Проект на тему «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Гришаева Лилия Ришатовна

Актуальность проекта

Современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что же такое техническое мышление? Приведу определение из учебника по истории и философии науки и техники под редакцией Г. И. Малых и В. Е. Осипова: «Техническое мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».

Что может быть общего между техническим мышлением и детьми дошкольного возраста?

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОО, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. А это и поиск одаренных, гениальных детей, и целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.

По мнению многих родителей нередко занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму. А между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Задача педагога подвести  детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

Изучив различные методики и технологии, меня заинтересовал метод моделирования, который является сравнительно новым, не только в педагогике, но и в психологи.

Метод моделирования привлекает внимание потому, что он интересен детям, так как предполагает экспериментирование, конструирование, работу с техническими средствами, игру. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной ситуации. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.

С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Цель проекта: создание условий для развития у детей познавательных интересов, технического мышления, творческого подхода, используя, в том числе, моделирование и конструирование через занимательный материал в ходе организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта

Образовательные:

1. Формировать у детей систему знаний об окружающем мире;

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ.

3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности.

Развивающие:

1. Развитие важных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, речи, памяти, внимания, эмоциональности и т.д.;

2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;

3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;

4. Развитие коммуникативных навыков; технического мышления.

Воспитывающие:

1. Воспитывать добрые чувства, доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, любопытство, любознательность.

2. Воспитывать уважение и любовь к труду, к созиданию - созданию чего-либо нового; уверенность в себе и собственных силах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_po_konstr.docx83.46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\Грамоты, Дипломы\Проект март2020 1лист.jpg

Проект «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»

Актуальность проекта

Современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что же такое техническое мышление? Приведу определение из учебника по истории и философии науки и техники под редакцией Г. И. Малых и В. Е. Осипова: «Техническое мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».

Что может быть общего между техническим мышлением и детьми дошкольного возраста?

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОО, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. А это и поиск одаренных, гениальных детей, и целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.

По мнению многих родителей нередко занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму. А между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Задача педагога подвести  детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

Изучив различные методики и технологии, меня заинтересовал метод моделирования, который является сравнительно новым, не только в педагогике, но и в психологи.

Метод моделирования привлекает внимание потому, что он интересен детям, так как предполагает экспериментирование, конструирование, работу с техническими средствами, игру. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной ситуации. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.

С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Цель проекта: создание условий для развития у детей познавательных интересов, технического мышления, творческого подхода, используя, в том числе, моделирование и конструирование через занимательный материал в ходе организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта

Образовательные:

1. Формировать у детей систему знаний об окружающем мире;

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ.

3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности.

Развивающие:

1. Развитие важных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, речи, памяти, внимания, эмоциональности и т.д.;

2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;

3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;

4. Развитие коммуникативных навыков; технического мышления.

Воспитывающие:

1. Воспитывать добрые чувства, доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, любопытство, любознательность.

2. Воспитывать уважение и любовь к труду, к созиданию - созданию чего-либо нового; уверенность в себе и собственных силах.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 10.03.2020г. по 27.03.2020г.)

Участники проекта: педагоги, дети.

Этапы реализации проекта

Этап подготовительный:

- анализ предметной среды группы;

- беседа с детьми;

- формулирование целей и задач проекта;

- подбор и изучение литературы по теме проекта.

Основной этап:

- создание в группе условий для реализации проекта;

- деятельность в соответствии с планом проекта;

Итоговый этап:

1. Демонстрация продукта проектно-исследовательской деятельности;

2. Обсуждение в группе результатов исследовательской работы. Заслушивание рассказов детей о проделанной работе, своих впечатлениях

3. Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

 

Планируемый результат проекта (дети должны уметь/знать):

1. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.);

2. Имеют представление об окружающем мире;

3. Проявляют логическое мышление;

4. Понимают, что любой технически сложный объект состоит из более простых элементов.

5. Имеют простейшие навыки  конструирования, моделирования согласно схеме и без схемы, используя собственную фантазию и воображение.

6. Проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.

Перспективное планирование

Вторник, 10.03

1. Заучивание стихотворения «Строитель».

2. Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умствен-ном развитии ребенка».

Среда, 11.03

1.Рассматривание и обсуждение изображений и макетов исторических зданий и сооружений, памятников архитектуры России.

2.Дидактическая игра «У кого выше?» Цель: упражнять в сравнении полосок- «домов» по высоте, отражать в речи результат сравнения.

Четверг, 12.03

1.Аппликация

«Терем»

Цель: продолжать учить резать бумагу по линиям; развивать точность и координацию движений, воспитывать интерес к русской народной культуре и зодчеству.

2.Спортивные игры

«Кто быстрее построит башню»

Цель: развивать скорость, ловкость, двигательные навыки; дети делятся на 2 команды, наперегонки строят каждая на своем стуле башню из заданного числа элементов конструктора.

Пятница, 13.03

Рисование

«Кремлевская башня»

Цель: продолжать учить детей переда-вать особенности изображаемого пред-мета, используя цветные карандаши. Закреплять умение самостоятельно доводить предмет до нужного образа; воспитывать интерес к русской архитектуре.

Понедельник, 16.03

1.Беседа по теме недели «Военная техника. Военные профессии»

Цель: знакомство детей с военными профессиями и военной техникой; расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину; воспитывать гордость за нашу Родину.        

2. Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»

Вторник, 17.03

1.Заучивание стихотворения «Конструктор»

2.Самостоятельные игры с различными видами конструкторов

Среда, 18.03

Рассматривание и обсуждение изображений военной техники; отечественных и зарубежных танков.

Четверг, 19.03

Конструирование

«Танк»

Цель: продолжать знакомить детей с конструированием; создавать модель танка из картонных втулок, бумаги, гу-бок, трубочек и клея; предложить украсить модели фломастерами.

Пятница, 20.03

Моделирование

Создание модели детской комнаты внутри картонной коробки

Цель: развивать техническое мышление, пространственное во-ображение, поддерживать творческий подход и инициативу детей.

Понедельник, 23.03

ФЦКМ

«Кирпичная стена»

Цель: знакомить на примере игрового набора со строительными атрибута-ми: с кирпичами (в миниатюре), ма-стерком, аналогом цементной смеси.

Вторник, 24.03

ОБЖ «Правила поведения вблизи строящихся объектов»

Цель: объяснить детям, чем строительные объекты опасны для прохожих, какие меры безопасности необходимо соблюдать, проходя мимо них.

Среда, 25.03

Конструирование «Собачка» (вечерняя деятельность)

Цель: учить детей складывать из полукруга конус для основания собаки; учиться из пластилина круглой формы делать вытянутую форму – яйцо; учиться склеивать две одинаковой формы заготовки; развивать мелкую моторику размазывая пластилин на бумаге.

Четверг, 26.03

Подвижная игра «Строимся в паровозик»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве, ловкость и быстроту, упражнять в беге.

Пятница, 27.03

Конструирование «Танк» (итоговое занятие)

Цель: учить делать танк по образцу, анализировать образец постройки, различать и называть строительные детали; способствовать проявлению творчества, самостоятельности.

Конструирование «Танк» (итоговое занятие)

Цель: учить делать танк по образцу, анализировать образец постройки, различать и называть строительные детали; способствовать проявлению творчества, самостоятельности.

        Материалы: две губки, трубочка,  прямоугольник из бумаги 2на4 см., зубочистка,  заранее вырезанные кружочки из основания губки,  клей ПВА, кисть, пластилин, образец поделки танка, игрушечные модели танков, иллюстрации различных танков.

        Ход занятия.

Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут (танк)

Что такое танк? (ответы детей) Правильно ребята, это боевая, большая машина. А как вы думаете где делают танки? (На заводе, в мастерской). Как вы думаете, как называются люди, которые их создают? Ребята, а вы хотите побывать в роли главных инженеров? Для этого нам нужно, закрыть крепко глаза и посчитать до трех. Посмотрите, ребята мы очутились в настоящей мастерской. Только здесь нужно выполнять все по правилам и не нарушать их. Не шуметь и внимательно слушать. Для того, чтобы начать работу, нам необходимо размяться.

Физкультминутка:

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори.

        Ребята, а теперь пройдите пожалуйста в нашу мастерскую и садитесь за столы.

Давайте рассмотрим, из каких строительных деталей состоит танк?

(гусеница, башня, пушка, колеса для гусеницы)

Посмотрите на образец, что нужно будет сделать с этими деталями, чтобы у нас получился танк? (соединить их между собой, склеить)

Что находится сверху? (башня,  дуло, флажок);

Из какого материала выполнены башня, дуло (из кусочка губки и трубочки);

Из чего сделаны гусенницы (из основания губки) ;

Из чего сделан флажок (из бумаги и зубочистки).

        Изготовление танка.

Предложить взять маленькую губку, воткнуть в неё трубочку спереди, на кончик налепить кусочек пластилина;

Взять большую губку и при помощи клея приклеить кружочки по бокам (гусенницы);

Первую заготовку обильно намазать клеем и соединить со второй заготовкой;

Прямоугольник из бумаги разукрасить в триколор, согнуть пополам, намазать клеем, на сгиб положить зубочистку и аккуратно склеить;

Воткнуть флажок посередине башни.

Танк готов.

Итог: Ребята, получилось ли у нас побывать в мастерской по изготовлению танков? Получился ли у вас танк такой, как на образце? Из каких деталей состоит танк? Как вы думаете, интересная работа у инженеров, конструкторов, которые создают настоящие танки? Что вам особенно понравилось сегодня на занятии? Спасибо ребята, вы все большие молодцы и настоящие конструкторы!

Список литературы

1.        Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.

2.        Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина.– М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Мамаева О.А. Мастерим с детьми. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

4. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью LEGO-конструктора «ПОСТРОЙ-КА»

        Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (с...

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» для детей среднего дошкольного возраста

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»для детей среднего дошкольного возраста...

Отчет по проектной деятельности в подготовительной к школе группе по третьей годовой задаче «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» Тема проекта: «Фантазируем, творим, конструируем»

В ходе реализации проекта  дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психо...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»  в подготовительной к школе группе.С...

Проект на тему: "Развитие познавательной активности:технического мышления и моделирования в детском саду" "Юные модельеры и инженеры"

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизирован...

Проектная деятельность в подготовительной группе «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)

Проектная деятельность в подготовительной группе  «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)...