Интегрированное занятие"Берестяные певцы"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Алексеева Маргарита Алексеевна

Конспект  интегрированного занятия (развитие речи, ручной труд) для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_berestyanye_pevtsy.docx250.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Верхнекетский детский сад» филиал №3 Верхнекетского района

Томской области

Интегрированное занятие

для детей подготовительной группы

на тему «Берестяные певцы»

Ноябрь 2014г                                                              Подготовила: Алексеева М.А.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.

Задачи:  Закреплять знания детей о русском дереве – березе, о ее полезных  свойствах.

                 Расширять представления об образе березы в поэзии, музыке.

                 Дать представления  об образе березы в произведениях изобразительного искусства.

                  Обучать детей элементарным приемам конструктивной деятельности в работе с берестой.

                  Развивать  эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.

                 Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от самостоятельной творческой деятельности.

                   Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

                 

 Оборудование: Ноутбук, экран, корзинка, конверт с письмом, листья березовые, кленовые, дубовые, волшебная палочка,  картинки зимующих и перелетных  птиц, подушечки, березовый сок.

 Методические  приемы:   Объяснение,  показ, беседа, игровые приемы, сюрпризный момент,   самостоятельная деятельность.

                                                                                

                                                         Ход занятия

(Дети под музыку входят в зал и проходят на свои места заранее на полу раскладываются подушечки по числу детей)

1 слайд.    Воспитатель: Ребята,  сегодня  мы поговорим  о дереве, которое издавна почитаемо на Руси.  А о каком дереве пойдет речь,  угадайте.

Плачет по весне слезами,
В почках растворяет камень,
И бумага для письма,
И -  резные терема
Белая сорочка - царя лесного дочка,
В бане – хозяйка,
А ну-ка, угадай-ка?

Воспитатель: - О каком дереве загадка? ( ответы детей)

Воспитатель:- Конечно, это берёза.

2 слайд.  Воспитатель:  - Это единственное в мире дерево с белой корой. Посмотрите, какая белоснежная кора у этих берез. А на коре есть черные полоски  –  чечевички.

Воспитатель:- Для чего они нужны? (береза через них дышит)

Воспитатель:- Мы с вами уже много знаем об  этом дереве.

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка» 

- Передаем волшебную палочку  по кругу и рассказываем,  что же мы знаем о березке (Берёза – символ России,   у берёзы  белый ,стройный ствол ,  у берёзы тонкие и гибкие ветви,  в жару берёза делает прохладу, а в холод  согреет, берёза может лечить людей, берёза даёт берёзовый сок, в народе берёзу называют « берегиня», нужно бережно относиться к природе, о берёзе пишут стихи и песни…..)

Воспитатель:- Поэты и художники  воспевают красоту русской березы.

- И сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее, где увидим картины,  на которых запечатлен образ берез. Вот только некоторые из них.  

                                        (Просмотр слайдов с картинами )

3 слайд.

Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени, прославляющую родную природу.

4 слайд.

И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

5 слайд.

Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрятся. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева.

6,7,8 слайд

Много картин посвящено празднику «Троица»  В  этот праздник  белоствольную красавицу  на РУСИ окружали особым  вниманием. Березу  украшали лентами, цветами, водили  вокруг неё хороводы, пели песни, плели венки. А Дом обязательно украшали березовыми ветками. Как изображено на картине М. Абакумова.  Картина так и называется «На Троицу»

- Все  эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

9 слайд.   - Береза не только красивое дерево, но она еще и полезное дерево.

-  А вы знаете, какую пользу приносит берёза  человеку?                                                           (Избу освещали берёзовой лучиной,  плели из бересты лапти, корзины, делали шкатулки,  из почек и листьев заваривают витаминный чай,  берёзовый веник используют в русской бане,  берестой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбилась, березовые дрова самые жаркие,  березовый сок очень полезный…….)

-Молодцы, много знаете о пользе березы.

-Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.

                                            Много песен о березе сложено,

Много танцев танцевал народ,

Вот и мы сегодня с вами

Заведем - ка хоровод.

                    (Начинает звучать музыка,   рус. хор.  «Во поле береза стояла»

Все берутся за руки и ведут хоровод.  В конце хоровода все встают вокруг берез )

Воспитатель:-  Посмотрите ребята, где мы оказались? (в лесу)

-Какие деревья здесь растут? (Березы)

-А как называется лес, в котором растут березы? (Березовая роща, березняк)

-Посмотрите, какие они красивые, так и хочется прочесть стихи про березу.

-  А вы знаете стихи о березе?

-Мы с удовольствием послушаем их.

     (дети читают стихи)

              ***           

Мне в окно постучала берёзка                                                                  

Веткой с грустным осенним листом.
Поредела густая причёска,
Что когда-то спадала шатром.
Стали листья в полёт собираться,
Покидая родимую мать.
На прощанье ещё раз прижаться

К ней хотят, перед тем как взлетать.

              ***          
Вот берёзы у откоса
Стайкой встали у реки,
Засверкали в длинных косах
Жёлтых листьев огоньки

           ***                          

Люблю берёзку русскую,        
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
            ***           
Листья падают  с берёзы –       
Скоро зимние  морозы,
Нужно ей  скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет  даже,
Но весну берёзка будет ждать

- Молодцы, какие замечательные стихи  вы знаете про березку.

-Какими словами можно еще описать  красоту березки? ( белоствольная, кудрявая, стройная, нарядная, красивая, расписная, золотая…)

- Ребята, а давайте пообещаем этим красавицам, что будем заботиться о них и будем  им всегда друзьями. ( Дети встают  вокруг дерева)

              (Дети проговаривают по строчке, последнюю строчку все вместе)
                                                   

                                                         Обещание дереву

Обещаем вам, березки, тонких веток – не ломать!
Обещаем вам, березки, землю лейкой -  поливать!
Обещаем вам, березки нежных листиков – не рвать!
Обещаем вам, березки кору вашу – не сдирать!
Обещаем вам, березки, землю твердую – рыхлить!
Ствол могучий или тонкий вам весною – побелить!
Острым ножиком блестящим свежих ран  - не ковырять!
Обещаем вам, березки, птиц певучих – не пугать!
Обещаем вам, березки, стать к вам чуточку – добрее!
Обещаем вам, березки, стать вам ближе и - роднее!
Чтобы жить нам вместе с вами настоящими -  друзьями

Игра «Собери букетик»

-Ой, посмотрите, сколько листьев у нас под ногами.

- А сможете вы мне сказать,  с каких деревьев листочки?( дуб, береза, клен.)

-  Хотите с ними  поиграть?( ответ детей)  

-Игра называется «Собери букетик».  Только букетики у нас  должны  получиться одного вида. Готовы?

День осенний так хорош!

Столько листьев соберешь!

 В золотой большой букет

Нам от осени привет.

                                      ( Дети под музыку собирают букеты из листьев)        

- Какие замечательные букетики у нас получились. У Оли, какой букетик? (березовый, кленовый, дубовый) А у Тани?

-А какой интересный букетик у Димы! ( Дети находят письмо на веточке с листиками)

-Как вы думаете  для кого оно!

-На конверте написано:  Ребятам  д/с «Аленушка»

- Прочитаем его?

- Кто мне поможет? (Читающий ребенок читает письмо)

                                       «Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут Вам звери этого леса.

В нашем лесу  исчезли все птицы.

Нам стало очень грустно и одиноко.

Не могли бы вы нам помочь?»

-Ребята, а ведь и, правда, здесь совсем не слышно пение птиц.  Ведь в березовой роще всегда собираются множество перелетных птиц. Здесь они вьют гнезда и высиживают птенцов.

- Куда же они подевались?   (улетели на юг, в теплые края)

- А почему  они улетели?       (наступила осень, им холодно здесь зимовать)

-Очень жаль!!!  

-Но как же нам помочь зверятам? (дети высказывают свое мнение,  предлагают подарить птичек из бересты)

- Какое хорошее предложение.  Я думаю,  если в нашем сказочном лесу появятся сказочные птички, то здесь всегда будет слышно пение птиц и всегда будет весело и ни кто и никогда не загрустит. Вы согласны?

-Ну,  тогда давайте положим наши букетики в корзинку  и пройдем  в  нашу творческую  мастерскую.(Дети проходят за столы)

  -Из какого материала наши птички? (из бересты).  

-А кто из вас знает, что такое береста? (кора березы)

-С какой  березы  снимают бересту? (с поваленной)

-Давайте вспомним ход проделанной нами  работы (слайд-презентация на экране)

10слайд  - На первом занятии мы обвели трафареты  нашей птички на бересту и вырезали их

 11 слайд  - На втором занятии  мы приклеили  нашей  птичке перышки  

 12 слайд   - Сегодня нам нужно  приклеить птичке  клюв, глаз и  прикрепить нашу птичку к  прищепке.  Ребята обратите внимание на столах у вас  еще стоят фломастеры и карандаши. Как вы думаете,  для чего они нужны? (что-нибудь  подрисовать птичке)

13 слайд  - В результате у нас должна получиться вот такая птичка (картинка на экране)

-Но прежде чем мы начнем работу, давайте разомнем наши пальчики.

                                 Пальчиковая гимнастика. «Птица»

На берёзе скворушки –

Пёстренькие пёрышки.

Строит ласточка свой дом

Прямо над моим окном.

У грачихи пять грачат,

Громче всех они кричат.

Аист свил гнездо на крыше

Он всех видит, он всех слышит.

Над рекой  стрижи кружат

Со стайкой маленьких стрижат.

(поочерёдно загибать пальчики)

   -Ну а теперь  можно приступать к работе.

  14 слайд                      Дети под музыку делают птичек.

- Молодцы ребята вы здорово сегодня играли, читали стихи, водили хоровод и сделали замечательную птичку. А, что же они у нас лежат на столах? Хотите с ними поиграть? (ответ детей) - Ну тогда выходите.

                                  Игра называется « Перелетные и зимующие птицы»

(Воспитатель показывает птицу, дети называют ее, если птица перелетная  дети изображают летящую птичку, если зимующая, приседают и клюют зернышки)

-Молодцы. Хорошо знаете перелетных и зимующих птиц

15 слайд   - А теперь давайте посадим наших птичек на березки, и послушаем их пение.

                                                  ( Звучит пение птиц)

  Воспитатель: -Говорят в  доме, где имеются изделия из бересты, человек дышит целебным воздухом. И я очень рада, что в нашем саду появились такие замечательные птички сделанные вашими руками.

    - Ребята, вы,  наверное, немного устали?   А ведь лесные жители приготовили для вас сюрприз.  В знак  благодарность,  за вашу помощь  звери передали  Вам березовый сок. Он  взбодрит вас, предаст вам сил и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт

Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт...

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Конспект занятия "Берестяное очелье"

Цель занятия: фрмирование представлений детей о коми народном промысле - плетении из бересты....