Консультация «Конструирование с детьми»
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Маркова Надежда Григорьевна

Для конструирования использу­ется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строитель­ный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игру­шек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревян­ных и пластмассовых конструкторов для детей старшего до­школьного возраста. Кроме этого, необходимы различные до­полнительные материалы и игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему

«Конструирование с детьми»

Для конструирования используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.

При конструировании я включаюсь игру детей или просто сажусь и начинаю с ними строить. При этом никогда не стремлюсь подавить детскую инициативу неосторожным замечанием или авторитарным предложением. При совместном конструировании с детьми стремлюсь, как бы предварять детские замыслы, идти немного впереди: то, что ребенок может сделать на первом этапе с некоторой помощью взрослого, затем он уже делает самостоятельно.

  1.  «Башня»

Задачи: закрепить у детей умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей), подбирать флажок соответствующий цвету постройки. Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. Развить речевую активность.

Воспитатель предлагает детям построить высокую башню из кубиков, лежащих перед ними и украсить их флажками такого же цвета. В ходе занятия помогает советом, побуждает вспомнить, как она строится, предлагает помогать друг другу. Когда, постройки будут готовы, воспитатель берет матрешку и играет с детьми. От лица игрушки спрашивает отдельных детей: «Что ты построил?», «Покажи один кубик?», «Сколько кубиков: матрешки?», «Сколько кубиков у тебя?». Оценка детских построек тоже осуществляется от лица игpyшки.

Дети могут построить две башенки разного цвета и высоты, украсить их призмами соответствующего цвета (три кубика одна призма, четыре кубика и одна призма). Перед каждым ребенком - набор кубиков двух цветов, а призмы малыши отбирают сами из ящика, стоящего в центре стола.

2.  «Разные дорожки»

Задачи: научить детей строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими короткими гранями, различать постройки и игрушки по цвету, играть с постройками. Развить желание общаться. Научить произносить звукоподражание «би-би-би».

Воспитатель вспоминает с детьми, как они наблюдали за движением машин на дороге, и предлагает построить дорогу для машинок. У воспитателя на столе построена узкая дорожка. Детям предлагают посмотреть на нее и построить такую же. В процессе конструирования воспитатель обращается к малышам с вопросами: «Что ты строишь?», «Зачем строишь?», «Покажи красный кирпичик?», «Покажи, где много кирпичиков», «Света, покажи Саше, как строить дорожки». Когда дорожки будут готовы, воспитатель предлагает взять с подноса машинку такого же цвета и поиграть. После игры оценивает детские постройки. Затем предлагает еще поиграть, побуждает повозить свои машинки по всем дорожкам, играть дружно.

3.  «Мебель для матрешек»

Задачи: научить детей строить мебель. Научить строить по памяти, самостоятельно отбирать детали. Сформировать речевое общение. Научить различать цвет и форму деталей, разбирать постройки, складывать детали на подносы.

Воспитатель предлагает построить для матрешек стол и стулья: Лучше не давать образца, а предложить малышам подумать, из каких деталей построить сначала свод, помочь советом, вопросом, поощрить ребенка, если он построит свой стол по-другому, не как все (например, все поставят кубик, а на него положат кирпичик, и кто-то вспомнит, как строить журнальный стол который строили в играх, поставив один кирпичик на узкую длинную грань, а на него положить другой). Затем предложить построить стулья. После чего дети обыгрывают постройки. В конце занятия воспитатель оценивает работу детей.

Можно научить малышей строить две кроватки. Одну узкую (из одной лежащей пластины и двух приставленных к ней с двух сторон вертикально стоящих кирпичиков, другую широкую, двух пластин и четырех кирпичиков). Перед занятием можно рассмотреть кукольную кроватку, вспомнить название ее частей. Обратить внимание на образец, проанализировать его. «Из каких деталей построена кроватка?», «Какого цвета?», «Где у кровати спинка?» В конце занятия проводят анализ с целью  закрепить у детей понятие «узкий - широкий». «У Кати в широкой кровати спит мишка, а на узкой маленький зайчишка». Игрушки целесообразно предложить малышам в конце занятия. Нужно подобрать их по размеру.

Занятие можно провести в форме игры «Построй такой же».  Дети сидят за сдвинутыми столами вместе с воспитателем. Перед каждым ребенком набор строительных деталей. «Угадайте, что я сейчас построю?». Воспитатель строит кресло и спрашивает детей, из каких деталей, и предлагает построить такое же. При этом старается строить из других деталей не знакомым малышам способом, таким образом, упражняет в этом детей. Затем строит диванчик, кроватку. Матрешек для обыгрывания построек предлагает сразу вместе со строительным материалом. В конце занятия дети играют с мебелью, используя тряпочки, кукольную посуду, игрушки.

4.   «Заборчик»

Задачи: научить детей строить заборчики, устанавливая кирпичики в ряд, комбинируя их положение и чередуя по цвет: Научить играть с постройками, проявляя желание конструировать друг с другом. Активизировать словарь: «один», «много «забор», «петух», «курица», «собака», «кошка», «корова». Научить произносить звукоподражания: «ку-ка-ре-ку», «ко-ко-ко «ав-ав», «му-му». Научить убирать детали в коробки, раскладывая их по цвету.

У воспитателя заранее построен заборчик. После его рассматpивaния детям предлагается его воспроизвести. После чего воспитатель дает малышам возможность выбрать по желанию игрушку и поиграть. Проводится игра. Дети прячут своих животных за заборчиком. Воспитатель спрашивает: «Где же собачка? Ребенок показывает игрушки и произносит звукоподражание «Ав-ав» и т.д. После игры воспитатель обращается к детям индивидуально: «Котик, покажи один кубик!». Побуждает детей отвечать от лица игрушек. Спрашивает: «Кто спрятался за этим забором?» В конце занятия оценивает детские постройки: «Курочке нравится Сашин заборчик. Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его строишь? Какого цвета этот кирпичик?»

Дети могут строить заборчики по предложению воспитателя: «Постройте заборчик из красных кубиков и желтых кирпичиков. Сначала поставьте красный кирпичик, возле него желтый, теперь опять поставьте красный кубик, теперь желтый кирпичик так поставьте все кубики и кирпичики, которые лежат перед вами. Вот какие заборчики получились! Теперь разберите заборчики положите аккуратно кубики и кирпичики, как они лежали в начале занятия. Теперь постройте другой заборчик, сначала поставь желтый кирпичик, теперь красный кубик рядом с ним» и т.д.  В конце занятия нужно предложить детям игрушки для игры. Например, каждый играет с петушком. Воспитатель предлагает посадить петушка на каждый красный кубик по очереди и прокричать: «Ку-ка-ре-ку!»

5.  «Домик»

Задачи: научить детей строить перекрытия, различать красный цвет и называть «красный кирпичик», различать желтый цвет. Научить произносить «здравствуй, до свидания». Развить: детей стремление к игровому и речевому общению. Научить разбирать постройки и складывать детали в стопочки или в определенное место, убирать игрушки.

Воспитатель до занятия строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с левой и правой стороны, соединенных узкими длинными гранями. Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмам красного цвета.

Воспитатель проводит его анализ, показывает приемы конструирования. «С чего нужно начать строить дом? Что теперь надо построить? Иди, покажи как? Что осталось построить?» и т.д. Игрушки предлагают сразу со строительным материалом, поэтому как только малыши заканчивают постройку, они начинают ее обыгрывать. Нужно способствовать развитию элементарного сюжета игр, в конце занятия рекомендуется предложить малышам дополнительно деревья, машинки, мелкие игрушки и воспитателю поиграть вместе с ним; «Матрешка и котик приехали в гости к Сашиной матрешке рассматривают его дом».

Можно научить малышей строить такой же домик, но с окошечком, образованном при помощи кирпичика, лежащего на узкой, длинной грани, приставленной к задней стенке домика (сочетание цветов может быть другим). Образец лучше рассмотреть и проанализировать. Спросить малышей о том, такой  ли дом строили они на прошлом занятии. «Чем этот отличается: Можно вызвать двух детей и предложить им показать, какой домик они строили раньше (если малыши затрудняются, предложить убрать деталь). Спросить, как называется эта деталь, какого цвета и попросить установить ее на место так, чтобы получилось окошечко. Затем малышам предлагают построить свои домики, украсить их деревьями, цветочками.

Можно предложить детям построить домик с дверью и заборчиком. Малыши просят самостоятельно построить такие домики, как они строили на прошлом занятии. Когда домики будут готовы, воспитатель предлагает детям подумать и догадаться, как можно построить у домика дверь. Некоторые дети построят ее по аналогии с окошком из кирпичика, некоторые сделают двустворчатые. Разные варианты поощряются. После чего воспитатель просит малышей пристроить к домику заборчики, какие они хотят, украсить постройки и поиграть с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Конструирование с детьми из природного материала "Осенние фантазии"

Консультация для родителей. Конструирование с детьми  из природного материала...

Консультация для педагогов «Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных учреждениях LEGO - технологий. Ни для кого не секрет, что игра – важнейший спу...

Консультация для воспитателей "Виды, методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду"

quot;Виды, методы и приемы  при организации конструирования с детьми в детском саду"...

Консультация для родителей по конструированию с детьми средней группы

Консультация для родителей по конструированию с детьми средней группы Альбина Канаева Консультация для родителей по конструированию с детьми средней группы Консультация для родителей:"Конструи...

Консультация для педагогов LEGO-конструирование с детьми дошкольного возраста

                 В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками   LEGO дети играют в...

Консультация для родителей "Конструирование с детьми 2-3 лет"

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения дет...