«Влияние конструирования из бумаги в технике оригами на развитие умственных и творческих способностей дошкольника».
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

В статье предоставлена актуальность темы "Оригами" для детей дошкольного возраста. Потребность больше заниматься этим видом конструирования, т.к. это положительно влияет на развитие умственных и творческих способностей детей, помогает качественно готовить детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_iz_bumagi.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние конструирования из бумаги в технике оригами на развитие умственных и творческих способностей дошкольника».

                                                                                         Автор:

                                                                                       Касьянова Н. О., воспитатель второй              

                                       категории

                                                                                          Давно смотрю влюбленными глазами.

                                                                                         На древнее искусство - Оригами.

                                                                                        Здесь не нужны волшебники и маги,

                                                                                        Здесь нечего особенно мудрить,

                                                                                        А нужно просто взять листок бумаги

                                                                                       И постараться что-нибудь сложить.

                                                                                                                                Долидудо Т.А.

           Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми  становятся те, которые построены  на  принципе  общения и  игры. Кроме того ребёнок должен видеть и понимать к чему он стремится,  он должен ощущать результат своей деятельности.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет оригами. Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

            Использования оригами в образовательном процессе в первую очередь, конечно же, связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность   мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

            Как воспитатель я вижу актуальность данной темы на современном этапе при подготовке школьника к письму. В школе на первом этапе обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью  зрительно- двигательной координации. Все это может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для  накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

             Так же я считаю, что оригами способствует развитию   творческих способностей детей.  Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект

        Кратко остановлюсь на истории оригами.

Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой. Искусство оригами своими корнями уходит  в древний Китай, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовали в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после  второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и  попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

        С середины XVIII века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии бумажные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике.

        Изучив историю искусства оригами и взяв во внимание то, что техника оригами способствует развитию умственных и творческих способностей детей, мною была создана программа дополнительного образования  «Оригами».  Работу  по данной программе  веду в ДОУ на протяжении двух лет.

        Необходимость создания  была продиктована еще и тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги.  Существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует.   Необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ, хотя бумага это самый доступный и безопасный  материал для работы детей.

Основной целью данной программы является развитие умственных и творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги в технике оригами.

         Задачи, которые я поставила перед собой для достижения цели:

1.Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомера, логического мышления, воображения.

2.Познакомить детей с базовыми формами оригами.

3.Обучать техническим приёмам  и способам создания различных поделок.

4.Формировать умение следовать устным инструкциям, работе по схеме.

5. Воспитание волевых качеств: усидчивости, терпения, старательности, умения доводить работу до конца.

6. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами

             Для работы мною были приобретены методическое пособие «Оригами для дошкольников» автор С.В. Соколова. Оно посвящено работе с детьми среднего и старшего возраста. В него вошли конструкции, при складывании которых применяются доступные детям способы работы с бумагой. Материал изложен с учетом постепенного усложнения, начиная с очень простых приёмов складывания. Подбор фигур ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира.

   Организация работы программы дополнительного образования:

  • Проводиться 1 раз в неделю
  • Продолжительность: 25-30 мин
  • Количество детей: 15
  • Форма организации деятельности детей на занятии дополнительного образования: фронтальная – одновременно со всеми детьми.

Необходимые условия программы дополнительного образования это:

а) создание пооперационных карт-схем;

б) возможность демонстрации детских работ;

в) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;

г) литература, иллюстрации.

Методы и приемы

В процессе занятий используются различные методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), показ с объяснением образца выполнения последовательности работы, рассматривание иллюстраций, практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам), оказание индивидуальной помощи.

Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.

            Для достижения положительного результата в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

            Мной были разработаны  для родителей консультации: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей». Буклет «Поделки – оригами»: как  дети дома учат своих  близких делать такие же фигурки.

            В процессе работы я увидела, что дети занимаются с большим удовольствием.  Детям и мне самой просто нравиться делать необычные вещи из обычного материала. Я увидела в лицах детей удивление,  а в процессе работы интерес. А еще больше удивления я наблюдала у родителей, когда они видели работы своих детей.

Результаты мониторинга доказывают эффективность и целесообразность использования оригами в учебно - воспитательном процессе.

        Таким образом, использование техники оригами в учебно - воспитательном процессе способствует всестороннему развитию личности ребенка, а значит, является эффективной методикой работы с детьми дошкольного возраста.

         Литература:

1. Афонькин С.А., Афонькина Е.Ю. Как возникло и развивалось оригами. М., 1998.,
2. Долженко Г.И. 100 оригами/ А.Ю. Долбишева, В.Н. Куров. Ярославль, 2008.,
3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. Пособие для студентов высш. пед. уч. зав. М., 2002.,

4.Ольга Сухаревская. Оригами для самых маленьких. Айрис Пресс- Москва.2012.,

5. Г.Э.Эм. Путешествие в страну Оригами. (1 и 2-ой год обучения). Легион. Ростов- на –Дону.2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение оригами для развития умственных и творческих способностей дошкольников"

Значение оригами для развития умственных и творческих способностей дошкольников...

Консультация для родителей "Значение оригами для развития умственных и творческих способностей дошкольников"

Значение оригами для развития умственных и творческих способностей дошкольников...

Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Консультация для родителей "Значение техники оригами для развития умственных и творческих способностей детей"

Консультация для родителей "Значение техники оригами для развития умственных и творческих способностей детей"...

Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей детей.

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка сведущими сферами бытия: миром людей, природным миром, предметным миром. Пр...

Консультация для родителей "Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей детей."

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное....