Конспект открытого мероприятия в форме совместной организованной образовательной деятельности "Знакомимся со свойствами бумаги"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Фролова Людмила Владимировна

Это  комплексное  занятие  по  конструированию  из  бумаги  для  детей  старшей  и  подгоовительной  группы. Дети  не  только  осваивают  приёмы  техники  оригами,  но  и  знакомятся  с  качеством  и  свойствами  бумаги, учатся  правильно  подбирать  её  для  поделок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого    комплексного  занятия   по   конструированию  из  бумаги  в  технике  оригами  для  детей   старшей  и  подготовительной  группы

Тема: «Знакомимся  со  свойствами  бумаги».

Цель:  познакомить  с  различными  качествами  и  свойствами  бумаги;

научить  правильно  отбирать  бумагу  для  изготовления  фигурок  в  технике  оригами;

Задачи:

- создать  хорошее  настроение  в  предвкушении  новогоднего  праздника;  

- продолжать  учить  делать  фигурки  в  технике  оригами,  используя  пооперационную  карту  и  схему;

- закрепить    базовую  форму  «двойной  треугольник»;  

- развивать  мелкую  моторику  рук;

Материалы: для  каждого  ребёнка  конверт  с  набором  различных  видов  бумаги;  тазик  с  водой, клеёнчатый  фартук, матерчатая  салфетка; по  три  бумажных  квадрата  (15х15,  12х12, 9х9 см)  из  разных  видов  бумаги  желательно  зелённых  оттенков;  пооперационные  карты  20, 21,  22, 23 (приложение  1); схема  новой  базовой  формы «двойной  треугольник»;  клей – карандаш.

Ход  занятия.

1 часть – экспериментальная.

Воспитатель:  Ребята,  сегодня  мы  побываем  в  научно-исследовательской  лаборатории. Я  буду  её  руководителем, а  вы  научными  сотрудниками. Все  сотрудники    лаборатории   работают  в   специальной  форме (одежде),  вот  таких  белых  халатах (надевает  белый  халат)  и  специальных  фартуках.  Проходите,  пожалуйста,  надевайте  вашу  форму  (фартучки)   и  занимайте  свои  рабочие  места (дети  садятся  за  столы  с  приготовленным  оборудованием). Разговаривать  нужно  в  лаборатории  тихо,  чтобы  не  мешать  другим  сотрудникам   и  с  оборудованием  обращаться  бережно  и  осторожно,  соблюдать  безопасность   во  время  работы.

     Попробуйте  догадаться,  о  чём я говорю: она  бывает тонкой  и  толстой,  белой  и  цветной,  гладкой  и  шероховатой,  из  неё   складывают  поделки  в  технике  оригами…Правильно  это  бумага. Откройте  конверты и  посмотрите,  какая разнообразная  бумага   там  находиться. (Свободное  экспериментирование  детей  с  бумагой).

   В  жизни  мы  очень  часто  сталкиваемся  с  бумагой, например  дома  и  на  занятиях  в  детском  саду  вы  на  ней  рисуете, на  почте  в  бумагу  упаковывают  посылки…. Где  ещё  применяют  бумагу?  (Рассказы  детей).

   Давайте  определим,  какая  бывает  бумага,  какими  свойствами  и  качествами  она  обладает? Потрогайте  бумажные  листочки,  рассмотрите  их  как  следует,  и  скажите  вся  ли  бумага  одинаковая? (Ответы  детей). Правильно  по  качеству  бумага  бывает  тонкая  и  толстая,  гладкая  и  шероховатая,  прозрачная  и  не  прозрачная… А  какими  свойствами  обладает  бумага,  мы  сейчас  узнаем.  Для  этого проведём  несколько  опытов.

ОПЫТ  № 1.

Попробуйте  смять  бумагу. Как  вы  думаете,  любую  ли  бумагу  можно  смять?....

Правильно  вся  бумага    мнётся:  и  толстая  и  тонкая; и  гладкая  и  шероховатая; и  прозрачная  и  не  прозрачная…. Теперь  разгладьте  бумагу,  которую  вы  смяли.  Стала  она  такой  же  красивой  и  гладкой,  как  была? Нет. Значит  бумага,  если  её  смять, при  разглаживании  свой  прежний  вид  не  принимает!  Поэтому,  когда  будете  мастерить  поделки - оригами, складывать  нужно  бумагу  не  спеша, очень аккуратно,  хорошо  проглаживая  сгибы.

ОПЫТ  № 2.

А  кто  хочет  попробовать  смять  вот  эту  бумагу? (Воспитатель  показывает  небольшой  кусок толстого  картона). Видите,  с  каким  трудом  она  мнётся. Эта  плотная  бумага  называется  картон. Картон  бывает   тонкий  и  толстый, белый  и  цветной (показ). Найдите  у  себя  на  столах  кусочки  толстого  картона. Попробуйте  их  разорвать….. Рвётся  картон  тоже  с  трудом.

ОПЫТ № 3.

Теперь  давайте,  попробуем -  разорвать  бумагу…  Трудно  ли  было  её  порвать? …Нет. Следовательно,  бумага  легко  рвётся, она  не  прочная.

ОПЫТ № 4.

Как  вы   думаете,  что  будет  с  бумагой,  если  её  намочить? Какая  бумага  размокнет  быстрее:  салфетка,  калька  или  альбомный  лист? (Эксперименты  с  различными  видами  бумаги).

ФИЗМИНУТКА. Назовите  самый  волшебный  весёлый,  зимний  праздник? Правильно  это  Новый  Год!

Скоро, скоро  Новый  Год!            Дети  шагают  на  месте

Он  торопиться – идёт!                 Бег  на  месте на  носочках, ходьба на  месте

Постучится  в  двери  к  нам:       Поворот  в лево и  вправо (имитация  стука в  дверь)

Дети,  здравствуйте – я  к  вам!   Разводят  руки  в  стороны, выполняют  поклон

Праздник  мы  встречаем:            Дети  шагают  на  месте

Ёлку  наряжаем,                            Руки  вперёд  ладонями вверх

Вешаем  игрушки-                       Наклон, выпрямиться  (имитация  развешивания

                                                       игрушек)

Шарики, хлопушки…                  показ  круглой  формы  руками  и  хлопок  ладонями.

2  часть – практическая.

Воспитатель. Но  какой  новогодний  праздник без  ёлки? Давайте  попробуем  сложить  вот  такие  симпатичные  ёлочки,  но  из  разной  бумаги (показ).  Например,  Захар  будет  делать  ёлочку  из  газетной  бумаги,  Милена  -  из  салфетки, Соня – из  альбомной  бумаги  и  т.д. (называет  виды  бумаги, которые  приготовлены  у  каждого  ребёнка). Чтобы  смастерить  такие  ёлочки, нужно  вспомнить  вот  этот способ  складывания  бумаги  (показ   схемы). Как  он  называется? Правильно, это «двойной  треугольник»  или  «водяная  бомбочка».

  Сначала  складываем  квадрат  по  диагонали,  разворачиваем  и  складываем  по  диагонали  ещё  раз, но  с  другого  угла. Снова  разворачиваем  заготовку  и  складываем  пополам  от  себя,  совмещая  противоположные  стороны  квадрата.  Сгибы  хорошо  проглаживаем. Сгиб,  поделивший  квадрат  на  два  прямоугольника,    с  двух  сторон  прячем    внутрь,  вот  так (показ). Получился  «двойной  треугольник».  (Дети  делают  заготовки  для  ёлочки  из  квадратов 15х15см,  следуя  образцу  воспитателя)

    Чтобы  сделать  такую  ёлочку,  сколько    двойных  треугольников  надо  взять? Правильно,  три  двойных  треугольника  разного  размера.  Один  самый  большой  треугольник  мы  сделали,  используя    пооперационную  карту. Давайте  попробуем  изготовить  второй  треугольник  по  схеме.  (Воспитатель  вместе  с детьми  повторяет  последовательность  изготовления  двойного  треугольника, используя  схему: квадрат  складываем  по  диагонали  и т.д. …  Третий  треугольник  дети  делают  самостоятельно).

    Соединяем  при  помощи  клея  все  три  заготовки: самый  большой  двойной  треугольник  снизу, затем  треугольник  поменьше  и  самый  маленький – наверху. Ёлка  готова.

ИТОГ:

   Рассматривая    готовые  поделки,  воспитатель  вместе  с  детьми  рассуждает  о  том,  какие  из  ёлочек  получились  лучше  или  хуже  других. Взрослый  подводит  дошкольников  к  выводу  о  том,  что  поделки  из  цветной  бумаги  самые  аккуратные  и  красивые. Воспитатель  показывает  детям  несколько  пооперационных  карт  с  различными  вариантами  изготовления  ёлок (карты  21,22.23)  и  предлагает  желающим   взять эти  карты  домой  и  научиться  мастерить  новые  поделки.