Применение плетения из бумажной лозы в детском саду
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Борисова Галина Мустафовна

Описание приемов изготовления и работы с бумажной лозой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pletenie_iz_bumazhnoy_lozy.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Плетение из бумажной лозы

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Солнышко»

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается.

Оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Анализируя существовавшую практику предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении, мы констатировали, что ее содержание и формы организации характеризуются традиционностью, стереотипностью и некой стандартизированностью. Опираясь на наблюдения организации предметно-пространственной среды групповой комнаты, мы заключили, что в детском саду в основном встречается односложное внутреннее пространство, образуемое мебелью и игровым оборудованием. Дети не имеют возможности участвовать в организации и оформлении предметно-пространственной среды своей групповой комнаты. Выставки детских работ мы наблюдали лишь в раздевалке, где размещались поделки и рисунки, выполненные на занятиях.

Опираясь на психолого-педагогические исследования (В. В. Давыдова, Л. Б. Переверзева, Л. П. Печко, В. А. Петровского и др.), а также исходя из поставленных нами задач формирования художественно-творческих способностей детей, определили требования к предметно-пространственной среде:

•  сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;

•  взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

•  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей;

•  должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

•  должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей;

•  в создание среды активно включать детей, т. к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими.

С целью реализации последнего требования, мы озадачились поиском новых техник в оформлении группового пространства и детских работ. Очень интересной находкой, для решения этой проблемы, стало плетение из бумажной лозы. Данная техника уже имеет множество поклонников. Разработано и опубликовано большое количество мастер-классов, но все эти материалы ориентированы на школьников и взрослых. Изучив литературу, посмотрев большое количество мастер-классов, пришла к выводу, что этот вид рукоделия с успехом может быть использован и в работе с дошкольниками. Применять его можно в двух направлениях:

  • изготовление детьми поделок из бумажных трубочек,
  • использование готовых изделий в качестве декора групповых помещений.

Какие же поделки из бумажной лозы доступны дошкольникам для самостоятельного выполнения? Прежде всего, это плоские изделия: салфетки, коврики, настенные панно, простые рамки, поделки на основе роллов. А также несложные объемные изделия — корзинка, вазочка, карандашница, выполненные простым плетением с использованием картонного дна.

Использование в работе с дошкольниками техники плетения из бумажных трубочек способствует:

  • развитию мелкой моторики, внимания, усидчивости, целеустремленности, творческого воображения, эстетического вкуса;
  • приобщению к экологическому движению: то, что могло стать обычным мусором, становится красивой оригинальной вещью.
  • сохранению и укреплению традиций народного декоративно-прикладного творчества.

Кроме этого, плетение из бумажной лозы обладает рядом несомненных достоинств:

  • доступность и безопасность материалов,
  • простота исполнения,
  • возможность ознакомления дошкольников с различными дополнительными техниками декорирования: декупаж, украшение кружевом, вышивка лентами и др.),
  • возможность плетения из бумажных трубочек широкого спектра изделий, которые по своей прочности и функциональности нисколько не уступают изделиям из ивовой лозы.

Технология изготовления изделий из бумажной лозы несложная и вполне доступна дошкольникам, начиная со старшего дошкольного возраста.

Используется как газетная и журнальная бумага, так и обычная офисная. Также в работе с дошкольниками неплохо зарекомендовала себя тетрадная бумага. Трубочки из нее получаются достаточно плотными и пластичными, а белый цвет позволяет добиться равномерного окрашивания готового изделия.

Для плетения можно использовать как белые, так и окрашенные с помощью акриловых грунтовок и красок, пищевых красителей, зеленкой, марганцовкой трубочки.

Если окрашиванием занимается взрослый, то можно воспользоваться красителями для волос или тканей, аэрозольными красками.

Красить трубочки можно кисточкой, губкой, опускать трубочки в емкость с краской (делать это нужно очень быстро, чтобы трубочки не размокли и не расклеились).

Доступным для детей и простым в исполнении является окрашивание трубочек с помощью губки. Оно позволяет достаточно быстро окрасить большое количество трубочек, при этом они не сильно намокают и практически сразу готовы к плетению.

Для скручивания бумажных трубочек обычно используется спица, но в целях безопасности детям для скручивания трубочек можно предложить тонкий фломастер.

Всякое объемное плетеное изделие начинается с дна. Дно может быть разной формы: прямоугольное, квадратное, круглое, овальное и др. В традиционном плетении существует множество вариантов плетения дна, но все они трудны для дошкольников.

В детских работах плетеное дно мы с успехом заменяем на картонное.

Для облегчения процесса плетения объемного изделия используем формы для оплетания.

В работе с дошкольниками рекомендую использовать простое плетение и плетение веревочкой.

Традиционно, для обработки края готового изделия, выполняется загибка, однако, как показывает практика, достаточно прочный край изделия получается, если просто обрезать стойки, подклеить их, прижать прищепками и дать хорошо просохнуть. Такое оформление края не вызывает затруднения у дошкольников и выглядит эстетично.

Для придания прочности и подготовки к дальнейшей обработке (покраске, украшению, лакированию) готовое изделие необходимо загрунтовать. В своей практике использую грунтовку из клея ПВА и воды.

Изготовленные руками детей поделки используем для оформления интерьера группы, в качестве подарков ребятам младших групп на новоселье и другие праздники. Они привлекают внимание сотрудников, родителей, детей, способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему, формирует интерес к художественному творчеству.

Также с помощью плетеных рамочек оформили постоянно действующую в группе индивидуальную выставку творческих работ.

Среда, оформленная детскими произведениями, имеет огромное общеразвивающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность. Часто у детей возникает желание усовершенствовать свою работу.

Разработанные методические материалы собраны в брошюру «Использование техники плетения из бумажной лозы в работе с дошкольниками», которая содержит рекомендации и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с техникой плетения из бумажной лозы. Данные материалы адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности детского сада

Сказкотерапия - очень интересный вид здоровьесберегающих технологий. Это «лечение» сказкой, которое используется для повышения внимания детей, развития эмоциональной отзывчивости, воображения, фантази...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

Развитие фантазии, творчества, мышления и коммуникативных умений с помощью технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ).Из опыта работы....

Особенности применения планшетного компьютера в образовательном процессе детского сада для детей с ОВЗ

Мелёхин А.И.Клинический психолог ГБОУ Детский сад № 437Мелёхина О.В. Учитель-дефектолог ГБОУ Детский сад № 437 Аннотация: В статье приводятся примеры исследований о плюсах и минусах применен...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.Образовательные задачи:-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...