Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Иванова Ольга Васильевна

Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом.       Дети с помощью занятий Лего-конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки  предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лего – конструирование.

        Лего – это игровой феномен от латинского слова LEGO – собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор LEGO, в свою очередь, произведя революцию и положив начало в  развитии конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили дети всей планеты. Лего-конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.

      Дети с помощью занятий Лего-конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки  предметов и явлений, обобщают их по признакам.

 Что дадут занятия:

  • Знания о формах и деталях
  • Развитие цветового восприятия
  • Математическое и пространственное мышление
  • Знания окружающего мира
  • Формирование эстетического вкуса
  • Умение определять форму тела и воспроизводить ее

На занятих по Лего – конструированию дети:

  • Развивают моторику рук
  • Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
  • Получают математические знания о цвете, форме, пропорции, симметрии
  • Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте
  • Развивают внимание, память, мышление
  • Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
  • Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
  • Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. 

     Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.

     Лего-конструирование используют и в коррекционно - педагогической работе. Так, с его помощью значительно повышаются показатели у детей с задержкой речи и интеллектуального развития, а также проводится тестовая работа по выявлению личностных особенностей детей и их взаимодействия в пределах конкретного детского коллектива. Психокоррекция проблем общения со сверстниками, к примеру, также происходит при помощи лего–конструирования.

Моделирование логических отношений.

Цель – развитие элементов логического мышления.

Задачи:

  1. Совершенствование навыков классификации.
  2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  3. Активизация памяти и внимания.
  4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  5. Развитие комбинаторных способностей.
  6. Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий:

- по образцу;

- по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DAKTA;

- по собственному замыслу.

 В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам.

Упражнения на развитие логического мышления:

1.Классификция

«Чудесный мешочек». Каждому ребенку дается непрозрачный мешочек, в котором находится несколько деталей конструктора DUPLO. На столе перед ним лежат такие же детали. Педагог называет деталь, которую надо достать из мешочка. Ребенок сначала находит ее среди деталей на столе, а затем, не глядя в мешочек, достает оттуда такую же. Второй вариант игры – на столе перед ребенком нет деталей, педагог показывает всем деталь, которую надо найти. И третий вариант – педагог, не показывая, только называет необходимую деталь.

«Собери модель»  Дети собирают модель из 3-4деталей под диктовку педагога. Используются только предлог «на», наречия «сверху» и «посередине». В старшей группе задание усложняется – модель собирается из большего числа элементов и при определении взаимного расположения деталей добавляются наречия: «слева», «справа», «поперек».

2. Развитие внимания и памяти

«Что изменилось?» Педагог собирает модель из 5-7 деталей, показывает ее детям в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель детям и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти» Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

3. Пространственное ориентирование

Педагог раздает детям большие платы и набор деталей конструктора. Затем диктует, куда поставить деталь определенной формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «середина левой стороны» и т.д.

4. Симметрия

Педагог раздает детям маленькие платы с набранной половиной узора, и они должны, соблюдая симметрию, набрать вторую половину узора. В старшем возрасте дети уже сами составляют симметричные узоры – можно изображать бабочек, цветы и т.д.

5. Логические закономерности

«Что лишнее?» Педагог показывает детям ряд деталей, выставленных на большой плате, и просит определить лишний элемент (по форме, по размеру или по цвету). В старшей возрастной группе добавляются задачи на нахождение пропущенной или лишней фигуры, вводятся дополнительные признаки: изменение положения, количество.

«Простые логические цепочки». Педагог раздает детям большие платы с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по форме, по размеру или по цвету, и ребята должны их продолжить.

«Что лишнее?» В старшей группе можно составлять ряды, в которых каждый элемент состоит из двух деталей конструктора.

Упражнения на продолжение ряда. Педагог раздает детям набор деталей, затем показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а дети должны продолжить ее. С возрастом задания усложняются: используются два признака – цвет + форма, цвет + поворот; каждый элемент ряда состоит из двух деталей и используется один признак; каждый элемент ряда состоит из двух деталей и используется два признака.

6.Комбинаторика (со старшей группы)

Упражнение «Светофор». Педагог раздает детям кирпичики трех цветов и предлагает посоревноваться – кто больше составит различных светофоров. После выявления победителя воспитатель демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.

Упражнение «Составь флаги». Педагог раздает детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трех синих или двух красных и двух синих.

7.Множества (со старшей группы)

Классификация по одному свойству. Посредством такого рода упражнений формируются понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», совершенствуется классификация по одному свойству. Педагог раздает детям наборы деталей и большие платы, на которых выделяет ниткой в середине замкнутую область.  Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так, чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.

Чтобы увеличить признаки классификации, можно раздавать детям фигуры, состоящие из двух деталей.

Моделирование объектов реального мира.

Цель – развитие способности детей к наглядному моделированию.

Задачи:

  1. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  3. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или по свободно выбранной теме.
  4. Ознакомление с окружающей действительностью.
  5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DAKTA.
  6. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Дети младшей группы только приобретают элементарные навыки конструирования. Они строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ограды, ворота, машины, домики. Дети упражняются в распознавании цвета, счете, закрепляют понятия: «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый».

Основой для занятий в средней группе может быть сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, и создание моделей героев уже известных сказок, а затем использование их в играх-драматизациях, и сочинение своих сказочных историй.

Содержание занятий может быть следующим: моделирование фигур людей; моделирование фигур животных и птиц по карточкам, по образцу, с опорой на рисунки, по замыслу; моделирование простейших самолетов, вертолетов и машин; моделирование сказочного средства передвижения; моделирование персонажей сказок «Колобок», «Зайкина избушка» и т.д.

В старшей группе занятия постепенно усложняются. Добавляется конструирование по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. Можно познакомить детей с более мелким конструктором LEGO DACTA.

Содержание занятий может быть следующим: моделирование зверей по рисункам; моделирование фигуры человека; постройка моделей наземного, водного и воздушного транспорта; конструирование дома по собственному замыслу, строительство дома с заданными параметрами;  конструирование теремка; моделирование персонажей сказки «Теремок» и т.д.

 В конструировании из LEGO DACTA можно использовать карточки, прилагаемые к набору.

В подготовительной группе продолжается работа с мелким конструктором. Главное направление – это усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединяться в пары. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу.

Содержание занятий может быть следующим: моделирование животных, рыб, птиц, динозавров; создание модели любимого сказочного героя, робота;  конструирование вертолетов, космических кораблей, самолета, военного корабля, машины будущего; конструирование терема по замыслу и т.д.

Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом.

Литература:

1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора  LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 г.

2. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO

Для родителей воспитанников детского сада разработана система занятий по развитию элементов логического мышления и способностей к наглядному моделированию средствами конструктора LEGO и различных...

"Развитие мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO"

В этой статье раскрывается значимость конструктивной деятельности  для развития  мыслительных процессов дошкольников...

Развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений между объектами

Данная презентация раскрывает тему развития у детей способности к моделированию пространственных отношений по возрастам в дошкольном образовательном учреждении. “Ориентировка в пространстве...

Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора «ЛЕГО»

Лего -технологии значимы в свете внедрения   ФГОС, так как:-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;-п...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO».

Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO  имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом. Дети с по...

Практическое пособие «ШЕСТЕРЁНКИ» для педагогов ДОУ по использованию технических сказок в развитии способностей к техническому творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO

Ведущая педагогическая идея практического пособия состоит в оказании практической помощи педагогам дошкольных организаций для методически грамотного использования авторских технических сказок в развит...

Консультация для педагогов "Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Фанкластик"

В настоящее время конструирование прочно входит в образовательную практику дошкольного образования. Для формирования инженерного мышления подрастающего поколения создан российский инновационный трехме...