Проектная деятельность в подготовительной группе «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Фургина Альмира Рафкатовна

Проектная деятельность в подготовительной группе  «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Алмира Мутэллидзе\Tracing\Downloads\Новый документ 2020-03-26 10.37.06 (2).jpg

Тема проекта: «Фантазируем, творим, конструируем»

Вид проекта: краткосрочный, познавательно-творческий

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительно-проектировочный;

2 этап – практический;

3 этап – обобщающий.

Срок реализации проекта: 3 недели (10.03.2020 – 31.03.2020.)

Участники проекта: воспитатели,  дети, родители

Актуальность проекта: Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам предстоит:

решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться;

использовать технологии, которые еще не созданы;

работать по профессиям, которых пока нет;

На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующие навыки работы с инновационными программируемыми устройствами.

Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования и робототехники.

Конструирование — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.

Цель проекта:

Развитие творческих конструктивно-инженерных способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные: Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую  личность ребенка.

  • Способствовать развитию конструкторских, инженерных навыков.

Развивающие: Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, творчество.

  • Способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, начатое дело доводить до конца.

Воспитательные: Воспитывать интерес к различным видам конструирования.

  • Привлечь родителей и других членов семей к совместному с дошкольниками конструированию из разнообразного материала

Предполагаемый результат проекта:

В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:

  • создание условий для подготовки развития предпосылок универсальных учебных действий через конструирование;
  • развитие у воспитанников устойчивого интереса к конструированию с разной бумагой, природным материалом, бросовым материалом в различной технике;
  • развитие мелкой моторики кистей рук, умение использовать схемы, чертежи, работать в паре и в коллективе;
  • формирование конструктивных умений и навыков, появление желания фантазировать, творить, конструировать;
  • повышение родительской, детской, педагогической компетентности в вопросах конструирования из разного материала.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, умственного развития, но и развитие творческих конструктивно-инженерных способностей у детей.

Содержание проекта:

Этапы проекта:

  1. Подготовительный. 

1.Подобрать художественную и методическую литературу по конструированию.

2.Подготовить схемы, выкройки.

3.Собрать материала.

4. Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь.

2.Практический.

3.Обобщающий.

Формы организации

образовательной деятельности

 

«Юный инженер»

1 неделя с 10.03.-13.03.2020г.

Дни недели

Формы организационной деятельности

Задачи

Понедельник

Лаборатория «Познайка»

1.Беседа «Какой конструктор нам известен?»

ФЦКМ

«Профессии на стройке»

Д/игра «Архитектор»

С/р  игра « Лего-город»

Формирование конструктивных умений и навыков, появление желания фантазировать, творить, конструировать

Уточнять и расширять знания детей о доме и его частях;

познакомить детей с понятиями: многоэтажный, кирпичный, панельный, деревянный;

уточнить и расширить знания детей о профессиях работающих на стройке.

Воспитывать бережное отношение к труду людей;

Развивать умение создавать план постройки.

Продолжать учить детей заранее обдумывать характер будущей по- стройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей; развивать творческую инициативу.

 

Вторник

«Школа мышления»

Среда

«Творческая мастерская»

Четверг

«Мир моих фантазий»

Пятница

«Забавные механизмы»

ОБЖ

Беседа «Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО-конструированию»

ЧХЛ

Сказка про страну Лего (знакомство с Лего и его историей)

Просмотр  презентации «Труд людей на стройке»

Рассматривание иллюстраций различных зданий, космических кораблей.

Коммуникативная деятельность.

Развитие речи.

Составление рассказа «Из окна из окна наша улица видна»; Составление рассказа по фотографии из группового альбома «Достопримечательности нашего поселка»          

Изобразительная деятельность Аппликация «Дома на нашей улице»

Конструирование  Город Лего (знакомство с видами деталей, игры с деталями)

 

 

Изобразительная  деятельность. Рисование «Труд на стройке»

   

 ЧХЛ. Чтение произведений: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалкова «Кем быть?»,

Д/игра «Захотим и полетим»

С/р игра

«Город будущего»

ООД.

Знакомство с элементами ландшафтного дизайна.

Центр конструирования: игры с различными видами конструкторов

(по замыслу)

Повторить с детьми правила работы с конструктором, названия деталей и способов их крепления. Развитие коммуникативных умений, познавательного интереса.

Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике. Активизировать внимание.

Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни.    

Знакомство с профессией архитектора, инженера - Формирование представлений о труде архитектора, инженера-конструктора. Развивать познавательный интерес к труду и продуктам труда данных профессий.

Выявить общее представление о том, как, где и с какими материалами работает архитектор. Вызвать желание узнать о профессии больше. Развивать связную речь.

Закреплять представления детей о форме и частях здания

Дать детям знания о названиях деталей Лего- конструктора и способы крепления, (кирпичик, пластина, горка, покатая горка, кронштейн, куполообразный кирпичик) , активизировать внимание, память. Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать желание помогать  друг другу.

Продолжать знакомить детей со способами изображения человека; продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции;

Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.

Закрепить полученные умения и навыки в работе с конструктором. Развивать воображение и фантазию, умение работать в коллективе. Формировать умение строить самостоятельно внутренний план действий.

Способствовать развитию конструкторских умений и творческого воображения.

Рассказать, чем занимается архитектор по ландшафту после того, как построены дома. Рассмотреть картину «В архитектурной мастерской» Познакомить со словом «Проект», «Макет». Рассмотреть, из чего может быть создана красота ландшафта: оформление цветочных газонов скульптурные композиции фонтаны парки скверик                                        

Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. Дать возможность самостоятельно собрать модель из выбранного конструктора и презентовать его в группе.


2 неделя

«Бумажная фантазия»

16.03.-20.03.2020г.

Дни недели

Формы организационной деятельности

Задачи

Понедельник

«Такая разная –страна бумажная»

Беседа с детьми: «Какая бывает бумага?»

ФЦКМ «Волшебница бумага»

Познакомить с историей возникновения бумаги, закрепить знания детей о бумаге, ее разнообразии, об использовании человеком.

Расширять представления о свойствах и видах бумаги. продолжать развивать интерес детей к познанию окружающего мира, логическое мышление, фантазию, воображение.

Вторник

«Мы –друзья природы!»

Дид. игры:

«Кто больше назовет предметов из бумаги»

ОБЖ «Огонь-враг бумаги»

С/р игра «Мебельная фабрика»

Конструирование из бумаги «Мебель своими руками»

ЧХЛ

 Суханов А. С. "Сказка о листке бумаги"

Сказка о бумажной балерине. Автор: Д. Новак

Развивать воображение, словарный запас.

 Повторить с детьми основные правила безопасного поведения на улице, в быту;  формировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить;  дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности; развивающие: - развивать логическое мышление, наблюдательность; воспитательные: - воспитывать ответственное поведение в быту, осторожность, умение отвечать за свои поступки.

Учить детей передавать игровые действия в соответствии с сюжетом игры. Развивать творческие способности, воображение, желание доводить свою работу до конца.

Развивать творческие способности, закрепить умение делать выкройку кубической коробочки.

Развивать память, связную речь.

Среда

«Творческая лаборатория»

Коммуникативная деятельность.

Развитие речи

«Бумажная сказка»

Изобразительная деятельность.

Оригами

«Пароход»

С/р игра «Экскурсия на бумажную фабрику»

Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей  в художественно- речевой и театрализованной деятельности.

Создание условий для изготовления детьми «кораблика» в технике оригами. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.

Вызвать у детей интерес к творческим играм, уточнить знания о бумаге,

ее видах, обогатить их жизненный

опыт, получить радость от

совместных игр.

Четверг

«Юные дизайнеры»

Изобразительная

деятельность

Рисование.

«Укрась мебель»

Словесная игра

«Загадки о бумажных предметах»

Развивать самостоятельность, творческую инициативу, воображение.

 Развивать логическое мышление с помощью загадок.

Пятница

Знатоки

Викторина

«Что ты знаешь о бумаге?»

Закрепить знания об изобретении бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность, внимание. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, воспитывать бережное отношение к природе.


3 неделя

«Чудеса из ничего»

23.03.-27.03.2020г.

Дни недели

Формы организационной деятельности

Задачи

Понедельник

«Мир окружающих предметов»

Беседа с детьми   «Какой бывает природный материал и бросовый материал?

ФЦКМ

«Вторая жизнь мусора: изготовление поделок из бросового материала»

Д/игра «Хорошо-плохо»

С/р  игра 

«Путешествие на параходе»

Научить детей на примере творческих работ, как можно использовать упаковочные отходы в целях бережного отношения к окружающей среде. Дать представление о природном и бросовом материале. Учить отличать природный материал от бросового. Развивать образное мышление.

Формирование представлений детей, что такое мусор. Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.  Подведение детей к поднимаю того, что бросовый материал  (мусор) можно использовать для создания поделок, вещей (предметов),  полезных человеку.

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов.

Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.

Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта. Воспитывать у детей любознательность. Прививать уважение к труду взрослых. Помогать детям усвоить моральные нормы- правила поведения при путешествиях. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Вторник

«Познаем, исследуем, творим»

Среда

«Поучительные истории не выброшенных вещей»

Четверг

«Умелые руки не знают скуки»

Экспериментирование

«Свойства пластмассы»

Пластмасс на службе у человека».

ОБЖ

«Правила техники безопасности при работе с различными природными  и бросовыми материалами»

 

Конструирование Тема «Птицы на полянке»

Коммуникативная деятельность.

Развитие речи.

Составление творческих рассказов детей на тему «Поучительные истории не выброшенных вещей» (напр., «Путешествие пакета из-под молока», «История консервной банки», «Жила-была лампочка» и т.д.

Ручной труд

«Сказочные герои»

Д/игра «Где прячутся опасности»

Театрализованная деятельность с использованием игрушек -самоделок

Д/игра «Творческая мозаика»

Д/игра «Лото асоциаций»

Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Рассматривание изображения конструкций из пластиковых труб, водопроводов.

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить с их сигналами опасности (животных, растений – цвет, шипы, колючки, звуки, рога и т.д.). Убедить детей в необходимости соблюдения мер предосторожности.

Обучение детей изготовлению игрушки – птицы из бросового материала (киндер – футляр).Развитие глазомера, укрепление мелких мышц рук (складывание бумаги «гармошкой» (крылья, хвост).Формирование эстетического вкуса. Вызвать радостное настроение т проделанной работы.

Способствовать развитию умения составлять рассказ на заданную тему, правильному пониманию задания; развивать творческое воображение; привлекать родителей к совместному «придумыванию» рассказов, их художественному оформлению.

.

Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними; развивать умение создавать художественные образы;

   Закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.          

                                                                 

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа. Развивать речевую активность и эмоциональную выразительность речи . Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, вызывать чувство радости, удовлетворения от совместного творчества.

Закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, об основных цветах;

формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать память, мыслительные операции.

Развивать внимание, память, кругозор, продолжать знакомить с окружающим миром.  

Пятница

«Великие открытия»

    Итоговое занятие по проекту «Фантазируем, творим, конструируем «Приключения в Легостране»

   (Итоговый этап)

 Цель: развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.

Задачи:

Развивающие:

Развивать зрительное и пространственное восприятие; развивать наглядно-действенное мышление.

Обучающие: активизировать внимание, направленное на продолжение рисунка постройки;  способствовать  умению осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части; передавать характерные особенности постройки, опираясь на схему. Закрепить умение детей строить по образцу.

3.Итоги проекта.

1.Выставка поделок

2.Фотоотчёт

3.Мастер класс для родителей и детей «Фантазируем ,творим, конструируем»»

4.Анкетирование родителей


Литература

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги»-СПб.:Регата, Издательский Дом «Литера», 2014.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю.»Уроки оригами в школе и дома». Изательство «Аким»,2014.
  3. Белякова О.В. «Волшебная бумага или бумажные фокусы».
  4. Ильин И.С. Ильин С.Д. «100 лучших моделей оригами»-М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2016.
  5. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников»-СПб.:Детство-пресс,2013.
  6. Соколова С.В. «Школа оригами. Аппликация и мозаика» М.: Изд-во Эксмо; СПб.:Валерии СПД, 2013.
  7. Шайдурова Н.В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» М:ООО «ТЦ Сфера»,2012.
  8. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала» М: Мозайка- Синтез», 2014.
  9. Фешина Е.Ф. «Лего-конструирование в детском саду» М: ООО «ТЦ Сфера», 2012.
  10. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов» М: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
  11. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» М: ООО «ТЦ Сфера», 2012.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»


1.Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей
в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;
в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным
условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания,
воображения?
3. Насколько важны, по Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чём заключается их важность?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития
конструктивных навыков детей?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие виды конструирования Вы знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с
ребёнком?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9.В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей
конструктивных навыков? Насколько она полезна для Вас?
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
в) я не обращаю внимание;
г) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
д) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
е) наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития
конструктивных навыков Вашего ребёнка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________


Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью LEGO-конструктора «ПОСТРОЙ-КА»

        Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (с...

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» для детей среднего дошкольного возраста

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»для детей среднего дошкольного возраста...

Проект на тему «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»

Актуальность проектаСовременное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что ...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»

Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»  в подготовительной к школе группе.С...

Проект на тему: "Развитие познавательной активности:технического мышления и моделирования в детском саду" "Юные модельеры и инженеры"

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизирован...