: где стоит, там шумит.

Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.

Деревья скоро сажают, да не скоро плоды едят

Потешки , песенки.

Береза моя, березонька

Береза моя белая,

Береза моя кудрявая!

Стоишь, ты березонька,

Стоишь ты, кудрявая,

Посередь долинушки;

На тебе, березонька, листья зеленые;

Под тобой, березонька, трава шелковая.

-Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

- Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

солнцем вызрела.

 

Плачет ивушки, осинки:

Осень листья рвет с ветвей.

У сосенки не слезинки –

Платье зелено на ней!

Латышская народная песенка.


Диагностика знаний детей о деревьях.

Начало проекта:15. 09. 2011

Конец проекта:15.12.2011

Уровень знаний

Начало проекта

Конец проекта

примечание

1

высокий

____

____

8 чел.

24%

2

средний

15 чел

72%

13чел.

62%

3

низкий

6 чел.

28%

2 чел

8%

Дети находились в отпуске.

 Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Кольского Севера, повышению познавательного интереса.

Календарь наблюдений за погодой

Календарь настольный

Развивающие дидактические игры

Предметно – развивающая среда в группе

Деревья на участке ДОУ

Альбомы о природе, фотоальбомы

Художественная литература о природе

Материал для художественной деятельности

энциклопедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО в сельском детском саду»

Вашему вниманию предлагается Программа Самосовершенствования педагога    «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации...

Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму»...

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» для детей среднего дошкольного возраста

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»для детей среднего дошкольного возраста...

Проект на тему «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»

Актуальность проектаСовременное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что ...

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»  в подготовительной к школе группе.С...

Проект на тему: "Развитие познавательной активности:технического мышления и моделирования в детском саду" "Юные модельеры и инженеры"

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизирован...