Проект "Чудесный мир народной игрушки"
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Давыденко Оксана Ивановна

Проект предназначен для детей старшей и подготовительной к школе группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx54.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№96 «Светлячок»

Проект

«Чудесный мир народной игрушки»

Творческая проблема

«Условия формирования единого культурно-образовательного пространства

«Детский сад – семья»

        Подготовил:

                             воспитатель Давыденко

                 Оксана Ивановна

Прокопьевский  ГО  

Содержание

Паспорт проекта                                                                             4

Актуальность, социальная значимость                                          8

Новизна, цели и задачи проекта                                                     11

Партнеры                                                                                         12              

Механизм реализации проекта                                                       12                

Сроки и этапы реализации проекта                                                14

Ожидаемые результаты проекта                                                     17

Заключение                                                                                       18

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Чудесный мир народной игрушки»

Разработчики проекта

О.И. Давыденко, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 «Светлячок»

Вид проекта

Образовательный

Продолжительность проекта

Долгосрочный (2 года)

Участники проекта

Педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, социальные партнеры

Цель проекта  

Создание условий для формирования у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной игрушки.

Задачи проекта

1.Формировать представления о разнообразии и роли традиционной русской  игрушки, истории ее возникновения.

2. Развивать навыки  изготовления некоторых видов народной игрушки из различных материалов.

3. Способствовать проявлению познавательной активности, творческого воображения, самостоятельности  в продуктивной деятельности.

4.Воспитывать интерес к русской народной игрушке.

Механизм реализации проекта

  • организация и проведение  мероприятий;
  • осуществление мониторинга;
  • просветительская работа среди родителей воспитанников;
  • распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения;
  • размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.

Ресурсное обеспечение

  • нормативно-правовое;
  • кадровое;
  • материально-техническое;
  • финансовое;
  • информационно - методическое.

Партнеры проекта

  • Информационно-методический центр города Прокопьевска;
  • Культурно - выставочный центр «Вернисаж»;
  •  МУК «Центральная библиотечная система» Детская библиотека-филиал №16;
  •  МБОУ ДОД  Детская художественная школа №8.

Этапы реализации проекта

Первый этап: организационно-подготовительный:

  • осуществление и определение теоритических основ проблемы, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • определение цели, задач и основных направлений реализации проекта;
  • составление плана разработки механизма и этапов реализации проекта;
  • проведение диагностики с детьми;
  • разработка  информационно-методического, наглядного материала проекта.

Второй этап: основной, практический:

  • непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий проекта с детьми и родителями;
  • отслеживание промежуточных результатов работы  по проекту.

Третий этап: итоговый, заключительный:

  • соотнесение результатов с целями и задачами проекта;
  • подготовка  проекта к презентации.

Ожидаемые  и конечные результаты проекта

  • Повышение интереса к традиционной народной игрушке  у детей старшего дошкольного возраста;
  • развитие навыков изготовления народной игрушки из различных материалов;
  • расширение представлений детей о разнообразии и роли традиционной русской  игрушки, истории ее возникновения;
  • повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры русского народа;
  • разработка  методических рекомендаций для педагогов дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой;
  • проведение выставок, праздников по художественно-эстетической и народной тематике;
  • создание в группе мини-музея «Русская игрушка»;
  • разработка памяток, буклетов для родителей

Продукт проекта

  • методические рекомендации  для педагогов  дошкольного образовательного  учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой;
  • мини-музей «Русская игрушка»;
  • буклет «Тряпичная кукла для вашего ребенка»;
  • выставка работ «Авторская матрешка», «Тряпичная кукла».

Предполагаемые источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства (спонсорская помощь).

Актуальность

                                                          «Русская народная игрушка – это такая                                          прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше этого не найти нигде»

                                                                                                        (А. Бенуа)

      Воспитание гражданина и патриота,  любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

     Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

     Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства.   Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки - обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, несправедливо  забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может удивить, обрадовать малыша, и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

        Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в воспитании детей дошкольного возраста игрушек, так как игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу. Способствует умственному, нравственному, физическому и эстетическому воспитанию, т.е. разностороннему развитию детей.

     Авторами первых публикаций о народной игрушке были выдающиеся отечественные педагоги и деятели культуры: Н.Д. Бартрам, А.В. Бакушинский,  А.И. Деньшин,  Л.Г. Оршанский и другие. В результате исследовательской деятельности народная игрушка получила признание как историко-культурный памятник, как произведение искусства, воплощающее традиционные черты культуры русского народа.

      К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.

      На назначении игрушки в расширении кругозора указывал А.М. Горький. «Детям надо дать знания о мире, о своей стране и ее традициях. Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной народной игрушкой».

     О народной игрушке, ее влиянии на развитие познавательного интереса детей, на ознакомление с традициями русского народа говорила известный педагог  Е.А. Флерина. Она утверждала, что народная игрушка бурит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью.

     «Никакой другой вид народного творчества так глубоко и активно не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка…» (Е.А. Флерина)

       Н.П. Сакулина отмечала: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров народной росписи, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее,  и это очень помогает педагогу в ознакомлении детей с народными традициями, в формировании художественного вкуса детей».

     В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению педагогов и ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования личности ребенка.

     Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской  игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

     Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игрушки,  и традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты, поэтому они чаще играют с куклами Барби, Бэтмэнами, персонажами современных мультфильмов.

      Анализ литературы и педагогического опыты выявил следующие противоречия:

  • между заявленной государством задачей  формирования  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей родине, ее истории и культуре, и недостаточной разработанностью   методических основ решения данной задачи в дошкольном учреждении;
  • между пониманием того, что воспитание нравственно-эстетических качеств успешно проходит в процессе ознакомления  детей с народной игрушкой, и утратой интереса к традиционной народной игрушке;
  • между необходимостью начинать знакомство с народной культурой с дошкольного возраста и недостаточным уровнем подготовленности родителей.

        Выявленные противоречия определили проблему: организовать работу с детьми и родителями, социумом по формированию у детей представлений  о культуре русского народа через образ народной игрушки.

Принимая во внимание, актуальность данной  проблемы и выявленные противоречия,  мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания об истории и культуре  русского народа.

           Современные исследования по проблемам приобщения дошкольников к русской культуре  показывают, что проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы в решении данного вопроса, она помогает педагогу создать систему работы не только с детьми, но и с семьями воспитанников. Дает возможность заинтересовать родителей в совместной деятельности, способствует творческому поиску информации о народной игрушке.

         Поэтому нами был разработан проект «Чудесный мир народной игрушки».

Новизна проекта

            В проекте обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников формируется устойчивый интерес к ознакомлению с народной культурой  через образ народной игрушки, закладываются основы духовно-нравственного воспитания.

          В данном проекте использованы  мнемотаблицы, с  помощью которых в наглядной форме дети знакомятся с историей и способами  изготовления народной  игрушки.

       Проект «Чудесный мир народной игрушки» - долгосрочный, рассчитан на два года.

     Цель проекта:  создание условий для формирования у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной игрушки.

Задачи проекта:

1.Формировать представления о разнообразии и роли традиционной русской  игрушки, истории ее возникновения.

2. Развивать навыки  изготовления некоторых видов народной игрушки из различных материалов.

3. Способствовать проявлению познавательной активности, творческого воображения, самостоятельности  в продуктивной деятельности.

4.Воспитывать интерес к русской народной игрушке.

Концептуальные позиции проекта:

  • Принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных  задач.
  • Принцип интеграции образовательных областей.
  • Принцип решения образовательных целей и задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности.

Партнеры проекта: Культурно-выставочный центр «Вернисаж», МУК «Центральная библиотечная система» Детская библиотека-филиал №16, МБОУ ДОД  Детская художественная школа №8.

Механизм реализации проекта

  • организация и проведение  мероприятий;
  • осуществление мониторинга;
  • просветительская работа среди родителей воспитанников;
  • распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного образовательного учреждения;
  • размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовое обеспечение:

Законодательной базой проекта являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Закон Кемеровской области  «Об образовании » от 05.07.2013 № 86-30.

Кадровое обеспечение:

- педагоги ДОУ,

-специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре),

- родители.

Финансовое обеспечение:

- реализация проекта за счет бюджетных ассигнований детского сада, а также вложений  спонсоров.

Информационно-методическое обеспечение:

Современные программы, технологии, психолого-педагогическая и методическая литература (смотреть список литературы)

Материально-техническое обеспечение:

1. ноутбук;

2. мультимедийное оборудование;

3. мультимедийные презентации: «Дымковские игрушки», «Русская кукла»; «Мастер-класс «Кукла колокольчик»;

4.дидактические игры: «Обведи и раскрась», «Парные картинки», «Декоративное домино», «Собери целое», «Составь узор»;

5.демонстрационные пособия: «Русская матрешка», «Филимоновская игрушка».

Этапы  реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный

Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми и родителями; разработка информационно-методического материала для работы с детьми и родителями.

Формы работы:

1.Создание картотеки стихотворений, загадок о народной игрушке.

2.Подбор информационного материала, создание игр, пособий.

3.Создание мультимедийных  презентаций:  «Дымковские игрушки», «Русская кукла», «Мастер-класс «Кукла колокольчик».

4. Подготовка анкет для родителей.

  1. Основной

Непосредственная реализация проекта: проведение мероприятий.

Цикл мероприятий с детьми:

  • НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; лепка «Дымковские лошадки», «Филимоновский петушок»; рисование «Дымковская барышня», «Мы матрешки - расписные крошки»; аппликация   «Украсим матрешек»; художественный труд «Обереговая кукла Пеленашка», «Кукла Отдарок на подарок»;
  •  развлечение «В гости к нам пришла Матрешка»;
  •  фольклорный праздник «Осенины»;
  • обрядовый праздник «Масленица», «Колядки»;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми: рассматривание иллюстраций  и книг о народных игрушках;
  • рассказы  воспитателя:  «Куклы наших бабушек»; «История куклы России»;  об игрушках: Рождественский  ангел, Кукла  Крестец, Мартинички, Берестяная кукла, Кувадка, Лихоманка, Зайчик на пальчик;
  • составление описательных и творческих рассказов: «Моя любимая народная игрушка», «Дымковские игрушки и их узоры»; «Красавица Матрешка»;
  • беседы с детьми: «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком»; о дымковской игрушке, матрешке, филимоновской и каргопольской игрушке, обрядовых куклах, о куколке  пеленашке, кукле на ложке, кукле из полена;
  •  составление  рассказов по мнемотаблицам по темам: «Матрешка», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Тряпичная кукла Кувадка»;
  • дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана»;
  • сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин»;
  • книжная выставка «Народная игрушка»;
  • заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; стихотворения «Матрешки»  В.Берестова;
  • чтение  русских народных сказок: «Василиса Прекрасная; «Терешечка», Морской царь и Василиса Прекрасная»; детских энциклопедий: «Чудо всюду. Мир вещей и машин», «Я познаю мир. История ремёсел»;
  • рассматривание книги  Н. Курбатовой  «Игрушки»;
  •  слушание  русской народной  музыки: «Камаринская»,  «Зимушка-зима»;   песен «Коробейники» (музыка народная, слова Н.Некрасова) и колыбельной  «У кота, кота, колыбелька золота»;
  • танец «Мы веселые матрешки» (слова Л.Некрасовой, музыка Ю.Слонова);
  • пение песен: «Матрешки» (слова В.Семернина, музыка Т.Варовиной); «Золотая ярмарка» (слова С.Осиашвили, музыка И.Зубкова); «Мы матрешки» (слова А.Осмушкина, музыка В.Темнова) и  народной песни «Матрешки»;
  •  пальчиковые игры: «Матрёшки»,  «Куклы», «Дымковские барышни»; 
  •   подвижные игры: «Мы матрешки – расписные крошки», «Раз, два, три к игрушке беги», «Дымковские барышни красавицы»;
  • динамические паузы: «Куклы танцуют», «Матрешки - крошки».

Цикл мероприятий с родителями:

  •  анкетирование родителей «Игрушки в жизни малыша»;
  • консультации:  «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»;  «История возникновения народной игрушки» (с использованием мнемотаблиц);
  • оформление буклета «Тряпичная кукла»;
  •  привлечение родителей к оформлению музея  «Русская игрушка»;
  • совместная деятельность детей и родителей «Моя матрешка»;
  • выпуск фотогазеты  «Наш Вернисаж»;
  • мастер-класс для родителей «С любовью от мамы».

Цикл мероприятий с  социумом:  экскурсия в детскую библиотеку, мастер-класс специалистов КВЦ «Вернисаж» «Изготовление семейного оберега», мастер-класс преподавателя детской художественной школы «Каргопольская игрушка».

  1. Итоговый

1.Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта);

2.Презентация результатов проектной деятельности:

 - мини – музей  «Русская игрушка»;

- развлечение «Ярмарка игрушек»;

- представление проекта «Сказочный мир русской игрушки» на педагогическом совете МБДОУ.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:  дети испытывают интерес в поиске информации о народной игрушке, истории ее возникновения, задают вопросы. Дети активные, любознательные, интересуются изучением русской народной культуры. Владеют способами изготовления и проявляют самостоятельность в изготовлении игрушек,   в случае затруднения обращаются к взрослому. Эмоционально-отзывчивые, выражают  чувства гордости к культуре русского народа. Гордятся и уважают мастеров изготовления народной игрушки. 

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к традиционной народной игрушке  у детей старшего дошкольного возраста;
  • улучшения навыков изготовления народной игрушки из различных материалов;
  • расширение представлений детей о разнообразии и роли  традиционной русской  игрушки, истории ее возникновения;
  • повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры русского народа.

           Предметом итоговой оценки является – способность рассказать о народной игрушке и показать способы  ее изготовления по мнемотаблице.

Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится  три раза: исходный уровень, сравнительный, итоговый.

При ее проведении определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий, они определены в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

  • Низкий уровень - предполагает практическое невыполнение задания даже с помощью взрослого.
  • Средний уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
  • Высокий уровень - выполняет задание самостоятельно.

Результаты выполнения заданий  были занесены в диагностические карты, что позволило увидеть динамику развития ребенка, скорректировать индивидуальную работу, наметить перспективу работы.

Заключение:

        Мониторинг  педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширились представления об особенностях декоративно – прикладного искусства России, сформировался интерес к данной теме. В процессе поисково-познавательной деятельности и использования мнемотаблиц у детей значительно расширились представления о народной игрушке, истории ее возникновения, способах изготовления. Дети называют виды игрушек, могут рассказать,  для чего они были нужны в старину, из чего ее можно сделать, и какой материал для этого необходим. Имеют представления, как играли их сверстники  раньше  и как можно играть с народной игрушкой сейчас, в настоящее время.

         Овладели способами изготовления разных видов народной игрушки.

Участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с  членами семьи в ходе поиска информации и изготовления игрушек.

        Проектная деятельность  способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями.

       У родителей появилась заинтересованность в возрождении народной культуры своего народа и желание приобретать или  изготавливать вместе с ребенком народные игрушки.

       Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности «Чудесный мир народной игрушки».

 Вывод:

       Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа,  именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача  приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное  нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и   принесет свои  плоды

 Список литературы

  1. Батурина, Г.И.  Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]: пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  2. Берстенёва, Е. Кукольный сундучок  [Текст] / Е. Берстенёва, Н. Догаева. – Белый город, 2010. – 112 с.
  3. Богуславская, И.Я. Русская народная глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богусловская. – Л: Искусство, 1975. – 148 с.
  4. Воробьёва, О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика [Текст] / О.Я. Воробьёва. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 140 с.
  5. Гаврилова, В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий [Текст] / В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. – М: Учитель, 2010. – 144 с.
  6. Горичева, В.С. Куклы  [Текст] / В.С. Горичева. – Ярославль.: Академия развития,1999. – 187 с.
  7. Грибовская, А.А.  Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / А.А.Грибовская. – М.: Скрипторий, 2003. – 168 с.
  8. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Д. Дайн. – М.: Сов. Россия, 1987. – 126 с.
  9. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Наука. 2012. – 148 с.
  10.  Динцес, Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития [Текст] / Л.А. Динцес. – М.: Знание, 1986. – 86 с.
  11.  Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. –М.: Детство-Пресс, 2006. – 304 с.
  12.  Маёрова, К. Русское народно-прикладное искусство [Текст] / К. Маёрова, К. Дубинска. – М.: Знание, 1990. – 272 с.
  13.  Некрасова, М.А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности [Текст] / М.А. Некрасова. – М.: Совет. Россия, 1983. – 219 с.
  14.  Попова, О. С. Русские художественные промыслы [Текст] / О. С. Попова. – М.: Знание, 1984. – 144 с.
  15.  Рафаенко, В.Я. Народные художественные промыслы [Текст] / В.Я. Рафаенко. – М.: Знание, 1988. – 175 с.
  16.  Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л.Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
  17. Сакулина, Н.П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
  18.  Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст]: цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2000. – 128 с.
  19.  Флерина, Е.А. Игра и игрушка [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.А. Флёрина. – М.: Просвещение,1973. – 250 с.
  20.  Шайдурова, Н. Традиционная тряпичная кукла  [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов / Н. Шайдурова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 176 с.
  21.  Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко. – М.:Владос, 2008. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"

Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....

Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).

Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4.  Разви...

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки  ее мастерами ,закрепляют знания о  промыслах и   символе  России  -матрешке....