Развитие конструкторских способностей (работа по схемам)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Горчакова Наталья Леонидовна

Конструирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

23

Тема: «Развитие конструкторских способностей» (работа  по схемам).

Цели:

  1. Учить видеть особенности жилой конструкции, сравнивать здания разных эпох и народов.
  2. Закреплять способность устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением, самостоятельно определять  относительную величину отдельных частей.
  3. Развивать умение сооружать разнообразные постройки из строительного материала с опорой на схемы и  фотографии, развивать внимание, образное мышление, память, речь, воображение.
  4. Воспитывать трудолюбие и взаимопонимание.

Оборудование: наборы крупного строительного материала для работы в подгруппах, основные геометрические формы строительного материала для игры «Называйка»: кубик, кирпичик, цилиндр, призма, конус, брусок, пластина.

Ход занятия

Слайд 1:

Звучит песенка Григория Гладкова на слова Эдуарда Успенского «Что нам стоит дом построить»

- Давным– давно, когда ещё не было на свете вас, ваших родителей, бабушек и дедушек, наши предки научились строить дома. С этого всё и началось. Предлагаю отправиться в путешествие и  узнать об этом более подробно. На пути следования запоминайте, что новое узнаете, новые слова.

Итак, наше путешествие начинается!

- Знаете ли вы, какие были у человека самые первые дома? (пещеры и шалаши)

Слайд 2:

- Как вы думаете, кто строил пещеры? (природа)

- А шалаш? (шалаш – дело рук человека)

Слайд 3:

- Позднее появились и другие дома, у каждого народа свой (иглу, юрта, дом-лодка, дом на дереве,  сакля, шатёр, хижина, вигвам).

(Информация для педагога:

- Иглу на Аляске собирают из ледяных или снежных блоков, потому что других строительных материалов не хватает, а снега полным – полно. Дом имеет куполообразную форму, а вход в иглу обязательно ниже уровня пола, чтобы тепло не выходило.

- Жилище индейцев вигвам напоминает шалаш. Длинные стволы деревьев связываются толстыми концами вверх и покрываются шкурами животных. Вигвам легко собирается и разбирается, легко переносится, а ещё может использоваться как носилки.

- Юрта – жилище степных народов. Состоит она из стволов деревьев которые обтягиваются войлоком, а сверху перевязываются яркими ленточками.

- Таиландский дом – лодка. На обычной лодке устанавливается дом из деревянных досок, а крыша покрывается либо бамбуком, либо пальмовыми ветвями. В постройке такого дома тайландцы не используют гвозди.

- В Новой Гвинее дом строится на кронах деревьев. Стены, полы, лестницы – всё из бамбука, а крыша из его листьев. Дом в 40 метрах от земли спасает жителей от опасностей на земле.

- Грузинская сакля – это надёжная крепость в случае опасности. Строится она на горных склонах из камня. Кирпича или глины.

- Бедуины из Аравийской пустыни по сей день живут в шатрах, напоминающих палатку. Основа шатра шьётся из прочной чёрной ткани, которая не пропускает дождь.

- Хижина в джунглях сделана из соломы. Купольная крыша покрывается пальмовыми листьями. В таком доме может жить несколько семей.)

- А как вы думаете, с чего начинается строительство дома?

Слайд 4:

- Прежде чем приступить к работе, чертится план или рисунок – чертёж по которому строители видят как будет выглядеть будущий дом и по нему уже строят здание.

Такими чертежами пользуются и на заводах, где строят самолёты, машины, корабли. Их тоже сначала рисуют, вычерчивают на бумаге, чтобы знать из чего и как их строят.

Слайд 5:

- Я приглашаю вас в фантастическом городе, где обитают люди всех времён и народов, а,  кроме того, герои многих сказок?

Повнимательнее рассмотрите картинку и догадайтесь:

- Где живёт рыцарь? ( 1 - в замке)  

- А где живёт русская царевна? (2 - в тереме)

- А где живёт Джек, который построил дом, в котором пшеница в тёмном чулане хранитца, которую часто ворует синица? (3 – английский дом)

- В каком доме живёт японка? (4 )

- А из какого дома вышел погулять мальчик на роликах? (5 – современный дом)

Слайд 6:

- Коту в Сапогах тоже повезло: в одном из домов он получил квартиру, но на радостях забыл спросить адрес дома. Помогите найти по чертежу его дом, если по форме он похож на самолёт.

- А домик бабушки Красной Шапочки расположен на острове. Подумайте, как девочке до него добраться, если ни плавать, ни летать она не умеет? (необходим мост)

Физминутка: Давайте построим мостик.

Слайд 7:

- Люди,  которые проектируют здания, называются – архитекторы.

Приглашаю вас побывать в роли архитекторов.

Для начала необходимо запомнить названия всех деталей строительного набора геометрических тел: куб, кирпичик, цилиндр, призма, конус.

 Для этого сыграем в игру «Называйка» (дети стоят в кругу, взрослый раздаёт у них за спиной 5 – 6  деталей  строительного материала. Пока звучит музыка, дети за спиной передают детали из рук в руки. Как только музыка прекращается, тот у кого окажется деталь должен её назвать.

Слайд 8:

- А теперь проверим какие вы внимательные. Будучи архитекторами – проектировщиками будущих зданий нельзя ошибиться даже в малом, иначе здание может рухнуть.

Игра «Строители»

- Рассмотрите рисунки. Скажите, что надо дорисовать к каждому из них, чтобы все башни были одинаковыми?

Слайд 9:

- А теперь попробуете собрать разные объекты из строительного материала. Разобьёмся на группы. Группы займут места за рабочими столиками и соберут объекты указанные на карточках – схемах.

Слайд 10:

- А теперь усложним задание. Вам будут предложена фотография здания, которое необходимо воспроизвести имеющимся строительным материалом.

(по окончании работы проводится рассматривание полученных объектов, анализ, выводы)

Итог:

- Что нового вы узнали во время занятия?

- Какие новые слова запомнили?

В свободное от занятий время нарисуйте дом, в котором вам бы хотелось жить.

 

Слайдовая презентация к занятию 23



Предварительный просмотр:

23

Тема: «Развитие конструкторских способностей» (работа  по схемам).

Цели:

  1. Способствовать умению видеть особенности жилой конструкции, сравнивать здания разных эпох и народов.
  2. Закреплять способность устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением, самостоятельно определять  относительную величину отдельных частей.
  3. Развивать умение сооружать разнообразные постройки из строительного материала с опорой на схемы и  фотографии, развивать внимание, образное мышление, память, речь, воображение.
  4. Воспитывать трудолюбие и взаимопонимание.

Оборудование: наборы крупного строительного материала для работы в подгруппах, основные геометрические формы строительного материала для игры «Называйка»: кубик, кирпичик, цилиндр, призма, конус, брусок, пластина.

Ход занятия

Слайд 1:

Звучит песенка Григория Гладкова на слова Эдуарда Успенского «Что нам стоит дом построить»

- Давным– давно, когда ещё не было на свете вас, ваших родителей, бабушек и дедушек, наши предки научились строить дома. С этого всё и началось. Предлагаю отправиться в путешествие и  узнать об этом более подробно. На пути следования запоминайте, что новое узнаете, новые слова.

Итак, наше путешествие начинается!

- Знаете ли вы, какие были у человека самые первые дома? (пещеры и шалаши)

Слайд 2:

- Как вы думаете, кто строил пещеры? (природа)

- А шалаш? (шалаш – дело рук человека)

Слайд 3:

- Позднее появились и другие дома, у каждого народа свой (иглу, юрта, дом-лодка, дом на дереве,  сакля, шатёр, хижина, вигвам).

(Информация для педагога:

- Иглу на Аляске собирают из ледяных или снежных блоков, потому что других строительных материалов не хватает, а снега полным – полно. Дом имеет куполообразную форму, а вход в иглу обязательно ниже уровня пола, чтобы тепло не выходило.

- Жилище индейцев вигвам напоминает шалаш. Длинные стволы деревьев связываются толстыми концами вверх и покрываются шкурами животных. Вигвам легко собирается и разбирается, легко переносится, а ещё может использоваться как носилки.

- Юрта – жилище степных народов. Состоит она из стволов деревьев которые обтягиваются войлоком, а сверху перевязываются яркими ленточками.

- Таиландский дом – лодка. На обычной лодке устанавливается дом из деревянных досок, а крыша покрывается либо бамбуком, либо пальмовыми ветвями. В постройке такого дома тайландцы не используют гвозди.

- В Новой Гвинее дом строится на кронах деревьев. Стены, полы, лестницы – всё из бамбука, а крыша из его листьев. Дом в 40 метрах от земли спасает жителей от опасностей на земле.

- Грузинская сакля – это надёжная крепость в случае опасности. Строится она на горных склонах из камня. Кирпича или глины.

- Бедуины из Аравийской пустыни по сей день живут в шатрах, напоминающих палатку. Основа шатра шьётся из прочной чёрной ткани, которая не пропускает дождь.

- Хижина в джунглях сделана из соломы. Купольная крыша покрывается пальмовыми листьями. В таком доме может жить несколько семей.)

- А как вы думаете, с чего начинается строительство дома?

Слайд 4:

- Прежде чем приступить к работе, чертится план или рисунок – чертёж по которому строители видят как будет выглядеть будущий дом и по нему уже строят здание.

Такими чертежами пользуются и на заводах, где строят самолёты, машины, корабли. Их тоже сначала рисуют, вычерчивают на бумаге, чтобы знать из чего и как их строят.

Слайд 5:

- Я приглашаю вас в фантастическом городе, где обитают люди всех времён и народов, а,  кроме того, герои многих сказок?

Повнимательнее рассмотрите картинку и догадайтесь:

- Где живёт рыцарь? ( 1 - в замке)  

- А где живёт русская царевна? (2 - в тереме)

- А где живёт Джек, который построил дом, в котором пшеница в тёмном чулане хранитца, которую часто ворует синица? (3 – английский дом)

- В каком доме живёт японка? (4 )

- А из какого дома вышел погулять мальчик на роликах? (5 – современный дом)

Слайд 6:

- Коту в Сапогах тоже повезло: в одном из домов он получил квартиру, но на радостях забыл спросить адрес дома. Помогите найти по чертежу его дом, если по форме он похож на самолёт.

- А домик бабушки Красной Шапочки расположен на острове. Подумайте, как девочке до него добраться, если ни плавать, ни летать она не умеет? (необходим мост)

Физминутка: Давайте построим мостик.

Слайд 7:

- Люди,  которые проектируют здания, называются – архитекторы.

Приглашаю вас побывать в роли архитекторов.

Для начала необходимо запомнить названия всех деталей строительного набора геометрических тел: куб, кирпичик, цилиндр, призма, конус.

 Для этого сыграем в игру «Называйка» (дети стоят в кругу, взрослый раздаёт у них за спиной 5 – 6  деталей  строительного материала. Пока звучит музыка, дети за спиной передают детали из рук в руки. Как только музыка прекращается, тот у кого окажется деталь должен её назвать.

Слайд 8:

- А теперь проверим какие вы внимательные. Будучи архитекторами – проектировщиками будущих зданий нельзя ошибиться даже в малом, иначе здание может рухнуть.

Игра «Строители»

- Рассмотрите рисунки. Скажите, что надо дорисовать к каждому из них, чтобы все башни были одинаковыми?

Слайд 9:

- А теперь попробуете собрать разные объекты из строительного материала. Разобьёмся на группы. Группы займут места за рабочими столиками и соберут объекты указанные на карточках – схемах.

Слайд 10:

- А теперь усложним задание. Вам будут предложена фотография здания, которое необходимо воспроизвести имеющимся строительным материалом.

(по окончании работы проводится рассматривание полученных объектов, анализ, выводы)

Итог:

- Что нового вы узнали во время занятия?

- Какие новые слова запомнили?

В свободное от занятий время нарисуйте дом, в котором вам бы хотелось жить.

 

Слайдовая презентация к занятию 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»...

Статья о развитии конструкторских способностях детей в детском саду.

Как научить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения: выделять основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соо...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

Материалы в помощь родителям для развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста с ТНР в домашних условиях «Воздушный парад» (конструирование самолетов

      Уважаемые родители. В данном пособии предложен материал для создания с ребенком различных видов самолетов. Из созданных самолетов можно составить воздушный парад посвященны...

Мониторинговая карта развития конструкторских способностей детей среднего дошкольного возраста.

Руковожу кружком познавательно-исследовательской деятельности «Удивительный мир Лего», целью которого является развитие конструктивной деятельности и технического творчества ребенка-дошкол...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию конструкторских способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерно...

Развитие конструкторских способностей у младших дошкольников посредством блоков Дьенеша

В данной статье говорится о том, что применение в деятельности  блоков Дьенеша способствует не только решению задач в поознавательной области во всех возрастных группах, так же его можно использо...